Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективная методика «Автопортрет»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Проективная методика «Автопортрет» служит для выявления индивидуально‑типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней (Романова, Потемкина, 1991). Здесь предлагаются три интерпретации этого теста: Р. Бернса (США), Потемкина, Романова (1991) и интерпретация по схеме Г. Рида, разработанной с использованием типологии К. Юнга. Цель методики: выявление индивидуально‑типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».
Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие: • изображение лица как центра картины; очень часто это графическое изображение; • изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет; • изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные этапы жизненного пути; • автопортрет‑метафора – распространен в последнее время как арена для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате; • сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т. е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.; • исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком‑либо важном событии, происходившем в действительности; • изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был.
Интерпретация I Анализ исследований тестового рисунка «Автопортрет» в разных культурных группах позволил выделить ряд наиболее важных критериев для описания и создания психологического портрета человека. 1. Уровень стереотипизации в представлении «образа себя». Сопоставление рисунков из разных регионов России поражает наличием сходных черт в характере вырисовывания, стереотипностью представления наиболее значимых для определенного возраста и пола деталей в «образе себя». Акцент в подавляющем большинстве случаев делается на фрагментах лица (глазах), игнорируются конечности (пальцы рук); фигуры изображаются статичными, тяжелыми в однообразной позиции (изображены анфас), с укороченным туловищем и конечностями; в образе либо отсутствуют эмоциональные проявления и чувства, либо присутствует «наклеенная» улыбка. 2. Характер эстетической ориентации. Тело воспроизводят в грубой форме, без должного внимания. Для представителей женского пола характерна фиксация внимания на лице (глаза, губы) и одежде, для мужчин значимее все тело, мальчики сориентированы на демонстрацию силы. Редко можно увидеть проработанную пластику тела, динамичного, «летящего» человека; преобладают либо «солдатики» – руки по швам, ноги вместе, либо «полицейские» – руки спрятаны, ноги врозь. 3. Уровень осознания телесной конгруэнтности. Голова и ко‑ нечности, как правило, не пропорциональны взаимно. Внимание к кистям мы наблюдаем только у художественно одаренных респондентов с хорошо развитой мелкой моторикой. У большинства – маленькие обрубленные пальцы либо их отсутствие, обрубленные стопы ног, прямая жесткая спина. 4. Уровень рефлексии. Изображение, как правило, носит внеличностный характер. Реципиенты в большей степени сориентированы на существующие нормы представления себя, чем на проживание и отображение своего внутреннего мира. Личностные мотивы подавляются желанием выглядеть лучше в глазах зрителей. Отсюда фантазии скорее сводятся к прорабатыва‑нию деталей костюма, чем к попытке изобразить особенности своего типа характера. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который трактует элементы автопортрета следующим образом. Голова. Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии. Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцентированный нос предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии. Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или трудности речи. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
Интерпретация II (интегративно‑оценочная) При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом: 1. Эстетическое изображение – выполняется людьми, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить испытуемых, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей. 2. Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По‑видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению. 3. Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичного когнитивного стиля. 4. Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого‑либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора. 5. «Автопортрет в интерьере» – изображение человека в окружении каких‑либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. По‑видимому, к такого рода изображению склонны люди, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. 6. Эмоциональный автопортрет, где человек отразил себя в каком‑либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По‑видимому, такого рода изображение создают люди, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлектирующие над своим состоянием. Причем переживаемая эмоция нередко противоположна той, которая изображена. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п. 7. Изображение позы или движения – человек изображает себя в период совершения какого‑либо действия. Возможно, такой тип изображения свойствен людям с выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. п. 8. Изображение автопортрета со спины – вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение демонстрирует противоречивость в отношении к инструкции, экспериментатору и т. д. либо нежелание рисовать лицо. Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные – от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Интерпретация III Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Г. Рида, разработанной с использованием типологии К. Юнга. Типология Юнга основана из представлений об экстравер‑сии‑интроверсии и о доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Таким образом, К. Юнг предлагает рассматривать 8 типов: 1) экстравертированный мыслительный тип; 2) интровертированный мыслительный тип; 3) эктравертированный ощущающий тип; 4) интровертированный ощущающий тип; 5) экстравертированный чувствующий тип; 6) интровертированный чувствующий тип; 7) экстравертированный интуитивный тип; 8) интровертированный интуитивный тип. Важно отметить, что, со своей стороны, английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893–1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма важному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга. В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения детей. Он выделил восемь видов рисунков: эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный – и описал их характерные признаки. 1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений. 2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких‑либо внутренних ощущений, часто болезненных, например «болит ухо», «голова болит» и т. д. 3. Ритмический рисунок – в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т. д. 4. Структурный рисунок – главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города. 5. Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д. 6. Перечисляющий рисунок – в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой‑либо связью; это могут быть отдельные детали или предметы. 7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие‑либо узоры, орнаменты, украшения и т. д. 8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой‑либо сюжет, заимствованный из книги, персонажа из книги или собственной фантазии и т. д. Схема классификации различных типов рисунков приведена ниже. Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 3071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.01 с.) |