Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и система земельного права↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Земельное право доц. Блинков Иван Михайлович
16 лекций, 9 семинаров, 6 – 7 консультаций, 1 аудиторная контрольная работа, экзамен в зимнюю сессию. Литература: § Боголюбов С.А. «Земельное право»: Учебник. 2003 § Жариков Ю.Г. «Земельное право»: Учебник. 1997 – 1999 § Ерофеев «Земельное право»: Учебник в 2-х томах. § Олюкаев В.К. «Земельное право»: Учебник. 2002 § Конституция РФ § Земельный кодекс РФ § Программа по земельному праву. 2003 § Сборник нормативных актов «Новое земельное законодательство РФ». 2002 § Романов В.И., Мустахимов. Учебно-методическое пособие «Право частной собственности на землю». 2001 § Комментарий к земельному кодексу под ред. Боголюбова. 2002 § Митина Е.Л. Комментарий к земельному кодексу. 2002 § ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000 г. § ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ § ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ § ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ § ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ § ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ
Тема 1. Предмет и система земельного права 1. Триединое значение (триединая роль) земли. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория. 2. Понятие и развитие земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины. 3. Земельные правоотношения: понятие, особенности, классификация. 4. Метод правового регулирования земельных отношений. 5. Принципы земельного права. 6. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями. 7. Общая характеристика современной земельно-аграрной реформы: цели, основные направления, правовое обеспечение. Литература к первой теме: § «Предмет земельного права в условиях рынка» / Вестник МГУ, 1992, № 5 § Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" § Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" § Чубуков Г.В. «Земельная недвижимость в системе российского права» / журнал «Государство и право», 1995, № 9 § Жариков Ю.Г. «Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений» / журнал «Государство и право», 1996, № 2
Триединое значение (триединая роль) земли. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория.
Триединое значение (триединая роль) земли Земля многоаспектна и многофункциональна. Согласно словарю Даля, Ожегова: земля – это 1) одна из планет; 2) суша (земная твердь) в отличие от водного или воздушного пространства; 3) почва, верхний слой суши; 4) пол, поверхность, по которому мы ходим, на котором стоим. Земля – это главный природный ресурс, основной элемент природного комплекса, с которым связывается существование всего живого. Согласно ст.9 Конституции РФ, ст.12 ЗК РФ: земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Триединая роль земли: 1) земля – это объект природы; 2) земля – это объект собственности; 3) земля – это объект хозяйствования (пользования). Функции земли: 1) экономическая. Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Земля – это не только часть природы, но и главный её элемент. Другие части природы (недра, леса) рассматриваются как принадлежность земли. Земля располагает верхним плодородным слоем – почвой. С почвой связывается существование жизни на Земле => задачей государства и всех землепользователей является разумное и правильное использование почвы. От этого зависит и состояние всей окружающей среды. В настоящее время постепенно идёт процесс экологизации земельного законодательства. 2) экономическая. Земля – это всеобщий предмет труда; пространственный операционный базис (в том смысле, что земля используется предприятиями социальной сферы, промышленности, транспорт и т.д.); главное средство производства. В сельском и лесном хозяйстве основная часть земель – это главное средство производства различных видов с/х продукции, с/х сырья. Земли с/х назначения обладают уникальным природным свойством – плодородием, которое даёт возможность использовать эти земли в качестве главного средства производства. В настоящее время и земли с/х назначения стали объектом оборота (предметом купли-продажи). 3) социально-оздоровительная. Земля – основа жизнедеятельности организмов. На земле расположены санатории, дома отдыха, туристические маршруты. Земля – это место обитания (проживания) граждан любого общества. Земле присущ и политический аспект. Земля является объектом острой политической борьбы. Т.о., земля многофункциональна. Специфические свойства земли как главного природного ресурса: 1) ограниченность. В широком аспекте: Земля как одна из планет; в узком смысле: ограниченность земли в рамках территории, границ государства. Отдельного землепользователя. 2) незаменимость. Земля – это объект и основа жизни и деятельности человечества. 3) плодородие 4) неперемещаемость, постоянство 5) способность земли при правильном, рациональном использовании к восстановлению и улучшению. Земля как недвижимое имущество В советском законодательстве не могло быть такой категории, т.к. земля находилась исключительно в государственной собственности. В настоящее время земля включена в рыночный оборот, сейчас земля – это имущество. Ст.132 ГК РФ (назначение этой статьи – новый подход к определению понятия «предприятие»): любое предприятие должно располагать имуществом, в числе которого перечислены и земельные участки. Указ Президента РФ от 27.10.93 г.: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты относятся к недвижимости. Ст.1 закона Тюменской области «О землях, находящихся в ведении муниципальных образований»: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты являются недвижимым имуществом. В ст.1 закона Курганской области «О земле» говорится о формировании земельного участка, в результате чего этот участок получает особые характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и иного недвижимого имущества. Т.о., не только земля, но и объекты, находящиеся в неразрывной связи с ней, признаются недвижимым имуществом. Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения. Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля – это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права. Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права. Земля и территория Земля – это эколого-экономическая категория. Территория – это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит. Территория – это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория – это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.
Принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их права на землю Принцип деления земель по их целевому назначению на соответствующие категории 5) принцип разграничения гос. собственности на землю на: § собственность РФ § собственность субъектов в составе РФ § собственность муниципальных образований. 6) принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан. В целом регулирование земельных отношений осуществляется с учётом общественных интересов, но при этом должны быть обеспечены гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение своим земельным участком (это вытекает из ст.36 Конституции РФ). Все принципы взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся в жизнь органами государства. Место земельного права в системе российского права и Содержание права собственности на землю Существует 3 правомочия собственника: 1) право владения 2) право пользования 3) право распоряжения Право владения – это предусмотренное законом право владеть земельным участком. Право пользования – это предусмотренное законом право на извлечение полезных свойств земли с учётом экономической выгоды. Получение экономической выгоды обеспечивается за счёт эффективного и рационального использования земли. Право распоряжения – это право на определение юридической судьбы данного имущества. Формы реализации этого правомочия: § купля-продажа § залог § дарение и т.п. Содержание права государственной собственности на землю и содержание права частной собственности на землю не тождественны. Специфика: применительно к государству названные правомочия носят управленческий характер. Государство предоставляет земельные участки, изымает, осуществляет контроль за их использованием, разрешает споры по их поводу. Представители цивилистического подхода считают, что применительно к государству эти полномочия носят косвенный характер. Применительно к частным лицам – ст.209 ГК РФ.
Рынок земли Дополнительная литература: ש Анисимов В.Г. Законы рынка недвижимости // Юрист, 1998, №1 ש Чубуков Г.В. О правовых основах земельного рынка в России и правах собственников земельной недвижимости // Сборник «правовые проблемы охраны окружающей среды аграрного и земельного права». Екатеринбург, 1997 ש Сыроедов М.А. Правовое регулирование оборота земельных участков // Государство и право, 1999, №9 ש ст.129 ГК ש ст.27 ЗК ש гл.2 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» ש Конституция ש Закон Свердловской области от 29.12.95 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" ש ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г.
В период развития и действия советского законодательства о земельном рынке речи не могло быть, т.к. земля находилась в государственной собственности. Россия стала самостоятельным государством и встала на путь формирования рыночных отношений => происходит формирование нового российского законодательства (в том числе и земельного), которое направлено на обеспечение формирования рыночных отношений (в том числе и в земельной сфере). Земля признана имуществом. Земля (в том числе и с/х назначения) включена в оборот. С принятием нового Земельного кодекса и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» начинает формироваться рынок земли. Должен быть сформирован цивилизованный рынок земли. Для формирования рынка земли необходима прочная правовая база, хороший правовой фундамент. До принятия нового ЗК сделки с землёй уже совершались, но при отсутствии специального закона (каким является ЗК) формировать рынок земли было трудно. Правовой вакуум (образовавшийся после отмены Указом Президента большинства статей ЗК РСФСР 1991 г.) заполнялся актами субъектов федерации и указами Президента. Законы субъектов нередко противоречили федеральному законодательству и даже Конституции. С принятием ЗК 2001 г. проблема стала решаться. ЗК требовал принятия новых законов. Проблемы: 1) до сих пор нет закона об оценке земли. При проведении земельной реформы реформаторы не оценили имеющиеся ресурсы. В других странах такая оценка была произведена. 2) отсутствие системы земельно-крестьянских банков. Эта проблема была поставлена и взята на контроль в федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы». 3) купля-продажа ü Кто и сколько может купить земельных ресурсов? Минимальные пределы земельных участков обозначены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения», остальное отдано для решения субъектам федерации. ü Как приобретённые земли будут использоваться? Не должно быть самовольного изменения целевого назначения земель. 4) залог земельных участков и земель с/х назначения. Проблема: как выкупить заложенные земли при отсутствии достаточного финансирования. Здесь земельно-крестьянские банки сыграли бы свою положительную роль.
