Билет. Исторические повести Карамзина: Наталья Боярская и Марфа.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Исторические повести Карамзина: Наталья Боярская и Марфа.



Николай Михайлович Карамзин. С его именем связано утверждение в 90-хгг. 18в. Нового литературного направления – сентиментализма. Он родился в небогатой дворянской семье в городе Симбирске. Получил гуманитарное образование. Учился в Москве Недолгая военная служба в Питере. Знакомство с Тургеневым. В Москве Т. Познакомил его с Новиковым. Стал членом его кружка. К. редактирует издаваемый Н. ж-л. Несмотря на близость к масонам в этот период, он остается чужд их мистическим взглядам. Оптимистически смотрит на жизнь. В этом ж-ле К. напечатал свою первую сентиментальную повесть «Евгений и Юлия». В повести «поселяне» «с радостью» трудятся на полях, они довольны своей работой. В основе сюжета – любовная идиллия, неожиданно заканчивающаяся трагически. (Евгений от большой радости и любви заболевает горячкой и умирает). Юлия и мать Е. с этого момента живут безрадостно.

Занимается переводами произведений Шекспира.

Он взял сюжет «Фрола Скоробеева», переиначив его. Наталья дочь первого боярина гос-ва, Алексей, сын вельможи.

"Наталья, боярская дочь". Как отмечали многие исследователи творчества Карамзина, эта повесть явилась первым опытом художественного воспроизведения русского исторического прошлого. Как известно, исторический сюжет привлекал внимание Карамзина на протяжении всей его жизни, но подлинным историком писатель проявил себя в "Истории государства российского", в художественных же произведениях исторические события интересовали Карамзина прежде всего как фон, на котором наиболее отчетливо проявляется человек, его поступки, чувства. И в повести "Наталья, боярская дочь" центральное место занимает любовь героев, их внутренний мир действующих лиц. Безусловно, основной акцент делается Карамзиным на изображении главных героев, Натальи и Алексея Любославского, из которых ведущая роль принадлежит дочери московского боярина, Наталье. Знакомство с героиней писатель начинает с описания ее внешности. При создании портрета Натальи Карамзин использует различные художественные приемы: средства устного народного сказа, зрительные эпитеты, подобранные по принципу контраста: белое лицо и черные пушистые ресницы и др. Так, Наталья воспринимается читателем не древнерусской боярышней, а скорее сентиментальной барышней ХVIII века, "с чувствительной, тонко чувствующей душой, с тревожным сердцем. Если портрет Натальи рисует сам писатель, то появление Алексея, знакомство читателя с ним дается через восприятие героини. Доминирующим для Карамзина является психологический тип представлений, при помощи которого писатель стремится воздействовать на читателя, создать у него определенное настроение. Как уже отмечалось, все характеристики Натальи даются самим писателем, а образ Алексея Любославского – через восприятие героини; именно она называет его: призрак, незнакомец, любовник и др. В повести можно различить следы литературной традиции, направления, восходящего к классицизму: дидактическое противопоставление добродетели и чувства. Карамзин очень тонко изображает происходящую в душе Натальи борьбу между любовью к Алексею и долгом (и тоже любовью) по отношению к отцу. Наталья понимает, что совершает большой грех, уезжая из дома без благословения отца, поэтому чувство вины не дает ей спокойно наслаждаться счастьем. В повести Карамзина есть еще одно важное действующее лицо, вернее, наблюдатель, помогающий раскрыть психологию душевной жизни героев, – это автор.

Борецкая Марфа (XV в.) -новгородская боярыня. Похоронив своего второго мужа, посадника Исаака Андреевича Марфа, она осталась самостоятельной хозяйкой с большими угодьями, к-рые успешно увеличивала за счет "прикупов". Во второй пол. 60-х гг. XV в. Марфа возглавила боярскую группировку, выступавшую против власти Москвы. Марфа искала защиты от Ивана III и "хотячи поити замужь за литовского же пана за королева, да... мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети от короля всею Новгородскою землею". Марфа добилась согласия вече и направила посольство к литовскому королю. Иван III, узнав об этом, в 1471 на р. Шелони разгромил новгородцев и казнил их командующего, сына Марфы, Дмитрия Исааковича. В февр. 1488 Иван III приказал Марфу с внуком отослать в Москву и "тако конечне укроти Великий Новгород". Огромные владения Марфы были отписаны на Ивана III. Данные о дальнейшей судьбе Марфа противоречивы, место и время ее смерти неизвестны. Незаурядная личность, Марфа вдохновляла многих литераторов, она стала героиней произведений Н.М. Карамзина, А.П. Сумароковы, М.П.Погодина а др.

