Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы, возникающие при работе с группойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Руководителю группы не удастся уклониться от двойной задачи: от работы с группой в целом и от работы с каждым участником отдельно. Возникает смешанная форма, состоящая из двух моделей: терапии индивида в группе и терапии группы, включающей в себя индивида. За каждым участником группы тянутся нити межличностных отношений, и все они образуют «паутину», представляющую собой основу, или «матрицу», для «вышивания» новых отношений. Исходя из этого, руководитель группы стремится понять участника и определять его положение в «паутине», прилагая все усилия для того, чтобы разглядеть «матрицу», а не вышитые на ней узоры. Каждый участник группы привносит в нее элементы своей биографии и непреодоленные конфликты, а также свои страхи и паттерны сопротивления. В психоанализе сопротивлением именуют те стереотипы поведения, которые направлены против осознания целительных, значимых и симптоматичных конфликтов и их составляющих. Основанием для сопротивления является гордость, чувство собственного достоинства, самолюбие и стыд. Любой человек хочет выглядеть достойным в собственных глазах и в глазах окружающих. Но чаще всего сопротивление возникает из‑за того, что клиент боится потерять контроль над собой. Сопротивление обнаружению неприемлемых желаний, продиктованных влечениями, обусловленное чувствами стыда и вины, страхом перед наказанием или боязнью потерять над собой контроль, приводит к тому, что каждый человек, сообразно со своими врожденными склонностями и привычками, выработанными воспитанием, формирует собственную своеобразную систему защиты от подобных чувств. Данные системы именуются в психотерапии защитными механизмами (см. раздел 2.2.3). Здесь мы более подробно рассмотрим, какие основные иллюзии и базовые конфликты присущи людям с разными типами характера и каковы специфические задачи терапевтической работы с каждым из данных типов (Лоуэн, 2000). Как уже было сказано выше, каждая структура характера является результатом детского опыта, который в некоторой степени подрывает «чувство безопасности и самопринятия» человека. Поэтому в каждой структуре характера существуют свои образы, иллюзии, или идеалы Эго, которые компенсируют этот вред, нанесенный самому себе. Каждая структура характера содержит присущий ей конфликт, потому что внутри личности одновременно существуют потребность в интимности, близости и самовыражении – и страх, что эти запросы несовместимы. Структура характера является наилучшим компромиссом, к которому пришел человек в ранней жизненной ситуации. К сожалению, он продолжает держаться за этот компромисс, хотя с годами окружающая ситуация изменилась. Чем серьезнее травма, тем больше энергии вложено в воображаемый образ, или иллюзию, но во всех случаях этот вклад значителен. Иллюзии человека, или идеал Эго, единственные в своем роде, так же как его личность. Однако существует разновидность иллюзий, или идеала Эго, типичного для каждой структуры характера (Лоуэн, 2000). Человек с шизоидным характером избегает интимной близости: «Если я выражу мою потребность в близости, то появится угроза моему существованию», то есть: «Я могу существовать, если мне не требуется близость». Следовательно, он должен находиться в состоянии изоляции. При этом «шизоидный» человек чувствует себя отвергнутым как личность. Его реакция на это отвержение – создание образа себя, который превосходит остальных. При работе с клиентами данного типа необходимо помнить: у шизоида нет ощущения, что тело – это он сам, скорее он считает свое тело не более чем вместилищем чувств и мыслей. Необходимо пробудить или усилить в клиенте самоотождествление с кинестетическими ощущениями тела; увеличить глубину и диапазон выразительных движений; развить физическое (телесное) отношение к объектам: пище, одежде, объекту любви и т. д. Базовыми проблемами тут являются проблемы установления границ и контактов с другими людьми. Индивидуум с нарциссическим (оральным) характером может установить близость только на основе своей потребности в тепле и поддержке, т. е. на инфантильной основе. Конфликт можно тут выразить так: «Если я независим, я должен отказаться от потребности в любой поддержке и тепле». Тем не менее подобное заявление вынуждает его оставаться на зависимой позиции. Травма данного характера – это потеря права иметь потребности, результатом чего стали телесные нарушения. Следовательно, компенсаторная иллюзия тут – образ бытия, полностью заряженного энергией и чувствами, которые он свободно расходует. В период приподнятого настроения, которое типично для этой структуры, иллюзия начинает действовать. Человек становится возбужденным и разговорчивым, изливая мысли и идеи в приливе чувств. Это его идеал