Тема 4. Олигополия внутри страны и на международных рынках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Олигополия внутри страны и на международных рынках



Содержание практического занятия

Темы и вопросы для обсуждения: Какие условия необходимы, чтобы соглашения олигополистов по цене были эффективными? Присутствуют ли эти условия в экономике России? Кто выигрывает и проигрывает в случае картеля, стабилизирующего цену? (решение задач). Олигополия в международной торговле.

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовка домашнего задания включает в себя решение задач по теме курса и подготовку индивидуальной письменной работы (эссе) на тему: «Роль доминирующих фирм в развитии отраслей (на примере отраслей промышленности в России)».

Ознакомиться с материалов статьи «Лидерство в ценах в российском автомобилестроении» и материалом параграфа 8.4 Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999 – 544 с.).

Тема 5. Дифференциация продукта и реклама

Темы для обсуждения: Дифференциация продукта и цены. Продуктовая дифференциация, как фактор победы в конкурентной борьбе. Проблемы развития рынка с дифференцированным продуктом. Роль рекламы в стратегическом взаимодействии продавцов. Оптимальные расходы компании на рекламу. Реклама товаров строительной, транспортной и машиностроительной отрасли Российской экономики.

Семинарское занятие на тему: «Границы отраслевого рынка (строительство, транспорт, машиностроение) и его структура».

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовить доклад и презентацию на тему: «Границы отраслевого рынка (строительство, транспорт, машиностроение) и его структура». При подготовке необходимо придерживаться следующего плана:

1. Границы отраслевого рынка (продуктовые, локальные, временные).

2. Уровень концентрации продавцов на отраслевом рынке.

3. Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода. Высота барьеров входа и выхода.

4. Уровень продуктовой дифференциации и диверсификации производства.

5. Степень вертикальной и горизонтальной интеграции на отраслевом рынке.

6. Структура затрат предприятий отрасли.

Ознакомиться с материалом статьи ««Айс-Фили» и «Темп» побеждают в конкуренции за счет дифференциации продукта» (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999 – 544 с.).

Тема 6. Поведение фирм на отраслевом рынке

Содержание практического занятия

Темы и вопросы для обсуждения: Виды фирм с точки зрения внутренней структуры. Многообразие видов фирм как отражение взаимодействия трансакционных издержек и издержек по управлению (контролю). Роль экономической теории отраслевых рынков для выработки стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах. Регулирование отраслевого поведения фирм. Роль инновационной и инвестиционной политики, ценовой политики и ценовой стратегии в развитии фирм. Цели фирм в рыночной и российской переходной экономке: сравнительный анализ. Роль стратегий слияний и поглощений в развитии отдельных фирм в отрасли и отрасли в целом.

Семинарское занятие на тему: «Поведение фирм на отраслевом рынке (строительство, транспорт, машиностроение)».

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовить доклад и презентацию на тему: «Поведение фирм на отраслевом рынке (строительство, транспорт, машиностроение)». При подготовке необходимо придерживаться следующего плана:

1. Зависимость структуры отраслевого рынка и его результативности от поведения функционирующих на нем фирм.

2. Ценовая политика и стратегии фирм на отраслевом рынке.

3. Продуктовая стратегия фирм и реклама.

4. Инновационная деятельность предприятий отрасли.

5. Инвестиционная деятельность предприятий отрасли.

6. Процессы слияний и поглощений на отраслевом рынке, открытые и тайные соглашения.

Ознакомиться с бизнес-кейсом (Гвардин С.В., Чекун И.Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.).

Тема 7. Государственное регулирование отраслевых рынков

Обсуждение основных положений Федерального Закона «О защите конкуренции».

Семинарское занятие на тему: «Государственное регулирование деятельности предприятий на отраслевых ранках (строительство, транспорт, машиностроение)».

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовить доклад и презентацию на тему: «Государственное регулирование деятельности предприятий на отраслевых ранках (строительство, транспорт, машиностроение)». При подготовке необходимо придерживаться следующего плана:

1. Федеральные законы, Указания и Постановления как формы регулирования деятельности предприятий отрасли (строительство, транспорт, машиностроение).

2. Налоговое регулирование предприятий отрасли.

3. Субсидирование предприятий отрасли.

4. Регулирование финансовых и правовых аспектов создания хозяйствующих субъектов.

5. Инвестиционное регулирование.

6. Антимонопольное законодательство.

Тема 8. Развитие отраслей экономики

Темы и вопросы для обсуждения: Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли (строительство, машиностроение, автотранспорт).

Семинарское занятие на тему: «Результативность отраслевых рынков (строительство, транспорт, машиностроение) в России».

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовить доклад и презентацию на тему: «Результативность отраслевых рынков (строительство, транспорт, машиностроение) в России». При подготовке необходимо придерживаться следующего плана:

1. Прибыльность и рентабельность деятельности предприятий отрасли.

2. Качество продукта (работ, услуг), выпускаемых предприятиями отрасли.

3. Технический прогресс в отрасли.

4. Социальная эффективность.

5. Общественное благосостояние.

Тема 9.Анализ отраслевого рынка на основе парадигмы «Структура-Поведение-Результат».

Представление результатов исследования на основе Гарвардской парадигмы в виде презентации с объяснением прямых и обратных связей между блоками парадигмы. Обсуждение в рамках аудитории актуальных вопросов, касающихся перспектив развития отраслей (строительство, транспорт, машиностроение) в России.

Содержание домашнего задания для СРС

Представить результаты, полученные при подготовке к занятиям №1, 5, 6, 7, 8 в полноценный отраслевой анализ, привести примеры прямых и обратных связей между блоками парадигмы.

