Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности философского мировоззрения Вл. Соловьева

Поиск

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История русской журналистики»

 

«Парадоксы» Владимира Соловьева

(«Судьба Пушкина»)

Специальность 030601.65 – Журналистика

 

 

Руководитель работы:

____________ Жаплова Т. М.

«__»____________ 2010 г.

Исполнитель:

студентка 3 курса

дневного отделения

_____________ Седова П. В.

 

 

Оренбург 2010
Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….......  
1 Особенности философского мировоззрения Владимира Соловьева…... 1.1 Формирование философии Вл. Соловьева……………………………... 1.1.1 Влияние семьи на становление мировоззрения Вл. Соловьева…….. 1.1.2 Основные идеи творчества Вл. Соловьева…………………………... 1.2 Особенности критического метода Вл. Соловьева………………….…  
2 «Парадоксы» Владимира Соловьева……………………...……………… 2.1 Цикл произведений Соловьева о Пушкине……………………………. 2.2 Очерк «Судьба Пушкина» ………………………………………………. 2.2.1 Феномен судьбы в понимании Владимира Соловьева……………… 2.2.2 «Парадоксы» в очерке «Судьба Пушкина»………………………….. 2.2.3 Художественные особенности очерка «Судьба Пушкина»………… Заключение ………………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………………….  

 


Введение

Актуальность исследования. Сегодня трудно оспорить тот факт, что эстетика и литературная критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) – одно из самых значительных достижений русской культуры конца XIX века, оказавшее сильное и глубокое влияние на развитие отечественного литературного процесса и литературоведческой науки последующего столетия и не утратившее своей ценности до наших дней.

Как критик Соловьев ввел традицию религиозно-философской оценки творчества Ф.М. Достоевского, ярко и полно обозначил характерные черты художественных миров русских поэтов второй половины XIX столетия: Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, А.А. Фета и Я.П. Полонского, К.К. Случевского и А.А. Голенищева-Кутузова. Целый цикл произведений Соловьев посвятил «солнцу русской поэзии» А.С. Пушкину, а в поздней критике он предложил совершенно оригинальный подход к жизни и творчеству художника, открывший новые возможности для литературной критики конца XIX – начала XX столетия.

До сих пор в обществе не утихают споры о смерти А.С. Пушкина, продолжают распространяться сплетни и вымыслы, немалое количество людей оправдывают его убийцу, якобы действовавшего в «соответствии с законами чести». Классическая версия, которую изучают в средней школе (поэт вызвал Жоржа Шарля Дантеса, назойливо ухаживавшего за его женой – Натальей Гончаровой, на дуэль, где был убит соперником), действительно не представляет нам полную картину тех событий. Исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд; есть и несколько документально подтвержденных версий, конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди. Но, может быть, самую нетривиальную мысль для того времени высказал В.С. Соловьев в статье «Судьба Пушкина».

На примере «одного яркого и особенно для нас, русских, близкого исторического» человека Соловьев раскрывает феномен судьбы и ее власть над человеческой жизнью. Нестандартная точка зрения русского философа, богослова, поэта и публициста конца XIX века Владимира Соловьева на «превозмогающую необходимость» дает почву для дальнейших исследований, поскольку до сих пор вопрос о судьбе носит философский характер, а ее феномен невозможно изучить до конца, поскольку он не опирается ни на какие биологические законы.

Творчество В.С. Соловьева изучали его современники (А.А. Блок, С.М. Лукьянов, В.В. Розанов, Э.Л. Радлов, Е.Н. Трубецкой) и литературоведы, философы последующих периодов (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский). Но отношение Владимира Соловьева к Пушкину исследовали немногие.

Так, при изучении литературы и научных источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

Современные исследователи журналистики отмечают, что сегодня не востребована старая школа – глубокое исследование проблем, изучение человеческих судеб. Из журналистики ушла настоящая публицистика,практически умер такой мощный жанр, как очерк. О журналистах в обществе складывается мнение, что они не в состоянии разговаривать с читателем-зрителем о тонких материях.К сожалению, российской журналистике ныне остро не хватает основательности, компетентности, гуманитарного наполнения. Журналистам, для которых зачастую информационным поводом становится именно человек с его историей, его долей, особенно важно иметь представление о фундаментальных философских категориях (в том числе о судьбе), описанных в научных трудах философов.

Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы, нами была определена следующая проблема исследования: в чем выражается парадоксальность взглядов Владимира Соловьева на судьбу (на примере А.С. Пушкина)?

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы для истории русской журналистики послужили поводом для определения темы исследования: «Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина»).

Объект исследования: публицистика Владимира Соловьева, затрагивающая известные персоналии.

Предмет исследования: своеобразие философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина».

Цель исследования: обосновать уникальность философских взглядов Владимира Соловьева и проследить, как это воплотилось в его литературном творчестве, затрагивающем личность Пушкина.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. На основе биографической литературы исследовать формирование и особенности философии В.С. Соловьева.

2. Объяснить значение феномена судьбы в философии В.С. Соловьева.

3. Проанализировать образ Пушкина в произведениях В.С. Соловьева, в том числе в очерке «Судьба Пушкина».

Методологическую основу исследования составляют:

– биографии современников, описывающие становление В.С. Соловьева как философа (С.М. Лукьянов, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов и др.);

– научные труды, в которых описывается теоретическая философия В. Соловьева (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский и др.);

– научные исследования, рассматривающие особенности очерка В. Соловьева «Судьба Пушкина (А.Ф. Лосев, С.М. Соловьев и др.).

Основные методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение журналистских текстов, установление причинно-следственных связей между философскими взглядами и их реализацией в литературе, сравнение и сопоставление полученных данных.

База исследования: исследовательская работа проходила на анализе критической литературы А.Ф. Лосева и С.М. Соловьева и произведений В.С. Соловьева «Судьба Пушкина».

Выбранная методологическая основа исследования и намеченные задачи определили ход и логику теоретической и практической частей курсовой работы, которая проводилась в три этапа:

На первом этапе – информационно-поисковом (октябрь 2010 г.) - изучалась учебно-методологическая и научная литература по философии и литературной деятельности Владимира Соловьева, что позволило сформировать задачи предстоящего исследования. Так же были определены цель, предмет, объект исследования и составлен план работы.

На втором этапе – оценочно-деятельном (ноябрь 2010 г.) – проводила исследование реализации Соловьевым своей философии в литературе и выявление парадоксальности его взглядов.

На третьем этапе – обобщающем (декабрь 2010 г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Они оправдали поставленную на первом этапе цель исследования, которое оформлялось в виде курсовой работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе критической литературы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразием источников информации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования рассматривались и обсуждались на семинаре по предмету «История отечественной журналистики».

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (25 источников).


Заключение

Что говорит современному человеку имя Владимира Соловьева? «Что-то слышали», «идеалист какой-то», может, кто-то вспомнит его стихи. В общем-то немного. Есть, конечно, специалисты по Соловьёву, о нем пишут в академических журналах, но не об этом сейчас речь. Он, что называется, «широко известен в узких кругах». Печать странничества, неприкаянности остается на нем. Главный нерв его философии - христианская ответственность в социально-политический сфере - то, что он называл христианской политикой - оказался не воспринят в России.

В историю русской культуры Владимир Сергеевич Соловьев вошел прежде всего как замечательный философ, один из крупнейших идеалистов конца позапрошлого века. Но собственно философией он занимался сравнительно недолгое время, и в его литературном наследии богато представлены поэзия, публицистика, литературная критика. Внимание к каждому из аспектов творчества Соловьева расширяет наше представление о его вкладе в русскую культуру, о его воздействии на русское национальное сознание.

В работах, посвященных Владимиру Соловьеву, общим местом стало указание на его противоречивость. Действительно, противоречие - своего рода многоголосие - было изначально присуще мыслителю, естественно для него.

