Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие правового режима земель, его единство и дифференциацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства. Признаки правового режима земель: 1) правовой режим земель – это определённый порядок 2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве (соблюдение требований и норм) 3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами 4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права 5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства. Правовой режим земель зависит от следующих факторов: 1) форма собственности В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю). 2) экономическая роль земель Земля выступает как: 1) всеобщий предмет труда 2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве) 3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны). 3) экологический фактор Земля – это 1) главная часть природного комплекса 2) основной природный ресурс 3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. 4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи. Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.
В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель. Новые черты: 1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи 2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы 3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода) 4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования. На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений: 1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей. 2) возрастание необходимости усиленной охраны почв Почва – мотор биосферы. Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений. 3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира). Необходимо создавать специальные ландшафты. Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты. Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду. 4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе. Единство и дифференциация правового режима земель Единство правового режима земель обусловлено: 1) единством свойств земли 2) единством принципов земельного законодательства 3) единством задач земельного законодательства 4) единством земельного фонда РФ 5) триединой ролью земли. Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.
Особенная часть
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России. 2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения 3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения 4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения
Литература: ü учебник ü Конституция РФ ü ЗК РФ ü Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112) ü Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10 ü Жариков Ю.Г. М., 1969 ü ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
Нужно сравнить определения ЗК РСФСР 1991 года (ст.56) и ЗК РФ 2001 года (ст.77). В ст.56 ЗК РСФСР землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. В данном определении выделяются 2 положения: 1) землями с/х назначения признавались земли, которые уже предоставлены для этих целей и находятся в с/х обороте 2) землями с/х назначения признавались земли, которые предназначались для этих целей. Такой вывод соответствует ст.80 нового ЗК РФ: в составе земель с/х назначения создаётся фонд перераспределения земель для с/х производства. Статья 80. Фонд перераспределения земель 1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Законодатель провёл чёткое отграничение земель с/х назначения от земель других категорий. Земельные участки в черте поселения (даже используемые для получения с/х продукции) не будут относиться к землям с/х назначения – это земли поселений. Земли с/х назначения являются одной из важных категорий земельного фонда России. Факторы: 1) земли данной категории поставлены на первое место во всех земельных кодексах (т.к. законодатель понимает особую ценность, значимость этих земель).
Шарпаев В.И. Продовольственная безопасность в России: проблемы, состояние // Проблемы совершенствования экологического, аграрного и земельного законодательства. Екатеринбург, 1998
2) земли с/х назначения в своей значительной части используются в качестве основного средства производства в с/х.
3) ограниченность земель с/х назначения За последние 15 лет около 4 млн. гектаров земель были выведены из с/х оборота и использованы для других (не с/х) целей. 4) по оценке экспертов Всемирного банка весь земельный фонд России оценивается в 5 трлн. $, земли с/х назначения – 1 трлн. $. Эти данные занижены. По данным 1997 года земельный фонд России составляет 1 млрд. 709,8 млн. га, из них 607,5 млн. га – земли с/х назначения. В США получают урожай в количестве 35 – 40 центнеров с гектара, в России – 15–17 центнеров с гектара. С/х землепользование имеет определённый приоритет перед другими видами, который выражается в следующем: 1) земли с/х назначения предоставляются только для с/х целей 2) хозяйственная эксплуатация этих земель должна не только не ухудшить их состояние, но и способствовать восстановлению этих земель и повышению плодородия. Приоритет права с/х землепользования обусловливает особенности правового режима этих земель: 1) необходимо обеспечить охрану в целом всех земель с/х назначения, но должна вестьсь усиленная охрана пахотных земель (пашни) 2) нужно обеспечить повышение плодородия земель 3) необходимо не допускать выведения земель с/х назначения из с/х оборота. ч.4 ст.79 ЗК РФ: Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В то же время в исключительных случаях допускается изъятие (выкуп) с/х угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, для не с/х целей. Только при отсутствии иных вариантов размещения объектов. ч.3 ст.79 ЗК РФ: Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с - выполнением международных обязательств РФ, - обеспечением обороны и безопасности государства, при отсутствии - разработкой месторождений полезных ископаемых других вариантов (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), возможного - содержанием объектов культурного наследия РФ, размещения - строительством и содержанием объектов культурно-бытового, этих объектов социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений
Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
Понятие земель с/х назначения дано в ст.77 ЗК РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч.1 ст.77 ЗК РФ). Выделяется 3 вида (группы) земель: 1) сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) 2) земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Их много. Это земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч.2 ст.77 ЗК РФ). Это земли за пределами поселений. 3) фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) По ЗК 1991 г. земли этого фонда включались в состав земель запаса, новый ЗК РФ 2001 г. отнёс земли этого фонда к землям с/х назначения. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель с/х назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами (при прекращении прав на земельный участок). Основания указаны в ст.284 – 287 ГК РФ.
