Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности философского мировоззрения Вл. Соловьева↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «История русской журналистики»
«Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина») Специальность 030601.65 – Журналистика
Руководитель работы: ____________ Жаплова Т. М. «__»____________ 2010 г. Исполнитель: студентка 3 курса дневного отделения _____________ Седова П. В.
Оренбург 2010
Введение Актуальность исследования. Сегодня трудно оспорить тот факт, что эстетика и литературная критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) – одно из самых значительных достижений русской культуры конца XIX века, оказавшее сильное и глубокое влияние на развитие отечественного литературного процесса и литературоведческой науки последующего столетия и не утратившее своей ценности до наших дней. Как критик Соловьев ввел традицию религиозно-философской оценки творчества Ф.М. Достоевского, ярко и полно обозначил характерные черты художественных миров русских поэтов второй половины XIX столетия: Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, А.А. Фета и Я.П. Полонского, К.К. Случевского и А.А. Голенищева-Кутузова. Целый цикл произведений Соловьев посвятил «солнцу русской поэзии» А.С. Пушкину, а в поздней критике он предложил совершенно оригинальный подход к жизни и творчеству художника, открывший новые возможности для литературной критики конца XIX – начала XX столетия. До сих пор в обществе не утихают споры о смерти А.С. Пушкина, продолжают распространяться сплетни и вымыслы, немалое количество людей оправдывают его убийцу, якобы действовавшего в «соответствии с законами чести». Классическая версия, которую изучают в средней школе (поэт вызвал Жоржа Шарля Дантеса, назойливо ухаживавшего за его женой – Натальей Гончаровой, на дуэль, где был убит соперником), действительно не представляет нам полную картину тех событий. Исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд; есть и несколько документально подтвержденных версий, конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди. Но, может быть, самую нетривиальную мысль для того времени высказал В.С. Соловьев в статье «Судьба Пушкина». На примере «одного яркого и особенно для нас, русских, близкого исторического» человека Соловьев раскрывает феномен судьбы и ее власть над человеческой жизнью. Нестандартная точка зрения русского философа, богослова, поэта и публициста конца XIX века Владимира Соловьева на «превозмогающую необходимость» дает почву для дальнейших исследований, поскольку до сих пор вопрос о судьбе носит философский характер, а ее феномен невозможно изучить до конца, поскольку он не опирается ни на какие биологические законы. Творчество В.С. Соловьева изучали его современники (А.А. Блок, С.М. Лукьянов, В.В. Розанов, Э.Л. Радлов, Е.Н. Трубецкой) и литературоведы, философы последующих периодов (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский). Но отношение Владимира Соловьева к Пушкину исследовали немногие. Так, при изучении литературы и научных источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Современные исследователи журналистики отмечают, что сегодня не востребована старая школа – глубокое исследование проблем, изучение человеческих судеб. Из журналистики ушла настоящая публицистика,практически умер такой мощный жанр, как очерк. О журналистах в обществе складывается мнение, что они не в состоянии разговаривать с читателем-зрителем о тонких материях.К сожалению, российской журналистике ныне остро не хватает основательности, компетентности, гуманитарного наполнения. Журналистам, для которых зачастую информационным поводом становится именно человек с его историей, его долей, особенно важно иметь представление о фундаментальных философских категориях (в том числе о судьбе), описанных в научных трудах философов. Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы, нами была определена следующая проблема исследования: в чем выражается парадоксальность взглядов Владимира Соловьева на судьбу (на примере А.С. Пушкина)? Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы для истории русской журналистики послужили поводом для определения темы исследования: «Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина»). Объект исследования: публицистика Владимира Соловьева, затрагивающая известные персоналии. Предмет исследования: своеобразие философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина». Цель исследования: обосновать уникальность философских взглядов Владимира Соловьева и проследить, как это воплотилось в его литературном творчестве, затрагивающем личность Пушкина. В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования: 1. На основе биографической литературы исследовать формирование и особенности философии В.С. Соловьева. 2. Объяснить значение феномена судьбы в философии В.С. Соловьева. 3. Проанализировать образ Пушкина в произведениях В.С. Соловьева, в том числе в очерке «Судьба Пушкина». Методологическую основу исследования составляют: – биографии современников, описывающие становление В.