Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда сталкиваются социальные мирыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как только начинаешь заменять людей цифрами, зарождается ложное ощущение надежности и точности. Вместо того чтобы проводить встречи по планированию ассортимента товаров, велись споры о том, кого считать классическим потребителем, а кого — нет. Появлялось искушение злоупотребить этим определением лишь потому, что оно апеллировало к цифрам.
Глава отдела маркетинга и исследований, крупный fashion-ретейлер в Великобритании
Хотя у сегментации рынка есть свои сторонники и критики, вопрос о природе социальной идентификации до сих пор практически не затрагивался в многочисленных дискуссиях. Говоря о важности концепции идентичности, неоднократно обсуждаемой в социологической литературе, в качестве наиболее веских причин Дженкинс (Jenkins, 1996) выделяет две:
• самоидентичность — когда мы хотим самоутвердиться и общаться лишь с собой;
•идентичность группы, или социальная идентификация, — когда мы хотим общаться с другими.
Те же вопросы находятся в центре внимания любой предложенной сегментации потребительских рынков. Несколько исследователей рассматривали понятие социальной идентификации в рамках условий постмодернизма (краткий обзор этих условий предложен в таблице 4.1), возводящих потребление в ранг ключевой деятельности, посредством которой мы создаем и демонстрируем собственную идентичность (Giddens, 1991; 2002; Gergen, 1999). Тем не менее, как отмечает Джерджен (Gergen, 1999: 30), есть проблема — главная и весьма существенная: сила рецензий столь велика, что оборачивается против них же и разрушает их, а в результате лишь разрастается пропасть неразрешимых разногласий между критиками и мишенями критики без видимого способа устранения проблемы.
Источник: Firat, 1997: 186.
Таблица 4.1. Описание условий постмодернизма
В формировании социальной идентичности особенно влиятельными символическими ресурсами считаются бренды (Elliot, 1998). Более того, в современных обществах потребления социальная идентификация не может описываться как статическое понятие. Иными словами, потребители вольны сколько угодно раз, как и когда им заблагорассудится выстраивать и изменять свою идентичность, а вместе с ней те группы, к которым они были отнесены в результате сегментации. В связи с этим варианты сегментации, которые загоняют людей в рамки каких-то групп согласно заранее установленным конструкциям, по понятным причинам отвергаются все большим количеством исследователей (Maffesoli, 1996; Cora, 2002).
Думаю, что в каком-либо другом бизнесе я еще мог бы поверить в нее [сегментацию], но, полагаю, стоит признать, что этот бизнес развивается совершенно иначе, а я достаточно реалистичен и прагматичен, чтобы удержаться от бессмысленных попыток пробовать и навязывать то, что в принципе неприменимо.
Глава отдела маркетинга и исследований, крупный fashion-ретейлер в Великобритании
Во многих организациях сегментация — это стандартное действие. Невозможно отнести каждого человека к какой-то определенной целевой группе. Для разделения потребителей на поддающиеся управлению группы следует применить определенные критерии. Однако «сегментация — это не Священный Грааль подотчетности и эффективности, каким ее иногда выставляют» (Hackley, 2005: 15).
Очевидно, что изначально необходимо иметь определенную целевую группу и уже отталкиваясь от этого пробовать установить, кто твой потребитель. Я хочу знать, кому продаю, а кому не продаю свой товар и как начать продавать товар этим людям. Нельзя полагаться на сегментацию, но она полезна, она помогает принимать решения и предоставляет необходимую для этого информацию, к тому же часто выступает в роли страхового полиса.
Менеджер по маркетингу, крупный британский fashion-ретейлер
Рациональный взгляд определяет цель сегментации рынка как концентрацию внимания на редких организационных ресурсах по отношению к группам с гомогенными характеристиками, убеждая тем самым в целесообразности использования организационных ресурсов. Доведение нормативного подхода к процессу сегментации в условиях деятельности разрозненного рынка до его логического завершения и следование «сегменту одного» (Dibb, 2001) сосредоточили бы ресурсы на отдельном потребителе. Однако если мы предполагаем, что сегмент одного экономически жизнеспособен, то в свете экономических основ концепции возникает несколько важных вопросов о процессе производства и потребления. Во-первых, покупатели должны будут сами искать или открывать для себя товары, соответствующие их требованиям, поскольку производителям распознавание единичных покупателей экономически нецелесообразно. Если возвести эту идею в абсолют, можно прийти к заключению, что нет необходимости ни в сегментации рынка, ни, что намного важнее, в сегментировании потребителями своих поставщиков. Во-вторых, удовлетворение потребностей единичного потребителя неизбежно дороже, чем многочисленных покупателей, а значит, и расходы на обслуживание индивидуального потребителя могут быть выше. Одному из авторов настоящей статьи вспоминается разговор с представителями высшего руководства американской корпорации VF, которые заявили о своей незаинтересованности в исследовании модели потребителя интернет -бизнеса из-за слишком высокой стоимости данного проекта. «Зачем вести дела с индивидуальным потребителем, когда мы можем продать товар в большом количестве в Wal-Mart», — парировал директор по маркетингу в ответ на вопрос о стратегии интернет-бизнеса. Очевидно, что для менеджеров, разрабатывающих стратегии сегментации, данные вопросы важны и вызывают у них беспокойство. Менеджеры ограничены стесненностью бюджета и географическими рамками (Hackley, 2005), а потому, если уж мы допускаем, что