Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок ценных бумаг как объект маркетинга

Поиск

Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет особенности, порождаемые следующими специфическими чертами данного рынка. Рынок ценных бумаг - это:

очень сложный, объемный, динамичный и высококонкурентный рынок, действия на котором жестко регулируются государством и должны отличаться высокой социальной ответственностью, чтобы не вызывать финансовых потрясений;

многотоварный рынок с высокой степенью взаимозаменяемости товаров, основанный на развитой инфраструктуре, сложных информационных технологиях, дорогостоящей рабочей силе и затратоемких технических средствах;

открытый рынок с растущими объемами трансграничных операций;

рынок с массовым потребителем, максимальной дифференциацией финансовых нужд и финансового искусства клиентуры.

Что касается отечественной практики, то наряду со сказанным это - неликвидный, незначительный по объемам рынок, находящийся на начальной стадии развития, не способный обеспечить прибыльную работу большинства действующих на нем организаций. Фондовому делу в России присущи пока исключительно высокие риски, инфляция (резко снижающийся спрос на ценные бумаги), политическая и макроэкономическая нестабильность, отсутствие ресурсной базы и полноценной инфраструктуры. Наконец, этот рынок не имеет еще своих признанных лидеров и не располагает поставщиками (эмитентами), посредниками (инвестиционными институтами) и товарами (ценными бумагами), пользующимися общественным доверием.

Таким образом, особенностью и целью маркетинга на российском рынке ценных бумаг является пока не только и не столько поддержание или расширение доли рынка, сколько просто «выживание» самого рынка в целом и лиц, профессионально на нем действующих. Однако масштабная приватизация, массовое учредительство новых акционерных обществ, секьюритизация государственного долга вызвали с конца 1992 г. выброс на рынок новых ценных бумаг, что способствовало выводу его из кризисного состояния.

Другими особенностями рынка ценных бумаг, влияющими на организацию маркетинга на нем, являются социально-культурные традиции и демографические факторы.

Что касается первой особенности, то 70-летний период существования директивной экономики в России искоренил культурные навыки операций с ценными бумагами. Декретированное уничтожение всех ценных бумаг и обязательств по ним в 1917-1918 гг., повторное прекращение их обращения в 30-х годах, долгая практика принудительного инвестирования средств населения в государственные облигационные займы, наконец, бытовавшее отношение к ценным бумагам как к спекулятивному и фиктивному капиталу - все это сформировало отрицательную реакцию населения на ценные бумаги как на товар.

Демографические факторы влияют на российский рынок ценных бумаг и организацию маркетинга на нем как в позитивном, так и в негативном плане. Старение населения и падение рождаемости предполагают возрастание в перспективе консервативной модели поведения потребителей на рынке. Вместе с тем важную роль в становлении российского рынка ценных бумаг будут играть: высокий исходный уровень образованна населения; быстрое имущественное и подоходное расслоение; быстрое проникновение потребительских стандартов из индустриальных стран, включая ориентацию на грамотное инвестирование.

Товаром на рынке ценных бумаг являются: ценные бумаги;

услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг; информация и другая научно-техническая продукция; нематериальные активы, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг;

товарно-материальные компоненты рынка. В табл. 45.1 приведены основные характеристики товаров, обращающихся на рынке ценных бумаг, влияющие на организацию маркетинга и выработку рыночных стратегий.

Важнейшей «товарной» особенностью рынка ценных бумаг является то, что он находится в постоянной конкуренции со смежным - кредитно-банковским рынком. Их товары - перераспределение денежных ресурсов посредством кредита и выпуска ценных бумаг - оказываются взаимозаменяемыми. Соответственно конкурентность повышает степень агрессивности и рискованности, присущих рынку ценных бумаг.

 

