Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка

Поиск

Барьеры входа – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, которые стремятся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.

По-другому, можно сказать, что под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

(На всякий случай добавляю два определения! Каждый выберет то, которое ему более понятное!)

Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом деятельности на рынке без серьезных экономических потерь. Барьеры выхода связаны главным образом со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности, такими как: ликвидность активов; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья; замкнутость и связанность технологических цепочек.

По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа новых фирм на рынок, отрасли можно классифицировать следующим образом:

Отрасли со свободным входом. Здесь уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами; цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек. Наблюдается свободное перемещение капитальных, финансовых и трудовых ресурсов между отраслями.

Отрасли с краткосрочными барьерами входа. В этих условиях фирмы старожил могут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счёт краткосрочного недопущения новых фирм на рынок. Однако преимущества старых фирм исчезают в долгосрочном периоде.

Отрасли с замедленным входом. В таких отраслях старые фирмы обладают преимуществами перед новыми фирмами и проводят ценовую политику, которая препятствует проникновению новых фирм на рынок, в результате чего старые фирмы получают положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде. Но с течением времени небольшое число новых конкурентов все же может “просочиться” на рынок.

Отрасли с блокированным входом. В этом случае вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах. Число фирм не меняется на протяжении очень длительных периодов времени

Нестратегические барьеры входа.

К нестратегическим барьерам относят условия, находящиеся вне контроля фирм-старожилов и объясняющие, почему входа новых фирм не происходит при цене выше предельных издержек.

К нестратегическим барьерам можно отнести:

  • емкость рынка (создает барьер в виде ограниченности спроса);
  • объём капитальных затрат (объём первоначальных инвестиций, необходимых для организации безубыточного производства в отрасли);
  • абсолютное и относительное преимущество в издержках

Абсолютное: старая фирма может назначит цену выше своих предельных издержек, но ниже средних издержек потенциального конкурента. Старая фирма будет получать положительную прибыль, а новая не сможет организовать безубыточное производство в отрасли.

Относительное: данное преимущество создается за счёт того, что старые фирмы производят больший объём выпуска, чем может освоить потенциальный конкурент, после чего на данной отрасли почти не остается «места на полках» для новичков.

  • административные барьеры (данные барьеры возникают как следствие регулирующей деятельности государства на разных уровнях административной власти - федерального, регионального и местного управления. Они включают в себя затраты фирм, связанные с процедурой регистрации предприятий не только непосредственно в виде денежных сумм, требуемых, например, для уплаты лицензионных сборов, но и в виде времени, затрачиваемого на согласование инструкций различных инстанций);
  • состояние инфраструктуры рынка (чем лучше развита инфраструктура, тем быстрее товары могут перемещаться по территории, тем меньше вероятность возникновения замкнутого локального рынка, и тем более открытым будет продуктовый рынок в целом);
  • качество товара и репутация фирмы (качество товара служит объективным барьером входа на рынок, если сопровождается эффектом репутации старой фирмы или служит выражением эффекта обучения - налаженной системы связей с потребителями).

Стратегические барьеры входа

Стратегические барьеры – это стратегические действия фирм в случае угрозы входа со стороны потенциальных новых конкурентов.

К стратегическим барьерам относятся:

  • ценообразование, ограничивающее вход

Модель Бэйна. Если старая фирма обладает абсолютными преимуществами в издержках, то она может назначить цену на свой продукт чуть ниже средних издержек потенциального конкурента, но выше своих собственных средних издержек.

Модель Модильяни. Если старая фирма характеризуется относительными преимуществами в издержках, она может выпустить такой объём продукции, который заполнит практически весь рынок, так что для новой фирмы либо не будет места вообще, либо останется незначительная доля, охватить которую можно только на основе высоких издержек выпуска.

  • дополнительные инвестиции в оборудование (если у старой фирмы имеются незагруженные мощности, это означает, что при попытке входа старая фирма может загрузить свои мощности и заполнить рынок до предела, так что у потенциального конкурента не будет покупателей);
  • продуктовая дифференциация (старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов (товаров-заменителей), так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;
  • долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями (старая фирма заключила контракты со всеми поставщиками и дилерами);

Модели пространственной продуктовой дифференциации. Модель Хотеллинга.

Потребители могут оценивать товары, продаваемые разными фирмами, с точки зрения времени, необходимого для поиска продукта, удовлетворяющего их особенным требованиям. Чем ближе продукт к местоположению покупателя, или чем ближе его свойства приближаются к желаемым характеристикам потребителя, тем выше, при прочих равных условиях, полезность данного товара. Соответственно, чем ближе два продукта расположены друг к другу и чем более схожими являются их свойства, тем более близкими субститутами они будут в глазах потребителей.