Эго – быть в центре внимания. Однако подъем неустойчив, как и образ, который невозможно поддерживать, потому что человек с оральным характером не имеет необходимой энергии. Такие люди страдают от существенного дефекта самооценки – от глубокого стыда – и требуют компенсаторного внимания и одобрения. Они привычно сортируют других в терминах лучших и худших. Люди с нарциссическим характером обладают пустым внутренним миром, а их самоуважение зависит от внешних событий. Внимание к деталям является частью нарцисси‑ческого поиска совершенства. Основная задача терапии нарциссического типа заключается в том, чтобы помочь личности достигнуть принятия себя без раздувания собственного «Я» или без принижения других. Подобная установка предполагает принятие человеческого несовершенства. Таким образом, базовыми проблемами являются установление границ и коммуникация с другими людьми. Параноидный тип характера озабочен вопросами силы. Он испытывает глубокую вину. Любые моральные нарушения со стороны личности, с которой он идентифицируется, ощущаются как порок в себе, который должен быть искоренен посредством изгнания виновного объекта. Он чувствителен к вопросам справедливости и правил. При работе с параноидными клиентами необходимо иметь в виду их трудности в отношении доверия. Общими целями терапии являются понимание на глубинном уровне, доведение до сознания клиента неизвестных аспектов его собственного «Я», помощь в принятии человеческой природы. Параноидному клиенту полезно попытаться сделать фантазии о всемогуществе доступными Эго с помощью разумного передразнивания. При терапии необходимо быть крайне внимательным к границам. Базовыми тут являются проблемы установления границ и коммуникации с другими людьми. Обсессивно‑компульсивный (ригидный) тип характера формирует относительно близкие отношения. «Относительно», потому что он остается сдержанным, несмотря на кажущуюся близость и обязательства. Ригидный характер свободен лишь относительно – потому что он постоянно оберегает свою свободу, не позволяя желанию сердца слишком сильно влиять на голову. Его конфликт можно выразить так: «Я могу быть свободным, если не потеряю голову и не попаду полностью под влияние любви». Ригидные люди отрицают «нежные» эмоции, озабочены проблемой контроля, подвержены стыду и склонны к праведному негодованию. Глубоко вникают в детали и могут неправильно видеть целую картину благодаря фиксации на мелочах. Испытывают страх физического повреждения и морального уничтожения. Эта структура возникает из отвержения родителем детской любви. Ребенок переживал предательство. Для самозащиты он покрыл себя броней или заблокировал слишком откровенное выражение любви из‑за страха предательства. Его иллюзия, или представление о себе, такова: он – любящий человек, чью любовь не ценят. Важный компонент терапевтической работы с обсессивны‑ми личностями – помочь им выразить гнев и критическое отношение. Обычно клиент не может сделать этого прямо, но терапевт подготавливает почву для того, чтобы клиент научился принимать свои чувства. Важно не только идентифицировать аффект, но и поощрять клиента получать от него удовольствие. Терапия не сводится к превращению бессознательного в сознательное: необходимо, чтобы клиент перестал относиться к тому, что осознает, как к чему‑то постыдному. Клиент патогенно убежден в собственной греховности. Чувство стыда имеет как обсессив‑ный, так и компульсивный механизмы. Тот факт, что можно получать удовольствие от садистической фантазии или извлекать ощущение комфорта из переживания горя, становится для клиента новостью. Чувство юмора, которым делится с ним терапевт, может облегчить груз вины и самокритики, давящий на клиента. Если он рациональным путем дойдет до того, что экспрессивность – это нечто иное, чем просто жалкое потакание своим слабостям, то он вероятнее осмелится двигаться в этом направлении. Психопатический тип характера может установить отношения только с теми, кто нуждается в нем. Пока он нужен и находится в позиции контроля над отношениями, то может допустить некоторую степень близости. В этой структуре присутствует конфликт между независимостью (или автономией) и близостью. В своих отношениях он становится контролирующим родителем для другого, который редуцируется до оральной позиции. Это выражается так: «Вы можете быть близки со мной до тех пор, пока уважаете меня». Психопатическим элементом тут является такой поворот: «Вы можете быть близки» вместо: «Мне необходима близость с вами». У такого человека имеются иллюзии власти, которой он якобы тайно обладает и которая имеет первостепенное значение. Эта иллюзия является компенсацией его переживаний беспомощности и бессилия в руках соблазняющего и манипулирующего родителя. Но, чтобы реализовать эту иллюзию, он также должен держать себя как человек, имеющий