От различных регионов поступает различная информация. С введением в действия ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» наблюдалась «земельная лихорадка»: скупали земельные паи крестьян (5 гектаров) по 1000 руб. за гектар. Так было продано 40 тыс. с/х угодий. Только вмешательство гос. органов остановило этот процесс. Губернатор Краснодарского края Ткачёв отмечал, что особых проявлений «земельной лихорадки» у них отмечено не было. Там действуют крупные с/х предприятия, производящие 80% всей продукции. Вся земля разделена на паи. Более 3 млн. гектаров, т.е. 2/3 всех земель находятся в руках крестьян, которые имеют право на отчуждение своего пая. Право преимущественной покупки Право преимущественной покупки предоставлено субъектам федерации и, если такое положение закреплено в законодательстве субъекта, - органам местного самоуправления. Регион (субъект федерации) не может воспользоваться этим правом в полном объёме из-за ограниченности финансовых ресурсов. Например, выкуп в краевую собственность 1% кубанской пашни обошёлся бы в 1 млрд. рублей. Субъектам остаётся один выход – покупать только лучшие, элитные земли (участки). Губернатор Самарской области считает право преимущественной покупки земель определённым барьером на пути формирования цивилизованного земельного рынка. Т.к. бюджет субъекта федерации ограничен. В законе Самарской области «Об обороте земель с/х назначения» (во многих субъектах уже приняты такие законы) они отказались от права преимущественной покупки земель, а также установили верхнюю предельную норму покупки земель одним лицом – не более 30%. Вывод: в 1/3 субъектов федерации приняты свои законы «Об обороте земель с/х назначения». Российское государство ещё не полностью готово к формированию рынка земли. Установлены следующие цены: § в Краснодарском крае 45 тыс. рублей за гектар § Подмосковье – 33 тыс. § Ставропольский край – 25 тыс. § Приморье – 10–20 тыс. § Якутия и Камчатка – 5 тыс.
Срочное бессрочное (осуществляется по договору аренду и по договору о временном пользовании земельным участком) (осуществляется на титуле собственности)
Краткосрочное долгосрочное (договор заключается на 49 лет) 4) по правовой природе: землепользование
первичное (когда землепользователь получает землю от государства в установленном законом порядке) вторичное (земельный участок для установленных целей предоставляется первичным землепользователем)
Пример вторичного землепользования – служебный земельный надел. Служебный земельный надел предоставляется отдельным категориям граждан отдельных сфер (работники промышленности, ж/д транспорта, лесного хозяйства и т.п.). Основанием для предоставления служит факт нахождения работника в трудовых отношениях. Работники получают служебный земельный надел от администрации своего предприятия на период своей работы в предприятии. Исключение составляют пенсионеры, инвалиды и т.п.
