Рольфинг (структурная интеграция) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рольфинг (структурная интеграция)



 

Рольфинг, также известный как «структурная интеграция», – метод, созданный Идой Рольф (1896–1979) и названный в ее честь. Это систематический подход, направленный на освобождение от стрессовых паттернов и исправление дисфункций телесной структуры, и в то же время – процесс, который обучает видеть взаимоотношения между силой земного притяжения и человеческим телом. Часто рольфинг описывается как система манипуляций с мышечными фасциями. В целом же этот метод представляет собой комплексный подход, направленный на осознание тела, включающий работу над осанкой, походкой, манерой сидеть, стилем общения (Rolf, 1976, 1977).

Рольф рассматривала тело как архитектурное единство, состоящее из нескольких блоков, или сегментов: голова, плечи, грудная клетка, таз и ноги. Позиция одного из сегментов релевантна позиции остальных и определяется длиной и тонусом мышц и фасций.

Когда сегменты разбалансированы, движения становятся скованными и неэффективными. Недостаток движения в одной части тела компенсируется движениями другой, что приводит к чрезмерным усилиям и затратам большого количества энергии на борьбу с гравитацией, так как в этом случае сила тяжести не поддерживает тело должным образом, а телесно‑ориентированная психотерапия, наоборот, дезорганизует его структуру. Рольф называет это «войной с силой земного притяжения». Работая с податливой тканью фасции, удлиняя и разглаживая ее, но не сокращая, можно реорганизовать главные сегменты тела и привести их в соответствие с естественным положением. Специалисты, практикующие рольфинг, считают, что когда сегменты сбалансированы и сосредоточены вокруг специфической центральной оси – линии Рольф, – тело функционирует намного эффективнее.

В своих исследованиях Ида Рольф, доктор биохимии, работавшая на стыке таких областей знания, как медицина, биохимия, йога, гомеопатия, мануальная терапия, опиралась на культурологические феномены в оценке структуры тела. Она считала, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но его позиция меняется под воздействием стресса.

Возникающее вследствие нагрузок напряжение вызывает нарушение нормального функционирования организма. По мнению И. Рольф, больше всего при этом страдают фасции – соединительно‑тканные «футляры», связывающие кости, мышцы и внутренние органы тела воедино. Обычно фасции легко растяжимы, но под влиянием напряжения они деформируются и претерпевают биохимические изменения. Поскольку все части тела взаимосвязаны, напряжение в одной области оказывает воздействие на другие части тела (компенсаторный механизм). В конечном итоге дезинтеграция костно‑мышечной системы приводит к потере правильного распределения веса и к нарушению структуры тела. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может привести к незначительным, но постоянным изменениям структуры тела.

Задача структурной интеграции – это нахождение мышечного баланса, правильное распределение веса и обретение оптимальной осанки, причем, по мнению Рольф, оптимальной осанка считается тогда, когда можно провести прямую линию через ухо, плечо, кость бедра, колено и лодыжку. Это приводит к равномерному распределению веса основных частей тела – головы, груди, таза и ног, а также к более изящным и точным движениям. Когда структура тела правильно организована в гравитационном поле, человек функционирует эффективнее и с меньшими мышечными усилиями.

Посредством манипуляции с мышечными фасциями и работы с жизненными стереотипами можно привести тело к правильному положению, достичь оптимального мышечного тонуса и равновесия.

Ида Рольф считала, что при растяжении фасций высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса клиент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.

Рольфинг включает в себя прямую работу с телом, позволяющую изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться согласованнее.

Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов кисти и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций, в течение десяти сеансов. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение мышц, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Поскольку процедура роль‑финга связана с болью и возможностью травмы, ее должны проводить только опытные специалисты.

Метод более эффективен в тех случаях, когда мышечное напряжение выражено в значительной степени. Достигнутый эффект особенно устойчив, если клиент сохраняет осознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для сохранения такого осознания служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая статические упражнения и упражнения на равновесие.