здоровье или власть. Когда человек с психопатическим характером добивается власти, что случается нередко, ситуация становится опасной, потому что он не может отделить свою реальную власть от образа своего Эго, где он представляет себя могущественным. И, таким образом, власть будет использоваться не конструктивно, а в интересах патологического образа Эго. Психопатические люди приравнивают страх к слабости и презирают терапевтов, которые каким‑либо образом проявляют свое волнение. Они озабочены вопросами силы и испытывают недоверие к другим из‑за триумфа своего всемогущества. У них пустой внутренний мир, а самоуважение зависит от внешних событий. Базовыми проблемами обсессивно‑компульсивного и психопатического типов характера являются сверхконтроль и агрессия. Истерические типы характера направлены на объект, конфликтны и боязливы, терапевтические взаимоотношения с ними зависят от понимания терапевтом их страха. Они имеют существенный дефект самооценки – глубокий стыд и требуют компенсаторного внимания и одобрения; они идеализируют и обесценивают. Проблема самооценки связана с проблемой половой дифференциации или с каким‑либо частным конфликтом. Они дружелюбны и заботливы, эксплуататорские свойства проявляются, только если задета их сущностная дилемма и активизируется чувство страха. Озабоченность собой связана с вопросами пола и питается в большей степени тревогой, нежели стыдом. При работе с истерическими клиентами очень важно дать им уверенность в способности отвечать за самого себя и принимать взрослые ответственные решения. Требуется внимание не только к выражению чувств, но и к интеграции чувств и мышления. Кроме того, необходима работа, направленная на создание адекватного образа собственного «Я». Мазохистский тип характера способен устанавливать близкие отношения на основе подчинения. Конечно, подобные отношения могут быть охарактеризованы только как «половинчатые», но степень близости тут выше, чем у трех предыдущих типов. Беспокойство мазохистской структуры заключается в том, что, если партнер заявит о любых негативных чувствах или провозгласит свою свободу, он потеряет эти отношения или будет отрезан от близости. Здесь присутствует конфликт между любовью и близостью – и свободой. Проще говоря, это: «Если я свободен, ты не полюбишь меня». Сталкиваясь с этим конфликтом, мазохист как бы говорит: «Я буду хорошим мальчиком, и ты будешь любить меня». Каждый человек с мазохистским характером чувствует свою подчиненность при контактах и отношениях с другими людьми. Его стыдили и унижали как ребенка, но внутри он думал о своем превосходстве над окружающими. Этот образ поддерживает чувство презрения к терапевту, к своему начальнику и к любому другому, кто в реальности находится на вышестоящей позиции. Одна из трудностей работы с этой проблемой состоит в том, что клиент с подобной структурой характера не может позволить терапевту быть на высоте. Успех терапии доказал бы, что терапевт был лучшим, более компетентным человеком, чем клиент. Вот почему люди с мазохистским характером тяготеют к неудаче. Неудача всегда объясняется так: «Я недостаточно сильно старался». Это означает, что он мог бы реально достичь успеха, если бы захотел. Провал, таким образом, поддерживает иллюзию превосходства. При работе с клиентом‑мазохистом необходимо дать ему образец здорового самоутверждения. Им нужно увидеть, что их принимают даже тогда, когда они выходят из себя. Более того, им необходимо понять, что гнев естественен, когда не удается получить то, что ты хочешь, и это легко понимают другие. Подобное поведение не нуждается в защите с помощью безапелляционного морализаторства и демонстрации страдания. Таким образом, базовой проблемой мазохистского характера является создание адекватного «Я‑образа». Маниакально‑депрессивный тип характера демонстрирует смирение ради любви и внимания. Однако это смирение ценой потери внутреннего осознания, так как принудительное добродушие обязательно влечет за собой подсознательное ожидание взаимности. Так как подсознательный характер желания любви не позволяет говорить об обольщении или преследовании, такой человек испытывает наибольшее чувство благодарности, когда кто‑либо замечает его самопожертвование, и можно сказать, что поиск любви тут проявляется в основном в желании быть признанным в самопожертвовании и бескорыстном великодушии (Мак‑Вильямс, 1998). Императивом в работе с депрессивными клиентами является необходимость исследовать и проинтерпретировать реакции на потерю объекта. Депрессивные люди глубоко чувствительны к тому, что их оставляют, и несчастливы в одиночестве. Потеря – обычно неосознанно – доказывает такому человеку, что он плохой. Иными словами, как и в двух предыдущих случаях, базовой проблемой маниакально‑депрессивного характера является создание адекватного «Я‑образа».