Таблица 45.1

Товары Основные характеристики
Ценные бумаги Виды:акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, чеки, производные ценные бумаги (опционы, финансовые фьючерсы, варранты, подписные права), коносаменты и т.п. Потребительские качества:являются имущественным правом, свидетельством собственности на имущество или сумму долга, дающим право на получение доходов от использования этих видов активов, а также на возвращение их стоимости. Особенности ценных бумаг как товаров: их потребительская ценность определяется качеством активов, правами на которые они являются, способностью этих активов генерировать денежный поток, репутацией и финансовой позицией эмитента и инвестиционного института, который с ними работает. Абстрагируясь от прав, которые они дают, ценные бумаги не имеют какой-либо самостоятельной ценности; стоимость и потребительская стоимость ценных бумаг формируются под влиянием высоких рисков, которые способны превратить товар - ценную бумагу - в нетовар, просто в лист бумаги, за которым рынок отказывается признавать какую-либо потребительскую стоимость. это стандартный товар, выпускаемый огромными партиями-сериями (например, миллионы акций, формирующих уставный капитал отдельной компании), способный на стандартной базе дать множество модификаций, приспосабливаясь к нуждам отдельных групп инвесторов. Кроме того, это товар, который может выпускаться на рынок и в уникальном, штучном виде (нестандартный именной вексель); ценная бумага как товар способна к широкому обращению, переходя из рук в руки без ущерба для ее потребительской стоимости. Широко используется практика выпуска бессрочных ценных бумаг (акций, бессрочных облигаций), имеющих ликвидный рынок и проходящих за время своего существования через сотни владельцев; часть ценных бумаг (опционы, фьючерсы, варранты и т.п.) носит производный характер, представляя собой имущественные права на другие ценные бумаги. В этом случае, риски, связанные с ними, неустойчивость их обращения и сложность операций с ними значительно возрастают. Потребительная стоимость этих ценных бумаг включает расширенные возможности спекулятивной игры, страхование от рисков по финансовым операциям; ценные бумаги как товар и связанная с ними индустрия многие годы находятся в стадии роста. В значительной части рынок ценных бумаг - это инновационный рынок, интенсивно выводящий к потребителю все новые виды продукции
Услуги на рынке ценных бумаг Виды услуг: посредническая деятельность по операциям с ценными бумагами на первичном и вторичном рынках; инвестиционное консультирование, учет, хранение и совершение расчетов по операциям с ценными бумагами; выполнение административных работ (функций регистратора, агента по трансферту, агента по обмену, инкассирование доходов и совершение платежей, связанных с ценными бумагами, и т.п.); управление портфелем ценных бумаг, в том числе на доверительных началах; аудит на рынке ценных бумаг; кредитование на совершение сделок с ценными бумагами; страхование фондовых операций. Особенности услуг, связанных с обращением ценных бумаг: значительный объем спроса; спрос на данные услуги во многом вторичен, будучи зависимым от состояния рынка и спроса на ценные бумаги; и наоборот, товара «ценные бумаги» не существует без рынка услуг; оказание подобных услуг невозможно без сложнейшей и затратоемкой инфраструктуры рынка (регулятивной, технической, информационно-технологической, кадровой, широкого финансового обеспечения); высокий уровень стандартности услуг, сопровождающих весь жизненный цикл товара «ценная бумага», наличие развитых международных стандартов в этой области; значительное количество видов услуг, возможности создания разнообразных их модификаций, сопоставимых по количеству с числом модификаций товара «ценная бумага»; необходимость специализации и высокого уровня профессионализма при оказании услуг на рынке ценных бумаг.
Информация и другая научно-техническая продукция Самостоятельным товаром на рынке ценных бумаг является справочная и нормативная информация: о конъюнктуре рынка; об эмитентах, инвестиционных институтах и отдельных рынках ценных бумаг; об отдельных видах ценных бумаг; о конкретных сделках; об уровне конкретных видов рисков; о технологиях, правовом и регулятивном обеспечении, кадрах и прочих ресурсных системах, обеспечивающих рынок ценных бумаг; базы данных о рынке ценных бумаг. Научно-техническая продукция, выступающая в качестве товара: технологии; правила процедуры и другие методические документы, устанавливающие правила выпуска и обращения ценных бумаг; проспекты эмиссии, отчеты о выпуске ценных бумаг, информация, подготовленная для допуска ценных бумаг на биржу, материалы по оценке эмитента и выпускаемых им ценных бумагах; стандарты (технологические, информационные, квалификационные, этические); образцы бланков ценных бумаг, программное обеспечение. Так же, как и услуги, научно-техническая продукция и информация, используемые на рынке ценных бумаг, отличаются: массовостью спроса; стандартностью при возможности создания многих модификаций; взаимозависимостью с рынком ценных бумаг; необходимостью специализации и высокого уровня профессионализма; наличием развитой системы международных стандартов.
Нематериальные активы, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг Виды нематериальных активов:право на торговую марку, товарный знак и т.п.; авторское право (на информацию, соответствующую научно-техническую продукцию, идею и т.п.); гудвилл (доброе имя фирмы); право на аренду, право на членство, на брокерское место и т.п.
Товарно-материаль­ные компоненты рынка ценных бумаг Виды указанных товаров:бланки ценных бумаг; специализированное оборудование, оргтехника.

Производителями товаров и услугна рынке ценных бумаг выступают:

эмитенты - «поставщики» ценных бумаг на рынок;

инвестиционные институты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, предоставляющие комплекс услуг, информации и научно-технической продукции по продвижению ценных бумаг на первичный рынок и их вторичному обращению, трастовому управлению портфелями ценных бумаг;

специализированные организации по оказанию услуг учета, хранения и совершения расчетов за ценные бумаги;

производители бланков ценных бумаг, специализированного оборудования, оргтехники и т.п.;

банки и страховые организации, предоставляющие кредитно-страховые услуги, обеспечивающие обращение ценных бумаг и т.п.

В качестве потребителейна рынке ценных бумаг выступают, в первую очередь, инвесторы (по поводу основного товара рынка), затем инвестиционные институты (по поводу различного рода вспомогательных услуг, специализированного оборудования, бланков ценных бумаг и т.п.).