Согласно п.11 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года: со дня введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.) в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель. Земли с/х назначения подлежат особой охране. Земли с/х использования могут включаться в состав иных категорий земель: ü земли поселений (п.6 ч.1 ст.85 ЗК РФ) ü земли лесного фонда (п.5 ст.101 ЗК РФ). В этом случае особой охране земли не подлежат. 2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения
Субъекты названы в ст.78 ЗК РФ. Формы пользования землями с/х назначения зависят от субъектного состава. Субъекты: 1) граждане а) ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства – в предпринимательских целях Формы: - частная собственность - аренда б) иные категории граждан – ведущие хозяйство для удовлетворения своих личных потребностей Формы: - постоянное бессрочное пользование - наследуемое владение (п.3 ст.21) 2) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организация – преобладающая форма производства с/х продукции Формы: - собственность - аренда 3) некоммерческие организации (в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации). Их цель – не производство товарной продукции, земля используется только для удовлетворения потребностей организации (для достижения целей, закреплённых в уставе). Формы: - собственность - аренда 4) казачьи общества Появились в 1992 году. Согласно Указу Президента «О реализации закона "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» от 15 июня 1992 г. № 632 земля предоставлялась для ведения сельского хозяйства традиционными для казачества формами пользования землёй. Формы: - собственность - аренда
Согласно ст.4 закона, станичным и иным казачьим обществам в соответствии с земельным законодательством безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо коллективно-долевой или коллективно-совместной собственности участников общества на землю. Предоставление земельных наделов хуторским и станичным обществам не должно нарушать права граждан, не являющихся членами этих обществ, на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду или пользование соответствующих земельных участков.
5) опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений. Форма – постоянное бессрочное пользование. Ч.1 ст.20 ЗК РФ называет 3 группы субъектов, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование: 1) государственные и муниципальные учреждения 2) федеральные казённые предприятия 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления. 6) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов). Оленьи пастбища, охотничьи угодья. ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" от 30 апреля 1999 г. Форма – безвозмездное бессрочное пользование. Такой титул в ЗК РФ вообще не предусмотрен. Нормы ФЗ являются специальной нормой à её надо применять.
3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения
В целом права и обязанности субъектов с/х землепользования (собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель с/х назначения) названы в ст.40 – 41 (права) и ст. 42 ЗК (обязанности). Они распространяются на всех. Дополнительные обязанности возлагаются ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ: ст.42 - требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения Субъекты с/х деятельности обязаны проводить комплекс мероприятий по охране. ст.43 – требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений ст.49 – требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Необходимо соблюдение нормативов введения химических веществ в почву, нормативы остаточного содержания химических веществ в продуктах питания.
Права собственников земельных участков, касающиеся оборота земель с/х назначения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101 (последние изменения от 7 июля 2003 г.). ФЗ называет принципы оборота земель с/х назначения (ч.3 ст.1): 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление размера общей площади земельных участков с/х угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц; 3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель с/х назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель с/х назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов – только в аренду 6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.
Допускается приватизация с/х угодий как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Ч.4 ст.1 ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об обороте земель с/х назначения», ЗК РФ и иными ФЗ-ми. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Купля-продажа земельного участка из земель с/х назначения (ст.8 ФЗ) См. закон
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.012 с.) |