Схема 16.1. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 16.1. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления



В целом в рамках перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:

  • Руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнять;
  • Руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
  • Руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
  • Руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультации с подчиненными;
  • Руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;
  • Руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
  • Руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.

Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.

В заключение приведем сводную таблицу характеристик «одномерных» стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским (табл. 16.1).

Таблица 16.1. Характеристики «одномерных» стилей руководства

№ п/п   Авторитарный Демократический Либеральный
  1. Способ принятия решений Единоличный с подчиненными На основе консультаций сверху или мнения групп На основе указаний
  2. Способ доведения решений до исполнителя Приказ, распоряжение, команда Предложение Просьба, упрашивание
  3. Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
  4. Отношение к инициативе подчиненных Допускается Поощряется и используется Полностью передается подчиненным
5. Принципы подбора кадров Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере  
  6. Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Безразличное
  7. Отношение к общению Отрицательное, соблюдает дистанцию Положительное, активно идет на контакты Инициативы не проявляет
  8. Отношение к подчиненным По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
9. Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Разумное Мягкое, формальное
  10. Отношение к стимулированию Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет четкой ориентации

Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс и увеличение доли элементов одного их них будет приводить к уменьшению других.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности.

Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая «управленческая решетка» Р. Блейка и М. Муттона, изображенная на схеме 16.2. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.

 

Максимум внимания людям; минимум внимания организационно-техническим проблемам     Максимум внимания людям и организационно-техническим проблемам
   
                   
      5.5. Равное внимание людям и организационно-техническим проблемам    
         
                   
                   
Минимум внимания людям и организационно-техническим проблемам       Минимум внимания людям; максимум внимания организационно- техническим проблемам
 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Ориентация на создание организационно-технических условий

 

Схема 16.2. «Решетка управления» Р. Блейка и М. Муттона

ТЕМА 20

Социальная ответственность и социальная этика в менеджменте

План

1. Социальная ответственность менеджеров

2. Этика поведения менеджеров

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.006 с.)