Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Типы партнерства рыночных субъектов
Формы
объединения
| Цель создания
и особенности организации
| Период
существования
| Степень самостоятельности участников
| Горизонтальная маркетинговая система
| Объединение нескольких фирм на одном уровне с целью извлечения максимальной выгоды из сложившейся рыночной ситуации.
Участники могут также объединять финансовые капиталы и производственные мощности.
| На период действия договора.
| Участники самостоятельны, но согласовывают свою деятельность друг с другом в определенных сферах (например, в области рекламы).
| Вертикальная маркетинговая система
| Объединение производителя, оптовых и розничных торговцев в области производства и распределения продукции для повышения эффективности деятельности и исключения конфликтов.
Один из участников системы является либо владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает достаточной силой, чтобы обеспечить сотрудничество.
| По договору о совместной деятельности.
| Степень самостоятельности участников может быть различна.
|
Виды вертикальных маркетинговых систем
Виды ВМС
| Характеристика
| Примеры
| Корпоративная система.
| Координация деятельности достигается на основе того, что один из участников владеет акциями других предприятий (по типу концерна).
| Корпорация «Сирс» продает 50 % товаров, производимых на предприятиях, часть акций которых принадлежит самой корпорации.
| Контрактная (договорная) система.
| Участники независимы в своей хозяйственной деятельности, но соблюдают некоторые принятые договоренности.
Координация осуществляется на основе соглашения сторон.
Разновидности:
1. Добровольные цепи розничных торговцев.
2. Кооперативы, ассоциации розничных торговцев.
3. Франчайзинг.
Для франчайзодателя цель – продвижение марки, широкий охват рынка, получение дополнительной прибыли.
Для франчайзера цель – использование обкатанных технологий и раскрученной марки для организации собственного бизнеса. Франчайзер сохраняет свое юридическое лицо, но принимает на себя ряд обязательств, связанных с поддержанием идентичности марки (определенные условия сбыта и обслуживания). Оперативная хозяйственная деятельность самостоятельна, ряд параметров деятельности строго контролируется франчайзодателем.
| Наиболее часто встречаются различные варианты франчайзинговой системы. «Форд» выдает лицензии на право торговли независимым дилерам. «Кока-кола» выдает лицензии владельцам разливочных заводов, которые закупают у нее концентрат, разливают по бутылкам и продают розничным торговцам.
«Мак Дональдс» продает франшизы на право ведения бизнеса по стандартам компании.
| Управляемая (административная) система.
| Деятельность координирует доминирующая фирма, которая не владеет акциями других фирм, но обладает достаточным влиянием и мощью, чтобы добиться сотрудничества.
| «Дженерал электрик», «Проктер энд Гэмбл» добиваются сотрудничества с посредниками в организации торговли, проведении стимулирования и ценовой политики (рекомендованные цены).
|
Существуют различные формы объединения предприятий с сохранением самостоятельности участников в разной степени.
Формы объединения предприятий
Формы
объединения
| Цель создания
и особенности организации
| Период
существования
| Степень самостоятельности участников
| Консорциум
(строительство КАД)
| Решение конкретной задачи или реализация определенного проекта, для чего требуется привлечение ресурсов нескольких предприятий.
| Период решения задачи или выполнения проекта.
| Все участники самостоятельны.
| Синдикат
(вид картеля, например, ОПЕК)
| Организация единой сбытовой системы (согласование цен, распределение регионов сбыта, договоренность о сбытовых квотах).
| Период не оговаривается вовсе или определяется по договоренности сторон.
| Участники самостоятельны, но выполняют определенные соглашения (например, по уровню цен).
| Концерн
| Формирование общего капитала участников под единым управлением (обычно осуществляется путем обмена акциями или перекрестного владения акциями).
| -«-
| Участники самостоятельны, передают под общее управление часть капиталов.
| Холдинг
(Ленинец, Телекоминвест)
| Финансовый контроль деятельности участников, получение дохода на вложенный капитал (может также подразумевать управление деятельностью дочерних компаний). Осуществляется путем приобретения контрольных пакетов акций предприятий.
| Не оговаривается.
| Дочерние предприятия самостоятельны в плане принятия оперативных хозяйственных решений, холдинг осуществляет финансовый контроль и может принимать стратегические решения.
| Корпорация
(ХХ трест)
| Добровольная координация деятельности в определенной сфере хозяйствования. Имеется общая корпоративная собственность.
| По договору о совместной деятельности.
| Участники самостоятельны, но согласовывают свою деятельность друг с другом.
| Финансово-промышленная группа
(Менатеп)
| Объединение банковского капитала и производственных ресурсов, интеграция усилий. Участники могут действовать в совершенно разных сферах хозяйствования, не пересекаясь друг с другом напрямую.
| Не оговаривается.
| Участники самостоятельны. Управление деятельностью всей ФПГ производится ассоциировано (иногда с образованием отдельного юридического лица, управляющего деятельностью участников в стратегическом плане).
| Трест
| Слияние предприятий, объединение на основе общности технологического цикла.
| -«-
| Участники не самостоятельны.
|
Взаимоотношения партнеров в сфере сбыта товаров
Партнеры фирмы в сфере сбыта товаров называются посредниками.
Причины использования посредников:
1. Продажи через посредников более эффективны, так как позволяют снизить издержки на сбыт одной единицы товара.
2. Возможность более широкого охвата рынка.
3. Посредники – специалисты в торговле (опыт, связи, размах деятельности), а фирма – специалист в производстве товара.
4. Если норма прибыли в производстве выше, чем в розничной торговле, то выгоднее вложить деньги в расширение производства, чем в организацию собственной сбытовой сети.
5. Сокращение объема работы по реализации торговых операций (сбыть одному или нескольким дистрибьюторам, а не миллионам конечных потребителей).
Причины отказа от использования посредников:
1. Получение большей прибыли от продажи товаров (особенно, если норма прибыли в розничной торговле выше, чем в данной отрасли производства).
2. Контроль за качеством предложения (особенно важно при обслуживании элитных покупателей).
Каналы распределения разных уровней
Канал
нулевого Торговые агенты, коммивояжеры, торговцы вразнос,
Уровня фирменные магазины
(прямой
маркетинг)
| | | | | Розничный торговец / брокер, независимый агент
| | | | |
Одноуровневый
канал
| | | | | | | | | | | Оптовый торговец / дистрибьютор
| | | Розничный торговец / дилер
| | | | | |
Двухуровневый
канал
Оптовый торговец / дистрибьютор
| | Розничный торговец /
дилер
| | Трехуровневый
канал
|