Раздел 3. Вербальное общение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Вербальное общение



В старших классах вербальное общение приобретает своеобразные направления — „философствование" и утверждение своего мироощущения, — которые становятся ведущими. Не только повышается потребность в общении, но и возникает необходимость вступать самостоятельно в новые контакты, предъявлять свое „Я". В процессе развития личности и стабилизации уровня социальной зрелости наибольшую роль играет умение выражать свою мысль, проявлять инициативу в деловых и дружеских контактах вербальными средствами. В наиболее выгодном положении оказываются дети с развитой речью, а несколько ущемленно чувствуют себя молчуны. Но и те и другие буквально страдают от низкого уровня способности слышать собеседников, доносить смысл, а ведь самое главное для человека — „чтобы тебя понимали".

Занятия знакомят учащихся с законами, технологиями вербального общения, позволяют отрабатывать умения в этой области, а также обучают новым.

Тема 1. Слушание

Занятие № 1 (3—4 часа). Умение слушать.

Цель: заострить внимание на восприятии собеседника; совместно сформулировать правила „хорошего слушания".

Порядок работы.

Упражнение 1.

Ведущий произносит любую фразу (о погоде, школе, политике, самочувствии и др.) и каждому участнику предлагается рассказать, что он услышал и что воспринял. В результате высказываний становятся очевидными некоторые расхождения в понимании этой фразы.

Предлагается проанализировать этот феномен посредством простых упражнений.

Упражнение 2. „Испорченный телефон".

Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Упражнение 3.

Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Обсуждение.

Почему искажен смысл? Как это происходило?

Информация для педагога-психолога.

Для большего эффекта и тщательного анализа (если на это способна и настроена группа) можно процесс записывать на магнитофон. В результате рефлексии группа совместно с ведущим систематизирует выводы. Например:

— Слушание граничит с пониманием.

— Слушать и слышать не совсем одно и то же.

— Фильтром при передаче информации является избирательное восприятие.

После окончания процесса анализа и формулирования причин заключается „договор" на следующий процесс — тренировка умения слушать.

Тренировочные упражнения. Их можно проводить по кругу, в парах и в группах.

Упражнение 1.

Участникам предлагается пересказать то, что рассказал собеседник. (Упражнение идет легко, если предложить рассказать фрагмент события, которое произошло по дороге в школу, в школе, дома, а также прочитанную статью или отрывок из книги, фильма и т. п.)

Обсуждение.

В каких случаях пересказ более точен?

Какую роль играет умение рассказчика концентрировать внимание своего собеседника?

Что „мешает" услышать и запомнить текст?

Упражнение 2.

Вариант упражнения 1. Но прежде чем пересказать услышанное, надо уточнить некоторые детали (фразу, слово, заключение, утверждение и т. п.).

Обсуждение.

Каким образом помогают уточняющие вопросы?

Какие чувства возникали у рассказчика?

Информация для педагога-психолога.

Следующие упражнения полезно записывать на магнитофон или выделить группу супервизоров.

Упражнение 3.

Выслушать короткий рассказ, но теперь не пересказывать, а передать смысл услышанного. Результатом обсуждения может быть формулирование целей эффективного слушания.

Упражнение 4.

Первый участник высказывает какое-либо мнение. Второй участник выслушивает его до конца, стараясь услышать точку зрения собеседника, а не формулировать в это время свою.

Обсуждение.

Что чувствовал слушающий?

Как себя чувствовал говорящий?

Что помогало и что мешало собеседникам?

Упражнение 5.

Используется вариант предыдущего упражнения. Рассказчик высказывает свою точку зрения по любой интересующей его теме. „Слушающий" не столько слушает собеседника, сколько старается сконцентрироваться на своей точке зрения по этому поводу и не вступать в обсуждение. Отработать следующие вопросы:

Что чувствовал каждый из собеседников?

Что хотелось сделать?

Что „слушающий" понял из сказанного?

Каков смысл на самом деле?

Далее ведущий предлагает эти же упражнения, но с изменением поведения слушающего.

1. Слушая, партнер ставит цель — побыстрее высказаться самому, но не перебивает собеседника.

2. „Слушающий" выслушивает внимательно только затем, чтобы уличить в чем-нибудь: во лжи, нелогичности, предвзятости, плохом вкусе.

