Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Однородность группы как фактор эффективности работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целесообразно рассмотреть некоторые факторы, влияющие на эффективность поведения участников. В качестве наиболее значимых факторов можно назвать самооценку группы и восприятие лидерства членами группы, напрямую связанные со степенью ее однородности, однако с противоположными знаками (см. схему). Восприятие лидерства интерпретируется как осознание реальной картины взаимодействия в группе. Когда все работают равноценно и решения принимаются при равном участии каждого (более демократично), снижается очевидность вклада каждого и точность восприятия лидерства, т. е. увеличивается степень однородности группы и, следовательно, ее продуктивность. Таким образом, способом оптимизации групповых решений является стремление к равенству влияния участников. Найденные зависимости открывают возможности социально-перцептивной регуляции группового принятия решений и однородности группы [Общение…, 1987]. Из схемы видно, что одним из факторов, влияющих на степень однородности группы, является форма совместной деятельности. Установлено, что творческая работа участников повышает однородность и эффективность учебной группы. Негативное влияние поляризационного эффекта в условиях планирования творческой деятельности менее выражено, что подтверждено экспериментальными данными А. Г. Костинской [Общение…, 1987]. Задания творческого характера необходимы в группе с управляемой динамикой. Именно они помогают ведущему снизить групповую поляризацию и увеличить продуктивность группы. Существует также конкретная методика, позволяющая предотвратить доминирование в групповой дискуссии одного из участников. Она служит для поощрения пассивных членов группы к общей работе и для обеспечения участия большей части группы в решении какого-либо вопроса. Данная методика представляет собой структурированную разновидность работы в малых группах. Результатом при этом становится набор приоритетных решений или рекомендаций. Пример использования данной методики на занятии. Цели: обеспечить участие большей части группы в решении проблемы; получить множественный вклад участников в решение проблемы в структурированной форме. Вводную беседу по выявлению основной проблемы лучше начать с актуальной темы: «Приближаются каникулы. Наверное, каждый из вас имеет свое представление о том, каким будет для вас это лето. Конечно, во многом ваше настроение и степень удовлетворения от летнего отдыха будут зависеть от общения с окружающими. Давайте выясним, что может в общении повлиять положительно, а что — отрицательно?..» В этом конкретном случае группа была единодушна: «Родители!» Они, по мнению учащихся, являются основным фактором, влияющим на качество летнего отдыха. Дальнейшая беседа конкретизирует проблему, она переводится в ранг задачи и выглядит так: «Как лучше договариваться с родителями, чтобы обеспечить себе максимум свободы в распоряжении своим временем?..»
Порядок работы: — учащиеся делятся на подгруппы по 5—6 человек и размещаются вокруг столов; — перед ними ставится задача (эта или любая другая), у которой нет однозначного решения; — каждый из участников должен молча подумать над этой задачей в течение нескольких минут, перебирая мысленно все возникающие идеи; — каждая подгруппа должна обсудить предлагаемые идеи по кругу (по одному предложению от каждого члена группы), записать их на общем листе; — каждый участник обдумывает и оценивает предложенные идеи, а затем путем голосования выявляются лучшие предложения; — результаты голосования сводятся в таблицу и представитель подгруппы готовится к выступлению с сообщением; — проводится краткая презентация наработок подгрупп. Право свободно распоряжаться своим временем в такой дискуссии естественным образом связывается участниками обсуждения с необходимостью честного выполнения достигнутых договоренностей. «Если обманешь, вообще верить не будут…» При обсуждении целесообразно обратить внимание на необходимость снимать опасения родителей. В этом случае нужно научиться отделять психологическую проблему от понимания этой проблемы в обыденном варианте. «Родители не разрешают находиться на улице после девяти часов и позорят этим перед друзьями…» — обыденное понимание проблемы. «Для многих существует проблема повышенной тревожности, она создает сложности и для самого человека, и для окружающих…» — это психологический ракурс постановки проблемы. Здесь можно проанализировать источники повышения тревожности и способы ее снижения в непосредственном общении с человеком. Обычно старшеклассники предлагают для этого целый спектр стратегий. Необходимо отделить манипулятивные приемы от конструктивного стремления к взрослому и ответственному поведению. Показать преимущества такого поведения над манипулятивными уловками.
Предложенный способ организации коллективной работы группы помогает и в решении задач курса, и в обеспечении равенства участников тренинга в этой работе. Это создает ощущение причастности каждого к достигнутому результату, способствует росту групповой сплоченности и эффективности работы группы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.01 с.) |