РАЗДЕЛ 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ



К 16 годам человек обращает пристальное внимание на себя. У него появляется желание не только узнать побольше о себе, но и сформулировать это представление: „Кто я?", „Зачем я живу?". Начинается пора „встреч" с собой в многогранном проявлении. Это часто пугает. Эмоциональная нестабильность сопряжена с ощущениями дискомфорта в общении.

Довольно высокого уровня достигает система саморегуляции, но и она во многих случаях не справляется с этим дискомфортом. Возникают вопросы: что делать со своими эмоциями; как почувствовать себя уверенным и спокойным в любой ситуации; как пережить экзаменационную пору; как жить дальше, „если ты никому не нужен…", и т. п.

Опыт показывает, что дети не умеют владеть своими эмоциями не только в силу своего темперамента или воспитания, но и потому, что у них складывается неверное представление о чувствах, владеющих ими. Чаще оно однобоко: либо отрицательное чувство, либо положительное; „плохое надо прятать" и т. д. Для того чтобы помочь старшекласснику владеть своими ресурсами в эмоционально-волевой сфере и узнать другие способы самовыражения в общении, предлагается цикл занятий по теме „Эмоции".

В этом курсе рассматривается спектр основных и производных эмоций, их двойственное значение, необходимость адекватного выражения в конструктивной манере, умение понимать и транслировать свои чувства.

Тема 1. Пространство и его организация в межличностном общении

Занятие № 1 (2 часа). Нарушение „личного" пространства.

Цели: осознание важности пространства в общении; установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации.

Порядок работы.

1. „Ледокол". Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу. Задача — оттолкнуть партнера. Обсуждение. Почему возникают неприятные чувства?

Упражнение 1.

Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении — при удалении.

После того как участники выскажутся, можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревожности.

Упражнение 2.

Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным.

Обсуждение.

Какие испытываем ощущения? Какие заметил закономерности проявления чувств каждый из вас?

Упражнение 3.

Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом).

Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.

Обобщение.

Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей в возникновении чувств и влияния этих чувств на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности.

Тема 2. Эмоции и чувства

Занятие №2 (2 часа). Роль эмоций в общении.

Цели: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; проявление проблемы суженного опыта восприятия и трансляции чувств.

Порядок работы.

1. Каждый участник записывает столько „имен" чувств, сколько сможет.

2. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время фиксирует слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений слов у других участников.

3. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница эмоции и эмоционального состояния.

4. Участники заполняют таблицу чувств, которые характерны для них обычно, и тех, которые они испытывают сегодня. В первой колонке выписываются „имена" чувств. Затем выбирается клетка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в клетках проставляются крестики.

В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались последние полгода, во второй — чувства, которые испытывались участником сегодня.

Можно по 5—10-балльной системе оценить интенсивность чувства.

 

„Имена" чувств Места, где я обычно испытываю эти чувства
  Дома На улице В школе В новой компании Среди друзей В других местах (где?)
I. Обычно 1. Зло 2. Радость 3. Уныние и т. д.            
II. Сегодня 1. Скука 2. Страх 3. Восторг и т. д.            

5. Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

Упражнение 1. „Зеркало".

Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, „передразнивает" его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. „Гримаса" передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.

Так же „передаются" еще несколько эмоций.

Обсуждение.

Каков механизм узнавания чувства? Какие мышцы задействованы? Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?

6. Участникам предлагается сделать анализ сегодняшнего дня по направлениям:

а) какие чувства испытывал;

б) что я могу ожидать от окружающих, которые видели отражение моих чувств на моем лице (на основе части II таблицы).

Предложить учащимся высказаться примерно в таких формах:

«Я понял…», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Я думаю,..», «Меня раздражало…», «Мне понравилось…», «Я был собой доволен…».

Информация для педагога-психолога.

Учитывая стеснительность и недостаточное развитие мимики у некоторых участников, следует проявлять выдержку. Вначале упражнение „передача эмоции по кругу" проводить в юмористическом ключе, а затем углублять ситуацию доверия, свободы.

Занятие № 3 (2 часа). Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами.

Цели: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Порядок работы.

Занятие посвящено попытке реализовать свои актерские способности. Непосредственнее всего это делают дети. Чтобы освободиться от условностей, необходимо поиграть в детские игры: „ледокол" — третий лишний или кошки-мышки.

При обсуждении игры педагогу-психологу следует обратить внимание ее участников на изменение собственного эмоционального состояния в ходе игры. Это становится, как правило, началом исследования основных вопросов: как мы чувствуем изменение эмоционального состояния в себе? Как выражаем это состояние? Как его замечаем?

Участники делятся на две группы: первая — актеры, вторая — зрители.

Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:

а) идти против ветра;

туда, куда не хочется;

так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

б) идти с тем, кто веселее всех;

с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых;

с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;

с тем, кто вызывает настороженность;

с тем, кого бы ты хотел изменить.

Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются следующие темы:

мы куда-нибудь идем, и вдруг… (встреча с неожиданностью)

…понимаем, что что-нибудь забыли;

…не хватает денег (нет жетона для телефона);

…видим человека, который нам очень нравится;

…видим человека, которому хотим понравиться;

…узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.

Обсуждение.

Что помогает осознать, выразить чувство? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?

После обсуждения руководитель предлагает систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму, мимику.

Занятие № 4 (2—4 часа). Анализ чувств.

Цели: тренировка осознания и вербализации чувств; выявление двойственности чувств. Порядок работы.

Упражнение 1. „Ледокол".

Можно использовать любое упражнение на доверие, например упражнение „Слепой и поводырь". Группа делится на пары. В паре договариваются, кто будет „слепым", а кто „поводырем".