Содержание права пользования землёй Пользование землёй = использование земли, т.к. осуществляется через эксплуатацию земли. Содержание права пользования землёй – это совокупность прав и обязанностей всех землепользователей. Содержание права пользования землёй проявляется через фактическую эксплуатацию земельных ресурсов, использование полезных свойств земли. Новый ЗК РФ закрепляет права собственников, т.к. они шире прав остальных (землепользователей, землевладельцев, арендаторов). Но подчёркивает, что многие права, имеющиеся у собственников и иных землевладельцев – одинаковы. Согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые. К общераспространённым полезным ископаемым относятся: ש торф ש глина ש песок ש пресные воды ש гравий Белая глина к общераспространённым полезным ископаемым не относится. 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. На своём земельном участке собственник может построить: ש постройки, сооружения ש жилой дом ש склад для хранения выращенной с/х продукции ש навесы для хранения техники. На землях с/х назначения имеются участки, которые по непосредственному назначению используются частично – это пространственный операционный базис. 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Собственники земельных участков имеют право распоряжаться ими. Перечень закреплённых прав не является исчерпывающим. Право на посадку и выращивание с/х продукции. Товаропроизводитель вправе распорядиться своей продукцией по своему усмотрению (ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994 г.). Для получения экономической прибыли (дохода). Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. Закрепляя круг прав, земельное законодательство возлагает на землепользователей определённые обязанности. Это делается для того, чтобы обеспечить рациональное и эффективное использование земли. Обязанности землепользователей закреплены в ст.42 ЗК РФ. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: 1) использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При предоставлении земельных участков из категории земель запаса определяется целевое назначение земель: если земли предоставляются для с/х – земельный участок переводится в категорию земель с/х назначения, если для строительства – в категорию земель поселений и т.д. 2) использовать предоставленные земельные участки способами и приёмами, которые не причиняют вреда окружающей среде 3) своевременно приступать к использованию земельных участков, предоставленных для соответствующей цели. ЗК РФ и ГК РФ определяют сроки: для с/х и индивидуального жилищного строительства – 3 года. Срок может быть установлен в договоре. Со стороны государства предусматривается: ש проведение государственного земельного контроля ש проведение мониторинга земель ש ведение государственного земельного кадастра. 4) своевременно производить платежи за землю. 5) соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. 6) на землях с/х назначения к землепользователю предъявляется требование сохранения и повышения плодородия земель. Необходимо не допускать деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ 7) не допускать загрязнение, захламление, зарастания земель сорняками и кустарниками. Такие земли могут быть изъяты из хозяйственного оборота. 8) не нарушать права иных землепользователей 9) своевременно предоставлять в соответствующие гос. органы информацию о качественном состоянии и охране используемых земель. Такая информация необходима, чтобы на уровне федерации, субъекта федерации Правительство государства имело представление о состоянии земельного фонда. Для этого предусмотрено ведение гос. земельного кадастра. На землепользователей могут быть наложены и иные обязанности. Все права и обязанности осуществляются в тесном единстве и взаимодействии. Землевладельцы используют права по собственному усмотрению, но обязательно с учётом двух факторов: 1) целевое использование 2) в рамках действующего законодательства. Если землепользователь отказывается от реализации принадлежащих ему прав, то это не означает автоматического отказа (неисполнения) обязанностей.
Государственное управление Состав экспертной комиссии
руководитель ответственный секретарь иные члены комиссии
Срок проведения экспертизы зависит от объёма представленной документации. Обычно срок колеблется в пределах 1 месяца. В особых случаях срок может быть продлён, но не более чем до 3 месяцев. Руководитель экспертной комиссии организует проведение экспертизы. Вместе с секретарём руководитель готовит проект заключения экспертной комиссии. Проект заключения должен быть одобрен не менее 2/3 голосов членов комиссии. Одобренный проект заключения подписывается всеми членами комиссии. Если некоторые члены комиссии не согласны с содержанием заключения, они всё равно подписывают его. В заключении делается пометка «Особое мнение» и излагается особое мнение членов комиссии, отличающееся от общего. Подписанный проект заключения экспертной комиссии должен содержать выводы. Положительное заключение экспертной комиссии должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о возможности ее утверждения и проведения землеустройства. Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу. Заключение экспертной комиссии утверждается ФСГЗК или её территориальным органом. Заключение экспертной комиссии и копия приказа о его утверждении направляются ФСГЗК или её территориальным органом заказчику экспертизы в течение 5 дней с моменты проведения экспертизы (с даты подписания приказа).
Общегосударственный Осуществляется теми же органами, что и общегосударственное управление земельными ресурсами. Специальный Осуществляется ведомственными специальными органами. ФСГЗК, Министерство природных ресурсов и его территориальные органы, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и его санитарно-эпидемиологическая служба; Министерство путей и сообщения – применительно к отдельным землям. Объединяющим органом является ФСГЗК, она координирует всю деятельность других органов. Производственный контроль Проводится собственниками земельных участков, землепользователями, арендаторами в процессе проведения производственно-хозяйственной и иной деятельности. Данные лица обязаны своевременно предоставлять информацию о качественном состоянии используемых ими земель. Они предоставляют информацию в территориальные органы государственных ведомственных органов. Тема: Правовой режим земель. Правовая охрана земель.
