Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Межличностное взаимодействиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие № 3 (2—4 часа). Индивидуальное восприятие процесса. Цели: выявление значения индивидуального восприятия; определение закономерностей, помогающих общению в группе. Порядок работы. Участникам предлагается упражнение 1, которое поможет выявить личные и общие проблемы в общении. Упражнение 1. „Броуновское движение". Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего группы все останавливаются и открывают глаза. Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза. Анализ упражнения — ответы на ряд вопросов. Какие чувства возникают в первом и втором случае? Что мешало движению? Что помогало не сталкиваться? Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие оказались „новыми"? Наиболее частыми бывают такие ответы: а) „преобладает чувство тревоги, страха"; б) „возникают ощущения неловкости". Педагогу-психологу следует предложить сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации и ситуации, когда необходимо проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает детям понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Эта формулировка звучит так: „Часто общение похоже на движение с закрытыми глазами". Дальнейшее обсуждение вопросов, „что мешало и помогало", позволяет понять, что очень часто мы недостаточно используем свои каналы восприятия — слух, прикосновение, ощущение партнера. Неудач больше у тех, кто концентрирует внимание в большей степени на себе, чем на окружающих. Упражнение 2. Выявление соответствия индивидуального и общего мнения. а) Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания. После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему. Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было „корректоров", каждый внесет свои изменения: „Каждый видит по-своему". Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос. б) Предлагается одному участнику пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит „своим голосом" свое имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу — от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса. Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый „слышит по-своему". Таким образом демонстрируется оригинальность зрительного и слухового восприятия. в) Далее проверяется еще один канал восприятия — прикосновение. Почти всегда участниками высказывается опережающее мнение об индивидуальности и этого канала восприятия. Но упражнение все-таки следует провести, поскольку оно дает еще и терапевтический эффект. Предлагается расставить участников „по теплоте рук" (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных детей). 1-й участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу „руки теплее—холоднее". 2-й участник корректирует расположение участников в ряду. В заключение всем участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в данный момент. Детям предлагается обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести их к принципам общения: „Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими". Домашнее задание. Последите, как выполняются вами эти принципы в семье, в школе, в общении с друзьями. Где этим принципам вы следуете чаще? Занятие №4 (2 часа). Тренинг сензитивности. Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости. Предыдущие занятия начали разрушение формальных отношений (и динамики отношений в классе, если это спецкурс для класса, а не для сборной группы), что приводит к состоянию тревожности, поскольку привычная форма взаимоотношений нарушена, а новая не создана. Это занятие может помочь в выработке нового стиля группового и индивидуального поведения. Порядок работы. Следует начать с „ледокола". Предлагается каждому участнику вспомнить, в какой одежде он был на первом занятии, в какой одежде были все остальные, и поделиться своими воспоминаниями; сказать, какой цвет, на его взгляд, идет друзьям в этой группе. В дальнейшем ходе занятия должны выполняться основные условия: все упражнения следует выполнять молча (не комментируя и не выражая свое мнение звуками), без смеха. Упражнение 1. Каждый участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия. Упражнение 2. Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри поворачиваются к центру спиной; лицом к каждому из них становится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримасничая и не смеясь., Затем все участники из внешнего круга переходят по часовой стрелке к следующему партнеру, и процедура повторяется. Участники внешнего круга передвигаются до тех пор, пока не возвратятся к своему первому партнеру. На этом упражнение заканчивается, все садятся на свои места. Примечание. Поскольку упражнение требует преодоления многих личностных барьеров, члены группы могут чувствовать себя уставшими и раздраженными. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих упражнений: а) всем вместе вдохнуть и выдохнуть; б) всем вместе (встав в круг) топнуть, одновременно „выбросив" в пол кулак со всей силой; в) всем вместе крикнуть: „А-а-а!" или „Все!", или „Да!" (можно по-английски). Обсуждение. Участникам предлагается вспомнить: а) свое состояние в начале и в конце упражнения; б) что хотелось сказать или сделать; в) какие мысли приходили в момент разглядывания другого человека; г) о чем, казалось, думал партнер. В момент обсуждения необходимо пресекать попытки претензий и наставлений. Занятие № 5 (2 часа). Развитие чувствительности. Цель: Тренировка оттенков восприятия партнера. Порядок работы. Занятие состоит из серии упражнений, тренирующих чувствительность, концентрацию внимания на своих ощущениях, „чтение" информации, которую партнер сообщает невербально. Упражнение 1. Ученикам предлагается обратить внимание на выражение глаз товарищей и дать им оценку по следующим критериям: а) легко или трудно смотреть в глаза; б) веселый или грустный взгляд; в) спокойный или напряженный взгляд; г) жесткий или мягкий взгляд; д) светлые или темные глаза. Затем первый пожелавший должен расставить всех участников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев. Такую процедуру должны проделать все желающие. После проведения процедуры все должны расположиться там и так, где и как хотят. Предложите участникам вспомнить, как чаще всего их взгляд характеризуют окружающие и ответить на вопросы: „Каким чаще всего бывает ваш взгляд? Помогает он или мешает в общении с людьми?" Упражнение 2. Ученики закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно приятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикосновения в этом упражнении вызывали напряжение. Это упражнение можно анализировать, но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие. Упражнение 3. Расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как ощущаете их руки: а) от теплых до холодных; б) от мягких до жестких; в) от добрых до жестоких. Предложить участникам попытаться сделать что-то, чтобы руки у всех стали: а) доброжелательными; б) жесткими; в) добрыми. Упражнение 4. „Улыбка". Расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как воспринимается их улыбка: а) от напряженной до спокойной; б) от свободной до скованной; в) от радостной до грустной. Сделать попытку передать доброжелательную улыбку по цепочке, глядя друг на друга. Упражнение 5. „Выражение лица". Расположить товарищей по кругу в зависимости от выражения лица: а) от грустного до веселого; б) от располагающего к общению до настораживающего; в) от уставшего до отдохнувшего. Сделать попытку без слов изменить выражение лица в сторону большей открытости, доброжелательности. Упражнение 6. Предлагается вспомнить или уточнить имена товарищей (если группа сборная) либо имена их родителей (если участники давно учатся вместе). Рефлексия. Кто что чувствовал, было ли трудно, на самом ли деле это чувствовал или логически вывел из анализа ситуации? Какое упражнение наиболее запомнилось? Какое выполнить было труднее, какое — легче? Информация для педагога-психолога, В ходе занятия необходимо держать экспрессивный темп, поддерживать повышенный эмоциональный уровень, чаще использовать добрый юмор, не терять доброжелательную атмосферу. Занятие №6 (1 час). Создание правил работы группы. Цели: создание правил групповой работы; заключение договора на дальнейшую работу. Порядок работы. Педагог-психолог должен организовать работу сначала в малых группах, а затем в общей группе по созданию группового мнения и правил работы группы в дальнейшем, опираясь на опыт предыдущей работы и приобретенные знания учащихся. Участники должны назвать или написать свои пожелания о приобретении знаний из области психологии, а также по формам проведения занятий. Тема 3. Рефлексия Занятие №7 (2 часа). Введение в тему. Начало исследования рефлексии. Цели: развитие внимания к окружающим в совместной деятельности; осознание своих чувств, попытка вербализации; описание окружающих — попытка видеть партнера, а не созданный образ. Порядок работы. Педагог-психолог предлагает провести эксперимент — в каком случае, не ущемляя собственного достоинства, „не роняя своего лица" и не копируя других, каждый участник сможет работать в группе. Упражнение 1. Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки и на счет „три" мгновенно открыть ладони (провести репетицию). А теперь с трех попыток постарайтесь достичь единства — выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев. Упражнение 2. Это упражнение основано на упражнении 1, дополненном ориентировочными условиями: выбрасывая пальцы, ориентироваться а) на противостоящих; б) на рядом стоящих; в) на лидера, которого выбрал сам; г) на большинство участников. Предложить ответить, какой ориентир оказался наиболее результативным, в каком случае каждый себе больше понравился, а также вспомнить занятие, на котором все смотрели друг другу в глаза. Какие чувства возникали тогда? Упражнение 3. Участникам предлагается посмотреть на соседа справа так, как он смотрит на вас. Какие чувства вызывает этот взгляд? Как, по-вашему, правильнее сказать: „Он смотрит на меня осуждающе" или „Я чувствую осуждение в его взгляде"? Возможна небольшая дискуссия, но ее не следует затягивать, а нужно предложить следующие наблюдения и исследования. Упражнение 4. Разыгрываются небольшие этюды. Один участник входит в комнату, проходит и садится там, где хочет. Остальные наблюдают и пытаются понять, какие чувства возникли у него в процессе этой процедуры. В памяти воспроизводится ситуация, когда кто-нибудь выходит отвечать к доске. Нужно вспомнить чувства, которые чаще всего возникают, когда вы наблюдаете его выход и ответ. Один из участников (если все отказались, то сам педагог-психолог) скачет на одной ноге. Обсудить, какие чувства вызывает это зрелище. Один из членов группы пытается изменить местоположение предметов мебели. Обсудить, какие чувства вызывает его вид, его действия. Рефлексия. Все по очереди рассказывают о том, какие чувства возникали в момент упражнения. Примечание. Руководителю необходимо чутко следить за высказываниями и деликатно уточнять: „Он был такой или это его вид вызвал у тебя чувства? Какие именно?" Нужно помогать в поиске определения чувства. Упражнение 5. Предложить нескольким участникам рассказать: анекдот или короткий юмористический рассказ; любое стихотворение; отрывок из фильма. В это время остальным нужно проследить, какие чувства вызывают голоса рассказывающих. Обобщение. Легче говорить о своих чувствах или о том, кто вызывает эти чувства? Всегда ли мы говорим о человеке или часто переносим на него свои чувства и мысли, вызванные другим человеком? Здесь может возникнуть ситуация, в которой будет уместна активизация понятия о психологических защитных механизмах (см. занятие № 2). Упражнение 6. Предложите участникам описать кого-либо из членов группы. Можно начать с педагога-психолога. Условие: передавать свое восприятие, не приписывая качеств. Совместно договориться о формулах рассказа, например: „Когда я слышу голос, у меня возникает чувство…" или: „Такое поведение у меня вызывает ощущение…", или: „Когда ты так делаешь, мне хочется…" и т. д. Домашнее задание. Описать (создать) объективный образ человека, который в данный момент неприятен, (своего бывшего друга, кого-нибудь из родителей или учителей) без употребления оценочных высказываний, только через свои чувства. Информация для педагога-психолога. Все упражнения следует проводить в стиле шоу, чтобы снять напряжение и неловкость. Темп — экспрессивный. Каждое упражнение после выполнения обсуждается в форме предположений. Часть участников не решаются говорить, но очень внимательно слушают рассуждающих; попробуйте вовлечь их в обсуждение. Занятие №8 (2 часа). Рефлексия. Цели: отработать навыки рефлексии; способствовать осмыслению помех и затруднений в процессе общения; способствовать осмыслению своих состояний. Порядок работы. Предложить учащимся разобрать пример из классической литературы по школьной программе, (например: Толстой Л. Н. „Воскресенье", ч. I, гл. XIII (перемены в Нехлюдове). В процессе последующих упражнений участники должны попробовать „прислушиваться" к своим ощущениям, пытаться понять, что с ними происходит. Упражнение 1. Все участники встают плотно друг к другу, как бы образуя „заросли". Каждому из участников предлагается пробраться сквозь эти „заросли" (все стоят лицом к преодолевающему препятствие). Упражнение 2. Как в первом упражнении, все образуют плотное кольцо, а один участник пытается проникнуть в круг. Для перехода к последующей рефлексии полезно упражнение „Послушаем себя". Оно проводится в полном молчании в течение минуты. Рефлексия. Можно использовать следующие формулы: а) мои ощущения и мысли, когда я был в роли преодолевающего препятствие; б) что мне мешало, что помогало? в) что удивляло, раздражало? г) какие чувства вызывали окружающие? д) почему произошло именно так? Информация для педагога-психолога. На данном этапе не следует стимулировать открытость, поскольку, как правило, в группе еще не достаточен уровень доверия. Кроме того, пассивность некоторых участников занятия естественна для тренировки рефлексии, которая требует внимания к собственному состоянию и собственным мыслям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.012 с.) |