Общая характеристика взаимосвязи уровня интеллекта и мотивов выбора профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика взаимосвязи уровня интеллекта и мотивов выбора профессиональной деятельности



Обозначим интересную тенденцию: большинство полученных связей оказались отри­цательными, в связи с чем возникло предположение о возможной причине их появления. Выделив две крайние группы по показателям общего интеллекта в данной выборке (далее – «нижняя» и «верхняя» группы), а также всех интеллектуальных способностей и сравнив средние значения по отдельным мотивам выбора профессиональной деятельности, отметим, что у «нижней» группы по показателям способностей значения в целом высокие практи­чески по всем группам мотивов. Иными словами, выбор профессиональной деятельности ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 83

потенциально будет осуществлен только в том случае, если человек получит возможность реализовать все мотивы, что сомнительно в отношении какой бы то ни было работы в принципе. Каждый из предложенных мотивов оценивался данными группами респондентов как одинаково значимый, причем высокозначимый. Можно провести аналогию с оценкой «идеальной» работы, а не того, что является важнейшим при осуществлении выбора. Также важно заметить, что инструкция, данная при выполнении методик, была понятна каждому респонденту. Для людей из выделенной «верхней» группы разные мотивы имеют различную ценность, приоритеты одних над другими видны достаточно четко.

Отсюда можно сделать вывод о снижении реалистичного представления о возможном выполнении профессиональной деятельности. Если человек согласен лишь на подобные условия для того, чтобы работать, будет практически невозможно найти деятельность, способную удовлетворить все мотивы. Другой интерпретацией может быть наличие невы­сокого уровня притязаний, при котором удовлетворение каждого из необходимых мотивов будет осуществляться при минимальных условиях. Среднестатистическая зарплата будет оцениваться как высокая, возможность продвинуться всего на одну позицию – как перспек­тива карьерного роста, наличие в подчинении одного человека – как удовлетворение потреб­ности в руководстве и пр.

Мы предполагаем, что сталкиваемся с не совсем адекватным представлением о требо­ваниях профессиональной деятельности, что приводит к рассогласованию между склонно­стями и способностями [Ильин, 2008]. Скорее всего, мы имеем дело с переоценкой работ­никами своих возможностей. Настолько «идеальная» профессиональная деятельность, вероятно, будет сопряжена с высокими требованиями к кандидату (высокие компетент­ность, развитость мышления и интеллектуальные способности). Для респондентов, нахо­дящихся в «нижней» группе, несколько сложнее будет соответствовать всем требованиям подобного рода профессиональной деятельности.

Другая возможная интерпретация полученных данных состоит в том, что респонденты в «нижней» группе по интеллектуальным способностям не могут достаточно точно оценить ситуацию и расставить приоритеты. Существуют эмпирические исследования, показавшие связь между когнитивной сложностью относительно профессиональной деятельности и принятием соответствующего адекватного решения. Когнитивная сложность рассматри­валась как дифференциация представления о реальности профессиональной деятельности [Bodden, 1972], а адекватный выбор – как выбор профессиональной деятельности, соответ­ствующей собственным способностям. В данном случае имеем дело с низкой дифференциа­цией у «нижней» группы, поскольку мотивы равнозначны, каждый стимул считается привле­кательным и собственные потребности не выстроены в четкую иерархию. Осуществляемый выбор представляется также не совсем адекватным, поскольку, как уже было сказано, для людей, находящихся в «нижней» группе, будет непросто реализовать предъявляемые к ним на работе требования.

Люди с неточным знанием относительно собственных способностей делают неадекват­ный выбор чаще, чем люди с точной самооценкой [Holland, 1959]. Отсюда логично следует, что необходимо проверить, насколько полно соответствуют представления о себе и своих способностях у людей с различными уровнями интеллектуальных способностей. Имея подобные данные, можно сделать более содержательные выводы относительно полученных взаимосвязей. Таким образом, можно сформулировать дальнейшее направление исследова­ний, заключающееся в осуществлении контроля знаний респондентов о собственных способ­ностях, о требованиях профессиональной деятельности и о своих возможностях качественно осуществлять профессиональную деятельность.