3. „Слушающий" не столько заинтересован услышать мнение собеседника, сколько хочет оценить собеседника во время выслушивания: глупый, умный, выскочка, мямля, лидер, верзила, опасный, красивый и т. д.

Обсуждение. Каков эффект?

Как меняется поведение говорящего (мимика, жесты, манера, голос) в процессе разговора? Обобщение. Формулируются и записываются на доске „правила хорошего

слушания".

Занятие № 2. Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего.

Цель: Вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.

Для того чтобы актуализировать знания участников группы, ведущий предлагает всем по очереди высказать предположения — „что именно требуется от говорящего". Затем заключается „договор" на проведение тренировочных упражнений.

Упражнение 1.

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь; и т. д.

Обсуждение.

Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение 2.

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» — с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).

в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», — стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т. д.

Обсуждение.

Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего.

Роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор).

Информация для педагога-психолога.

Заключить „договор" о тренировке способов улучшения взаимопонимания.

Занятие № 3 (2 часа). Закономерности, повышающие взаимопонимание.

Цель: Тренировка способов улучшения взаимопонимания.

Упражнение 1. „Место встречи".

Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.

а) Один участник описывает место в помещении, куда нужно прийти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.

б) Один участник описывает место в городе, а второй — должен догадаться, где оно находится.

Обсуждение.

Что мешало и что помогало понять собеседника?

Что помогало „встать" на позицию говорящего?

Упражнение 2.

а) Описать состояние человека в какой-либо ситуации из известного фильма или книги (например, Чацкого в момент его отъезда).

б) Попытаться описать состояние любого члена группы.

Упражнение 3.

Представить себя экзаменационной комиссии на собеседовании. Один человек — абитуриент, остальные — экзаменационная комиссия. „Проиграть" этот этюд с разными участниками.

Обсуждение.

Что помогало абитуриенту настроить комиссию на слушание и что вызвало интерес?

Какие чувства вызвал он у слушающих?

Обобщение.

Выведение и запись на доске закономерностей, повышающих возможность выразить свою мысль и завоевать внимание собеседника (речь, формулирование мысли, взаимовлияние).

Тема 2. Искусство полемики

Занятие № 4 (2 часа). Виды вопросов.

Цели: знакомство с видами вопросов; отработка умения задавать вопросы. Порядок работы.

Упражнение.

Каждый из членов группы выбирает сказочный персонаж и идентифицирует себя с ним, присваивая его имя, образ жизни, прошлое и т. д. Вначале все знакомятся, задавая закрытые вопросы. Затем каждый должен задать 2—3 открытых вопроса любому персонажу, на которые получает развернутые или формальные ответы.

Персонажи могут объединяться между собой, и теперь открытые вопросы будут задаваться всей группе, а участники сами решают, как они будут отвечать.

Обсуждение.

Проходит в свободной форме, т. е. рассказывают о впечатлениях, вызванных чувствах, реакциях, сложностях, находках.

Домашнее задание. Составить анкету, используя открытые и закрытые вопросы. Вариант темы для анкеты: „Ваше хобби".

Занятие № 5 (4 часа). Простые и сложные вопросы. Цель: познакомиться с понятиями простого и сложного вопроса. Порядок работы.

Упражнение 1.

Участники делятся на „родителей" и „детей". „Родитель" должен задать сложный вопрос, который бы вызвал тревогу „у ребенка". Например: «Верно ли, что тебе больше нравится музыка, и на экзамене по математике ты хочешь, чтобы тебе поставили оценку за это увлечение, а не за знания?». Затем они меняются ролями, процедура повторяется.

Обсуждение.

Какие чувства вызывают такие вопросы?

Как хочется ответить на такой вопрос?

Ученики владеют большим арсеналом подобных вопросов и знают, что именно вызывает тревогу во взаимоотношениях родителей и детей, поэтому приводят много примеров.

Упражнение 2.

Это упражнение аналогично упражнению 1, но теперь участники делятся на „учеников" и „учителей" либо предлагают свои ситуации. Например:

Учащийся подготовительных курсов задает уточняющие вопросы, чтобы расширить свою информированность по поводу условий и выгод обучения на этих курсах: «Когда закончатся курсы обучения, что будет решающим при поступлении на … факультет?», или же ученик пытается выяснить непонятный вопрос по какому-либо предмету.

Если проигрывать или разбирать предложенные участниками ситуации, то у них появляется возможность прорепетировать самостоятельное поведение в них.