Групповые сопротивления отличаются от индивидуальных не только количественно, но и качественно. Наиболее очевидны различия количественные. При групповом сопротивлении не один, а многие члены группы, иногда вся группа, действуют сообща, сопротивляясь пониманию самих себя. Когда двое или больше клиентов вырабатывают общий способ сопротивлений, говорят о групповом сопротивлении (иногда говорят о «сопротивлении группировки»). Почти всегда, однако, под групповым сопротивлением понимают сопротивление пяти и более человек. Редко можно встретить клиента, который избавился бы от сопротивлений только на основе знания о них. Чтобы человек освободился от потребности сопротивляться сказанному другими, ему нужно научиться видеть, как он сам блокирует неприятную информацию. Более того, он должен увидеть, как это происходит, не один раз, а многократно, столько раз, чтобы этого было достаточно для осознания сопротивления. Окружающие воспринимают нас сквозь призму собственного личностного опыта. Мы часто кажемся другим или более добрыми и заслуживающими доверия, или наоборот, по сравнению с тем, что есть на самом деле, и это связано с ожиданиями и особенностями восприятия, на которые влияет их собственный опыт (Ормонт, 1998). Это перенесение ожиданий прошлого в настоящее называется термином «перенос». Ожидания переносятся не только на отдельных людей, но и на группу в целом. В групповой терапии перенос играет не менее важную роль, чем в индивидуальном психоанализе. Благодаря переносу прошлое становится настоящим, иначе говоря, то, что произошло давно и в другом месте, повторяется сейчас и здесь. В групповой ситуации с особенной легкостью оживляется былое соперничество между братьями и сестрами. Трехсторонние отношения, в частности отношения между отцом, матерью и ребенком, проецируются на терапевта, группу или одного из клиентов. Вместе с тем происходит реактивация патологических двусторонних отношений; причем объектом подобного переноса зачастую оказывается не только ведущий, но и определенный участник группы. Во всех этих случаях речь идет о так называемом объектном переносе, при котором клиент проецирует свои инфантильные чувства, первоначально относившиеся к одному из первичных объектов – к отцу или матери, – на объект, встреченный им в настоящем времени.