В завершение обсуждения результатов по данному разделу отметим доминирующую тенденцию. Преобладающим мотивом выбора, который имеет отрицательно значимые связи ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 84

с различными интеллектуальными способностями, является фактор «включенность», что предполагает наличие у респондентов с высокими показателями интеллектуальных способ­ностей предпочтения работать в одиночку, самостоятельно, нежели в команде; склонность в большей степени полагаться на себя, чем на других людей, при осуществлении профес­сиональной деятельности. Аналогичная связь наблюдается с мотивом «уверенность». Для респондентов, находящихся в «нижней» группе, на первый план выступают гарантии и надежность, материальные блага, получаемые от работы. Выполняемая работа должна быть понятной, а условия, в которых она осуществляется, – комфортными. Для людей с более высокими показателями интеллектуальных способностей, напротив, повышается ценность неоднозначных ситуаций, ориентация заметна уже не на условия работы, а, скорее, на содер­жание, а также на возможность проявить собственные способности.

Выводы

1. Первая частная гипотеза полностью не подтвердилась. Обнаружена отрицательная связь общего интеллекта с мотивами «уверенность», а также «включенность» и «деньги»; при этом имеется положительная связь с мотивом «условия работы». Респонденты с высокими показателями общего интеллекта в основном ориентированы на процесс работы, что делает необходимыми качественные условия работы, а не на блага, получаемые в резуль­тате выполнения задания; также они обладают высокой уверенностью в себе, что снимает необходимость обеспечения гарантий от работы.

2. Вторая частная гипотеза полностью не подтвердилась. Обнаружена отрицательная взаимосвязь вербальных способностей с фактором «включенность». Для людей с неразви­тыми вербальными способностями становится важной работа в коллективе, где самостоя­тельные выступления перед публикой не требуются.

3. Третья частная гипотеза подтвердилась частично. Обнаружена отрицательная связь показателей математических способностей со значениями факторов «уверенность», «руко­водство», «карьера». В связи с высокой эффективностью самостоятельной деятельности людей с выраженными математическими способностями у них нет желания выполнять работу совместно с другими людьми. У них также отсутствует ориентация на стимулы, не относящиеся к непосредственному процессу работы.

4. Четвертая частная гипотеза полностью не подтвердилась. Показатели абстрактной логики отрицательно связаны с мотивами «уверенность», «служение обществу», «включен­ность». Низкая выраженность способности к абстрактной логике станет фактором стремле­ния работать в коллективе, самостоятельная же деятельность становится непривлекатель­ной. Для людей с развитой способностью к абстрактной логике, предполагающей решение задач с низкой эмоциональной составляющей, работа в коллективе не будет принципиально важной.

5. Пятая частная гипотеза полностью не подтвердилась. Существует отрицатель­ная связь показателей эрудиции с выраженностью мотива «включенность». Свойственное людям с выраженными показателями эрудиции стремление к изучению всего нового необя­зательно будет привлекательным для окружающих, и возможность удовлетворять собствен­ное любопытство затрудняется коллективной работой, что приводит к стремлению к само­стоятельной деятельности.

6. Шестая частная гипотеза подтвердилась частично. Обнаружена отрицательная связь показателей пространственного интеллекта с фактором «руководство», а также с мотивом «включенность»; положительная связь пространственного интеллекта наблюда­лась с мотивом «здоровье». Низкий пространственный интеллект и, как следствие, нераз­ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 85

витая способность к быстрому принятию решений в практических ситуациях приводят к стремлению работать в коллективе, где ответственность распределена. Ориентация на престижную работу предположительно связана с переоценкой собственных способностей. Перспективность мышления респондентов с пространственными способностями выража­ется в отказе от риска для жизни и здоровья при осуществлении профессиональной деятель­ности.

7. Общая гипотеза о наличии взаимосвязи интеллектуальных способностей индивида с определенным набором мотивов выбора профессиональной деятельности подтвердилась.

Заключение

В данной работе было проведено исследование взаимосвязи интеллектуальных способностей и мотивов выбора профессиональной деятельности. Были проанализиро­ваны подходы, рассматривающие связь интеллектуальных способностей и профессиональ­ных интересов. В ходе работы была разработана методика, направленная на определение структуры мотивов выбора профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что интеллектуальные способности индивида связаны с определенным набором мотивов выбора профессиональной деятельности, при этом практически все частные гипотезы были опровергнуты. Было показано, что респонденты с более низким по выборке уровнем интеллектуальных способностей оценивали важность многих мотивов выше, чем респонденты с более высокими показателями способностей.

