К 93 Куражева Н. Ю., Козлова И. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К 93 Куражева Н. Ю., Козлова И. А.



К 93 Куражева Н. Ю., Козлова И. А.

 

Приключения будущих первоклассников: психологиче­ские занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

ISBN 5-9268-0621-6

 

В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание психологических занятий с детьми старшего дошколь­ного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психи­ческому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Книга будет интересна специалистам, работающим с деть­ми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подгото­вить ребенка к обучению в школе.

 

Подписано в печать 30.06.2007.

Формат 60 х 88 1/- Объем 15 печ. л.

Тираж 2500 экз. Заказ № 1388

ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"» Тел. (812) 323-76-70, 323-90-63

sales@rech.spb.ru Интернет-магазин: www.rech.apb.ru

Представительство в Москве: (495) 502-67-07, rech@online.ru

За пределами России вы можете заказать наши книги в Интернет-магазине www.internatura.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ГУП «Типография "Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, 12

ISBN 5-9268-0621-6

© Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова, 2007

© Издательство «Речь», 2007

© П. В. Борозенец, обложка, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Описание программы

Структура и концептуальная основа

Основной метод воздействия

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Возрастные нормы психического развития детей 7 лет

Тематическое планирование психологических занятий

Программа психологических занятий

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Занятие 21

Занятие 22

Занятие 23

Занятие 24

Занятие 25

Занятие 26

Занятие 27

Занятие 28

Занятие 29

Занятие 30

Занятие 31

Литература

Приложение 1. Карта психологического развития ребенка

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Анкета для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к шко­ле. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обуче­ния в начальной школы.

На сегодняшний день существует большое количе­ство теоретической и методической литературы, касаю­щейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Изда­ются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педаго­гических и психологических задач. В то же время боль­шинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психо­логические занятия с детьми выделены как особая фор­ма работы. В связи с этим возникает противоречие в ра­боте педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся пси­хического развития ребенка дошкольного возраста с уче­том возрастных и индивидуальных особенностей; рас­крыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических заня­тий с детьми старшего дошкольного возраста представ­ляет собой набор стратегий, направленных на достиже­ние определенных целей:

- развитие познавательных и психических процес­сов — восприятия, памяти, внимания, воображе­ния;

- развитие интеллектуальной сферы — мысли­тельных умений, наглядно-действенного, на­глядно-образного, словесно-логического, твор­ческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребен­ка в мир человеческих эмоций;

- развитие коммуникативных умений, необходи­мых для успешного протекания процесса обще­ния;

- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение увереннос­ти в себе;

- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необхо­димых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обуче­нию.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА

И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА

Содержание программы основывается на идеях раз­вивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего раз­вития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отно­шения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Род­жерс). На основании теоретического изучения психоло­гических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникнове­ния школьной дезадаптации, была разработана комплек­сная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные ва­рианты развивающих программ для детей дошкольного возраста[1].

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Галь­перин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой про­граммы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Согласно концепции интегральной социальной сущ­ности человека индивид включен в социальную деятель­ность изначально, так как имеет внутренние предпосыл­ки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

Первой и определяющей формой социализации вы­ступает идентификация. Идентификация является осно­вой двух других форм социализации — индивидуализа­ции и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения инди­видом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользо­ваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.

Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств лич­ности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе про­граммы все три формы социализации реализуются одно­временно, хотя содержательно они представлены по-раз­ному.

На занятиях необходимо создавать условия для пе­реживания общности с другими, радости в процессе об­щения, проявления внутренней психологической актив­ности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уни­кальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является

основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивиду­альным выбором поведения, формированием ценност­ных ориентации. Через социально ориентированную де­ятельность нужно стремиться направить ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчи­вость, эмпатию.

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реали­зацию факторов развития (модально-специфических, про­извольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходи­мой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональ­ной близости служит основой механизмов развития моз­говых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ре­бенка.

Построение программы и проведение занятий осно­вывается на следующих принципах:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер учеб­ного материала;

- комплексность построения занятий;

- активность участников;

- наличие обратной связи на занятиях;

- коммуникативная эффективность;

- обогащение жизненного опыта детей;

- доверие и анонимность;

- социально-личностное развитие.