Противоречив был и внешний облик Соловьева, которого даже дети звали то «божинькой», то «уродом». Его творчество - философское, поэтическое, литературно-критическое, публицистическое - невозможно свести к единому знаменателю, оно не только развивалось во времени, но и в каждый данный момент было двойственно, противоречиво, лучше сказать - диалектично. Идеи Соловьева по-разному принимались и понимались его современниками, его книги, статьи, лекции, стихи вызывали споры, которые были неотъемлемой и важной частью русской духовной жизни. Спор о Соловьеве и его наследии продолжается и поныне, что, пожалуй, служит наглядным подтверждением актуальности и силы его произведений.

Для мыслителя такого масштаба Вл. Соловьев прожил трагически мало. Он многого, особенно в области философии, не завершил, многого (и поразительно интересного) не увидел из того, что предчувствовал, о чем писал как публицист и пророчествовал как поэт. Незавершенной представляется и та часть его наследия, которая относится к литературной критике.

Соловьевское наследие уникально в своей многогранности, и как бы мы ни оценивали его отдельные стороны - в главном, в основном это наследие замечательного мыслителя и гуманиста, чьи искания, чья вера в торжество справедливости на земле созвучны нашему времени и к нашему времени обращены.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История русской журналистики»

 

«Парадоксы» Владимира Соловьева

(«Судьба Пушкина»)

Специальность 030601.65 – Журналистика

 

 

Руководитель работы:

____________ Жаплова Т. М.

«__»____________ 2010 г.

Исполнитель:

студентка 3 курса

дневного отделения

_____________ Седова П. В.

 

 

Оренбург 2010
Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….......  
1 Особенности философского мировоззрения Владимира Соловьева…... 1.1 Формирование философии Вл. Соловьева……………………………... 1.1.1 Влияние семьи на становление мировоззрения Вл. Соловьева…….. 1.1.2 Основные идеи творчества Вл. Соловьева…………………………... 1.2 Особенности критического метода Вл. Соловьева………………….…  
2 «Парадоксы» Владимира Соловьева……………………...……………… 2.1 Цикл произведений Соловьева о Пушкине……………………………. 2.2 Очерк «Судьба Пушкина» ………………………………………………. 2.2.1 Феномен судьбы в понимании Владимира Соловьева……………… 2.2.2 «Парадоксы» в очерке «Судьба Пушкина»………………………….. 2.2.3 Художественные особенности очерка «Судьба Пушкина»………… Заключение ………………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………………….  

 


Введение

Актуальность исследования. Сегодня трудно оспорить тот факт, что эстетика и литературная критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) – одно из самых значительных достижений русской культуры конца XIX века, оказавшее сильное и глубокое влияние на развитие отечественного литературного процесса и литературоведческой науки последующего столетия и не утратившее своей ценности до наших дней.

Как критик Соловьев ввел традицию религиозно-философской оценки творчества Ф.М. Достоевского, ярко и полно обозначил характерные черты художественных миров русских поэтов второй половины XIX столетия: Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, А.А. Фета и Я.П. Полонского, К.К. Случевского и А.А. Голенищева-Кутузова. Целый цикл произведений Соловьев посвятил «солнцу русской поэзии» А.С. Пушкину, а в поздней критике он предложил совершенно оригинальный подход к жизни и творчеству художника, открывший новые возможности для литературной критики конца XIX – начала XX столетия.

До сих пор в обществе не утихают споры о смерти А.С. Пушкина, продолжают распространяться сплетни и вымыслы, немалое количество людей оправдывают его убийцу, якобы действовавшего в «соответствии с законами чести». Классическая версия, которую изучают в средней школе (поэт вызвал Жоржа Шарля Дантеса, назойливо ухаживавшего за его женой – Натальей Гончаровой, на дуэль, где был убит соперником), действительно не представляет нам полную картину тех событий. Исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд; есть и несколько документально подтвержденных версий, конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди. Но, может быть, самую нетривиальную мысль для того времени высказал В.С. Соловьев в статье «Судьба Пушкина».