Кроме обычной классификации потребителей, принятой при организации маркетинга (по географическому размещению, доходности, социокультурной ориентации, нахождению на той или иной стадии жизненного цикла и т.п.), на рынке ценных бумаг выделяется особая группа потребителей-инвесторов, отличающаяся крупными объемами и предназначением в фондовых операциях. Это - так называемые институциональные инвесторы, т.е. организации, имеющие в силу характера своей деятельности постоянные и значительные излишки денежных средств и инвестирующие их на постоянной и профессиональной основе в ценные бумаги. К ним относятся: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, специализированные общественные фонды и т.п. Назначение институциональных инвесторов - в аккумулировании многих мелких сбережений и укрупнении их, направлении собранных средств на инвестиции в крупные пакеты ценных бумаг. По сути дела институциональные инвесторы - это оптовые покупатели на рынке ценных бумаг.

Требования к маркетинговым стратегиям

В связи с обширностью анализируемой проблемы в дальнейшем будем рассматривать вопросы маркетинга только самих ценных бумаг и связанных с ними услуг по обеспечению их выпуска и вторичного обращения.

Общие требования к маркетинговым стратегиям определяются сделанным выше анализом особенностей рынка ценных бумаг, ситуацией на этом рынке в России, а также рассмотренными характеристиками товаров, обращающихся на фондовом рынке. Коротко сформулируем основные требования.

1. Операторы рынка ценных бумаг должны ориентироваться на обслуживание всего жизненного цикла ценной бумаги, сопровождать ее движение от момента выпуска до изъятия из обращения.

2. Потребительские качества ценных бумаг как товара выражаются прежде всего в их способности приносить доход (процент, повышение курсовой стоимости), а также служить титулом собственности на реальные активы (инструментом влияния, властных полномочий). Однако эти потребительские качества находятся в значительной зависимости от рисков, которые испытывают ценные бумаги и те объекты, оценку и имущественные права на которые они отражают. Соответственно любая маркетинговая стратегия на фондовом рынке должна создавать такие комбинации доходности, динамики курсовой стоимости и определенного уровня риска, которые, будучи в определенных ценных бумагах, удовлетворяют потребительским ожиданиям той или иной конкретной группы инвесторов.

3. Ценная бумага является продуктом, имеющим множество модификаций, каждая из которых может быть направлена на удовлетворение интересов конкретной группы инвесторов (покупателей). Вместе с тем индивидуальность, модифицируемость ценной бумаги как товара должны сочетаться с ее стандартностью, соответствием установленным видам ценных бумаг, правилам их выпуска и обращения, определенным законодательством. Только такой финансовый продукт может считаться хорошо регулируемым и, следовательно, пользоваться доверием и спросом у публики.

Таким образом, маркетинговые стратегии должны обеспечить сочетание стандартности с приданием ценным бумагам индивидуальных свойств. Особое внимание к этому эмитентов и инвестиционных институтов позволяет конструировать такие финансовые продукты, которые находят своего потребителя даже в тяжелые инфляционные и кризисные времена (когда интересы инвесторов крайне деформируются).

4. Обладание товаром - ценной бумагой - в условиях российской экономики связано с очень высокими значениями рисков. Поэтому наиболее успешными будут те маркетинговые стратегии, которые позволяют понизить риски для потребителя (системы компенсаций потерь, особые меры, обеспечивающие ликвидность ценной бумаги, жесткое финансовое саморегулирование, осуществляемое эмитентами и инвестиционными институтами).

5. В настоящее время в российской практике наиболее выигрышными должны быть агрессивные маркетинговые стратегии (именно они адекватны пустому и неликвидному фондовому рынку, начальному периоду его становления при масштабной приватизации, глубокой структурной перестройке хозяйства, сочетающейся с кризисом и инфляцией). При этом следует обеспечить жесткое финансовое и операционное саморегулирование, снижающее риски для операторов рынка ценных бумаг и инвесторов (введение норм достаточности капитала, управление ликвидностью, качеством активов, прибыльностью и т.п.).

Более общий (чем в п. 4) подход к определению маркетинговых стратегий в зависимости от динамики развития рынка ценных бумаг представлен в табл. 45.2.

6. Важным требованием к маркетинговым стратегиям на фондовом рынке (отчетливо выраженным в зарубежной практике) является усиление универсальности в операциях с ценными бумагами.

Таблица 45.2

  Типы стратегий[50]
Стадия развития рынка ценных бумаг Удержание рынка (улучшение позиций по существующему товару на существующем рынке) Продуктовая экспансия (расширение продаж существующих товаров) Экспансия рынков (новые рынки по уже существующему товару) Диверсификация (экспансия) на новые рынки с новыми продуктами
Начальный этап становления рынка       +
Стабильное развитие рынка + + + +
Сужение и переход к кризисному состоянию рынка +      


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.224 (0.01 с.)