Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационная психология: переход от обслуживания менеджеров к партнерству с предпринимателями. Опыт эмпирического исследования и анализ собственной практикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
БАЗАРОВ Тахир Юсупович Доктор психологических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) E-mail: tbazarov@mail.ru КОНЯЕВА Алла Петровна Кандидат психологических наук, партнер Группы компаний «Алла Коняева и партнеры» (Киев, Украина) E-mail: alla@ancor-sw.com В ноябре – декабре 2011 г. было организовано 2 опроса. Были опрошены практикующие организационные психологи – 108 специалистов (54 – из России и 54 – с Украины), а также топ-менеджеры и собственники компаний – 343 респондента (93 – из России и 250 – с Украины). Результаты опроса позволили определить проблемное поле, зону актуальных и будущих потребностей организаций и обозначить темы перспективных организационно-психологических исследований и проектов, соответствующих запросам клиентов. Ключевые слова: организационная психология; партнерство консультантов с предпринимателями; потребности организаций. Осенью 2011 г. в связи с подготовкой к 5-му съезду Российского психологического общества на блоге Экспертного психологического сообщества (www.HT.ru) состоялась активная дискуссия о состоянии организационной психологии. В ходе обсуждения было выявлено, что хотя бизнесмены и приписывают неопределенностям в жизни их организаций название «человеческий фактор», однако они, как правило, не знают, что с этим фактором делать. В момент осознания дефицита управляемости они обращаются к нам, как к профессиональным психологам. В процессе ориентации в проблеме мы начинаем понимать, что находимся с заказчиками в разных смысловых пространствах. Так, менеджеры и предприниматели просят помочь им в решении практических проблем в широком диапазоне – от найма людей в стартовый бизнес до закрытия компании, не способной продолжать свое существование. Организационный психолог c горечью признает, что не готов взяться за решение всего комплекса проблем, но может предложить инструментарий для решения. Например, заказчик говорит: «Меня не интересует, как вы проведете процесс командообразования, просто сделайте ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru эффективную команду, обеспечивающую рост прибыли. Я не готов платить за процесс, если мне нужен результат». А психолог отвечает: «Вот мой командообразовательный инструмент – он хорош сам по себе. И, правильно его применяя, вы сможете стать эффективной командой … с высокой степенью вероятности». Запрос и предложение не встретились, клиент разочарован, психолог – тоже. Как поступать психологу? Отказываться от попыток сделать то, что он умеет, или изучить точки совпадения ожиданий и возможностей, выявить, где теряется созидающая интеграция инструментария и результата, и попытаться повысить их взаимную конгруэнтность? Второй вариант очевидно перспективен. По итогам дискуссии ее участники провозгласили: 1) мы хотим, чтобы организационная психология как область научного знания развивалась и совершенствовалась, становясь все более точной и сфокусированной на потребностях клиентов; 2) мы готовы в теоретических подходах избавляться от ошибок и заблуждений, нерелевантных современности; 3) мы намерены активно участвовать в формировании уважения бизнес-сообщества к нашей профессиональной деятельности через управление качеством научных решений. Прикладные цели исследования: 1. Определение актуальной зоны потребностей клиентов организационно- психологических услуг и инструментов. 2. Выявление перспективных направлений исследовательских и прикладных проектов в области организационной психологии. 3. Демонстрация «латентному» потребителю, на какую помощь можно рассчитывать со стороны психологического сообщества. В целом авторы исходили из того, что все выявленные в исследовании феномены и основанные на них прогнозы могут служить платформой для стратегии инноваций в проектировании организационно-психологических услуг будущего. При этом мы оставили за собой право при интерпретации результатов обращаться к собственному многолетнему опыту работы с различными организациями. Наши исходные предположения: 1. Расхождения в ответах практикующих психологов и клиентов позволят определить зоны актуальных и перспективных потребностей организаций и обозначить темы будущих исследований. Слабые звенья в сцепке взаимодействия организации – как клиента изменений и психолога, их инициирующего, – могут проявиться в механизмах конструирования, искажения, обобщения, в расхождениях между первичными ожиданиями/оценкой реального опыта/новыми трансформированными ожиданиями. 2. Через определение зон «плохо решаемых проблем клиентов» можно сформулировать темы первоочередных научных исследований в области организационной психологии. 