Правовая охрана земель (цели, задачи, содержание) Самостоятельно Читать: ש Конституция РФ (ст.1, 9) ש ЗК РФ (глава 2, ст.12 – 14) ש ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000 г. ש Положение об осуществлении мониторинга земель от 28 ноября 2002 г. ש ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (ст.1) ש Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" ש Учебник Боголюбова или Жарикова.
До 70-х гг. в СССР проблема охраны земель рассматривалась с позиции охраны государственной собственности на землю. После процесс охраны именно земли получил больше внимания. В настоящее время правовая охрана земель – это одна из основных задач земельного законодательства. В настоящее время земельный фонд РФ составляет 1 млрд. 708,5 млн. гектаров земельных ресурсов. Однако качественно земли сильно различаются. Около 30 млн. га земель заражены, заболочены, заросли сорняками и т.п. Охрана земель – это система правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование природных ресурсов, предотвращение необоснованного изъятия более ценных с/х земель из с/х оборота, а также на защиту природных ресурсов от вредных воздействий предприятий, организаций, граждан с целью обеспечения восстановления и повышения плодородия земель.
Правовой режим земель
Право землепользования сельскохозяйственных кооперативов (колхозов, совхозов)
Исторический экскурс Изначально сельскохозяйственные предприятия, представленные колхозами и совхозами, рассматривались как основные формы хозяйствования на земле. Колхозы и другие межхозяйственные предприятия (создававшиеся как кооперативные предприятия) отличались от государственных с/х предприятий (совхозов), хотя было и много общего (пахотные поля, формы деятельности и т.д.). Колхозы рассматривались как собственники принадлежащего им имущества => они в рамках закона в соответствии с целевым назначением имущества должны были бы самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Однако после проведения коллективизации и т.д. это право они имели только формально. Постепенно шёл процесс огосударствления колхозов, т.е. в их внутреннюю деятельность вмешивались партийные органы. Сверху давались предписания. Это вмешательство не всегда было обоснованным. Колхозы как кооперативные предприятия и совхозы как государственные предприятия. Статус работников существенно различался. До 1958 года на земельные ресурсы колхозов по сути было 3 хозяина: 1) государство 2) машинно-тракторные станции (МТС) 3) сами предприятия (колхозы). Колхозы и совхозы владели землёй на титуле (праве) пользования. Совхозы (как государственные предприятия) распоряжались имуществом на праве оперативного управления. 31 марта 1958 года был принят союзный закон «О реорганизации машинно-тракторных станций и дальнейшем развитии колхозного строя», согласно которому техника и все землеобрабатывающие орудия должны были перейти к колхозам и совхозам путём выкупа. Поскольку не все предприятия располагали для этого достаточными средствами => Правительство выделяло целевой кредит => пошёл процесс укрепления материально-технической базы с/х предприятий. Государство строго следило за целевым использованием предприятиями полученных средств. В середине 60 – 70-х гг. отмечался бурный рост подготовки высококвалифицированных специалистов => улучшилось финансовое состояние предприятий (т.к. управление ими стало более разумные, рациональным; увеличилось количество работающих специалистов). Шёл процесс развития с/х производства => в середине 60-х годов (в 1964 г.) появился закон о пенсиях и пособиях членам колхозов (до этого времени подобного закона не было). Минимальный размер пенсии составлял 12 рублей, через 5 лет – 28 рублей, ещё через 3 года – 45 рублей. Работникам стали выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности. Женщины получали пособия по беременности и родам. В отличие от государственных с/х предприятий, где учёт рабочего времени осуществлялся в рамках рабочего дня, в колхозах в качестве единицы учёта рабочего времени использовался трудодень. За год у работников выходило до 500 трудодней => они перевыполняли норму выработки (что говорит о подъёме производства). Однако часто прибыль выплачивалась не за все трудодни, поскольку существовали жёсткие правила последовательности распределения прибыли: во-первых, непрерывно должно было идти поступление выработанной продукции в закрома Родины; во-вторых, необходимо было создавать внутрихозяйственные резервные фонды (семенной фонд, фонд техники и т.