Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Личное обаяние и общениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие №6 (2 часа). Роль доверия в общении. Цель: определить зависимость продолжительности общения партнеров от степени доверия друг другу. Порядок работы. 1. Упражнение „Опора". Все участники группы разбиваются на пары. а) Двоим участникам надо встать спинами друг к другу. Один из участников должен спиной опереться на спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть „опоре". Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет. б) Оба партнера стоят, прижавшись спинами друг к другу. Они находят точку опоры для обоих, выбирая угол наклона. Запрещается поддерживать партнера, оба должны „отдать" друг другу всю тяжесть своего тела. В этом положении они могут стоять столько, сколько захотят. Обсуждение. В каком случае стоять было удобнее? Когда стоять хотелось дольше? Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга? Что было легче делать: опираться или удерживать? Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие новые знания, ощущения и ассоциации возникают? 2. Дискуссия на тему: „Продолжительность общения зависит от степени доверия собеседников друг другу". Вопросы, помогающие обсуждению темы: Какой смысл вкладывается в понятие „доверие"? Способы проявления доверия? В заключение дискуссии ведущий должен подчеркнуть общее и индивидуальное восприятие проблемы доверия. Занятие № 7. Влияние личного обаяния на продолжительность общения. Цели: установление зависимости продолжительности общения от личного обаяния; определение и тренировка ресурсов влияния на собеседника. Упражнение 1. „Бег ассоциаций". Участникам предлагается придумать ассоциации к словам. Например: „Ветер — ласковый, нежный, штормовой, мерзкий и т. д." Через несколько слов ведущий предлагает слово „обаяние" (мужское, женское, речи, взгляда). Упражнение 2. Ведущий предлагает вспомнить знакомого всем человека или героя произведения, фильма, которого можно назвать обаятельным, и выписать на листочке его индивидуальные особенности, придающие его образу обаяние. Прочитать и выписать совпадающие характерные черты. Например: блеск глаз, живость или пластичность движений, естественные непосредственные реакции и т. д. Упражнение 3. „Утренний прием Короля". Разыгрывается мини-спектакль. Каждая придворная Дама должна подойти к Королю, улыбнуться и сказать любую фразу, стараясь его очаровать. Придворные Кавалеры, наблюдая этот процесс, выбирают „самую обаятельную" из них. Свои предложения они должны аргументировать. Затем Король приглашает ее на трон, и все Кавалеры проделывают ту же процедуру, что и Дамы по отношению к Королю. Упражнение 4. Участникам предлагается написать тайную записку каждому члену группы, в которой выделяются „черты обаятельности". Обязательно надо написать имя адресата. Записки складываются сначала вместе, а потом каждый ищет „послание" для себя. Обсуждение. Что нового вы о себе узнали? Какие ваши черты помогут вам в общении? Занятие № 8. Зависимость продолжительности общения от личного стиля поведения. Цели: знакомство с различными стилями поведения; выявление наиболее эффективного стиля поведения. Упражнение „Войди в круг". Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий задает вопрос: „Кто из участников попытается войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение?" Несколько добровольцев поочередно пытаются войти в круг. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях. Обсуждение. Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось? Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию? Какое поведение обладает эффектом „бумеранга"? Что нового вы открыли в себе и окружающих? Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении? Тема 3. Помехи в общении С детства мы привыкли слышать — „это хорошо, а это плохо", а чаще —„так нельзя". В 15—17 лет человек сам уже имеет на этот счет свое мнение, однако не всегда мысли и чувства в ладу между собой. «Я понимаю, что это плохо, но так я чувствую себя в безопасности». Часто узкий взгляд на проблему настолько ограничивает наше восприятие и способы взаимодействия, что для решения большинства проблем необходима помощь других людей либо целенаправленное изменение себя. Следует обратить внимание ребят на некоторые факторы, мешающие в общении. Занятие № 1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте. Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами. Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает: а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость, скорбь, лесть и т. п. б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения. Обсуждение. Достаточны ли наши возможности выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению? Информация для педагога-психолога. В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить „маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, в компании, семье и т. д.). Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека. Занятие № 2. „Маски" в общении. Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения. Порядок работы. Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски: 1) безучастности; 2) прохладной вежливости; 3) высокомерной неприступности; 4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание"); 5) послушания или угодливости; 6) деланной доброжелательности или сочувствия; 7) простодушно-чудаковатой веселости. (Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются.) Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою „маску". Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем. Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске. Инсценирование заканчивается „живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из „Ревизора" Н. В. Гоголя). Информация для педагога-психолога. Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими „масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни, чем они помогают и чем мешают в общении. Занятие № 3 (1 час). Искажение информации в общении. Цель: показать, как мешает общению искажение информации. Ведущий предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения: Упражнение 1. „Зеркало" (см. стр. 80). Упражнение 2. „Испорченный телефон" (см. стр. 89). Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились; как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся. Занятие № 4 (2 часа). Формирование образа партнера. Цели: „чтение" и формулирование „подтекста" поведения партнера; выявление механизма ловушек в общении: стереотипа восприятия, переноса собственных чувств, навешивания ярлыков; разграничение понятий „партнер" и „построенный образ". Упражнение. Ведущий предлагает трем желающим участникам задание, которое они должны будут продемонстрировать, войдя в комнату (остальные участники задания не знают). Продемонстрировать состояния: Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться. Самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека. Веселого, беззаботного человека. Каждый из них должен поздороваться и задать несколько вопросов группе. Оставшиеся члены группы записывают впечатления: рост, вес, возраст, статус, черты характера, зачем пришел, что от него ждать. Затем записи о всех вошедших или об одном (экономия времени) на выбор зачитываются. Обсуждение. На основании чего сложился образ? Насколько объективным может быть этот образ? Информация для педагога-психолога. В обобщении обратить внимание на то, как отражаются на создании образа: — социальное, интеллектуальное неравенство, переоценка психологических качеств; — фактор внешней привлекательности; — фактор любовных, дружеских отношений; — положительное отношение к группе (человеку); — стереотипы. Этого упражнения, возможно, в некоторых группах будет недостаточно. Можно предложить записать письменный портрет (внешний и психологический) знакомого вам человека. Это проявит массу стереотипов, „ярлыков", приписываемых недостатков и достоинств. Систематизировав препятствия восприятию человека, можно попытаться „нарисовать" групповой портрет. В заключение необходимо вспомнить ситуации: 1) когда первое впечатление оказалось обманчивым (обговорить последствия общения с созданным образом, а не с человеком); 2) когда подруги или друзья резко прерывают отношения; 3) феномен любви (по этой теме лучше работать с литературными произведениями). Занятие № 5 (2 часа). Влияние врожденных факторов на стиль общения. Цели: научиться понимать — какой темперамент у человека, что можно ожидать от людей того или иного темперамента; различать формы коммуникации — агрессию и эмоциональный „всплеск". Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает абстрактную ситуацию, например: «Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающая мимо машина». Как вы поведете себя в данном случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые вы бы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на четыре группы по сходству реакций. Обсуждение. Какие реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента? Какие чувства вызывают эти реакции у людей другого темперамента? Какие последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы? Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента. Информация для педагога-психолога. Выводов лучше не навязывать, опасаясь установления стереотипов. Занятие № 6 (2—3 часа). Мышечные зажимы — фактор, снижающий продуктивность общения. Цели: выяснение роли прикосновений в общении: а) значения памяти мышц; б) последствий возрастных „застреваний". Порядок работы. Упражнение 1. Ведущий предлагает участникам поделиться с окружающими воспоминаниями: а) какие вещи в детстве были любимыми, какие — нелюбимы ми; какие чувства и ощущения сохранились до сих пор; какие воспоминания переносятся на нынешний стиль одежды; б) какие игрушки любили, какие взаимоотношения были с родителями по поводу игрушек (уборка игрушек, покупка, выбрасывание), как это проявляется теперь во взаимоотношениях с окружающими (уважение, безразличие, агрессия). Упражнение 2. Участники образуют пары, им надо „нарисовать" на спине партнера рукой любой рисунок и отгадать, что „нарисовано". Обсуждение. Какие прикосновения приятны? Какие вызывают негативные чувства? Что мешает понять партнера (личное восприятие, прикосновение)? Как это мешает в общении? Упражнение 3. Ведущий предлагает закрыть глаза и беспорядочно перемещаться по комнате. При встрече при помощи рук пытаться „узнать" встретившегося человека. Обратить внимание, какие возникают ощущения и чувства от прикосновений, какая появляется тактика поведения. Упражнение 4. Все образуют тесный круг, а в центре — один человек. Закрыв глаза, он падает на руки остальным, а те бережно его передают друг другу. Обсудить ощущения передающих, ощущения падающего. У кого возникло чувство доверия? Упражнение 5. Ведущий предлагает желающим рискнуть — упасть на руки товарищей с возвышения. Каждый может сказать то, что захочет. Информация для педагога-психолога. В заключение обсуждения перевести разговор на тему: «Как прикосновение и доверие влияют на процесс общения? Значимость комфортных ощущений. Какие возрастные „застревания" могут порождать мышечные зажимы?». Активизируя выводы участников, пополнить их знания теорией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.252 (0.011 с.) |