Упражнение 3.

Ведущий задает дискуссионную тему: «Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недовольны и поэтому в семье возникают ссоры». Участники делятся на две группы:

группа — условно согласные с утверждением;

группа — условно не согласные,

и обсуждают эту тему, используя сложные и простые вопросы.

Упражнение 4.

Ведущий предлагает рассказать о своем предполагаемом профессиональном выборе. Каждый участник должен задать 2—3 вопроса члену группы для выяснения причины выбора. Вопросы должны быть корректными.

Обсуждение.

Какие чувства и желания вызывают эти вопросы?

Упражнение 5.

Совместно выбирается сказка, по желанию распределяются роли между участниками. В дальнейшем отвечать на вопросы надо будет от имени этих персонажей. Им задаются некорректные вопросы с попыткой уличить в чем-либо или со спрятанным утверждением {двойной смысл), а можно просто нелогичные вопросы.

Вопросы персонажам сказок: „Почему ты, Змей Горыныч, не любишь людей?" (утверждение); „Что, у тебя, Настенька, руки отсохнут, если ты подметешь пол?" (нелогичность, скрытый смысл).

Упражнение 6 (обобщение).

В играх „Брифинг", „В прямом эфире", „Телемост" (по форме телепередач) показать умение задавать следующие формы вопросов: нейтральные; благожелательные; неблагожелательные; „острые".

Обсуждение.

а) Выделить собственный стиль задавания вопросов.

б) Если группа готова к открытому и доброжелательному общению, можно предложить высказаться желающим о стиле поведения других (если позволит тот, о ком хотят сказать).

После обсуждения группа формулирует необходимые требования к задаваемым вопросам, основываясь на принципе конструктивности для поддержания коммуникации.

Требования к вопросам.

1. Разговор не должен походить "на экзамен.

2. Вопросы не должны: быть сложными для понимания; выходить из области знания, проблем, известных собеседнику.

3. Вопросы должны побуждать собеседника к выражению собственных мыслей и чувств.

Занятие №6 (2 часа). Искусство отвечать.

Цель: научить подбирать формы ответов, адекватные конкретной ситуации.

В тренировке умения отвечать можно использовать те же упражнения, что и при изучении вопросов, акцентируя внимание на ответах. Это позволит использовать эффект формы „тренинга умений" при отрабатывании форм задавания вопросов. Можно модифицировать эти упражнения, а также разбирать литературные произведения.

Обобщение.

Классифицировать формы ответов (полные — неполные, прямые — со скрытым смыслом, проясняющие — уводящие в сторону и др.).

Домашнее задание.

При просмотре радио- и телепередач обратить внимание на формы ответов собеседников. Проанализировать, какие формы ответов вам ближе.

Занятие № 7 (А часа). Правила поведения в дискуссии.

Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника.

Примечание: Материал этого занятия активизируется при работе с темой „Основные стили общения. Конвенциальное общение."

Порядок работы.

1. Тема дискуссии выбирается методом „корзины идей":

— на доске записываются все предложенные темы;

— систематизируются по общности смысла;

— выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана).

2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при помощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут возникнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Это могут быть такие правила:

— предельная доброжелательность;

— обсуждение и аргументация не переводятся на личность;

— нельзя голосовать;

— не отнимать время, решая свою личностную проблему — желание выглядеть лучше (не „рисоваться");

— непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления.

3. Дискуссия.

а) Тренировочный вариант.

Предлагается утверждение «День начинается с восхода солнца». Участники делятся на согласных с утверждением и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок,

строгое следование теме.

б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных детьми. Можно воспользоваться такими, как „Интеллигентный человек",

„Деловой человек".

1 вариант. Участники разделяются на две команды, устанавливаются правила дискуссии.

2 вариант — „Аквариум". Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выполнение правил дискуссии.

3 вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личностным качествам.

Критерии оценки:

— умение слушать и выслушивать;

— умение понять собеседника;

— доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

— организованность и умение объединяться для групповой деятельности;

— умение встать на точку зрения партнера и оппонента;

— умение склонить собеседника к своей точке зрения.

Обсуждение.

1. Рефлексия: чувства, открытие в себе и в других.

2. Что мешало и помогало?

3. Какие принципы нарушались чаще, почему?

4. Чему научились в процессе дискуссии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.074 с.)