Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.



Ценовая дискриминация («разделение») – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. Ценовая дискриминация подразделяется на три вида: первой, второй и третьей степени.

 

  1. При ценовой дискриминации первой степени (совершенной ценовой дискриминации) монополист продает единицу товара по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.
  2. При совершенной ценовой дискриминации кривая предельного дохода (MR) совпадает с кривой спроса (D), следовательно предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции равен ее цене. Такая ценовая политика весьма редко встречается на практике;
  3. совершенная ценовая дискриминация – это идеал монополиста

 

Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заклю-чается установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции; при покупке большего количества товаров цена на них понижается.
Ценовая дискриминация третей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене; происходит сегментация рынка (разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности). На «дорогом» рынке спрос неэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низкой цене Главная задача – надежно отделить один рынок от другого.

Билет24

 

Монополия

МОНОПОЛИЯ (в экономике) [monopoly] — ситуация на рынке, когда фирма, называемая “ монополистом ”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Эта формулировка относится к абсолютной М. — теоретическому понятию, которое вряд ли можно обнаружить в жизни. Реальная же М. неизбежно содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку. (См. Монополистическая конкуренция.)

Практически неизбежной чертой М., особенно ярко проявившейся в монополистической практике советских отраслевых министерств, а также в чрезмерной специализации производства, приводившей к тому, что многие виды продукции выпускались единственными на всю страну предприятиями, является тенденция к занижению объемов выпуска (производства) и повышению цен.

Тенденция М. к угнетению рынка, завышению цен и получению за счет этого монопольной прибыли вынуждает государство разрабатывать и включать в свою экономическую политику антимонопольные законы и мероприятия, создавать специальные антимонопольные ведомства и т. п. С другой стороны, производственная и финансовая мощь многих М. позволяет им играть ведущую роль в научно-техническом прогрессе, снижать издержки, используя эффект масштаба, и способствовать общему экономическому росту своих стран.

В условиях рыночного хозяйства монопольное положение может возникать, во-первых, в случае, когда фирма достаточно велика, чтобы вести эффективное производство (см. Эффект масштаба), тогда как для других возможных конкурентов такие размеры недостижимы; во-вторых, в результате установления ценовых барьеров для вступления “новичков” в рынок (напр., если издержки монополиста позволяют без убытка поддерживать столь низкие цены, что для других они были бы убыточны); в-третьих, при реализации патентных прав на исключительное использование новой технологии; наконец, в ряде случаев складывается т. н. локальная М. в результате высоких издержек транспортировки для сторонних фирм, которые хотели бы торговать на местном рынке, удаленном от них территориально. См. также: Естественная монополия, Монополистическая конкуренция, Монопольная власть, Монопольная цена.

Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Различают три вида монополии.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

  • экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);
  • правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
  • высокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;
  • реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
  • контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
  • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

д) совершенная информированность.

Монополия, предельного дохода и эластичности спроса:

Ценовая эластичность кривой спроса перед монополией фирма определяет, будет ли предельный доход, полученный от монополии положительно (эластичный спрос) или отрицательным (неэластичный спрос). Эта связь важна для максимизации прибыли производства решение, которое включает в себя равенство предельного дохода и предельных издержек. Это означает, что монополия может только максимизировать прибыль в упругой области кривой спроса.

Связь между ценовой эластичности спроса и предельного дохода кривая показывает, что монополия может только максимизировать прибыль, производя количество продукции, которая падает в упругой области кривой спроса. Монополия не может максимизировать прибыль при неупругом диапазон спроса, потому что это связано с отрицательным предельного дохода, а в силу максимизации прибыли равенства предельного дохода и предельных издержек, она требует отрицательных предельным издержкам, которые просто не реальная возможность.

Связь между предельный доход и эластичность работает следующим образом:

  • Если спрос эластичен, то предельный доход положителен.

 

  • Если спрос неэластичен, то предельный доход является отрицательным.

 

  • Если спрос на устройство упругой, то предельный доход равен нулю.

Посмотрите на кривых

Доходы и эластичность

Чтобы увидеть, как это выглядит, рассмотрим выставки справа, на которой изображен доход (общий, средний и предельный), полученных известными монополии, вперед ногами фармацевтической. Ноги Первого фармацевтического является эксклюзивным поставщиком гипотетического наркотиков Amblathan-Plus, единственным известным лечения гипотетической болезни ног, amblathanitis.

На верхней панели на выставке представлены горб формы кривой общего дохода (TR). Это горб-образную форму, потому что ноги Первого фармацевтического не взимает такую ​​же цену для каждого проданного количества. В монополии, он должен снизить цену, чтобы продать больше продукции.

На нижней панели, то представляет среднюю кривую доход (AR), которая также является кривой рыночного спроса и кривая спроса перед ноги Первого фармацевтической и кривой предельного дохода (MR), что указывает на дополнительные доходы, полученные за продажу каждой дополнительной унцию из Amblathan-Plus.

Теперь рассмотрим ценовой эластичности среднего дохода (спроса) кривой. Прямолинейной кривой спроса, таких как у этого есть различные диапазоны упругости.

  • При относительно высоких цен и небольшом количестве, средний доход (спрос) кривой относительно упругой.

