Социальная ответственность менеджеров



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная ответственность менеджеров



В менеджменте выделяют два вида ответственности – юридическую и социальную.

Юридическая ответственность – это соблюдение конкретных государственных законодательных актов, инструкций, норм, которые определяют, чем организация может заниматься, а чем нет.

Социальная ответственность – это добровольная реакция на социальные проблемы общества со стороны организации. Признание предпринимателями и менеджерами социальной ответственности и соответствующая их реакция имеет преимущества и недостатки.

Социальной ответственности реализуется в следующих направлениях:

  • Обеспечивает долгосрочные перспективы;
  • Изменяет потребности общества;
  • Помогает решать социальные проблемы, в том числе и своих работников;
  • Формирует нормы морали в самой организации;
  • Создает доброжелательные отношения между предпринимателями (менеджерами) и другими членами общества.

Недостатками являются:

  • Нарушения принципа максимизации прибыли;
  • Рост себестоимости за счет увеличения расходов на социальные нужды;
  • Невозможность обеспечения высокого уровня подотчетности обществу;
  • Неумелое удовлетворение социальных потребностей, то есть непрофессионализм;
  • Применение социальной ответственности только с целью рекламы.

Предприниматели и менеджеры должны выбрать такой вариант социальной ответственности, который обеспечивает преимущества и содействует устранению или ослаблению недостатков.

 

Этика поведения менеджеров

Социальная ответственность является производной тех ценностей, которые происходят из этики менеджеров и подчиненных им работников. Общество, какая-либо организация или группа работников определяет свою этику поведения. Под этическим поведением следует понимать совокупность поступков и действий людей, которые отвечают тем нормам морали, сознания или порядка, которые сложились в обществе или к которым оно стремится.

В предпринимательской деятельности встречаются случаи большего или меньшего отклонения от общественных норм, что собственно и является неэтическим поведением.

Причинами неэтической деятельности могут быть:

  • Конкурентная борьба;
  • Желание иметь большую прибыль;
  • Неумелое стимулирование руководителей за этическое поведение;
  • Уменьшение значения этики в обществе;
  • Желание достичь цели и выполнить миссию организации какой-либо ценой;
  • Неэтическое поведение партнеров (основателей, поставщиков и пр.);
  • Возникновение конфликтных, стрессовых и других подобных явлений в организации;
  • Неудачный подбор и неумелое применение стилей руководства в организации;
  • Слишком сложная система разработки и принятия решений в организации.

Современный менеджмент предлагает следующие методы для обеспечения этического поведения:

  1. Внедрение этических норм, которые отображают систему общих ценностей, общественных предпочтений и правил этики работников организации. Например, этическими нормами запрещаются взятки, подарки, нарушения законов, незаконные выплаты политическим организациям, необоснованные требования, разглашение секретов фирмы, использование запрещенной информации и пр.
  2. Создание комитетов по этике, основное задание которых – оценивать ежедневную практику с позиций этики и этического поведения. На небольших предприятиях эту функцию может осуществлять специалист по этике бизнеса (например, адвокат по этике).
  3. Проведение социальных ревизий, призванных оценивать влияние социальных факторов на организацию.
  4. Организация обучения этическому поведению руководителей и подчиненных.
  5. Постоянное информирование работников о случаях высокоэтического поведения с помощью прессы, радио, телевидения и пр.
  6. Проведение совещаний, конференций, симпозиумов по проблемам этиче6ского поведения.

 

 

ТЕМА 19

Организация управленческого труда

План

1.Организация труда в аппарате управления

2.Оценка качества документирования в СУ

3.Культура управления

 

Организация труда в аппарате управления

Управленческий труд является специфическим видом деятельности, который выделился в результате разделения, специализации и кооперации производительного труда. Таким образом, он является производительным трудом. Предметом управленческого труда является человек и его деятельность.

Непосредственной целью управленческого труда является координация совместных усилий коллектива и обеспечение согласованных действий его членов, направленных на достижение конкретных запланированных результатов. Орудием управленческого труда являются средства оргтехники. Специфика предмета управленческого труда, ее непосредственная цель, средства этого труда обусловливают ее специфический характер и содержание.

Развитие управленческого труда сопровождается процессами его деления и координации. Различают горизонтальное, вертикальное, функциональное и профессионально-квалификационное направления управленческого труда.

Научная организация управленческого труда представляет собой комплекс мероприятий, которые включают:

  1. организационное закрепление процессов деления и кооперации управленческого труда, обеспечение необходимой квалификации работников;
  2. Распределение и расстановка кадров по уровням системы управления;
  3. Регламентирование деятельности и отношений;
  4. Выбор систем и методов работы;
  5. Рациональную организацию рабочих мест и создание оптимальных условий труда и отдыха;
  6. Нормирование управленческого труда;
  7. Материальное и моральное стимулирование управленческого труда.