В программе учтены возрастные особенности психи­ки детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ве­дущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В предложенной программе особое внимание уделе­но подбору литературных произведений сказочного содер­жания, предъявляемых в качестве стимульного материа­ла. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воз­действия, способствующим формированию коммуника­тивных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и груп­повых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития соци­альной уверенности ребенка) и профилактический харак­тер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

Образовательная программа «Психологические за­нятия с детьми старшего дошкольного возраста "При­ключения будущих первоклассников"» разработана на базе кафедры специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета; НОУ ОЦ «ДИВО» г. Нижнего Новгорода. Программа апроби­рована в НОУ ОЦ «Диво» и школе №78 г. Нижнего Нов­города.

ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического клима­та и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведе­ния. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

В сказкотерапии возможно использование уже гото­вых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказ­ки связываются с личным опытом ребенка, с его пробле­мами, а также составление психологом специально-на­правленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по струк­туре и содержанию должен быть связан с жизнью и труд­ностями ребенка.

Сказка удовлетворяет три доминирующие психоло­гические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои соб­ственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается побе­дителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного ге­роя.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убе­гает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и иг­рой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказ­ка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — не­зависимо от того, была эта игра сыграна или нет.

Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкос­тью или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познаватель­ных процессов). Акцент делается на развитии познава­тельных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенно­го, наглядно-образного, словесно-логического, творчес­кого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предус­матривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети

могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чув­ства.

Рассказ сказки обычно сопровождается инсцениров­кой сюжета. По ходу сказки взрослый действует кукла­ми, от имени кукол представляет детям проблемные си­туации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами раз­решить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, исполь­зуя приведенную ниже схему. Цель работы на этом эта­пе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их лич­ный опыт.

Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

 

ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Память

Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.

Слуховая образная — 7 звуков.

Слуховая вербальная — 7-8 слов.

Тактильная — 7 предметов.

Словесно-логическая. Произвольность памяти.

Внимание

Объем — 7-8 предметов.

Устойчивость — 25-30 минут.

Концентрация: нахождение известного изображе­ния, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плот­ности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение

Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материа­лами, придумывание различных игровых сюжетов.

Интеллектуальная сфера

Анализ

- Умение устанавливать причинно-следственные

связи.

- Умение находить решение проблемных ситуа­ций.

- Умение формулировать позиции различных пер­сонажей в литературном произведении.

- Умение выстраивать аргументацию к своей по­зиции с учетом контраргументов.

- Выполнение заданий: «найди девятое», «логи­ческие цепочки» по 3 и более признакам.

- Исключение на основе всех изученных обобще­ний.

Зрительный синтез

Способность составить целое из 9 частей без образ­ца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 от­личий, в том числе существенные признаки.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:

- Выполнение операции конкретизации на осно­ве всех имеющихся обобщений.

- Выполнение сериации по всем свойствам предме­тов.

- Умение выстраивать серию из 8-10 последова­тельных картинок.

- Выполнение операции классификации по суще­ственным признакам.

Волевая сфера

- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

- Сформированность итогового и пошагового само­контроля.

- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

 

Личностная сфера

- Умение критически относиться к своим поступ­кам.

- Появление элементов рефлексии, устойчивой са­мооценки.

 

Новообразования

- Внутренний план действий.

- Произвольность всех психических процессов.

- Возникновение соподчинения мотивов.

- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное от­ношение к себе.

- Возникновение первой целостной картины мира.

- Появление учебно-познавательного мотива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Сентябрь Сказки для школьной адаптации: 1. Создание «Лесной школы» 2. Букет для учителя 3. Смешные страхи 4. Игры в школе
Октябрь 5. Школьные правила Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды: 1. Собирание портфеля 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность
Ноябрь 4. Жадность 5. Волшебное яблоко (воровство) 6. Подарки в день рождения Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: 1. Домашнее задание
Декабрь 2. Школьные оценки 3. Ленивец 4. Списывание 5. Подсказка
Январь Сказки о здоровье, в том числе психи­ческом: 1. Обманный отдых 2. Бабушкин помощник 3. Прививка 4. Больной друг
Февраль Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстратив­ное поведение) 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик
Март 5. Обида 6. Хвосты (межгрупповые конфлик­ты) 7. Драки 8. Грубые слова
Апрель 9. Дружная страна (межполовые конфликты) 10. В гостях сказки 11. Диагностика 12. Диагностика

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и берет у психолога любую понравив­шуюся ему цветную полоску (из бумаги), на которой взрослый записывает имя ребенка и с помощью степлера надевает именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего облада­телем браслета. После того как каждый из детей полу­чит именной браслет, психолог предлагает детям прока­титься на поезде.

