Тест Томаса на определение ведущей стратегии в конфликте.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест Томаса на определение ведущей стратегии в конфликте.



С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таких стилей пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае неспровоцированных партнером „пожаров"; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый стиль поведения в конфликтах.

Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.

1.

а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.

б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.

а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.

а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

№ п/п Соперни- чество Сотрудни- чество Компро- мисс Избе- гание Приспо- собление
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б     а
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б а    
      а б
а б      
    а б  
  б     а

 

4. Конструктивный рисунок человека [Е. Д. Романова, О. Ф. Потемкина, 1992].

Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.

Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.

Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни — количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Таким образом выводится „формула рисунка", по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация результатов

1-й тип — „руководитель". Это люди, имеющие склонность к руководящей работе, организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно — 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или „преподавательский тип" — 604, 613, 622, 631, 640.

2-й тип — обладает многими чертами типа „руководитель", однако зачастую при принятии решений, особенно ответственных, колеблется. Данный тип людей более ориентирован на умение „делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3-й тип — „тревожно-мнительный", характеризуется разнообразием способностей и одаренностью — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 — „поэтический подтип", обычно люди, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: „Как это можно плохо работать?". Люди этого подтипа отличаются особой тщательностью в работе.

4-тип — „ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают „концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать на все „свои теории". Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую координационную работу. 325-й подтип характеризуется увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

5-тип — „интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с одного вида деятельности на другой, обычно выступают „адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 — обладает способностью литературного творчества; 217 — способностью к изобретательской деятельности; 226 — имеет большую потребность в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6 тип — „изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с „технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще всего относятся к типу интровертов, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, предпочитая самоконтроль, эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 109 встречается среди людей, хорошо владеющих аудиторией, 118-й подтип — имеет наиболее сильно выраженные конструкторские возможности и способности к изобретательству.

7 тип — „эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают „жестокие" кадры фильмов, могут быть надолго выбитыми из колеи и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них сочувствие и участие, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

8 тип — противоположен эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием даже усиливает на них давление. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Комментарии к тексту

При совпадении формул типов 7 и 8 с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций рассматривается как дополнительная (по усмотрению психолога).

Данная методика не может рассматриваться как очень надежная, она служит мотивации учащихся к дальнейшей работе в группе, формированию представления о взаимосвязи внутренней психической жизни человека и внешних ее проявлений.

При интерпретации результатов рекомендуется учитывать следующие особенности рисунков:

— наличие шеи — возможна чрезмерная ранимость человека;

— наличие ушей — хорошо развитая способность слушать;

— на голове „шляпы" в виде квадрата или треугольника: в одном рисунке — возможно, сделана какая-то уступка, о которой сейчас есть сожаления, если в трех рисунках — возможна целая полоса „скованного положения";

— кармашек на теле человека — возможные мысли о детях;

— полностью прорисованное лицо — признак хорошо развитой общительности;

—один рот на лице — возможно, этот человек любит поговорить;

— один лишь нос — человек, хорошо улавливающий запахи, любящий духи;

— изображение кружка на теле человека — необходимость в заботе о старшем;

— изображение треугольника на теле человека — возможно, человеку приходится отдавать распоряжения,

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — будущие перспективы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.011 с.)