Т. о., товары могут рассматриваться в пространственном или продуктовом пространстве. С другой стороны, потребители так же могут рассматриваться в пространственном или продуктовом пространстве. Если потребитель расположен далеко от места продажи товара, он несет дополнительные транспортные затраты на покупку продукта; или если потребитель покупает товар с менее желаемыми свойствами, он получает менбшую полезность от его потребления. На основе этих двух принципов построена модель пространственной дифференциации продукта – модель Хоттелинга.

Модель Хоттелинга

Предположим, что товарные марки отличаються друг от друга только одним показателем – удаленностью от потребителя. Пусть потребители расположены равномерно вдоль единственной улицы в городе. Каждый потребитель предъявляет спрос на одну единицу товара. Две фирмы продают один и тот де товар. Одна фирма расположена на расстоянии а от одного конца улицы, другая на расстоянии b от другого ее конца. Потребители выбирают фирму, исходя из транспортных издержек: каждый покупает товар у той фирмы, которая расположена ближе к его дому (Рисунок)

Пусть потребитель N живет на расстоянии х от фирмы А (расположенной на расстоянии а от одного конца улицы) и на расстоянии y от фирмы Б (расположенной на расстоянии b от другого конца улицы). Если х > у, то потребитель будет предпочитать фирму Б. Если х < у, то потребитель будет предпочитать фирму А. Потребитель всегда будет выбирать ту фирму, путь до которой будет сопровождаться более низкими транспортными издержками.

Предположим, что цены на товар одинаковы у обеих фирм. Тогда при условии, что фирма Б уже расположена на расстоянии b от одного конца улицы и не может быстро изменить свое месторасположение, фирма А выберет такое месторасположение, при котором ее прибыль будет максимальной. Для этого фирма А должна быть ближайшей для возможно большего числа потребителей. Фирма А будет расположена левее фирмы Б, на расстоянии а1 от другого конца улицы. Все потребители, живущие на этом конце улицы, будут покупать товар у фирмы А, а их большинство.

В свою очередь, фирма Б, поскольку она будет нести потери от расположения фирмы А, переместится в следующий период немного левее фирмы А, так чтобы перехватить потребителей, живущих на этом конце улицы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока обе фирмы не окажутся в центре улицы: тогда у них будет одинаковое число покупателей, ровно половина от общего их количества. Данное равновесие будет стабильным равновесием, поскольку при таком расположении ни у одной фирмы не будет стимулов передвигаться в какую-либо сторону, изменять свое расположение — параметр своей деятельности.

Итак, при невозможности изменения уровня цены местораспо­ложение двух фирм будет служить в качестве элемента стратегии каждой фирмы и определяться центром области обслуживание Так, исследовав товарные рынки крупных городов, мы замечаем что наибольшая плотность магазинов действительно приходится на центры городов.

Предположим теперь, что местоположение фирм фиксировано. Например, при лицензиях на определенное использование земель­ных участков или недвижимости.

Установление рыночных цен при фиксированном местоположе­нии фирм зависит от величины транспортных расходов. Если фирмы расположены на разном расстоянии от потребителя, ближайшая фирма может назначить более высокую цену на свой товар, и тем не менее какое-то число потребителей будет его покупать — те пот­ребители, которые предпочтут удобство расположения транспорт­ным издержкам и низкой цене. Поэтому удобно (близко) располо­женная фирма обладает определенной рыночной властью, что и позволяет ей назначать чуть более высокие цены.

Однако чем дальше расположены потребители от одной фирмы и чем ближе к другой фирме, тем слабее оказывается монопольное воздействие первой фирмы на спрос, тем сильнее будет проявляться степень ценовой конкуренции между ними. Еще большая удален­ность потребителя от первой фирмы увеличивает значимость транс­портных расходов и близости другой фирмы для него, так что по мере того как потребитель удаляется от первой фирмы, возрастает монопольная власть второй фирмы.

Пространственная дифференциация товара благодаря наличию транспортных издержек ведет к разделению рынка на три сегмента: сегмент монопольной власти первой фирмы, сегмент ценовой конку­ренции и сегмент монопольной власти второй фирмы.

    Рис. 5.4б Наличие ценовой конкуренции в модели Салопа   Рис. 5.4б Наличие ценовой конкуренции в модели Салопа   Рис. 5.4б Наличие ценовой конкуренции в модели Салопа   Рис. 5.4б Наличие ценовой конкуренции в модели Салопа   Рис. 5.4б Наличие ценовой конкуренции в модели Салопа
Увеличение транспортных расходов ведет к сдвигу линий спроса ближе к местам расположения фирм, так что область ценовой кон­куренции сокращается, а области монопольного влияния каждой из фирм возрастают.