Игра «Поезд»

Дети изображают вагоны, ведущий — паровоз. Па­ровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции — у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише — медленнее; громче — быстрее. Каждый после­дний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция?» Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-у-у». Одновременно выполняют дви­жение рукой, согнутой в локте, сверху вниз.

Поезд прибывает на лесную поляну. Детей пригла­шают в комнату, где оборудовано место для показа ку­кольного спектакля. Декорации на ширме обозначают, что действие спектакля происходит на лесной поляне. Разыгрывается начало сказки «Создание "Лесной шко­лы"».

Сказка «Создание "Лесной школы"»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серо­го цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пу­говками. На спине у Ежика были самые настоящие колюч­ки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много де­тей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник при­нес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для лю­дей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учи­телем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуще­ствиться его мечте. Лесные жители построили настоя-

щую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зве­рят. Учитель Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебникикнижки с картинками, которые помогут на­учить писать, считать.

Сорока принесла в «Лесную школу» блестящий звон­кий колокольчик.

Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку?спросил у Сороки сторож Крот.Ведь в школе не игра­ют, а учатся!

Сорока важно ответила:

Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

А зачем нам звонить? Школа же не пожарная ма­шина?!удивился Крот.

Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит зво­нокзначит, пора на урок. А если на уроке звонок, зна­чит, пора отдохнуть, дружок!затрещала Сорока.

Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребя­та придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

Да, только не побегут, а подойдут к столикам, бу­дут ждать начала урока,ответила Сорока.

Это верно!подхватил Еж.Именно так дела­ют настоящие школьники.

Так наши ребята-зверята могут и не знать эти пра­вила?заволновался Крот.

Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Со­рока.

Да,подтвердил Еж,узнают, как стать школь­ником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-крас­ной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают:

Пора, пора!объявляет всему лесу клен.

В школу, в школу!шепчет березка.

После того как дети прослушали сказку, ведущий обра­щается к «учителю Ежу».

— Посмотри, учитель Еж, это наши ребятки, они тоже хо­тят учиться в Лесной школе. Познакомься: это Сашенька, это Мишенька... Психолог называет по имени каждого ребенка.

— Ребята, я к вам обязательно еще приду! Мы будем вме­сте учиться и играть! А сейчас мне пора уходить. До свидания, ребята, до новых встреч!

«Учитель Еж» прощается с детьми. Каждому подает лап­ку, каждого называет по имени, говорит что-нибудь доброе.

Игра «ветер дует на...»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на...». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задания могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются вместе. «Ветер дует на того,укого...естъсестра», «...кто любит животных», «...кто много плачет», «...у кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность каждому ребенку побыть в его роли.

Упражнение «Раскрась ежика»

Детям нужно раскрасить ежика в соответствии с ус­ловными обозначениями, приведенными на рисунке (рис. 1).

Рис.1

 

Рис.2

 

Игра «Доброе животное»

Ведущий: «А теперь встаньте в круг и давайте поиг­раем в "Доброе животное". Возьмемся за руки и предста­вим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад».

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Приветствие. Игра «Делай, как я»

Ведущий: «Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Напри­мер, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Мож­но топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все ос­тальные повторяют за мной... Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т. д. v

Сказка «Букет для учителя»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить?Белка обещала помочь. Она своей дочке-то порт­фель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешка­ми и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медве­жонка: «Ведь в школу надо нарядным идти, как на празд­ник»,ласково приговаривала она, отглаживая белый во­ротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расче­сать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»

Но Лисенок, Волчонок и Медвежонок вместе с Белоч­кой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для свое­го учителя. Собирали и разговаривали.

— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, — волновался за подружку Лисенок.

— Не знаю, — ответила Белочка, — я действитель­но не могу усидеть на месте спокойно.

Ничего,успокоил ее Зайчонок,там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

— Перемены?удивился Волчонок.А мне папа го­ворил, что в школе будут уроки, на которых мы будем учиться, узнавать что-то новое.

— Это правильно! — поддержал друга Медвежо­нок.Для этого мы в школу-то и идем.

Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем,объяснял Зайчонок,поэто­му придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

— Поживемувидим,проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

А какой онучитель?поинтересовалась, Белоч­ка.Добрый он или злой?

— Незнаю... — размышлял Волчонок.Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.

А я хочу, чтобы добрым был,продолжала Белоч­ка,чтобы все разрешал.

— Представь себе, что тогда за уроки будут?!уди­вился Лисенок.Одному разрешили кричать, другому ска­кать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята-зверята весело засмеялись.

Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интерес­но,закончила свои рассуждения Белочка.

— Да, это было бы хорошо...подтвердил Медве­жонок.

А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается,тихо произнес Зайчонок.

Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься?уди­вился Волчонок.Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить!воскликнула Белочка.

— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и кра­сивый букет получился!обрадовался Лисенок.

«Наверное, нашему учителю будет очень прият­но!»подумали завтрашние первоклассники.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного и выполнить задание «Букет».

Рис.3

 

Упражнение «Букет»

Назови цветы, которые здесь изображены (рис. 3). Найди среди них такие, которые встречаются только один раз.

Упражнение «Профессии»

Детям нужно назвать профессию и род занятий каж­дого человека, изображенного на картинке (рис. 4), а за­тем показать стрелкой и рассказать, кому какие предме­ты понадобятся в работе.

Рис.4

Игра «Составь картинку»

Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Радость», целая пик­тограмма «Радость» (рис. 5), фотографии людей, испы­тывающих чувство радости.

Психолог просит детей собрать картинку и угадать, какое чувство на ней изображено. После выполнения за­дания детьми он показывает пиктограмму «Радость»: «Как вы догадались, что это радость?.. Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. Посмотрите на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди? Kak вы догадались?.. Попробуем изобразить радостных уче­ников. Маша изобразит радостного Волчонка...»

Рис.5

Рис.6

ЗАНЯТИЕ 3

Приветствие. Игра «все, кого зовут...»

Ведущий: «Сейчас мы с вами будем играть в игру "Все, кого зовут..." Внимание! Все, чьи имена я буду на­зывать, должны быстро выйти в указанное место в ком­нате и выполнить задание. Начали!» Дети, чьи имена на­зываются, выбегают и выполняют указания ведущего.

Сказка «Смешные страхи»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Наступило первое сентября. Каждому ученику понят­ноВ этот день дружно идем в школу! А для первокласс­никовэто особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, краси­вые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цве­тов приближались они к Лесной школе.

Около школы учеников встречал учитель Еж, Он вни­мательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил стара­ния ребят. «Спасибо!»произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учите­лем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело на­шли себе подходящее место.

На первом уроке сегодня мы будем знакомиться,спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых иг­рах, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комо­чек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дро­жащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься?прозвучало над заячьим ушком.

Я? Не-не-не знаю!дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

Кто тебя так напугал?забеспокоился Учитель.

Бра-братишка...ответил Зайчонок,он сказал, что в школе меня проучат как следует да еще будут на­казывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

А что еще рассказывал твой братишка про шко­лу?продолжал спрашивать Еж.

Он говорил...уже смелее произнес Зайчик,что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

Да, твой братишкафантазер!с улыбкой ска­зал учитель Еж.Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

Наверное...уже спокойно отвечал Зайчонок,еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

А ты любишь бегать и прыгать?уточнил учи­тель.

Очень!радостно ответил Зайчонок.

— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене будешь помогать органи­зовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов прозвенел звонок с урока, и Еж при­гласил ребят в коридор отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зай­чонок уверенно шагал впереди всех.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Составь картинку»

Ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Страх», целая пиктограмма «Страх* (рис. 8), фотографии людей, испытывающих страх.

Ведущий: «Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях?.. Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство?.. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь попро­буйте собрать другую картинку и догадайтесь,

Рис.7

Рис.8

какое чувство здесь изображено (когда дети выполняют задание, ведущий показывает пиктограмму с изображением стра­ха)? Посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите вни­мательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство?.. Да. Это чув­ство страха. Попытаемся изобразить испугавшегося зай­чонка».

Игра «Бывает, не бывает»

Ведущий: «В конце нашего занятия мы с вами поиг­раем в игру, которая называется "Бывает, не бывает". Внимание! Сейчас мы с вами узнаем, что же бывает, а чего не бывает летом, осенью, зимой и весной. Если я говорю правду — вы хлопаете один раз в ладоши, если неправ­ду — вы топаете один раз ногой».

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис.9

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

Упражнение «лабиринт»

Дети помогают мальчику найти дорогу в Лесную школу (рис. 12).

Упражнение «Времена года»

Дети соединяют каждую предметную картинку с изображением определенного времени года, объясняют свои действия, перечисляют знакомые признаки всех сезонов (рис. 13).

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

ЗАНЯТИЕ 5

Сказка «школьные правила»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.195 с.)