Специалисты этого направления работают, начиная с поверхности тела и заканчивая глубоко лежащими тканями. Во время сеансов клиент может испытывать некоторый дискомфорт, когда специалист надавливает на туловище, но который обычно исчезает, когда он начинает работать с пальцами, локтями или предплечьями. Иногда неприятные ощущения не оставляют клиента в течение нескольких дней, что может быть проявлением хронического внутреннего напряжения – физического и эмоционального.

Специалисты работают как со взрослыми, так и с детьми. В соответствии с этим применяются различные варианты метода. Рольфинг состоит из базовой серии сеансов – обычно их бывает десять – с интервалом в неделю или более между сеансами. Они проводятся в определенной последовательности, но в то же время адаптированы к индивидуальным потребностям клиента. Каждый из первых семи сеансов снимает напряжение в определенных частях тела и улучшает результаты предыдущего сеанса. Последние три направлены на интеграцию проделанной работы и на достижение гармонии между сегментами тела. Многие люди замечают позитивные изменения сразу после серии сеансов, но для закрепления полученных результатов требуется их поддерживать.

Базовые сеансы рольфинга включают следующую работу (Сергеева, 2000).

Сеанс 1 – массаж большей части тела; особое внимание уделяется мышцам груди и живота, которые управляют дыханием, для того чтобы снять напряжение с грудной клетки и усилить кровообращение.

Сеанс 2 – массаж ступней, лодыжек, выравнивание положения ног относительно туловища.

Сеанс 3 посвящен вытягиванию боковых поверхностей, в особенности больших мышц между тазом и грудной клеткой.

Сеансы 4–6 – освобождение таза с целью сделать его более подвижным и связанным с остальными линиями тела.

Сеанс 7 – работа с мышцами шеи, головы и лица.

Сеансы 8‑10 – интеграция тела в целом.

Когда «базовая десятка» пройдена, клиент может продолжать закрепление полученных результатов при помощи дополнительной серии из пяти сеансов. Приступать к дополнительной серии целесообразно лишь по истечении шести – двенадцати месяцев. В последние 10–15 лет опытные специалисты развивают метод, выходящий за рамки «базовой десятки». Вместо того чтобы следовать шаблонам идеальной симметрии, они стремятся к функциональной экономии. Следует заметить, что при работе с суставами большинство миофасциальных манипуляций – это не усилия изменить положение костей (как это делают ману‑альщики), а работа со связками и мелкими мускулами.

Последователи Рольф интегрировали в свою работу так называемое «интегрирующее движение по Рольф». В то время как традиционные сеансы рольфинга удлиняют фасции, сеансы интегрирующего движения устраняют препятствия для двигательной активности (Кнастер, 2002).

Комбинируя физическое воздействие с вербальным, преподаватели интегрирующего движения помогают клиенту глубже осознать значение правильной осанки и понять свое тело. Предпосылкой интегрирующего движения по Рольф является то, что можно сбалансировать структуру тела, изменяя привычные паттерны движения, которые отрицательно сказываются на здоровье.

То, как человек двигается – «индивидуальный почерк движения», – формируется в первые годы жизни и во многом отражает те чувства, которые человек испытывал в детстве по отношению к окружающему миру. Психологическое состояние отражается на состоянии физическом. Человек способен распознать «индивидуальный почерк движения» знакомых людей по их манере ходить, стоять, сидеть и работать. В интегрирующем движении по Рольф клиент может научиться снимать напряжение, а также усвоить эффективные способы движений при вождении автомобиля, подъеме мебели, игре на флейте, сидении за столом, владении молотком или прыжке в баскетболе.

Некоторые инструкторы также преподают рольфинг‑рит‑мы – серию релаксирующих упражнений, предназначенных для того, чтобы добиться понимания основных принципов роль‑финга – таких, как, в частности, достижение гармонии с гравитацией, снятие мышечного напряжения и баланс всего тела. Кроме того, эти упражнения улучшают мышечный тонус, гибкость и координацию движений.

