Рынок монополистической конкуренции. Модель Чемберлина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок монополистической конкуренции. Модель Чемберлина.



Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, т. к. отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а, с другой стороны, схожа с совершенной конкуренцией, поскольку здесь предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Модель монополистической конкуренции - была предложена Эдвардом Чемберлином в 1933 г. В данном случае присутствуют как черты конкурентного рынка – большое число покупателей и продавцов, так и особенности монопольной отрасли – наличие рыночной власти у фирм – продавцов дифференцированного продукта.

Поскольку на таких рынках у фирмы есть рыночная власть, ее индивидуальная кривая спроса будет иметь отрицательный наклон. С другой стороны, раз барьеры входа в отрасль отсутствуют (а это условие подобного типа рынка), то в долгосрочном периоде экономическая прибыль фирм не может быть положительной, так как если фирмы-старожилы получат прибыль, новые фирмы – потенциальные конкуренты захотят войти в отрасль. На рынке появиться еще одна разновидность товара. Часть потребителей переключиться на новый бренд, индивидуальный спрос каждой фирмы сократиться. Увеличившееся совокупное предложение приведет к падению цен на товар. А если фирмы несут убытки, часть фирм в результате уйдет из отрасли, и уменьшившееся совокупное предложение поднимет цены до безубыточного уровня.

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции долгосрочное равновесие типичной фирмы достигается там, где цена товара оказывается равной средним издержкам выпуска(Рисунок).

 

Показатели концентрации фирм на отраслевом рынке

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

Концентрация - степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов (товаропроизводителей) в системе производства взаимозаменяемых товаров, поставляемых на один географический товарный рынок.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объёма выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации тем менее конкурентным будет рынок.

Индекс концентрации:

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей k крупнейших продавцов рынка:

,

· рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм ниже 45 %, CR3 <45 %;

· умеренно концентрированным при CR3 = 45-70 %;

· высококонцентрированным при CR3 > 70 %.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: n – количество фирм.HHI – Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. Чем больше значение – тем выше концентрация рассматриваемого рынка. По значениям и индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка:

· I тип – высококонцентрированные рынки: при 1800 < HHI < 10000

· II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 1000 < HHI < 1800

· III тип – низкоконцентрированные рынки: при HHI < 1000

Дисперсия рыночных долей

Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка:

= ; - средняя рыночная доля. – дисперсия рыночных долей.

Показатель дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Он характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.

Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм; для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому дисперсию можно было бы применять только в качестве вспомогательного средства, скорее для оценки неравенства в размерах фирм, чем уровня концентрации. Но при прочих равных условиях (при одинаковом числе фирм в отраслях и приблизительно равных иных показателях концентрации продавцов) она может служить и косвенным показателем концентрации.

Индекс Линда

Индекс Линда используется для оценки относительной силы воздействия ведущих фирм рынка по сравнению с прочими крупными и мелкими фирмами.

Индекс Линда можно определить таким образом:

, где L - индекс Линда, K - число крупных продавцов (от 2 до N); - отношение между средней долей рынка i-тых продавцов и долей K-i-тых продавцов; i - число ведущих продавцов среди K крупных продавцов; , - общая доля рынка, приходящаяся на i-тых продавцов; - доля рынка, приходящаяся на k крупных продавцов.

Индекс Линда используется в качестве определителя “границы” олигополии следующим образом: рассчитывается L для K=2, K=3 и так далее до тех пор, пока > , то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. “Граница” считается установленной при достижении значения , минимального по сравнению с .

Индекс Линда используется по преимуществу в рамках Европейского Сообщества для оценки поведения наиболее влиятельных фирм среди крупнейших продавцов отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.006 с.)