ЭТИКА ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ
Телесная терапия требует дополнительных и более четких этических стандартов, чем вербальное консультирование и психотерапия (Макнаутон и др., 2001): а) поскольку тут есть специфика природы прикосновения и личных границ; б) вследствие способности телесных подходов преодолевать «полезные» защиты, что часто вызывает реакцию более мощную и драматическую, чем в других случаях. Телесная психотерапия выводит на уровень осознания такие аспекты бессознательного скрытого процесса, происходящего между клиентом и терапевтом, которые неразличимы или сложны для опознания в вербальной терапии, и это ставит вопрос о границах. В телесную терапию можно войти без подключения реального прикосновения. Для таких случаев проще сформулировать этические соображения и следовать им. Когда терапевт просит клиента направить его осознание на дыхание, телесные ощущения или переживания – нет необходимости в физическом прикосновении, как и в случае, когда клиента просят усилить имеющееся напряжение или расслабить конкретные области тела. Сложнее обстоит дело в формах телесной терапии, где используется прикосновение. Это требует большей осторожности, и тут необходимо убедиться в соблюдении этических норм. Европейская ассоциация телесных терапевтов (ЕАТТ) создала практические стандарты, этические коды, а также дала определение телесной терапии и разработала критерии компетентности терапевтов. Прямо или косвенно, телесный терапевт работает с личностью, важными составляющими которой являются мыслительная, эмоциональная, социальная и духовная жизнедеятельность. Он различает и внутренние процессы саморегуляции, и адекватное восприятие внешней реальности. С помощью различных методов телесный терапевт позволяет осознать, изучить и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как часть целостного человека. Чтобы помогать другим в этой трансформации, в переходе от ограниченности и раздробленности к цельности, телесный терапевт должен обладать рядом качеств (ЕАТТ, 1991). Это: 1. Интуитивное ощущение и сознательное понимание здорового развития человека. 2. Понимание различных аспектов неразрешенных конфликтов, появляющихся на разных стадиях роста и развития личности, начиная с детства, и знание их специфических хронических проявлений – как телесных, так и психических. 3. Способность к системному восприятию и специфическая чувствительность к взаимовлиянию: а) сигналов тела: изменений вегетатики; мышечного напряжения и расслабления; блокирования и интеграции энергии; пульсаций; этапов усиления функций естественной саморегуляции; б) феноменов психодинамики переноса, контрпереноса, проекции, защитной регрессии и различных видов сопротивления. Непосредственное включение тела в терапевтический процесс, особенно через прикосновения, может вызвать перенос, затрагивающий сексуальность и проблемы границ. Граница в отношении прикосновений означает, что руки терапевта прикасаются твердо и четко. При неотчетливом прикосновении теряется ощущение границы. Например, когда своей ладонью терапевт прикасается к ладони клиента и какое‑то время держит руки так, то со временем ощущение границы между их двумя поверхностями пропадает: две ладони как бы сливаются в одну. Такое прикосновение кажется неотчетливым, слитным. Эротическое прикосновение содержит явный сексуальный призыв. Нейтральное прикосновение не несет подобных сообщений; напротив, оно не говорит ни о чем, кроме того, что «прикосновение произошло». Тема переноса в телесной терапии имеет свои особенности. Вот некоторые из них: 1. Потребность реализовать потенциальные возможности. В этом случае в первую очередь речь идет о формировании первичного Эго, которое в значительной мере базируется на телесном Эго (Bernhardt, Bentzen, 1993). Прикосновение в терапевтическом процессе может обладать огромной мощью. Тип прикосновения, область тела, к которой прикасается терапевт, и продолжительность прикосновения может вызвать совершенно различные реакции; например, человек, жаждавший физического утешения, положительно отреагировать на мягкое и заботливое прикосновение. Это может вызвать сильную позитивную реакцию переноса. Если в прошлом этому человеку недоставало сплоченности в семье или в социуме, появление такого переноса может нарушить душевное равновесие. В некоторых случаях терапевт может оказаться не готовым к переносу такой силы и будет уклоняться от прикосновений. 2. Сексуальный оттенок. Очень важно, куда и к чему прикасается терапевт, особенно при любом подозрении на то, что клиент пережил опыт сексуального насилия. Очевидно, что прикосновение к эрогенным зонам недопустимо. Кроме того, нужно проявлять особую осторожность при любых прикосновениях ко внутренней поверхности бедра. В равной степени важно и то, как прикасаться, то есть понимать, это отчетливое или слитное прикосновение, эротичное или нейтральное. 