 

Техники

 

В данном разделе мы приводим (в форме инструкций терапевта клиенту) две техники рольфинга в качестве примера (Кнастер, 2002).

Техника 1. Проверка осанки и симметричности тела

Встаньте перед зеркалом во весь рост. Представьте себе линию, проходящую по средней линии вашего тела и разделяющую его на две равные части. Идеально, если правая и левая стороны вашего тела находятся в балансе друг с другом. Если у вас есть трехстворчатое зеркало, посмотрите на себя сбоку. Ваша голова, позвоночник и таз должны проходить через одну воображаемую вертикальную прямую, а ноги должны поддерживать горизонтальное положение основания таза.

Техника 2. Интегрирующее движение по Рольф: выясняем индивидуальные особенности вашей поход ки и привычные позы

Найдите комнату или прихожую такой длины, которая позволит вам пройти двадцать шагов по прямой, не поворачивая. Начинайте двигаться так, будто вы хотите подойти к двери, чтобы открыть ее. Возвратитесь на прежнее место и проделайте этот путь еще раз. Ходите до тех пор, пока не почувствуете, что вы вошли в привычный ритм походки. Запишите следующие вопросы на пленку и включите ее или попросите кого‑нибудь прочесть их вам, в то время как вы продолжаете ходить.

Снимите обувь, встаньте поудобнее. Примите свое обычное положение стоя, как, например, вы стояли бы в очереди в супермаркете. Как вам удобнее стоять – перенося весь свой вес на левую ногу или на правую? Ваши стопы повернуты вовнутрь или вовне? Колени согнуты или выпрямлены, соприкасаются или разведены в стороны? Вы согнулись под весом тела? Ваше тело изогнулось, перенеся вес на одно бедро? Перенесите вес на другое бедро и отметьте, в каком положении тело чувствует себя более комфортно… Вернитесь в обычное положение.

В каком положении находятся руки? Они скрещены на животе или лежат на поясе? Такое положение делает вас устойчивее? Ваша грудная клетка на одной линии с тазом? Бедра выдаются чуть вперед, грудь впалая? Или грудь смотрит вперед, а таз отведен назад? В каком положении ваша голова? Она легко балансирует на вершине вашего позвоночника? Или шея напряжена, удерживая наклоненную голову? Подбородок приподнят или тянется к шее?

Теперь начинайте ходьбу и постарайтесь достичь привычного ритма походки. Обратите внимание на звук шагов. Продолжайте идти, пока снова не услышите голос на пленке. При ходьбе ваши пятки с силой ударяют об пол или ступают легко? А может, одна нога делает более широкий шаг, чем другая? Заметьте, каково расстояние от вашей груди до земли во время ходьбы. Постарайтесь ощутить его кинестетически, не сверяясь с зеркалом. Насколько, по вашему мнению, велико это расстояние? Вообразите, что тело разделено горизонтальной плоскостью на две половины. Где находится эта разделительная линия? На уровне ваших бедер? живота? грудной клетки? Прекратите ходьбу и встаньте, расслабившись. Представьте себе, что внутри вас существует некий двигатель, который управляет движением тела. Где он расположен? Откуда поступает двигательный импульс, когда вы делаете следующий шаг? От верхней или нижней половины тела? Найдите центр грудной клетки. Как располагается сердце относительно ног: перед ними или позади? Чувствуете ли вы, что оно побуждает вас к движению, или это делали бедра, опережая туловище?

Ради забавы преувеличьте все детали, которые вы заметили за собой. Не кажется ли вам, что такое преувеличение может войти в привычку?

 

 

ТАНАТОТЕРАПИЯ

 

Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

Танатотерапия как вид телесно‑ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт‑чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

 

Техники

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.015 с.)