Графическая модель долей рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графическая модель долей рынка



 
 

Интенсивность конкуренции отражает распределение долей рынка между его операторами и соответственно уровень конкуренции. Чем выше монополизация рынка одним оператором (или несколькими немногими операторами), тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Степень монополизации рынка может быть определена различными способами, например, с использованием дольных показателей или индекса Херфиндаля – Хиршмана.

 

Дольные показатели концентрации (монополизации) рынка

CR = å Ri , i=1, N

CR – дольный показатель концентрации,

Ri – доля рынка i-ой фирмы,

N – количество фирм, принятых во внимание.

 

Дольные показатели Степень монополизации рынка
Однодольный показатель CR1 > 0,3 Рынок монополизирован
Трехдольный показатель CR3 > 0,5
Четырехдольный показатель CR4 > 0,75

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

IHH = å Ri2, i=1,N

IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана,

Ri доля i-ой фирмы,

N – количество фирм, действующих на рынке.

Интенсивность конкуренции на рынке

U = 1 – IHH

U – показатель интенсивности конкуренции на рынке,

IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана Интенсивность конкуренции Тип конкуренции
0,18£ IHH=1 0 £U £0,82 рынок монополизирован
0,1 £ IHH < 0,18 0,82 < U £ 0,9 рынок не монополизирован
0,01 £ IHH < 0,1 0,9 < U £ 0,99
0 < IHH < 0,01 0,99 < U < 1

 

Сравнительный анализ типов рынка

По характеру конкуренции

Характер конкуренции Количество операторов и доли рынка Сила операторов Уровень сегментированности рынка Степень дифференциации товаров Интенсивность конкуренции на целевом рынке Высота входных барьеров на рынок
Совершенная конкуренция Большое число операторов с малыми долями рынка Слабые операторы, высокая зависимость от поставщиков и потребителей. Низкий Низкая Высокая интенсивность конкуренции Низкие входные барьеры
Монополистическая конкуренция Рынок поделен между большим количеством операторов, каждый из которых функционирует в своей нише Сильные операторы в своей нише. Сила основана на высокой дифференциации продукции и адаптированности ее под требования целевого сегмента. Высокий Высокая Рынок поделен между операторами (по-сегментно), интенсивность конкуренции в нишах минимальная. Барьеры входа на рынок м.б. различной высоты (определяются спецификой продукции). Барьеры входа в сегмент достаточно высокие.
Олигополия Несколько крупных операторов Сильные операторы, могут диктовать условия партнерам и потребителям. В условиях недифференцированной олигополии высокая степень взаимной зависимости операторов Средний (дифференцированная олигополия) или низкий (недифференцированная олигополия) Средняя или низкая (в соответствии с дифференциацией сегментов) Средняя интенсивность конкуренции Высокие входные барьеры
Монополия Один крупный оператор (доля рынка свыше 30 %) Сильный оператор, сила основана на уникальности предложения (нет реального выбора). Низкий Низкая Интенсивность конкуренции минимальная. Высокие входные барьеры

 

 

Соотношение сил операторов на рынке выражает такой параметр, как диспозиция конкурентов. Диспозиция конкурентов на рынке может быть определена по доле рынка, динамике доле рынка, конкурентоспособности фирмы и др. параметрам, характеризующим положение фирмы на рынке.

В зависимости от соотношения сил выделяют следующие группы операторов:

· лидеры рынка,

· фирмы с сильной конкурентной позицией,

· фирмы со средней конкурентной позицией,

· фирмы со слабой конкурентной позицией,

· аутсайдеры рынка.

 

Конкурентные взаимоотношения определяются тем, какого типа стратегии реализуют операторы рынка и какую линию поведения они избирают.

Типы конкурентного поведения по Ж. Ж. Ламбену

Тип конкурентного поведения Действия конкурентов
Независимое поведение Принятие решений без учета действий конкурента
Кооперативное поведение Стремление к согласию, а не к конфронтации с конкурентом
Адаптивное поведение Явный учет действий конкурентов, приспособление своих решений к действиям конкурента
Опережающее поведение Прогнозирование действий конкурента, выработка решений с учетом возможной реакции на них конкурента
Агрессивное поведение Инициация стратегий «упреждающего удара» в предположении, что любое действие конкурента может нанести ущерб фирмы

 

В зависимости от положения фирмы на рынке и реализуемой стратегии различают рыночные роли конкурентов:

· лидер рынка,

· претендент на лидерство,

· последователь,

· избегающий конкуренции.

Модель конкурентных стратегий по Г. Эссилу

Роль на рынке Активные стратегии (наступательные) Стратегии реагирования (оборонительные)
Лидер рынка Расширение доли рынка Защита доли рынка Упреждающие действия Реагирование на вызов конкурента
Претендент на лидерство Лобовая конкуренция Фланговые стратегии Окружение Следование за лидером
Последователь Выход на новые рынки в обход конкурента с товарами-двойниками Стратегия «Я тоже»
Избегающий конкуренции Рыночная ниша Обход конкурентов Статус-кво

Формы конкурентного сосуществования

 

О’Шонесси выделяет следующие формы конкурентного сосуществования:

· конкурентная борьба,

· сотрудничество,

· апеллирование к праву (судебные иски, лоббирование принятия новых законов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.006 с.)