Билет. Театр и драматургия петровской эпохи. Школьная драма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Театр и драматургия петровской эпохи. Школьная драма.



В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

Бассевич, один из современников, близких к Петру, писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения. Это обусловило создание общедоступного театра. Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.

При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание - "Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I. Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительства России. В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, - правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный. В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы. Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиваться в формах любительского театра, театра городских "низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра. Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители - представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

 

19 билет. Повествовательная проза 1760-70(Эмин, Чулков)

1. Авантюрный роман. (Фёдор Эмин).

ЭМИН Федор Александрович родился [1735, Украина] - писатель, журналист, переводчик.

Подлинная биография его не установлена, национальное происхождение его загадочно: он родился в семье не то венгра, не то поляка, принявшего магометанство во время своего пребывания в Турции.

Ф. Эмин в какой-то степени напоминает героев своих романов. Издавал журнал «Адская почта». Эмин первым откликнулся на роман Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» («Письма Эрнеста и Доравры»). В авантюрном романе в основном – приключения, действие происходит во всем мире.

2. Новеллистическая литература.

Сказочные и нравоописательные новеллы. Вл. Левшин «Русские сказки», М.В. Чулков «Словенские сказки».

3. Нравоописательная литература.

Связана с изображением жизни. Описывается в основном жизнь низов относительно правдиво. М.Чулков «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».

Беллетристика никогда не поднималась до высокой литературы (также из-за языка и стиля).

Н. Эмин «Игра судьбы», эпистолярный роман (психологизм). Главные герои – Всемил и Прелеста – обмениваются письмами со своими друзьями. Всемил – чувствительный человек сентиментального склада, влюбился в голос Прелесты, еще не видя ее. Она же уже замужем (за графом Слабосилом, «который в молодости вёл чрезвычайно разгульный образ жизни, чем, возможно, и подорвал свои силы…»). Неудачный принцип наррации + язык не соответствует поднятым проблемам. Язык романа Эмина слишком выспренный.

Чулков Михаил Дмитриевич (1744—24.10[4.11].1792), писатель, собиратель фольклора. Родился в Москве в семье солдата. Учился в гимназии при Московском университете (1755—58). Был актером университетского, затем — Петербургского придворного (с 1761) театров. Служил при дворе лакеем и квартирмейстером (1765—69), чиновником в Сенате (1770—92). В 1789 получил потомственное дворянство. В литературу Чулков вошел как автор сборника литературных сказок и бытовых повестей «Пересмешник, или Славенские сказки» (ч. 1—4, 1766—68; Ч. 5, 1789) и романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» (Ч. 1, 1770; Ч. 2 неизвестна). Значительным вкладом в фольклористику явилось его издание «Собрание разных песен» (Ч. 1—4, 1770—74), включившее наиболее полный репертуар русских песен XVIII в., в т. ч. подлинно народных (песни солдатские, крестьянские, о Степане Разине и др.). Интерес Чулкова к этнографии проявился в его работе над словарями поверий; в самом подробном из них («Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.», 1786) сделана попытка привести в систему мифологию народов России. Чулков опубликовал «Историческое описание российской коммерции…» (Кн. 1—21, 1781—88) и ряд экономических и юридических работ.

Позиции Чулкова в литературной борьбе его времени не были вполне определенными. В 1769 он издавал еженедельный журнал «И то и сё», в котором полемизировал одновременно и со «Всякой всячиной» и с журналами Н. И. Новикова, Ф. А. Эмина. В 1770 издавал ежемесячный журнал «Парнасский светильник», в котором содержались выступления против т. н. «высокой литературы». Сам Чулков писал преимущественно в жанрах, которые в поэтике классицизма считались «низкими». Его комедия «Как хочешь назови» (1765) примыкает к «характерологической» драматургии В. И. Лукина. Коротким поэмам Чулкова свойственна бурлескная манера; таковы же его стихотворения, сказки, сатирические статьи. Новаторство Чулкова как писателя в наибольшей мере проявилось в художественной прозе. Обращаясь к авантюрно-волшебному роману, он придает повествованию колорит исторического предания, русифицируя при этом традиционные сказочные образы и мифологию. Вместе с тем Чулков создает русский вариант плутовского романа, обрабатывая бытовой анекдот и фацециальные сюжеты. В «Пригожей поварихе…» изображены современный быт, судьба простой женщины — солдатской вдовы. Для стиля Чулкова характерны пародийное обыгрывание «высокой» лексики, использование пословиц, поговорок. Поиски Чулкова в прозе привели к возникновению русской исторической повести и бытового романа.

 

20 билет «На день восшествия…!» 1747г.

Поэзия М. В. Ломоносова — величественная, торжественная и вместе с тем глубоко проникновенная. Она, как и вся его напряженная творческая деятельность, служила «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского света», была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах народа.

В своих произведениях Ломоносов воспел «небу равную Россию», обширность территории, богатство ресурсов, трудолюбие и одаренность народа. Он страстно желал видеть свою родину обновленной, могучей и величественной, преуспевающей в науках и промышленности, способной стойко защищать свои рубежи и обеспечивать мир своим гражданам. Но он также хорошо представлял истинное положение в стране. Видел, что царский двор полон разгула, что в Академии наук ответственные должности розданы иностранцам, что народ страдает от невежества. Поэтому поэт в меру своих сил и возможностей стремился помочь своему угнетенному народу.

Как приверженец теории просвещенного абсолютизма, которая была широко распространена в XVIII в. во многих европейских государствах, он верил, что просвещенный монарх способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Но при этом наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые Царедворцы, а ученые и писатели, бескорыстно служащие истине. Каким «учителем монархов» и хотел стать Ломоносов.

Оду — лирический жанр, в котором, по словам В. К. Тредиаковского, «описывается... материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных»,

поэт избрал для беседы с царями. Большую часть таких «бесед» он проводил с Елизаветой Петровной, с царствованием которой совпали двадцать лет его собственной жизни. Елизавета была дочерью Петра I, и именно ей, по мнению Ломоносова, надлежало продолжить дела отца.

В каждой из од «...на день восшествия на престол императрицы...», поэт восхвалял Елизавету Петровну за дела, которые она еще не совершила, но которые сам Ломоносов считал важными и полезными для государства. Такая похвала, по его мнению, обязывала правительницу в будущем оказаться достойной ее.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747-года», в которой Ломоносов снова откликается на события современной ему политической жизни, принадлежит к числу его лучших од. Она начинается вступлением, содержащим хвалу мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

Он предостерегает правительство от участия в войне, восхваляет мир, который называет словом «тишина»:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Это лирическое отступление позволяет поэту перейти к его излюбленной теме — правление Петра I, борца против отсталости, в которой находилась Россия до нство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Это лирическое отступление позволяет поэту перейти к его излюбленной теме — правление Петра I, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Ломоносов славит Петра за создание регулярной армии и флота, и особенно за распространение наук:

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки...

Затем, упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства.

В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое, и поэт тут же приветствует императрицу как поборницу просвещения. Ломоносов восхищенно говорит о том, как огромно пространство России, как неисчерпаемы ее богатства: полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Для ее будущего величия и славы нужно овладеть всеми этими богатствами и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатства в оных потаенно

Наукой будет откровенно...

При этом, возмущенный засильем в Академии наук бездарных и алчных немецких ученых, Ломоносов обращается к молодым талантливым людям, «которых ожидает Отечество от недр своих», он верит,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.051 с.)