3. Границы. Когда прикосновение является частью терапевтического процесса, клиент ощущает вторжение в свое личное пространство. Каждый переживает это по‑своему, в зависимости от предварительной договоренности относительно прикосновения, от типа, глубины и продолжительности прикосновения и внимания терапевта. Очевидно, что необходимо получить согласие клиента на прикосновение. 4. Вопрос границ чрезвычайно важен. Взаимодействие между клиентом и терапевтом может дойти до глубокой интимности, то есть способность терапевта воспринимать и отображать внутренние ощущения может привести к тому, что клиент попадет в зависимость, а затем проявит дисфункциональность, и при этом произойдет сильный перенос на «магические» способности терапевта. Терапевту необходимо обладать хорошим навыком по распознаванию границ – как клиента, так и своих собственных. Если прикосновение необходимо, то необходимо знать, когда оно отчетливое, а когда слитное, когда эротичное, а когда нейтральное. Существуют следующие аспекты границ.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА В психотерапии играют роль разные типы границ. В первую очередь – это границы в прямом смысле, то есть физические. Это, например, кожа, место физического контакта с окружением, область тела клиента, к которой прикасается терапевт.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА Далее следует энергическая граница, она простирается за пределы физического тела человека. Иногда говорят, что вокруг физического тела человека существует «энергетическое поле». Существуют различные научные теории, объясняющие это поле. Некоторые терапевты говорят об электромагнитном или электростатическом поле, окружающем тело; другие заимствуют идею энергетической оболочки, окружающей каждого человека, из восточных философий и религий. При этом они говорят о личной «ауре», состоящей из семи «тел», существующих над физическим телом. К этому можно добавить, что люди часто очень точно определяют расстояние от руки терапевта до своего тела даже с закрытыми глазами, даже когда рука не производит никакого шума и не вызывает ни малейшего движения воздуха. Клиент может ощутить, что терапевт его задевает или утешает своим «энергетическим» прикосновением, даже если к нему не прикасается физически. Когда границы клиента слабые, то слитный тип прикосновения может ускорить появление ощущения «утраты» себя, тогда как более твердое прикосновение может переживаться как вторжение и насилие.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ГРАНИЦЫ Третья граница – межличностная. Концепция индивидуальной вариативности того, что называется близостью и дистанцией, разрабатывалась Холлом (Холл, 1997). Холл изучал различие норм безопасности, уважения и беспокойства для разных культур. Часто при терапии клиент начинает осознавать свою чувствительность к межличностным границам, что для него ново и порой несет дискомфорт. Чрезвычайно важно руководить процессом так, чтобы окружение клиента было терапевтически безопасным.
БЕЗОПАСНОСТЬ Природа телесной психотерапии довольно интимна, и эта близость довольно непривычна для психотерапии. Клиент может получать массаж, мануальную терапию или физиотерапию. Внимание к телу при психологическом лечении иногда непривычно. Для установления терапевтического раппорта тут обычно приходится больше, чем при других терапевтических подходах, объяснять клиенту теоретическую и практическую природу процесса. Чтобы работать эффективно, терапевт должен развивать способность действовать в адекватной манере. Существуют две модели воздействия, которые могут вызвать стресс, – это воздействие чрезмерное/поспешное и недостаточное/запоздалое.
ЧРЕЗМЕРНОЕ/ПОСПЕШНОЕ Работая с клиентом в рамках телесного подхода, терапевт может быстро истощаться. Клиенты не привычны к эффектам, которые появляются при изменении дыхания или когда терапевт пальпирует или определенным образом надавливает на их мышцы. Клиент скорее ожидает результатов от размышления, зрительных образов и разговоров. Когда терапевт занимается тем, что относительно мало знакомо клиентам, у последних хуже работают адекватные и здоровые защиты. Из‑за этого клиент легче переживает непривычные состояния сознания и посттравматический шоковый опыт или впадает в регрессию, не имея адекватной внутренней опоры для разрешения своих проблем. Если клиент в ходе терапевтического процесса не способен опереться на свои внутренние ресурсы, терапевт должен осторожно относиться к возможным негативным последствиям любого воздействия. Использование приемов глубокого дыхания порою приводит к замечательному ощущению благополучия, может вывести на более глубокий уровень интуиции и духовности. Такое же воздействие у другого клиента или у того же клиента, но на другом этапе терапии может разрушать внутренние ресурсы.