Таким образом, мы наблюдаем двоякое влияние роста транспор­тных тарифов на положение фирм: с одной стороны, увеличение тарифов ведет к сужению локальных границрынка и росту рыноч­ной власти продавца на региональном рынке, а с другой стороны, сокращается платежеспособный спрос.

 

 

Модель Салопа.

Модель Салопа позволяет анализировать долгосрочную динамику на рынке дифференцированного продукта, а также решения фирм о входе на рынок или выходе с рынка под воздействием изменения экономической прибыли в результате ценовой конкуренции.

Примем следующие предположения:

- протяженность равномерно заселенной улицы, опоясывающей город, равна 1;

- ставка транспортного тарифа составляет t и отражает приверженность торговой марке.

- фирмы расположены вдоль улицы на одинаковом расстоянии друг от друга (в таком случае, если число фирм составляет n, то они будут расположены на расстоянии 1/n друг от друга);

- предельные издержки фирм с одинаковы и постоянны, необратимые издержки входа на рынок составляют f;

- покупатели имеют одинаковые предпочтения, максимальная готовность платить за товар составляет θ.

В таком случае, если продавцов на рынке мало, каждый из них обладает монопольной властью, вплоть до полной невозможности ценовой конкуренции (рис. 5.4 а). На рынке, также как и в модели Хотеллинга, возникают мертвые зоны. Если максимальная готовность покупателей платить за товар достаточна велика и позволяет получить экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде неудовлетворенный спрос вызовет вход на рынок новых продавцов, между которыми возникает ценовая конкуренция (рис. 5.4 б). Фактически, наличие мертвых зон означает наличие на рынке незанятых ниш.

Рис. 5.4б Наличие ценовой конкуренции в модели Салопа

Проанализируем далее второй случай, предполагающий возможность ценовой конкуренции.

Таким образом, цена находится в прямой зависимости от приверженности торговой марке и от величины необратимых издержек входа. Рост необратимых издержек ограничивает равновесное число фирм на рынке и ведет к увеличению разницы между равновесной ценой и величиной предельных издержек.

19) Модель Бертрана с дифференцированным продуктом

Стандартная модель Бертрана предполагает совершенную заменимость товаров двух фирм. Однако фирмы могут производить и разнородную (дифференцированную) продукцию. Предположим, что спрос на товар каждой фирмы описывается следующим уравнением:

Qdi(Pi, Pj) = а - bРi + dPj

где Pi - цена, назначаемая данной фирмой;

Pj - цена фирмы-конкурента (i, j = 1,2; i ≠ j), причем 0<d<b и а> AC(b-d).

Пусть издержки на единицу товара у обеих фирм идентичны, постоянны и равны АС.

Здесь мы видим, что товары двух фирм - фирмы i и фирмы j –служат несовершенными заменителями друг друга. Прямая ценовая эластичность спроса на товар отрицательна, перекрестная эластичность спроса на товар положительна (что следует из знаков коэффициентов при ценах). Если цена Pi достаточно велика по сравнению с ценой Pj, то объем спроса на товар i-й фирмы равен нулю. Однако при небольшой разнице цен, даже если цена конкурента превышает цену данной фирмы, какая-то часть покупателей останется верна данному товару благодаря приверженности

марке. Условие d < b означает, что если цены товаров обеих фирм вырастут на бесконечно малую величину ε, объем спроса на оба товара сократится. Условие а > AC(b-d) означает, что если обе фирмы назначат цены на уровне предельных издержек, объемы спроса на их товары будут положительными.

Определим результат такого взаимодействия фирм, то есть найдем набор цен (Pi*, Р2*), такой, что Pi* обеспечивает максимизацию прибыли π = (Pi - AC) Qd(Pi, Pj); i = 1, 2; j ≠ i.

Разница между равновесной ценой и предельными (и средними) издержками положительна для каждой фирмы.

Итак, мы видим, что дифференциация продукта смягчает ценовую конкуренцию, так что соперничество фирм не ведет к полному исчезновению их прибылей. В рассмотренной модели уровень дифференциации продукта был заданной величиной. Между тем в большинстве случаев производители сами выбирают степень дифференциации продукта. Исследовав модель ценовой конкуренции Бертрана с дифференцированным продуктом, мы интуитивно можем прийти к выводу о том, что оптимальный уровень продуктовой дифференциации в условиях олигополии отличен от нуля.

 

 

Модель Штакельберга

теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Основные предпосылки

-Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену

-Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.

-Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.97.216 (0.011 с.)