 

  • При относительно низких ценах и большом количестве, средний доход (спрос) кривой относительно неэластичным.

 

  • Среднего дохода (спроса) кривая устройство упругой точно в середину линии, которая в этом случае составляет 10,5 унций Amblathan-Plus.

Нажмите кнопку [упругости], чтобы раскрыть эту информацию.

Ключевой вопрос заключается в том, как эти эластичность альтернатив относятся к предельного дохода и совокупного дохода.

  • Когда средний доход (спрос) кривая эластична, предельный доход является положительной, и общий доход растет.

 

  • Когда средний доход (спрос) кривая неэластичен, предельный доход является отрицательным и общий доход уменьшается.

 

  • Когда средний доход (спрос) кривая устройство упругой, предельный доход равен нулю, а общий доход не меняется.

Основной вывод состоит в том, что предельный доход является отрицательным и общий доход уменьшается в неупругой части среднего дохода (спроса) кривой. Для ног Первого фармацевтического максимизировать прибыль при неупругом диапазоне он должен отрицательным предельным издержкам, которые просто не реально.

Монополия мечты

Чтобы понять, почему этот вывод настолько важен, подумайте, как это, кажется, противоречит тому, что, казалось бы, мечта любой начинающей монополии.

Для достижения монопольным положением, фирма должна предоставить хорошо, что не имеет близких заменителей. Покупатели должны быть вынуждены покупать у монополии, если они покупают годится. Тем не менее, наличие заменителей является ключевым фактором, определяющим эластичность спроса.

  • Эластичный спрос: хорошая со многими близкими заменителями как правило, имеют эластичный спрос. Потому что покупатели легко смогут переключаться между заменители, они достаточно чувствительны к изменениям цен.

 

  • Неэластичный спрос: хорошее очень мало близких заменителей как правило, имеют неэластичный спрос. Поскольку покупатели не имеют возможности переключаться между заменителями, они не очень чувствительны к изменениям цен.

Мечта любого монополия продавца является предоставление товара, для которого не существует альтернативы. Такой хороший, однако, как правило, относительно неэластичным. И, следовательно, предельный доход является отрицательным, что препятствует максимизации прибыли.

Являются ли эти стремящихся монополий ошибочной? Должны ли они быть поиск товаров с эластичным спросом? Они не знают о связи между эластичностью и предельный доход? Разве они не знают, что они никогда не смогут максимизировать прибыль, если они производят товар с неэластичным спросом?

Прибыльный путешествие

Монополия мечтать не как ошибочное, как может показаться на первый взгляд. Ключом является фраза «максимизация прибыли». Прибыль максимальна, когда предельный доход положителен и спрос эластичен. Другими словами, когда прибыль достигает максимума не существует способа, чтобы увеличить прибыль, делая что-то вроде повышения цены.

В то время как средство максимизации прибыли прибыль может пойти не выше, отсутствие максимизация прибыли означает только прибыль не достигла своего пика. Это не значит, прибыль отсутствует. Это не значит, что монополии фирма зарабатывает никакой прибыли или понести экономические потери. Отсутствие максимизации прибыли лишь означает, что монополия может предпринять шаги, чтобы увеличить прибыль. Это может увеличить прибыль, делая что-то вроде повышения цены.

Если монополия сталкивается с неупругой кривой спроса, повышение цен является то, что она может сделать. Если цена товара с неэластичным спросом увеличивается, то общий доход и прибыль также увеличится. Сегодня цена составляет $ 1. Завтра цена составляет $ 2, а прибыль увеличивается. На следующий день цена составляет $ 3, а прибыль увеличивается еще раз. Когда цены растут, то также прибыль. Пока спрос неэластичен, то прибыль продолжает расти. "Максимум" не достигнута.

Разве это так уж плохо для монополии?

Не будучи в максимуме, но только в состоянии увеличить прибыль на самом деле не все так плохо. Немногие фирмы откажется возможность быть единственным поставщиком неупругого продукта. Конечно, они никогда не сможете максимизировать свою прибыль, то есть достичь хорошей устойчивого равновесия. Но они могут увеличить прибыль день за днем, месяц за месяцем, год за годом, за счет повышения цен. "Проблема" в том, что прибыль всегда можете пойти выше.

В анализ максимизации прибыли производства, монополия никогда не выбирает уровень выходного сигнала в диапазоне неупругое этой кривой спроса. Ноги Первого фармацевтического никогда добровольно производит более 10,5 унций Amblathan-Plus. Это требует, чтобы ноги Первого фармацевтического работать с величиной, которая генерирует отрицательный предельный доход.

Если ноги Первого фармацевтического оказалась делать что-то вроде продажи 15 унций Amblathan-Плюс, то, несомненно, повышает цену, которая уменьшает количество, которое затем увеличивает совокупный доход, и, что увеличивает прибыль. Он продолжает этот курс, пока количество снижается достаточно, чтобы войти в упругой части кривой спроса. Только вот ноги Первого фармацевтического иметь возможность максимизировать прибыль. Тем не менее, до того времени, прибыли только увеличивается. Не такая уж плохая вещь для монополии.

Билет 25

максимизация прибыли монополиста.

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 12.1.

 

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 12 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс.

ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

 

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем- монополистом.

 

 

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.037 с.)