потребители выбирают товар — сознательно либо бессознательно, — важно понять процессы принятия ими решений о покупке. В связи с вышесказанным разобраться в теме наших размышлений помогут концепции идентичности, широко используемые в социологической литературе. Хайнс и Куинн (Mines, 2005) противопоставляют ряд альтернативных теорий относительно природы самоидентичности и социальной идентичности, подчеркивая важность предлагаемых подходов для концепции сегментации рынка. Исследование начинается анализом работы Лакана (Lacan, 1979), который доказывал, что главный аспект неосознанного мышления можно сравнить с моделью языка. Французский психоаналитик и философ, оперируя символами, выдвинул теорию о том, что язык выстраивает значение посредством культуры. К тому же Лакан признавал, что развитие идентичности не столько обусловлено биологически, сколько сформировано социально (Вегдег, 1966). Отсюда вывод: на сознательном уровне идентичность может характеризоваться языком и значением. Однако принимая во внимание декартовскую идею о внутреннем разуме, на бессознательном уровне символизм можно считать более важным в предопределении действия. Ссылаясь на оптимистическую и пессимистическую теории идентичности, освещаемые в социологической литературе, некоторые исследователи выдвигают предположение о том, что личность в оптимистическом аспекте ее значения можно побудить к самоутверждению (Maslow, 1967), а следовательно, и открытие своего внутреннего мира вполне естественно навязано неким традиционным восприятием. Психоаналитический путь к идентичности, поддержанный Фрейдом (Freud, 1940), свидетельствует в пользу теории о том, что индивидуальность — это отличия. Близкой к пессимистическому взгляду на вещи, которого придерживаются сторонники психодинамического подхода в психологии, является теория отчужденности массового общества, в соответствии с которой тенденция к эгоизму и самопоглощению проявляется через фрагментацию. В наших ежедневных социальных мирах мы ведем себя как индивидуумы, но, согласно альтернативной теории, поступаем так в соответствии с одной из многочисленных социально опосредованных ролей, нами же и придуманных. По сути, эти модели можно представить метафорически как маски, помогающие нам скрыть то, что обнаруживать не хотелось бы (Goffman, 1959). Управление идентичностью может проявляться в поведении человека — его манере и происходящих изменениях. То, что мы видим, необязательно истинное лицо того, кем он (потребитель) на самом деле является (как отдельная личность или в обобщении). Специалисты по маркетингу скорее пытаются понять сходство между разными группами покупателей, нежели различия между ними, а в действительности именно это предположение и переводит концепцию сегментации в практическую область, обнаруживая еще один ее важный аспект. Средства и методы сегментации основываются на идентификации индивидуумов и групп, чьи покупательские потребности способны удовлетворить производители. В конце концов, специалисты по маркетингу могут знать, где вы живете, сколько вам лет, ваш пол, вероисповедание, уровень дохода и т. д. Однако вне их ведения ваше многостороннее эго, зависящее от контекста, который, как мы предполагаем, и определяет ваши предпочтения, ваши планы относительно распоряжения собственными доходами. Следовательно, на деле традиционные средства сегментации принимают статическую сторону в стремлении выявить конкретные отличительные черты в определенный момент времени. Но выделение природы социально сформированной, а следовательно, и разнообразной, потребительской действительности помогает нам понять, что сами потребители такие же динамичные, как и те общества, в которых они существуют. Напрашивается вывод: сознательное поведение или отношение потребителя, традиционно оцениваемое посредством опросов, может обнаружиться (учитывая статическую конъюнктуру рынка) лишь в какой-то момент времени. Выражаясь образным языком, мы считаем, что (в данном контексте) потребители сознательно моделируют и демонстрируют свое поведение и отношение к тем, кто «смотрит в зеркало» (Strauss, 1997). Для наблюдателя это целостная форма момента истины. Не задающему вопросов управляющему предоставляется возможность интерпретировать сложность, что в свою очередь укрепляет нормативную модель сегментации. Как утверждают Хайнс и Куинн (Mines, 2005), этот аргумент наводит на мысль, что стратегии сегментации наиболее пригодны в условиях деятельности статических (упорядоченных) рынков и сознательно предсказуемого поведения потребителя, но менее полезны в условиях динамичных рынков. Или, скорее, когда индивидуумы создают правдоподобные версии определяемой контекстом социальной реальности, которые переживают таким образом, что становятся менее предсказуемыми. К сожалению, для специалистов по маркетингу рынки моды становятся все более динамичными (то есть менее упорядоченными, более сложными и разнотипными). Что еще более важно, если самоидентичность и социальная идентичность быстро реконструируются через социальную фрагментацию, то, возможно, социальная идентичность приближается к самоидентичности. А значит, в конечном счете такие категории, как «много тратящий», «средне тратящий» и «тратящий мало», могут стать более значимыми определениями, применимыми в исследовании постоянного покупателя. В силу этого особую важность обретает понимание рынка либо в рамках социально сформированных пространств, либо посредством изучения социальных рассуждений — как более предпочтительного подхода, нежели ограниченность исключительно анализированием прошлого поведения. По существу, модели прошлого поведения в этом отношении неспособны много сказать о поведении в будущем.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.85 (0.009 с.) |