Правила игры. „Слепой" закрывает глаза и доверяется „поводырю" во всем. „Поводырь" должен провести „слепого" по всему пространству, стараясь как можно меньше нарушать комфортное состояние своего партнера: всячески его оберегать, заботиться, комментировать происходящее.

Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Все пары движутся по помещению хаотично. При анализе этого упражнения обратите внимание на то, как собственный опыт переживания „слепоты" повлиял на действия в последующей роли „поводыря".

Упражнение 2.

Распределиться на пары. Один партнер играет роль „скульптора", другой — „материала".

„Скульптору" надо „вылепить" любой предмет или игрушку. Он не имеет права давать команды „материалу", пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т. д.).

Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется.

Обсуждение.

Каким „материалом" себя ощущал? Из какого „материала" слепил? Соответствовало ли ощущение „материала" тому, как с ним обращался „скульптор" (например: „материал" ощущал себя пластилином, а с ним обращались, как с гранитом)? Какие чувства возникают, если „материал" и действия „скульптора" совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на дальнейшее взаимодействие?

Упражнение 3.

Одному из участников (по желанию) предлагается создать из любого другого участника „скульптуру" чувства, которое, по его мнению, является нежелательным в общении. „Скульптура" отсеивает все хорошее и плохое из того, что может дать это чувство. „Скульптор" благодарит за хорошее и высказывает пожелания.

Например: „Когда я смотрюсь в зеркало, у меня возникает чувство сожаления, что я не так совершенна, как хотелось бы". — „Скульптор" изменяет мимику и положение тела „скульптуры" (плечи опущены, голова склонена вниз и набок, руки в карманах или прижаты к груди и т. д.).

«Скульптура „Сожаление"»: „Я напоминаю тебе о твоих недостатках, снижаю твое настроение и уверенность в себе…" или: „Я даю тебе понять, что тебе необходимо быть активным в жизни — следить за своей внешностью, вступать в общение в качестве хорошего собеседника, чтобы окружающие видели не только твою внешность, но и могли оценить твои способности, богатство твоей души и т. д."

„Скульптор": «Благодарю тебя за то, что ты помогаешь мне найти способ разносторонне развиваться (не зацикливаться только на внешности), активно проявлять себя. Но мне бы хотелось, чтобы ты, „Сожаление", не теснило свою соседку — „Гордость", она мне тоже необходима!»

Информация для педагога-психолога.

Поскольку знания и умения анализировать чувства у старшеклассников малы, в роли „скульптуры" в первый раз стоит выступить самому. Несмотря на сложности в самостоятельных повторах, упражнение надо проиграть не менее трех раз. Педагогу-психологу надо постоянно присоединяться то к одной, то к другой роли и помогать вербализировать мысли участникам.

Упражнение 4.

Выделение в чувстве положительного и отрицательного оттенков. Один из участников создает „скульптуру" любого чувства, используя группу участников. „Скульптура" (устами участников) рассказывает о том, что положительное и отрицательное она несет своему хозяину. В заключение „скульптор" высказывает свое мнение по поводу услышанного.

Упражнение проигрывается столько раз, сколько предложений поступает от участников. Обсуждение.

Какие мысли и чувства появлялись в процессе упражнений? Какие новые ощущения себя, знания вообще и знания о себе получены сегодня? Какие возникли пожелания для реализации на последующем занятии?

Информация для педагога-психолога.

На предыдущем занятии в ходе обсуждения наверняка прозвучал вопрос: „А что делать с чувствами, когда они не подчиняются разуму?" Предложите рассмотреть эту проблему на следующем уроке. Если такого вопроса нет (что маловероятно), стимулируйте его постановку.

Можно в качестве домашнего задания предложить анонимно описать ситуацию, когда чувства вышли из-под контроля. Попытаться описать свои невербальные реакции в тот момент.

Занятие № 5 (2—3 часа). Эмоции.

Цели: определение позиции: надо ли подавлять эмоции? Определение зависимости характера выражения эмоций от интеллигентности.

Информация для педагога-психолога.

Для предстоящего эксперимента выбирать только желающего, нужно быть уверенным, что этот человек не страдает болезненным самолюбием, не боится панически „потерять лицо", лучше, чтобы он любил играть „на публику".

Порядок работы.

Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:

Ведущий предлагает обсудить проблему. „Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное), как быть, чтобы эти действия не вредили?"

Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:

1. Что делать с отрицательными эмоциями?

2. Что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т. е. запрещаем себе их проявление?

Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении:

Связать все каналы воспроизведения (можно завязывать платками, шарфами, лентами)

рот — чтобы не ругался и не кричал;

глаза — чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовлетворение и зло, чтобы не плакали;

уши — чтобы не слышали лишнего;

руки — чтобы не дрались;

ноги чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

душу — чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний) обратиться к участникам с вопросами:

— Что может такой человек? Выражать свою мысль? — рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? — снижена возможность реагировать!

Творить прекрасное, обнимать, выражая радость? — руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) — страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? — душа „молчит", скована.

После этого упражнения полезно расспросить связанного чело* века о его чувствах в ходе выполнения упражнения.

Выводы должны сделать дети.

— Перекрывая одну из возможностей выражения чувств, перекрываем или невероятно суживаем другую.

— Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу. Обсуждение.

Подавлять эмоции нельзя, а как быть?

При обсуждении деструктивных форм эмоциональной саморегуляции — запрета на выражение эмоций и их искажение — обращается внимание на выгоды и потери при деструктивном способе проявления эмоций; на необходимость спокойного предъявления эмоций невербальными и вербальными способами, на целесообразность переведения в другое чувство или состояние.

В заключение занятия ведущий предлагает участникам поделиться:

— что сегодня было легко и сложно;

— какие возникали чувства и мысли;

— что нового открыли в себе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.013 с.)