Методы работы с документами (кабинетное иследование) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы работы с документами (кабинетное иследование)



* Неформализованные методы не используют стандартизированных приемов выделения единиц информации из содержания документа, поэтому чаще используются для обработки отдельных (уникальных) документов или небольшого массива документов, когда отсутствует необходимость в количественной обработке информации.

* Формализованные методы используют унифицированные методики регистрации элементов содержания документа, они позволяют перейти на автоматизированную регистрацию и обработку информации с помощью специальных компьютерных программ. Проблемы: сложности в разработке однозначных правил фиксирования нужных элементов и невозможность исчерпывающего раскрытия содержания каждого отдельного документа.

Традиционный метод включает обычное «понимающее» восприятие текста (изображения, звука), выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Неформализованный анализ опирается на общие логические законы и правила анализа, сравнения, определения, оценивания, на статистические операции. Методы традиционного анализа информации качественного характера в значительной степени основаны на интуиции исследователя, поэтому не исключены субъективные смещения в восприятии и интерпретации содержания документа.

Внешний анализ посвящен изучению обстоятельств появления документа, контекста возникновения публикации. Задача внешнего анализа — выявить время и место появления документа, установить авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие на содержание документа. Внешний анализ способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведенных в документе.

Внутренний анализ занимается собственно изучением фактов, суждений и идей, представленных в документе.

+Выделяет основные мысли и идеи, анализирует зависимость контекста материала и причин его появления.

-Субъективность, трудоемкость.

Контент-анализ — формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания, при этом соблюдаются принципы:

формализации — необходимо задать однозначные правила для выявления искомых характеристик содержания.

статистической значимости — интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой.

Алгоритм выполнения контент-анализа состоит из следующих этапов:

1. Постановка задач контент-анализа.

2. Определение системы категорий анализа.

3. Определение единицы анализа.

4. Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами.

5. Выбор источников для обследования.

6. Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.

7. Разработка инструкций кодировщику, где описывается система правил сбора эмпирических данных, пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц
анализа, алгоритм действий.

8. Сбор информации.

9. Обработка результатов и их интерпретация.

10. Подготовка отчета.

Единица контент-анализа — это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию. Чтобы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки наличия определенного элемента содержания).

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. Применение такой смысловой единицы целесообразно при изучении способов, посредством которых источник информации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому оно направлено, например в рекламе.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах.

Имена людей, географические названия, торговые марки, названия организаций, упоминание какого-либо события. Частота и длительность временного интервала, с которыми они присутствуют в сообщениях, могут послужить показателями их важности, значимости.

+Представляет возможность статистической обработки. Высокая объективность

-Должно быть правило формализации содержания, обязательное наличие большого массива информации.

Информативно-целевой анализ выявляет содержательно-смысловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, что позволяет обнаружить возможные отклонения в интерпретации текста со стороны других участников общения, т.е. оценить успешность коммуникации.

Способность текста донести замысел, основные коммуникативные намерения автора до получателя информации - это первичная информативность. Отсутствие общего замысла означает, что автор не справился с задачей создания текста как единицы общения, не определил цель коммуникации.

Способность текста быть источником каких-либо сведений, т. е. текст рассматривается как совокупность единиц информации – это вторичная информативность

В процессе коммуникации вторичная информативность весьма часто не совпадает с первичной, а будучи оторванной от нее, приводит к искажению смысловой нагрузки, заложенной в тексте.

С позиций воплощения замысла автора текст может быть представлен в виде иерархической структуры смысловых блоков, играющих различные роли в передаче коммуникативного намерения, которые обычно состоят из следующих основных элементов текста:

Основные тезисы-аргументы — некоторые предложения, являющиеся опорными для подкрепления цели сообщения; тезисы могут констатировать какие-либо положения рассматриваемой ситуации, выводить постулаты или описывать установки.

Разъяснения (развертывание) тезиса — предложения, содержащие комментарии (например оценку преимуществ и недостатков) к выдвинутому тезису.

Описание или анализ проблемной ситуации, из которой вытекает основной тезис.

К второстепенным элементам текста относятся иллюстрации к тезисам, к пояснениям тезиса или оценке ситуации, а также элементы фона (описания событий, являющихся фоном для развития рассматриваемой ситуации)

Таким образом, информативно-целевой анализ позволяет:

* оценить воплощение цели коммуникации, заложенной в тексте;

* определить структуру текста;

* выяснить возможность интерпретаций содержания текста;

* выяснить адекватность восприятия текста;

* осуществить «сжатие» текста для удобства анализа или работы с ним.

+Оценивает способность автора реализовать коммуникативные намерения

-Анализу могут быть подвержены только текстовые материалы


Наблюдение

Наблюдение — это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Наблюдение проводится с соблюдением ряда условий:

*короткий отрезок времени наблюдения, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение;

* наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться;

* наблюдаемые процессы должны быть доступны для наблюдения и происходить на публике;

* наблюдению подвергается такое поведение, которое люди не имеют желания запоминать.

+Независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в этом процессе и способности выражать свои мысли

+Высокая объективность, там как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события

+Возможность восприятия неосознанного поведения людей

+Возможность учета окружающей обстановки

-Низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки

-Селективный отбор объектов наблюдения (наблюдатель из общей массы выберет какие-то определенные объекты)

-Субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может воспринять определенные жесты или мимику неправильно)

-Наличие эффекта наблюдения (неестественное поведение перед камерой, когда она замечалась наблюдаемыми)

-Невозможность наблюдения многих факторов

Фомы процесса наблюдения

Характер окружающей обстановки

Полевые – проводят в естественных условиях, в реальной ситуации

Лабораторные – проводят в искусственно созданных условиях

Лабораторно-полевое -проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки предыдущих видов

Место исследователя в процессе

Наблюдение с непосредственным участием исследователя

Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе

Восприятие объекта наблюдения

Персональные – наблюдаемые события фиксируются наблюдателем

Не персональные – наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов (не субъективное восприятие)

Степень стандартизации наблюдаемых событий

Структурированные наблюдения – используют формы наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов, остальные элементы поведения игнорируются

Свободные наблюдения – наблюдение всех элементов поведения без ограничений

Степень открытости процесса наблюдения

Открытое – наблюдаемым известно о проводящемся исследовании

Скрытое – наблюдаемым неизвестно о проводящемся исследовании

Характер наблюдаемых событий

Прямое – наблюдение проводится непосредственно за поведением

Непрямое – наблюдение проводится за результатами поведения (мусор, запасы товаров, чеки и др., физические доказательства некоторых событий)

Регулярность проведения наблюдения

Систематическое – проводится на регулярной основе

Эпизодическое –не имеет четко установленного регламента регистрации событий

Однократное

Случайное – наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура обычно не планируется, но может служит поводом для пересмотра маркетинговых решений

Единица наблюдения — это некоторые действия или их признаки, с помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии.

Единица наблюдения выделяется путем разделения поведения на отдельные элементы, учитывающие четко определенное действие, условие его осуществления или признак ситуации его свершения. В качестве единицы наблюдения можно выделить набор действий различного характера любой сложности (комплексности), например покупатель может просто рассматривать стоящий на полке товар, а может взять его в руки.

Рамки наблюдения — это степень детализации (количество уровней) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования, например поведение объекта в целом — первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса, в конкретной ситуации — второй, третий и т. д. уровни наблюдения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.17 (0.023 с.)