С. Соловьева как философа (С.М. Лукьянов, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов и др.); – научные труды, в которых описывается теоретическая философия В. Соловьева (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский и др.); – научные исследования, рассматривающие особенности очерка В. Соловьева «Судьба Пушкина (А.Ф. Лосев, С.М. Соловьев и др.). Основные методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение журналистских текстов, установление причинно-следственных связей между философскими взглядами и их реализацией в литературе, сравнение и сопоставление полученных данных. База исследования: исследовательская работа проходила на анализе критической литературы А.Ф. Лосева и С.М. Соловьева и произведений В.С. Соловьева «Судьба Пушкина». Выбранная методологическая основа исследования и намеченные задачи определили ход и логику теоретической и практической частей курсовой работы, которая проводилась в три этапа: На первом этапе – информационно-поисковом (октябрь 2010 г.) - изучалась учебно-методологическая и научная литература по философии и литературной деятельности Владимира Соловьева, что позволило сформировать задачи предстоящего исследования. Так же были определены цель, предмет, объект исследования и составлен план работы. На втором этапе – оценочно-деятельном (ноябрь 2010 г.) – проводила исследование реализации Соловьевым своей философии в литературе и выявление парадоксальности его взглядов. На третьем этапе – обобщающем (декабрь 2010 г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Они оправдали поставленную на первом этапе цель исследования, которое оформлялось в виде курсовой работы. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе критической литературы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразием источников информации. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования рассматривались и обсуждались на семинаре по предмету «История отечественной журналистики». Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (25 источников). Заключение Что говорит современному человеку имя Владимира Соловьева? «Что-то слышали», «идеалист какой-то», может, кто-то вспомнит его стихи. В общем-то немного. Есть, конечно, специалисты по Соловьёву, о нем пишут в академических журналах, но не об этом сейчас речь. Он, что называется, «широко известен в узких кругах». Печать странничества, неприкаянности остается на нем. Главный нерв его философии - христианская ответственность в социально-политический сфере - то, что он называл христианской политикой - оказался не воспринят в России. В историю русской культуры Владимир Сергеевич Соловьев вошел прежде всего как замечательный философ, один из крупнейших идеалистов конца позапрошлого века. Но собственно философией он занимался сравнительно недолгое время, и в его литературном наследии богато представлены поэзия, публицистика, литературная критика. Внимание к каждому из аспектов творчества Соловьева расширяет наше представление о его вкладе в русскую культуру, о его воздействии на русское национальное сознание. В работах, посвященных Владимиру Соловьеву, общим местом стало указание на его противоречивость. Действительно, противоречие - своего рода многоголосие - было изначально присуще мыслителю, естественно для него. Противоречив был и внешний облик Соловьева, которого даже дети звали то «божинькой», то «уродом». Его творчество - философское, поэтическое, литературно-критическое, публицистическое - невозможно свести к единому знаменателю, оно не только развивалось во времени, но и в каждый данный момент было двойственно, противоречиво, лучше сказать - диалектично. Идеи Соловьева по-разному принимались и понимались его современниками, его книги, статьи, лекции, стихи вызывали споры, которые были неотъемлемой и важной частью русской духовной жизни. Спор о Соловьеве и его наследии продолжается и поныне, что, пожалуй, служит наглядным подтверждением актуальности и силы его произведений. Для мыслителя такого масштаба Вл. Соловьев прожил трагически мало. Он многого, особенно в области философии, не завершил, многого (и поразительно интересного) не увидел из того, что предчувствовал, о чем писал как публицист и пророчествовал как поэт. Незавершенной представляется и та часть его наследия, которая относится к литературной критике. Соловьевское наследие уникально в своей многогранности, и как бы мы ни оценивали его отдельные стороны - в главном, в основном это наследие замечательного мыслителя и гуманиста, чьи искания, чья вера в торжество справедливости на земле созвучны нашему времени и к нашему времени обращены. КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «История русской журналистики»
«Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина») Специальность 030601.65 – Журналистика
Руководитель работы: ____________ Жаплова Т. М. «__»____________ 2010 г. Исполнитель: студентка 3 курса дневного отделения _____________ Седова П. В.