НЕДОСТАТОЧНОЕ/ЗАПОЗДАЛОЕ На другом полюсе находятся недостаточные или запоздалые воздействия или стимулы. Например, когда клиент осознает, что происходит с его телом, и сообщает об этом. Он говорит, что входит в какое‑то особое состояние, ощущает себя несчастным и выглядит испуганно. Если пустить этот «естественный процесс» на самотек, клиент вполне может регрессировать к ранней стадии развития, не обладая адекватными ресурсами для разрешения проблемы из прошлого. Он также может пережить травматическое воспоминание таким образом, что получит повторную травму. В таких случаях терапевт должен знать, как служить необходимым ресурсом для клиента, чтобы замедлить этот процесс и не воспроизводить условия исходной боли. При этом иногда нужно прикоснуться к клиенту или держать его определенным способом. Можно сдерживать или стимулировать отдельные группы мышц, чтобы удержать неподготовленного клиента от несвоевременного переживания, пока тот не имеет доступа к ресурсам для перестройки исходного стереотипа.
ГЛАВА 3 ТЕЛЕСНО‑ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
В этой главе рассматриваются основные направления телесно‑ориентированной психотерапии, основоположником которой является В. Райх (см. раздел 1.1 главы 1). К ним относятся: биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф. М. Александера, метод чувственного сознавания Ш. Селвер, соматическое обучение Т. Ханны, биосинтез Д. Боаделлы, кине‑зиология, структурная интеграция И. Рольф, первичная терапия А. Янова и танатотерапия В. Баскакова. Основными понятиями телесно‑ориентированной психотерапии являются энергия, мышечная броня и заземление (почва под ногами) (Рудестам, 1998). Энергия. Для члена психокоррекционной группы вступить в оптимальные отношения с собственным телом означает активизировать спонтанный поток энергии, распространяющейся по всему организму. На самочувствие влияет все, что нарушает ход энергетических процессов в любой части тела – от мышц до внутренних органов. Считается, что невротические личности не могут совладать с сильным возбуждением и поэтому плохо переносят как боль, так и удовольствие. Большая часть их энергии уходит на поддержание в рабочем состоянии психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов. Свободная циркуляция естественной жизненной энергии является необходимым условием здоровья – как физического, так и психического. Второй принципиальной концепцией телесной психотерапии является представление о мышечной броне (Райх, 1997, 1999) (см. раздел 1.1 главы 1). По Райху, энергия движется (течет) снизу вверх, и любые заторы (зажимы) на ее пути ведут к проблемам. Мышечный панцирь полностью соответствует психологической блокировке чувств, эмоций, переживаний. Работа с семью блоками мышечного панциря ведется следующим образом. 1. Глаза. Глаза – это основное средство контакта ребенка с окружающим миром. Согласно концепции Райха область, связанная со зрительным восприятием, как правило, травмируется в первую очередь, причем происходит это при восприятии холодных, агрессивных или вызывающих страх проявлений окружения. Защита этой области выражается в неподвижности лобной мускулатуры и в «пустом» выражении глаз, которые как бы выглядывают из застывшей маски лица. Этот панцирь может быть разрушен, когда клиент, чтобы увеличить подвижность век и мышц лба, широко, как бы в страхе, раскрывает глаза. Чтобы усилить эмоциональную выразительность, клиентам также предлагается вращать глазами, переводить взгляд из стороны в сторону и т. д. 2. Рот. Оральный сегмент включает в себя мышцы подбородка, горла и задней части головы. Челюсти могут быть крепко сжаты либо неестественно расслаблены. Напряжением мышц этой области сдерживаются чувства, которые выражаются плачем, пронзительным криком, гримасами, желанием кусаться или сосать. Этот панцирь можно разрушить имитацией плача, звуками, усиливающими подвижность губ, движениями, имитирующими укусы, отрыжку, а также непосредственным физическим воздействием на соответствующие мышцы. 3. Шея. Данный сегмент включает в себя мышцы шеи, а также язык. Панцирь здесь, главным образом, сдерживает гнев и плач. Для расслабления этой области предлагается пронзительно кричать, вопить, визжать, имитировать отрыжку. 