Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потери общественного благосостояния при монополии

Поиск

Размеры прямых потерь для общества достаточно легко определить. На рисунке показано, что при монополизации отрасли выигрыш потребителя сокращается.

При совершенной конкуренции выигрыш потребителя представлен площадью треугольника АСРСК, при монополии — площадью меньшего треугольника ЛВРМ. Часть этих потерь составит прибыль фирмы-монополиста (площадь прямоугольника PMBFPCK). Однако потребители потеряли еще и величину, равную площади треугольника BFC. В данном случае потери потребителя не образуют прибыли монополии. Это чистые потери общества. Аналогично прослеживаются чистые потери общества в результате изменения выигрыша производителя. Последний изменяется с площади Рс1рКяо площади PMBLK. При этом площадь FLC представляет собой чистые потери.

Потери общественного благосостояния при монополии

Чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общественного благосостояния в результате монополизации производства. Монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию.

При монополии рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей Р > МС. С точки зрения общества, монополия недопроизводит и предлагает неоптимальную структуру товаров и услуг.

При монополии не наблюдается также производственной эффективности, так как Р> LRACmn. Из-за отсутствия конкурентов фирма не стремится к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить долгосрочные средние издержки производства до минимума.

Фирма-монополист испытывает обычно неэффективность, поскольку при каждом уровне производства издержки фирмы выше долгосрочных средних издержек, – неэффективность проистекает, например, от неэффективного управления, от больших представительских расходов, от содержания шикарных офисов, престижных марок автомобилей и пр.

Вопрос 2

Основные направления и способы регулирования деятельности монополий.

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур.

Регулирование деятельности монополий осуществляется посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования (рис. 1).

Рис. 1. Меры регулирования

деятельности монополий

Законодательные меры регулирования деятельности монополий – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка; установление контроля за слияниями; регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана: а) с коррекцией поведения монополистов, с тем, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Для этого используются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка» цен, то есть верхнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления «потолка» цен является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка» цен будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании такого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы с одной стороны лишить продавца монопольной прибыли, а с другой - обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством

налогообложения продукции деятельности либо прибыли. В случае налогообложения продукции налог уплачивается с каждой единицы. При высокой эластичности рост цены окажется меньше размера налога, а бо́льшая часть налогового бремени ляжет на монополиста. При спросе, имеющем низкую эластичность бо́льшая часть налогового бремени ляжет на плечи потребителя.

Принципиально иной результат будет наблюдаться в случае применения налогообложения деятельности. Такой налог представляет собой выплату установленного размера (стоимость патента или лицензии) за право на ведение какой-либо деятельности. Экономисты называют его паушальным налогом. Так как величина этого налога не связана с объемом выпуска, то производитель рассматривает его как часть своих постоянных издержек.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 2), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю прибыль. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выпуск, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. По своим экономическим последствиям налогообложение монопольной прибыли тождественно действию паушального налога.

Рис. 2. Налогообложение монопольной прибыли.

Говоря об монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации. Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия монополиста.

Монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.

Возможно, также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.).

Однако этот же механизм может быть задействован не только монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. Количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Что касается регулирования цен на продукцию естественных монополий, то здесь возникает ряд проблем.

Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост Х-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении, «справедливых» цен, осуществляемом чаще всего по принципу «издержки плюс наценка», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к росту совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой» цены будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к росту той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и того, что установление «потолка» цен чревато возникновением дефицита продукции.

Другой способ регулирования деятельности естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса, как рынком, так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование.

В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).

Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет.

Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий.

Итак, целью государственно-правового регулирования является удержание или установление равновесия между интересами потребителей и интересами субъектов монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения. Эти правила поведения осуществляются посредством мер законодательного и экономического характера. Что касается способов регулирования деятельности монополий, то государство чаще всего прибегает к установлению «потолка» цен, налогообложению продукции деятельности либо прибыли, ценовым дискриминациям, торгам за франшизу (относится к естественным монополиям) и др. Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику можно охарактеризовать, как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.012 с.)