Технологии и индустрия коммерческого распространения информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии и индустрия коммерческого распространения информации



В наиболее общем виде современные технологиикоммерческого распространения информации подразумевают, что пользователи со своих терминальных устройств (например, персональных компьютеров) «общаются» с информационными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД)- массивы сведений в машиночитаемой форме, относящиеся к определенной предметной области, а также различные метаданные директории - рубрикаторы и иные данные, облегчающие пользователям поиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразных программных средств поиска, обработки и выдачи информации. Информационные и программные продукты выступают главными элементами автоматизированных банков данных, являющихся основной организационной формой, в которой развиваются современные технологии коммерческого распространения информации. Автоматизированный банк данных (АБД)- система специальным образом организованных БД, программных, технических, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования этих БД.

Поскольку работа пользователя с АБД (сеанс) осуществляется по схеме «запрос-ответ» и протекает, как правило, в реальном времени (т.е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса), о соответствующих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных. Интерактивные технологии - технологии получения информации путем диалога с АБД в режиме реального времени. Интерактивные технология различаются по тому, где находится АБД по отношению к пользователю. С точки зрения этого типологического критерия основными их видами являются АБД на технических носителях и удаленные АБД.

АБД на технических носителях. В этом случае АБД непосредственно представляет собой набор компьютерных файлов, содержащих одну или несколько БД вместе с необходимым программным обеспечением и передаваемых пользователю на технических носителях - магнитных лентах, дискетах, оптических дисках. Таким образом, распространение информации на технических носителях является той новой информационной технологией, которая по своему принципу и способу восприятия наиболее близка традиционно существовавшим: пользователь точно знает, что он получает, но не знает, нужно ли ему это в таком объеме.

В настоящее время на мировом рынке насчитывается около 2000 АБД на технических носителях. Наиболее перспективным их видом являются так называемые компактные оптические диски (КОД), коммерческое использование которых началось в 80-х гг. КОД обладают, пожалуй, наилучшим среди всех других носителей сочетанием таких параметров, как большая емкость, высокая надежность и устойчивость к частичным повреждениям, хорошее быстродействие и относительно низкая цена в расчете на единицу данных. Все это делает КОД незаменимым средством для распространения больших массивов данных, особенно в тех случаях, когда продуктом являются данные, не требующие оперативного обновления (актуализации), а также зрительные и звуковые образы. Широкие возможности, открываемые технологией распространения информации на КОД, обусловили высокие темпы роста соответствующей индустрии. По имеющимся данным, валовой доход только американских компаний, занятых в данном бизнесе, составляет не менее 700 млн. долл. Однако индустрия АБД на технических носителях еще далека по своим масштабам от индустрии удаленных АБД, которая и по сей день продолжает оставаться ведущим сектором рынка электронной информации.

Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информационным продуктам, сосредоточенным на едином компьютере, часто называемом хост-ЭВМ, по сетям передачи данных.

Доступ к АБД осуществляется с терминалов пользователя, в качестве которых может выступать какое-либо специальное оборудование, но чаще всего им являются персональные компьютеры или другие интеллектуальные терминалы, позволяющие пользователю производить послесеансовую обработку найденной информации.

Основными особенностями данной технологии являются:

предоставление пользователю только информационных услуг, а не непосредственно информационных продуктов, в результате чего он получает (часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

полнота информации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших массивов данных;

широкая скорость актуализации данных;

относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходимости осуществлять ее графическую, наукометрическую и экономическую обработку.

Первые АБД (начало 60-х гг.) создавались для поиска библиографической информации преимущественно научно-технического характера. Большая часть их носила некоммерческий характер и предназначалась для внутреннего использования и в тех организациях, где они разрабатывались. Важный шаг в становлении АБД открытого доступа, а следовательно, и коммерческих АБД, был сделан в 1966 г., когда в качестве терминалов стали использоваться дисплеи на электронных трубках. Примерно тогда же компанией IBM была разработана внутриведомственная информационно-поисковая система (ИПС, которая стала прообразом известной коммерческой ИПС STAIRS, и поныне использующейся в нескольких крупных АБД.

Интерактивные услуги в широком смысле - информационные услуги, получаемые при помощи интерактивных технологий. В узком смысле интерактивные услуги обозначают услуги, предоставляемые удаленными АБД. Первый этап в развитии рынка интерактивных услуг, главным содержанием которого было развитие и совершенствование вычислительных систем, продолжался до начала 70-х гг. На втором этапе (до середины 80-х гг.) происходило наращивание объемов памяти, стимулировавшее развитие БД и АБД. Основной чертой третьего, нынешнего этапа является распространение телекоммуникационных услуг- услуг по передаче данных по сетям ЭВМ. Рынок интерактивных услуг как вид информационного бизнеса окончательно сложился к середине 80-х гг. В настоящее время число коммерческих БД превышает 4000, а число коммерческих АБД - 500. Подавляющее большинство БД посвящено финансам и экономике (по распространенным оценкам, их удельный вес составляет около 75%, а остальные 25% приходятся на научно-технические БД).

Для современного информационного рынка характерна четко выраженная специализация различных организаций на выполнение отдельных работ по сбору данных, созданию программных средств АБД и предоставлению услуг пользователям. Основными структурными подразделениями индустрии БД являются:

1) собственно производители ИПУ;

производители БД - организации, осуществляющие сбор информации и перевод ее в машиночитаемую форму;

интерактивные службы - организации, осуществляющие интерактивный доступ к БД, т.е. разрабатывающие и эксплуатирующие АБД, и выступающие основным элементом рынка интерактивных услуг (нередко они сами являются также и производителями БД, или так называемыми интегрированными производителями),

2) телекоммуникационные службы,

3) пользователи, которые делятся на конечных и промежуточных пользователей, или посредников, оказывающих своим клиентам услуги по информационному поиску. В состав последних входят библиотеки, информационные центры общего пользования, а также брокеры-специалисты-профессионалы, занимающиеся платным обслуживанием клиентов.

В целом индустрия интерактивных услуг является достаточно прибыльным видом бизнеса. Так, только в США ее доходы превышают 3 млрд. дол., а число занятых - более 25 тыс. чел.

В целом можно предсказать благоприятные тенденции в развитии отечественных интерактивных услуг. В настоящее время предпринимаются активные усилия по развитию телекоммуникаций (в том числе, при помощи спутниковой связи); увеличивается число отечественных организаций, имеющих выход на сети передачи данных ЭВМ. Формирование рынка будет способствовать росту спроса на оперативные данные, прежде всего, делового характера, а его интеграция в мировую экономику - стимулирует вовлечение российской информационной индустрии в международное информационное сообщество путем как доступа отечественных пользователей к зарубежным ресурсам, так и выхода отечественных ИПУ на зарубежные рынки. Реализация этих тенденций требует, однако, чтобы характеристики отечественных АБД соответствовали требованиям, предъявляемым рынком, для чего необходим комплекс специальных мероприятий, объединяемых термином «маркетинговая подготовка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.005 с.)