Оренбург 2010
Введение Актуальность исследования. Сегодня трудно оспорить тот факт, что эстетика и литературная критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) – одно из самых значительных достижений русской культуры конца XIX века, оказавшее сильное и глубокое влияние на развитие отечественного литературного процесса и литературоведческой науки последующего столетия и не утратившее своей ценности до наших дней. Как критик Соловьев ввел традицию религиозно-философской оценки творчества Ф.М. Достоевского, ярко и полно обозначил характерные черты художественных миров русских поэтов второй половины XIX столетия: Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, А.А. Фета и Я.П. Полонского, К.К. Случевского и А.А. Голенищева-Кутузова. Целый цикл произведений Соловьев посвятил «солнцу русской поэзии» А.С. Пушкину, а в поздней критике он предложил совершенно оригинальный подход к жизни и творчеству художника, открывший новые возможности для литературной критики конца XIX – начала XX столетия. До сих пор в обществе не утихают споры о смерти А.С. Пушкина, продолжают распространяться сплетни и вымыслы, немалое количество людей оправдывают его убийцу, якобы действовавшего в «соответствии с законами чести». Классическая версия, которую изучают в средней школе (поэт вызвал Жоржа Шарля Дантеса, назойливо ухаживавшего за его женой – Натальей Гончаровой, на дуэль, где был убит соперником), действительно не представляет нам полную картину тех событий. Исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд; есть и несколько документально подтвержденных версий, конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди. Но, может быть, самую нетривиальную мысль для того времени высказал В.С. Соловьев в статье «Судьба Пушкина». На примере «одного яркого и особенно для нас, русских, близкого исторического» человека Соловьев раскрывает феномен судьбы и ее власть над человеческой жизнью. Нестандартная точка зрения русского философа, богослова, поэта и публициста конца XIX века Владимира Соловьева на «превозмогающую необходимость» дает почву для дальнейших исследований, поскольку до сих пор вопрос о судьбе носит философский характер, а ее феномен невозможно изучить до конца, поскольку он не опирается ни на какие биологические законы. Творчество В.С. Соловьева изучали его современники (А.А. Блок, С.М. Лукьянов, В.В. Розанов, Э.Л. Радлов, Е.Н. Трубецкой) и литературоведы, философы последующих периодов (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский). Но отношение Владимира Соловьева к Пушкину исследовали немногие. Так, при изучении литературы и научных источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Современные исследователи журналистики отмечают, что сегодня не востребована старая школа – глубокое исследование проблем, изучение человеческих судеб. Из журналистики ушла настоящая публицистика,практически умер такой мощный жанр, как очерк. О журналистах в обществе складывается мнение, что они не в состоянии разговаривать с читателем-зрителем о тонких материях.К сожалению, российской журналистике ныне остро не хватает основательности, компетентности, гуманитарного наполнения. Журналистам, для которых зачастую информационным поводом становится именно человек с его историей, его долей, особенно важно иметь представление о фундаментальных философских категориях (в том числе о судьбе), описанных в научных трудах философов. Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы, нами была определена следующая проблема исследования: в чем выражается парадоксальность взглядов Владимира Соловьева на судьбу (на примере А.С. Пушкина)? Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы для истории русской журналистики послужили поводом для определения темы исследования: «Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина»). Объект исследования: публицистика Владимира Соловьева, затрагивающая известные персоналии. Предмет исследования: своеобразие философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина». Цель исследования: обосновать уникальность философских взглядов Владимира Соловьева и проследить, как это воплотилось в его литературном творчестве, затрагивающем личность Пушкина. В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования: 1. На основе биографической литературы исследовать формирование и особенности философии В.С. Соловьева. 2. Объяснить значение феномена судьбы в философии В.С. Соловьева. 3. Проанализировать образ Пушкина в произведениях В.С. Соловьева, в том числе в очерке «Судьба Пушкина». Методологическую основу исследования составляют: – биографии современников, описывающие становление В.С. Соловьева как философа (С.М. Лукьянов, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов и др.); – научные труды, в которых описывается теоретическая философия В. Соловьева (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский и др.); – научные исследования, рассматривающие особенности очерка В. Соловьева «Судьба Пушкина (А.Ф. Лосев, С.М. Соловьев и др.). Основные методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение журналистских текстов, установление причинно-следственных связей между философскими взглядами и их реализацией в литературе, сравнение и сопоставление полученных данных. База исследования: исследовательская работа проходила на анализе критической литературы А.Ф. Лосева и С.М. Соловьева и произведений В.С. Соловьева «Судьба Пушкина». Выбранная методологическая основа исследования и намеченные задачи определили ход и логику теоретической и практической частей курсовой работы, которая проводилась в три этапа: На первом этапе – информационно-поисковом (октябрь 2010 г.) - изучалась учебно-методологическая и научная литература по философии и литературной деятельности Владимира Соловьева, что позволило сформировать задачи предстоящего исследования. Так же были определены цель, предмет, объект исследования и составлен план работы. На втором этапе – оценочно-деятельном (ноябрь 2010 г.) – проводила исследование реализации Соловьевым своей философии в литературе и выявление парадоксальности его взглядов. На третьем этапе – обобщающем (декабрь 2010 г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Они оправдали поставленную на первом этапе цель исследования, которое оформлялось в виде курсовой работы. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе критической литературы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразием источников информации. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования рассматривались и обсуждались на семинаре по предмету «История отечественной журналистики». Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (25 источников). Особенности философского мировоззрения Вл. Соловьева
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.40.118 (0.013 с.) |