Научная организация управленческого труда осуществляется с учетом принципов специализации, пропорциональности, непрерывности, ритмичности, параллельности.

При научной организации труда каждой категории управления необходимо учитывать специфику их работы, с целью привлечения внимания на особенные проблемы, обусловленные местом и ролью работников в системе управления.

В процессе организации управленческого труда, выбора оптимальных вариантов, рациональных форм влияния на производство большую роль играет его анализ, определение объектов анализа, в том числе структур затрат рабочего времени, нормирование труда, потоки и объемы работы.

 

Оценка качества документирования в СУ

Качество операций обеспечивается внедрением в управление Единой государственной системы делопроизводства. Оценивают качество по критериям деятельности достоверности, полноты, законности, системности, технологичность, оперативности (табл. 19. 1).

 

 

Таблица 19. 1. Критерии оценки качества документирования систем управления

Принцип документирования Процесс-фиксация, передача, использование, хранение документов Параметры документационных систем
Необходимость Отсутствие возможности использования бездокументационных каналов связи Соответствие процедурам реализации управления и отсутствие излишка информации
Достоверность Достоверность исходящей информации и отсутствие ошибок Объективность отображения фактов, четкая терминология
Полнота Достаточность информации для принятия решений Соответствие действующим унифицированным системам, стандартам
Законность Соответствие действующему законодательству, правильное оформление То же самое
Системность Комплексность рационализации документооборота Объединение унифицированных стандартных систем и подсистем в отраслевом, функциональном и территориальном разрезах
Технологичность Приспособленность форм документов для машинной обработки на рабочем месте Приспособленность унифицированных систем к автоматизированной обработке
Оперативность Минимальное время прохождения документа Адаптивность, движимость документационных систем и подсистем

Культура управления

В процессе развития человеческого общества происходило накопление культуры управления. Зарождение и последующее становление науки управления означали повышение уровня культуры управления, т.к. в этом случае происходила критическая оценка путей, методов и средств и приемов управления, отбор лучших из них для применения в практике.

Культура управления – это совокупность достижений в организации осуществления процесса управления, организации управленческого труда, использование техники управления, а также требований, предъявляемых к СУ и к работникам, обусловленных нормами и принципами морали, этики, эстетики и права.

Культура управления в общем виде позволяет оценить степень соблюдения СУ тех требований, которые к ней предъявляются. СУ производством можно оценить по общесистемным показателям, важнейшими из которых являются: целеустремленность (способность системы достигать целей); целостность, связанность, наличие оптимальных технологических, информационных, производственных и др. связей; открытый характер (взаимодействие системы с другими и восприятие внешней информации); динамизм (быстрота изменения системы под влиянием внешних факторов); стремление к развитию (наличие тенденции усложнения состава системы, связей, продукции, рост объемов производства).

Однако, на практике оценить культуру СУ по выше приведенным показателям весьма сложно из-за неразработанности количественных методов измерения этих показателей. Поэтому уровень культуры СУ оценивается не по общественным показателям, а по показателям, характеризующим культуру работников и в особенности руководителей, культуру процессов управления, техники управления и условий труда.

Основные элементы культуры управления показаны на рис. 19.1.

Выделяют организационную, экономическую и правовую культуру руководителя.

Организационная культура определяется знанием методов и приемов организаторской работы. Исходными для формирования организационной культуры руководителя выступают следующие элементы: профессиональные знания в области теории и методов организации и управления производством и трудовыми коллективами, знание условий, техники и технологии производства, психологии, педагогики, социологии, делопроизводства, овладения техникой личной работы, умение пользоваться ЭВМ и ПЭВМ.

Экономическая культура руководителя формируется на основе его знаний в области экономики, умения анализировать и оценивать экономическую информацию, способности сделать правильные обобщения и выводы. Процесс формирования экономической культуры руководителя включает: изучение экономической науки, развитие экономического мышления, овладение экономическими методами управления. Основными факторами, влияющими на формирование экономической культуры, являются: развитие и учет потребности и интересов людей, уровень образованности и воспитанности, совершенствование производственных отношений и хозяйственного механизма, состояние экономической науки и др.

Правовая культура хоз. руководителя включает в себя: знание права, способность применять правовые знания в реальных условиях производства, соблюдение законности в рамках компетенции руководителя, способность участвовать в правотворческой деятельности.

Большое значение для руководителя имеет опыт руководства. Под опытом руководства понимают совокупность управленческих знаний, навыков и умений, вынесенных из практической деятельности. Опыт руководства во многом зависит от продолжительности работы на руководящих должностях.

 


 

 

Рис. 19.1. Основные элементы культуры управления



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.007 с.)