Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационная психология на съезде психологов РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛИПАТОВ Сергей Алексеевич Кандидат психологических наук, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) E-mail: lipatov_sa@psy.msu.ru 15 февраля 2012 г. на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в рамках прошедшего 5-го съезда Российского Психологического Общества прошел симпозиум «Организационная психология: управление и социальное развитие» (ведущие – Т.Ю. Базаров и С.А. Липатов). На семинаре присутствовало свыше 70 человек из многих городов России и СНГ. Открылся семинар докладом Л.Н. Аксеновской (Саратов), в котором она обсудила «концепцию гостеприимства» как вероятную перспективу развития культуры организаций в эпоху постмодерна. Концепция гостеприимства была сформулирована итальянским философом-постмодернистом Джанни Ваттимо. Для характеристики этой новой культурной ситуации и постсовременного мира в целом Дж. Ваттимо использует метафору «музея». Музей есть место для всех и всего, «место всеобщего», где реализуется «этика абсолютного гостеприимства». Однако эта тенденция оценивается неоднозначно. Что такое «гостеприимство» как культурно-психологическая парадигма – угроза и ошибка, чреватая серьезными последствиями, или долгожданная возможность выйти из зоны накопившихся острых противоречий? На взгляд докладчика, перспективным направлением разработки этой темы является движение в сторону обсуждения культуры и этики гостеприимства как новой тенденции в развитии организационной культуры эпохи постмодерна. Е.В. Алехина (Москва) в своем докладе отметила, что смена подходов в управлении персоналом от технократического к органическому и экономическому влечет за собой изменение ролей, отводимых сотруднику как объекту управления, от «фактора» к «ресурсу» и «капиталу». Однако ни одна из них не соответствует его человеческому статусу. Радикально изменил представление об объекте управления «гуманистический подход», в котором им являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, или их деятельность. Социо-предметный подход, реализуемый автором в практике управления персоналом, развивая гуманистический подход, вновь изменяет представление об объекте управления. В нем областью приложения практики управления персоналом является система предметных отношений в бизнес группе. Ее цель – установление и поддержание баланса в системе отношений, создающего наилучшие условия для совместной деятельности сотрудников по выполнению миссии данной группы. Особый интерес вызвал доклад Т.Ю. Базарова (Москва) и А.П. Коняевой (Киев) «Современная организационная психология – отечественным руководителям и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru собственникам»1, в котором были представлены результаты исследования о спросе и предложении в области организационной психологии. Данное исследование было задумано и реализовано рабочей группой, возникшей в рамках Экспертного сообщества психологов системы Ht-line, созданной и поддерживаемой HR-лабораторией Human Technologies (научный руководитель – профессор А.Г. Шмелев). Было проведено два анонимных опроса: 1) опрос провайдеров психологических услуг (бизнес-тренеров, коучей, организационных консультантов и др.) и 2) опрос клиентов психологических услуг (топ-менеджеров и собственников компаний). Всего было опрошено 108 провайдеров психологических услуг и 343 топ-менеджера и собственника. Исследование исходило из предположений, что у психологов нет адекватного реальности представления о ключевых проблемах, которые, по мнению клиентов, уже нуждаются в психологических поддержках и сервисах, и проблемах, которые будут актуализироваться в ближайшем будущем. Зафиксировав же сходство и различия в видении проблем представителями бизнеса и провайдерами, психологи получают возможность сделать расхождения видений предметом тщательного системного анализа в профессиональном круге психологов. Доклад А.В. Булгакова (Москва) был посвящен дальнейшему развитию авторской концепции межгрупповой адаптации (МГА), которая описывает многосторонний процесс по оптимизации взаимодействия групп с соответствующими субкультурами. Автор вводит понятие «дизайн группы», вбирающее в себя основные признаки МГА: взаимодействие субкультур организации, мотивационные, когнитивные, эмоциональные компоненты групповых структур. Дизайн группы – это процесс оптимизации взаимосвязи социально- психологических характеристик группы, результатом которого является устойчивая, но гибкая структура групп, способствующая (или препятствующая) МГА в организации. Ю.М. Жуков (Москва) рассказал о конференциях как инструменте управления событиями в программах организационного развития. Конференции представляют собой эффективный инструмент производства и управления событиями. Конференциальный формат используется для решения трех групп задач: 1) формирование общего видения и стратегического плана, 2) проведение реструктурирования деятельности и бизнес-процессов, 3) запуск системы непрерывных улучшений существующих структур и процессов. Значимость вклада конференций в организационное развитие зависит в первую очередь от успешности выстраивания целереализующей системы, обеспечивающей подготовку и проведение конференции, а также использование ее результатов. Под целереализующей системой понимается совокупность специально созданных групп, выполняющих различные функциональные роли. А.Н. Занковский (Москва) в своем докладе предложил обоснование термина «организационное лидерство» которое наряду с ориентацией на задачу и ориентацией на людей включает вектор ценностно-культурного измерения. Докладчик рассказал также о новом методе исследования лидерства, созданном на основе экспериментальной психосемантики. С.А. Липатов (Москва) рассказал о результатах эмпирического исследования, целью которого было выявление характера изменений в структуре организационной идентификации сотрудников в ходе проведения организационных изменений. Исследование проводилось на основе «расширенной модели организационной идентификации» Г. Крейнера и Б. Эшфорта, которая включает четыре дополняющих друг друга понятия: а) собственно организационная идентификация, б) дезидентификация (отрицание общности с организацией); в) амбивалентная идентификация (внутреннее противоречие, или конфликт); г) нейтральная идентификация (дистанцирование от организации). 1 Подробнее об этом исследовании см.: Базаров Т.Ю., Коняева А.П. Организационная психология: переход от обслуживания менеджеров к партнерству с предпринимателями. Опыт эмпирического исследования и анализ собственной практики [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2012. Т. 2. №1. С. ХХ – ХХ. URL: www.orgpsyjournal.hse.ru – Прим. ред. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 89 В докладе В.Л. Ситникова (Санкт-Петербург) была освещена система творческого содружества поколений, разработанная академиком АПН СССР Игорем Петровичем Ивановым. Она рассматривается как целостная социально-психологическая технология, позволявшая гармонично соединить стремление каждой отдельной развивающейся личности к максимальной самореализации и признанию социумом. Ю.В. Щербатых (Воронеж) в своем выступлении говорил о роли человеческого фактора в системном анализе бизнес-процессов на предприятии. Например, для повышения уровня продаж требуется системный анализ всей цепочки взаимодействующих компонентов организации, состоящей из маркетингового, рекламного, продажного, вспомогательного и управляющего блоков, в каждый из которых включена человеческая подсистема. Системная экспресс-оценка позволяет выявить слабое место в соответствующем блоке. В рамках работы симпозиума состоялась торжественная процедура награждения Елены Петровны Кринчик «Золотой психологической мышью» – высшей наградой Экспертного сообщества блогосферы Ht-line. Награду вручил А.Г. Шмелев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.008 с.) |