На примере «одного яркого и особенно для нас, русских, близкого исторического» человека Соловьев раскрывает феномен судьбы и ее власть над человеческой жизнью. Нестандартная точка зрения русского философа, богослова, поэта и публициста конца XIX века Владимира Соловьева на «превозмогающую необходимость» дает почву для дальнейших исследований, поскольку до сих пор вопрос о судьбе носит философский характер, а ее феномен невозможно изучить до конца, поскольку он не опирается ни на какие биологические законы.

Творчество В.С. Соловьева изучали его современники (А.А. Блок, С.М. Лукьянов, В.В. Розанов, Э.Л. Радлов, Е.Н. Трубецкой) и литературоведы, философы последующих периодов (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский). Но отношение Владимира Соловьева к Пушкину исследовали немногие.

Так, при изучении литературы и научных источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

Современные исследователи журналистики отмечают, что сегодня не востребована старая школа – глубокое исследование проблем, изучение человеческих судеб. Из журналистики ушла настоящая публицистика,практически умер такой мощный жанр, как очерк. О журналистах в обществе складывается мнение, что они не в состоянии разговаривать с читателем-зрителем о тонких материях.К сожалению, российской журналистике ныне остро не хватает основательности, компетентности, гуманитарного наполнения. Журналистам, для которых зачастую информационным поводом становится именно человек с его историей, его долей, особенно важно иметь представление о фундаментальных философских категориях (в том числе о судьбе), описанных в научных трудах философов.

Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы, нами была определена следующая проблема исследования: в чем выражается парадоксальность взглядов Владимира Соловьева на судьбу (на примере А.С. Пушкина)?

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы для истории русской журналистики послужили поводом для определения темы исследования: «Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина»).

Объект исследования: публицистика Владимира Соловьева, затрагивающая известные персоналии.

Предмет исследования: своеобразие философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина».

Цель исследования: обосновать уникальность философских взглядов Владимира Соловьева и проследить, как это воплотилось в его литературном творчестве, затрагивающем личность Пушкина.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. На основе биографической литературы исследовать формирование и особенности философии В.С. Соловьева.

2. Объяснить значение феномена судьбы в философии В.С. Соловьева.

3. Проанализировать образ Пушкина в произведениях В.С. Соловьева, в том числе в очерке «Судьба Пушкина».

Методологическую основу исследования составляют:

– биографии современников, описывающие становление В.С. Соловьева как философа (С.М. Лукьянов, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов и др.);

– научные труды, в которых описывается теоретическая философия В. Соловьева (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский и др.);

– научные исследования, рассматривающие особенности очерка В. Соловьева «Судьба Пушкина (А.Ф. Лосев, С.М. Соловьев и др.).

Основные методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение журналистских текстов, установление причинно-следственных связей между философскими взглядами и их реализацией в литературе, сравнение и сопоставление полученных данных.

База исследования: исследовательская работа проходила на анализе критической литературы А.Ф. Лосева и С.М. Соловьева и произведений В.С. Соловьева «Судьба Пушкина».

Выбранная методологическая основа исследования и намеченные задачи определили ход и логику теоретической и практической частей курсовой работы, которая проводилась в три этапа:

На первом этапе – информационно-поисковом (октябрь 2010 г.) - изучалась учебно-методологическая и научная литература по философии и литературной деятельности Владимира Соловьева, что позволило сформировать задачи предстоящего исследования. Так же были определены цель, предмет, объект исследования и составлен план работы.

На втором этапе – оценочно-деятельном (ноябрь 2010 г.) – проводила исследование реализации Соловьевым своей философии в литературе и выявление парадоксальности его взглядов.

На третьем этапе – обобщающем (декабрь 2010 г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Они оправдали поставленную на первом этапе цель исследования, которое оформлялось в виде курсовой работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе критической литературы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразием источников информации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования рассматривались и обсуждались на семинаре по предмету «История отечественной журналистики».

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (25 источников).


Особенности философского мировоззрения Вл. Соловьева

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.40.118 (0.013 с.)