В качестве перспектив настоящего исследования мы рассматриваем несколько направ­лений. Расширение выборки: включить в исследование респондентов с более низким уровнем IQ – ниже популяционного среднего. Рассмотреть взаимосвязь интеллектуальных способностей и мотивов выбора профессиональной деятельности с учетом личностных черт респондентов, а также с учетом самооценки. Выявить различия в представлениях о своих способностях у людей с разными уровнями интеллектуальных способностей.

Литература

Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. C. 111–131.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2005.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. М.: Гуманитарный центр, 2005.

Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. Саратов: Изд-во СГУ, 1990.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.

Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. М., 1999. С. 5–29.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, 2003.

Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 86

Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1988.

Куприянов Е.А. Взаимосвязь личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий: Дис... канд. психол. наук. М., 2006.

Орел Е.А. Динамика особенностей мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий: Дис... канд. психол. наук. М., 2007.

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.

Ackerman P.L., Beier M. Intelligence, Personality, and Interests in the Career Choice Process // Journal of Career Assessment. 2003. Vol. 11. Is. 2. P. 205–218.

Ackerman P.L., Heggestad E.D. Intelligence, Personality, and Interests: Evidence for Overlapping Traits // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 121. Is. 2. P. 219–245.

Ackerman P.L., Kanfer R. Motivation and Cognitive Abilities: An Integrative/Aptitude–Treatment Interaction Approach to Skill Acquisition // Journal of Applied Psychology. 1989. Vol. 74. Is. 4. P. 657–690.

Bodden J.L., Klein A.J. Cognitive complexity and appropriate vocational choice: Another look // Journal of Counseling Psychology. 1972. Vol. 19. Is. 3. P. 257–258.

Bordin E.S. An Articulated Framework for Vocational Development // Journal of Counseling Psychology. 1963. Vol. 10. Is. 2. P. 107–116.

Crites J.O. Factor analytic definitions of vocational motivation // Journal of Applied Psychology. 1961. Vol. 45. Is. 5. P. 330–337.

Dubinas V. The motivation of choice specified professional activities in Lithuania // Management. 2006. Vol. 11. Is. 2. P. 34–41.

Hammond M. Motives Related to Vocational Choices of College Freshmen // Journal of Counseling Psychology. 1956. Vol. 3. Is. 4. P. 257–261.

Hirschi A., Lage D. Holland’s Secondary Constructs of Vocational Interests and Career Choice Readiness of Secondary Students // Journal of Individual Differences. 2007. Vol. 28. Is. 4. P. 205–218.

Holland J.L. A Theory of Vocational Choice // Journal of Counseling Psychology. 1959. Vol. 6. Is. 1. P. 35–45.

Holland J.L., Gottfredson G.D. Vocational choices of men and women: A comparison of predictors from the Self-Directed Search // Journal of Counseling Psychology. 1975. Vol. 22. Is. 1. P. 28–34.

Hopkins N. Correspondence of Interests and Abilities with Occupational Choice // Journal of Counseling Psychology. 2001. Vol. 48. Is. 2. P. 178–189.

Hoppock R.A. Check list of facts about jobs for use in vocational guidance // American Psychologist. 1948. Vol. 3. Is. 9. P. 417–418.

Roe A. Early Determinants of Vocational Choice // Journal of Counseling Psychology. 1957. Vol. 4. Is. 3. P. 212–217.

Schutz R.E., Mazer G.E. A Factor Analysis of the Occupational Choice Motives of Counselors // Journal of Counseling Psychology. 1964. Vol. 11. Is. 3. P. 267–271.

Slaney R. Expressed Vocational Choice and Vocational Indecision // Journal of Counseling Psychology. 1980. Vol. 27. Is. 2. P. 122–129.

Super D. A Theory Of Vocational Development // American Psychologist. 1953. Vol. 8. Is. 5. P. 185–190.

Winchell A. Conceptual System and Holland’s Theory of Vocational Choice // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 46. Is. 2. P. 376–383.

 

КОНФЕРЕНЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.105 с.)