 

2.3 Содержание самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения включает в себя:

1. Написание контрольной работы, по заданиям, представленным в методических указаниях по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика отрасли» для заочников.

2. Проведение анализа отраслевого рынка согласно плану, представленному в методических указаниях.

 

Трудоемкость аудиторных занятий и СРС (по темам, в часах)

 

Дневное отделение

 

Темы лекционных занятий Лекции, ч. СРС, ч. Темы практических занятий Практики (семинары), ч. СРС, ч.
Введение   - - - -
Тема 1. Концентрация рынка и рыночная власть     Тема 1. Отраслевая структура экономики    
Тема 2. Фирма и ее поведение     Тема 2. Показатели концентрации и рыночной власти фирмы    
Тема 3. Горизонтальная и вертикальная интеграция     Тема 3. Монополия и потери общества.    
Тема 4. Монополия и потери общества.       Тема 4. Олигополия внутри страны и на международных рынках.    
Тема 5. Олигополия     Тема 5. Дифференциация продукта и реклама    
Тема 6. Вход, его предоставление и выход.     Тема 6. Поведение фирм на отраслевом рынке    
Тема 7. Дифференциация товара как фактор конкуренции       Тема 7. Государственное регулирование отраслевых рынков    
Тема 8. Ценовая дискриминация     Тема 8. Развитие отраслей экономики    
Тема 9. Развитие отраслей и эффективность функционирования экономики     Тема 9. Анализ отраслевого рынка на основе парадигмы «Структура-Поведение-Результат».    
Всего:          

 

Образовательные технологии

Образовательный процесс по дисциплине «Экономика отрасли» строится на основе комбинации:

- теоретических занятий (вводная лекция, лекция-презентация, проблемная лекция);

- практических занятий (расчетные задания; моделирование; презентация результатов домашних заданий; работа в группах, обсуждение конкретных ситуаций, учебных материалов и статей);

- исследовательской деятельности (подготовка студентов к практическим занятиям; выполнение ими (в группах и индивидуально) аналитического творческого задания;

- самоуправления (самостоятельная работа студентов) (работа с источниками по темам дисциплины, подготовка презентаций по темам практических занятий и домашних заданий самостоятельной работы).

Преподавателю рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении лекционных и практических занятий.

Практические занятия организуются в форме расчетно-аналитических занятий и семинаров, где студенты представляют результаты анализа и обобщения информации по вопросам темы практического занятия в виде презентаций с использованием программы Microsoft Power Point. Преподавателем организуется и стимулируется обсуждение основных вопросов темы в форме дискуссии.

Учебно-методическое обеспечение

Список рекомендуемой литературы

4.1.1 Основная литература

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр. 1998. 311с.

2. Экономика отрасли. Под ред. А.С.Пелиха. Ростов на дону. Феникс. 2003. 445с.

3. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Под ред. А.С. Пелиха. Ростов на дону. Феникс. 1999. 607с.

4. Экономика строительства. Под ред. И.С. Степанова. М. Юрайт. 2006. 619с.

5. Третьяк В. Фирма как субъект рынка. Российский экономический журнал. 2002. №1. с

6. Третьяк В. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевой рынок. Российский экономический журнал. 2001. №10.

7. Третьяк В. Введение в анализ отраслевой организации рынков. Российский экономический журнал. 2001. № 5,6

8. Третьяк В. Дифференциация продукта на отраслевом рынке. Российский экономический журнал. 2001 №9.

9. Р.М. Нуреев Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА. 2001. 560 с.

10. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учеб. для вузов / МГУ им. М.В. Ломоносова, Экон. фак., Нац. фонд подгот. кадров. – М.: Инфра-М, 2008. – 842 с.

 

11. Шундулиди А.И. Экономика отрасли (строительства): Учеб. пособие / Кузбас.гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2004. - 118с.

 

12. Шерер Ф.М. Структура отраслевых рынков [Текст] / Ф.М. Шерер, Д. Росс; пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997 – 560 с.

 

13. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник / Под ред.: А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «КноРус», 2008. – 701 с.

 

14.Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999. – 544 с.

4.1.2 Дополнительная литература

1. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков. М. Дело и сервис. 2002. 238 с.

2. Кен Хитер Экономика отраслей и фирм. М. Финансы и статистика. 2004. 477 с.

3. Вурос А., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М. Введение. 2000

4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб. Введение 2000

5. Обзор экономической политики в России за 2000 г. М.: ТЕИС. 2001. Глава 19 «Административные барьеры и задачи дерегулирования»)

6. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности СПб., 1999

7. Махлуп Ф. Теория фирмы. СПб., 1995

8. Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. М.: 2001

9. Журнал «Российский экономический журнал»

 

10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика в 2-х т. – Спб.: Экономическая школа, 2004.

 

11.Гвардин С.В., Чекун И.Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

 

12. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Луис М.Б. Кабраль; Пер. с англ. А.Д. Шведа – Мн.: Новое знание, 2003

 

13. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. – М.: ТЕИС, 1998.

 

14. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Учебник. Отв. Ред. А.Р. Бервальд; РАН, Сибирск. отд. Институт экономики и организации промышленного производства. – Новосибирск: Феникс, 2002.

 

15. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. – М.: ТЕИС, 1998.

 

16. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. –М.: 1995

 

17. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 282 с.

 

18. Теория фирмы.,Т.3 /Под общ. ред. А.Г.Слуцкого; Сост. С.Б. Авдашева и др.: Нац. фонд подготовки кадров. - СПб.: Экономическая шк., 2003. – 534 с.

19. Хитер К. Экономика отраслей и фирм. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 480 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.042 с.)