Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Х-неэффективность монополии и х- эффективность монополии.

Поиск

(Из Розановой только текст)

Х-неэффективность. Изменение структуры рынка ведет за собой и изменение величины издержек. Американский экономист Либенстин пред­положил, что монополия является технически менее эффектив­ной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму-монополиста от конкурентного давления, что подрывает стимулы фирмы минимизировать издержки и выпус­кать максимальный объем производства при данных ресурсах. Следовательно, так как монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, его издержки для производства каждого объема выпуска выше соответствующих издержек фирмы-конку­рента. Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли (это минимально возможный для данного выпуска уровень изде­ржек) и реальным уровнем издержек монополиста составляет Х-неэффективность производства.

Либенстии и Команор показали на условном примере, что при ценовой эластичности спроса, равной 2, разнице в ценах в 6% и разнице в издержках в 18% чистые потери от монополии, изме­ряемые традиционно, составляют 0,18% от ВВП, в то время как с учетом Х-неэффективности они возрастают до 3% плюс дополни­тельно 9% потерь, вызванных непосредственно Х-неэффективнос-тью, т.е. общие потери, связанные с монополизацией экономики равняются 12% ВВП.

Существование Х-неэффективности может быть объяснено тем, что монополист не стремится минимизировать издержки вообще. Это происходит тогда, когда цель фирмы никоим образом не свя­зана с проблемой издержек (т.е. не ставится цель максимизиро­вать прибыль, объем продаж или темпы роста). Например, если людьми, которые принимают решения на фирме, являются менед­жеры, то их целью может стать увеличение собственной власти, престижа и безопасности в рамках фирмы. В этом случае фирма-монополист наймет больше персонала и будет производить любой объем выпуска с большими издержками, чем конкурентная фирма, а выгоды от Х-неэффективности пойдут как менеджерам (в виде увеличения их власти и престижа), так и дополнительному пер­соналу (возможно, и рабочим посредством более высоких ставок заработной платы).

Если к Х-неэффективности стремятся сами собственники фирмы, это означает, что они готовы уступить часть прибыли за возможность иметь больше свободного времени и меньше рабо­тать. Тогда недополученный выпуск (по сравнению с оптимальным для отрасли) и составит величину Х-неэффективности

Х-эффективность. Мы рассмотрели случай, когда издержки производства в условиях монополии выше, чем в условиях свобод­ной конкуренции. Но возможна и обратная ситуация: издержки производства в условиях монополии ниже, чем в условиях конку­ренции. Такое происходит там, где монополизация отрасли поз­воляет фирме использовать преимущества экономии на масшта­бах производства, двигаясь вправо вдоль кривой понижающихся средних издержек. Тогда объем выпуска монополиста, хотя и сокра­щается по сравнению с выпуском отрасли в целом, остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Кроме того, инновационная активность монополиста может быть выше, чем у конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли. Следовательно, в данных случаях в условиях монополии будет наблюдаться Х-эффективность, и экономика только выиг­рает от монополизации.

Чем больше эластичность спроса по цене, тем в большей сте­пени должна проявляться экономия на издержках в условиях моно­полии по сравнению с условиями конкуренции, чтобы компенси­ровать потери благосостояния от монополии.

 

Ценовая дискриминация и характеристики степеней ценовой дискриминации

Когда продавец устанавливает разные цены на одинаковые продукты, он занимается ценовой дискриминацией {price discrimina­tion). Отсюда следует, что ценовая дискриминация представляет собой явление, при котором имеет место продажа двух и более схо­жих товаров по ценам, не связанным с предельными издержками производства этих товаров. Такая ситуация имеет место в двух случаях: • либо при одинаковых предельных издержках абсолютно оди­наковые товары продаются по разным ценам; • либо, наоборот, товар продают по одинаковым ценам при разных предельных издержках. Это означает, что при одинаковых предельных издержках (MQ цены (Р) на один и тот же товар неодинаковы для различных покупателей. Как отмечают многие исследователи, трудно дать удовлетворительное, всеобъемлющее определение ценовой дискриминации, которое не требовало бы уточнений1. Сторон­ники теории равновесия справедливо заключают, что один и тот же продукт в разное время, в разных местах, при различных состо­яниях природы представляет собой различные экономические товары, т.е. следует учитывать, что может иметь место обыкно­венная дифференциация продукта. Поэтому поле ценовой дискриминации в «чистом» виде весьма ограниченно. Кроме того, не следует рассматривать в качестве ценовой дискриминации дополнительные чистые затраты на обслуживание клиентов, находящихся на разном удалении от поставщика. Такое смешение может возникать в тех случаях, когда производитель интегрирует звено доставки продукции.
Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

 

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД)

практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Как мы уже видели, оптимум обычной монополии определяется пересечением кривых МС и MR (точка К на рис. 7.24). Объем выпуска составит при этом QM, цена – РM, рента потребителя – LPMA, рента изготовителя – РMАКМ. Если монополист может осуществлять совершенную ценовую дискриминацию, он будет реализовывать каждую единицу продукции по цене, равной соответствующей цене спроса: первую единицу продукции по цене Р1, вторую – по цене Р2 и т. д. Очевидно, что, проводя такую политику, он сможет увеличить объем выпуска до пересечения кривых МС и D, то есть до уровня QK, соответствующего ситуации совершенной конкуренции. Однако, в отличие от нее, вместо единой цены РK монополист, осуществляющий совершенную ценовую дискриминацию, будет реализовывать продукцию по разным ценам.

В результате его рента увеличится до LMKN, тогда как рента потребителей сократится, очевидно, до нуля. Иначе говоря, вся рента потребителя будет присвоена монополистом.

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.009 с.)