п.); и только после этого (в-третьих) оставшуюся продукцию распределяли по количеству отработанных трудодней между работниками. До середины 60-х гг. оплата производилась преимущественно в натуральной форме, после передовые предприятия по своему усмотрению вводили денежную оплату. На государственных предприятиях (в совхозах) существовали нормы рабочего времени, в самые напряжённые периоды работник не мог быть занят более 10 часов в день; рабочее время и время отдыха колхозников решалось самими колхозниками на собрании (протяжённость рабочего дня могла достигать 14 часов). 1 января 1966 года ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление, в котором было рекомендовано с 1 июня 1966 года перейти на ежемесячную денежную гарантированную оплату труда колхозников. Государство выдало предприятиям целевой кредит на 5 лет, погашение которого предусмотрено с третьего года с момента его получения. Однако натуральная форма оплаты труда тоже использовалась наряду с денежной. В советский период была плановая система экономики. Составлялся план развития с/х производства, который возводился в ранг закона. К предприятиям предъявлялись очень серьёзные требования по его выполнению. Предприятие в основу внутрихозяйственного планирования клало государственный план, спускаемый сверху. Создавались резервные, страховые фонды по всем их видам (семенной фонд, фонд техники и т.д.). Предусматривалась продажа предприятиями продукции, полученной сверх плана (цена на такую продукцию возрастала до 50%). Нередко в течение одного года планы пересматривались в сторону повышения количества продукции, которую необходимо сдать государству – это вносило дезорганизацию в процесс производства. Землепользование Колхозы и совхозы владели землёй на титуле (праве) пользования – постоянного бессрочного пользования на бесплатной основе (колхозы – навечно). Весь земельный фонд предприятия делился на 2 составные части: 1) земли общего пользования 2) земли приусадебного фонда Из второго фонда членам предприятия и их семьям предоставлялись земли для ведения личного подсобного хозяйства. Второй фонд не мог расширяться за счёт заимствования земель из первого фонда. Право предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства членам предприятия и их семьям было предоставлено коллегиальным органам управления колхозов => имели место перегибы, нарушения (т.к. правление имело право не только предоставить земельный участок, но и изъять его). В качестве дисциплинарной меры применялось изъятие земельных участков к тем участникам колхозов, чьи семьи не выполняли установленные нормы трудового участия в производстве (для мужчин 300 дней, для женщин 180 – 200). Минимальные нормы устанавливались общим собранием членов колхоза. Устав 1935 г. в качестве меры ответственности предусматривал занесение (помещение фотографии) на чёрную доску. После такая практика была отменена. Государство могло изъять земли у колхоза. Чтобы у колхоза изъять земельный участок или его часть нужно было получить согласие колхоза. Как правило, колхоз был вынужден дать такое согласие, т.к. иначе со стороны государственных органов могли создаваться препятствия для его нормальной деятельности (колхоз мог не получить нужной ему техники или оборудования, его могли заставить купить ненужную ему технику, предоставление ссуд и кредитов такому колхозу происходило в последнюю очередь и т.п.). После распада СССР вышел Указ Президента 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы…», который предписывал начать процесс реорганизации колхозов и совхозов. По конституции РСФСР совхозы не могли реорганизовываться => в конституцию были внесены изменения. Принцип добровольности. Пункт 2.3 «Положения о порядке реорганизации…» 1992 года предоставлял трудовому коллективу право принять решение на собрании о том, чтобы оставить действующую форму хозяйствования. Однако её следует привести в соответствие с действующими законами.
ש Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» ש Закон «О кооперациях в СССР» 1988 г. (нормы этого закона применяются только в тех частях, в которых они не противоречат нынешнему законодательству) ש Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области". Согласно этому закону земельные ресурсы кооперативы могут иметь тройной вариант: 1) право собственности на землю принадлежит кооперативу 2) право общей совместной собственности на землю принадлежит кооперативу и его членам 3) право с
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.012 с.) |