В январе 1802 — декабре 1803 Карамзин издавал литературно-политический журнал «Вестник Европы», в котором выступал как блестящий обозреватель международных событий, а также публиковал художественно-исторические произведения («О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича», «Марфа Посадница» и др.).

 

36 билет. «Вадим Новгородский» Княжнина, как лучшая … трагедия 18века.

Трагедия "Вадим" была создана вскоре после появления пьесы "Историческое представление из жизни Рурика", автор к-ой Екатерина II (1786г., в основе - летописное предание 863г. о расправе Рюрика с восставшими против него новгородцами). В этой пьесе Рурик представлен как мудрый и справедливый правитель, его протагонист Вадим - мятежник, незаконно претендующий на княжеский престол. Победа Рурика становится апофеозом монархического правления. Княжнин резко отошел в своей трагедии от замысла Екатерины. В его пьесе самодержавию противопоставляется республика, а просвещенному монарху - идеальный республиканец. Поступками Вадима руководит не зависть, не стремление к власти. Он видит превосходство республиканских порядков над монархическими и до последнего остается верным своим идеалам. Хотя трагедия заканчивается победой добродетельного и мудрого монарха, но образ Вадима, предпочитающего смерть унизительному подчинению, придавал произведению антимонархическое звучание. В связи с начавшейся во Франции революцией Княжнин был вынужден взять трагедию из театра. Опубликованная 2 года спустя после смерти автора, она вызвала гнев правительства, была запрещена и публично сожжена (см. примечания). Впервые -- изд. СПб., 1793, в том же году -- "Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений", ч. 39. Печатается по изд.: Княжнин Я. Б. Избр., соч. Л., 1961, с. 249--304 (Б-ка поэта. Большая серия).

В основе трагедии лежит легендарное известие о восстании новгородцев под предводительством Вадима против Рюрика, содержащееся в Никоновской летописи. Из историков XVIII в. это сообщение приводят В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов. Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев считали его скорее вымыслом. В. О. Ключевский в "Курсе русской истории", напротив, пишет о возмущении новгородцев и о гибели "храброго Вадима" как об историческом факте.

Трагедия была написана в конце 1788 -- начале 1789 г. и отдана в театр. В предполагавшемся спектакле должны были играть П. А. Плавильщиков (Вадим), Я. Е. Шушерин (Рурик), Е. Ф. Баранова (Рамида). Однако в связи с началом Великой французской революции Княжнин забрал трагедию из театра. Пьеса была напечатана лишь после смерти Княжнина в 1793 г. (см. выше на этой стр.). Разрешение на издание было дано Е. Р. Дашковой (в своих "Записках" она говорила о том, что дала согласие на напечатание трагедии, не читая ее). Вскоре после выхода в свет 30 сентября 1793 г. 39 части "Российского феатра" к Е. Р. Дашковой явился генерал-прокурор А. Н. Самойлов с выговором за публикацию трагедии. Началось следствие, которое вел А. Н. Самойлов под наблюдением императрицы. На заседаниях 7, 14 и 24 декабря 1793 г. Сенат рассмотрел по предложению Самойлова трагедию "Вадим Новгородский" и предписал ее сжечь. 24 декабря датируется и именной указ Екатерины II об уничтожении пьесы. Обнаруженные экземпляры отдельного издания были сожжены на Александровской площади в С.-Петербурге (у Александро-Невской лавры).

На протяжении всей первой половины XIX в. трагедия не публиковалась, хотя была известна и распространялась в списках, особенно в эпоху декабристов, в творчестве которых тема Вадима занимает видное место. В начале 1820-х годов к образу Вадима обращается А. С. Пушкин, в 1829 г. Лермонтов пишет посвященную новгородскому герою поэму "Последний сын вольности". Нашла продолжение и противоположная трактовка Вадима как низкого честолюбца, предложенная Екатериной II (трагедия П. А. Плавильщикова "Рюрик" -- см. в наст. изд.).

В 1871 г. в "Русской старине" (т. 3, No 6) П. А. Ефремов с некоторыми купюрами напечатал текст трагедии Княжнина. С теми же купюрами (без четырех стихов монолога Пренеста из 4 явл. II действия, начиная со слов "Самодержавие повсюду бед содетель...") она появилась в изданном А. Е. Бурцевым "Библиографическом описании редких и замечательных книг" (СПб., 1901). В полном виде (но с текстологическими искажениями) трагедия была опубликована В. Ф. Саводником (Пг., 1914). Подлинный текст "Вадима Новгородского" после первого издания (1793) впервые появился лишь в сборнике "Русская литература XVIII века" (Л., 1937), подготовленном Г. А. Гуковским.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.004 с.)