4. Грудь. Грудной сегмент включает в себя большие мышцы груди, мышцы плечевого пояса, лопаток, все мышцы грудной клетки, а также рук и кистей. Напряжение в этом сегменте способно подавить смех, ярость, печаль, страстное желание. Задержка дыхания, являющаяся весьма важным средством подавления всякой эмоции, происходит по большей части в области груди. Панцирь может быть расслаблен дыхательными упражнениями, особенно такими, которые включают в себя полный выдох. Руки и кисти рук используются для упражнений, имитирующих удары, разрывание на части, удушение либо выражение страстного желания. 5. Диафрагма. Этот сегмент включает в себя область диафрагмы, желудок, солнечное сплетение, различные внутренние органы, а также мышцы грудного отдела позвоночника. Наличие этого панциря приводит к выгибанию позвоночника вперед таким образом, что у сидящего на стуле клиента между нижней частью спины и спинкой стула остается значительное пространство. Кроме того, выдох ему дается с большим трудом, чем вдох. Этот элемент панциря подавляет главным образом такие чувства, как сильный гнев или ярость. Перед тем как с помощью специальных дыхательных упражнений и рефлекса отрыжки приступать к освобождению от панциря в этой области (люди, у которых в этом сегменте существует крепкая блокировка, полностью неспособны очищать желудок рвотой), необходимо убедиться, что первые четыре сегмента относительно свободны. 6. Брюшная полость. Брюшной сегмент включает в себя большие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом перед возможной агрессией. Наличие панциря в области торса и боков порождает боязнь щекотки и связано с подавлением злости. Если верхние сегменты уже открыты, освобождение данного сегмента от панциря проходит относительно легко. 7. Область таза. Этот сегмент включает в себя все мышцы таза и нижних конечностей. Чем крепче броня, тем больше таз выступает назад, что сразу заметно по торчащим ягодицам. «Лишние» мышцы в этой части болезненно напряжены; сам таз неподвижен, «мертв», несексуален. Панцирь в области таза служит для подавления как тревоги или гнева, так и удовольствия. Поскольку тревога и гнев возникают в результате подавления сексуального удовольствия, свободно переживать последнее в этой области невозможно до тех пор, пока гнев, заблокированный мышцами таза, не будет выпущен на свободу. Этот панцирь можно ослабить с помощью упражнений, в которые входят энергичные движения тазом или, например, удары им о жесткую кушетку, а также имитация многократных пинков ногой. Райх пришел к выводу, что с обретением способности к «полному генитальному подчинению» все существо пациента и образ его жизни в корне меняются. Последним важным понятием телесно‑ориентированной терапии является концепция «почвы под ногами» (заземление), составившая принципиальный вклад Лоуэна в метод Райха (см. раздел 3.1. настоящей главы). Заземление означает энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться. «Заземление чувств» означает, прежде всего, контакт с чувствами, осознание чувств и отсутствие блокировки телесных проявлений этих чувств. К основным методам телесно‑ориентированной терапии относятся такие приемы, как дыхание, прикосновение (см. раздел 1.2 главы 1), напряженные позы, двигательные упражнения и осознавание. Эти методы заставляют участников осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить «мышечную броню». Так как психические и телесные уровни считаются равнозначными, ригидность на одном уровне предполагает ригидность и на другом (Рудестам, 1998). Дыхание. Дыхание – совокупность процессов по поддержанию жизни, которые дают организму энергию для движения и функционирования, поэтому большинство занятий в группах телесно‑ориентирванной терапии начинается с дыхательных упражнений и постоянных напоминаний о контроле за циклом «вдох – выдох». В ортодоксальной терапии Райха клиент раздевается, ложится, начинает глубоко дышать, сосредоточиваясь на телесных ощущениях, говорит о своем состоянии. Современные терапевты, последователи Райха, могут одновременно с дыхательными упражнениями манипулировать телом клиента и поддерживать релаксацию. Оценка тела и напряженные позы. Мышечное напряжение диагностируют и с помощью биоэнергетических напряженных поз тела, упражнений, способствующих выделению адреналина и появлению напряжения. Так как хроническое мышечное напряжени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.022 с.) |