3. Рассогласование в оценках полезности организационно-психологических методов со стороны консультантов и клиентов позволит лучше понять потребности менеджмента в инструментальном оснащении. 4. Запрос клиентов психологических сервисов, основанный на представлении о нетранзитивности превосходства организации как целостной социальной единицы над совокупностью индивидуальных ее членов, генерирует латентный конфликт между интересом совокупного единого и суммой интересов индивидуальностей. В этом конфликтном поле проявятся инновации для экспериментальных моделей организационной психологии. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 44 Было организовано два последовательных опроса с возможностями многовариантного выбора ответов: 1) опрос практикующих организационных психологов проводился в ноябре 2011 г. Известным бизнес-тренерам, организационным консультантам, коучам и другим провайдерам психологических услуг были разосланы личные приглашения и ссылка на интернет- версию опроса. В опросе приняли участие 108 специалистов (54 провайдера психологических сервисов из России и 54 провайдера психологических сервисов с Украины); 2) опрос клиентов психологических сервисов проводился в декабре 2011 г. Топ-менеджерам и собственникам компаний были направлены личные приглашения к участию в опросе и ссылка на интернет-версию. Всего было направлено 3000 приглашений, что позволило собрать ответы 343 респондентов (93 – из России и 250 – с Украины). Таблица 1. Характеристика выборки психологов, предоставляющих сервисы для бизнеса
Анализировать характеристику конкретной выборки – дело неблагодарное. Однако мы считаем важным извлечь из полученных данных максимум ориентирующей информации. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это похожесть «профиля выборки», составленной из российских и украинских консультантов (табл. 1). Второе: подавляющее большинство респондентов (как российских, так и украинских) имеют более чем 5-летний опыт работы в данной сфере. И точно также подавляющее большинство опрошенных от 50 до 100% своего времени вовлечены в практическую деятельность как организационные психологи (табл. 2). Следовательно, мы получили информацию от людей, имеющих длительный и разнообразный опыт взаимодействия с бизнес-структурами. Что касается выборки представителей бизнеса, то ее характеристики важны, поскольку, во-первых, это именно те клиенты, чьи потребности планирует удовлетворять практическая организационная психология. А во-вторых, это наиболее активная часть генеральной совокупности. В первую очередь мы хотели понять, кто наши клиенты, каковы образовательные истоки их предпринимательской карьеры. Очень часто в генеральной совокупности. В первую очередь мы хотели понять, кто наши клиенты, каковы образовательные истоки ихОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 45 Таблица 2. Характеристика выборки представителей бизнеса
предпринимательской карьеры. Очень часто в бизнес-публикациях высказываются предположения о том, какое базовое образование имеет смысл считать бизнес-ориентирующим. Мы хотели получить собственные данные (по этому вопросу). Согласно полученным данным (рис. 1), которые подтверждают наши первые впечатления от встреч с людьми бизнеса, можно отметить следующее. Экономическое образование, которое получили более трети респондентов, видимо, способствует лучшей ориентации в макро- и микроэкономической среде. Профильное знание помогает смело решать сложные проблемы, связанные с предпринимательством. Техническое образование, безусловным достоинством которого считается формирование системного видения, а соответственно и понимание причинно-следственных взаимозависимостей в сложных бизнес- системах, помогает структурировать хаотическую реальность, придавая ей свойства модели. Управляемость, воспринимаемая как имманентное свойство модели, может снижать тревожность руководителя и облегчать принятие ответственных бизнес-решений. Та часть гуманитарного образования, которая связана со знанием иностранных языков, может являться следствием международного характера бизнеса и его открытости зарубежным технологиям.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 46 Рис. 1. Распределение предпринимателей по базовому образованию, % Рис. 2. Частота применения в организациях психологических сервисов и поддержки, % Рис. 3. Распределение ответов по (использованию в будущем) психологических сервисов, %ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 47 Кроме того, важно отметить, что люди бизнеса, как правило, не удовлетворяются только базовым образованием. Как показало исследование, 24% респондентов имеют ученые степени в управлении, еще 20% – защитили кандидатские и докторские диссертации (табл. 2). Следовательно, конструируя психологические услуги для бизнеса, мы сможем предусмотреть такие важные особенности позиционирования, как профессиональные речевые конструкты и проектную логику, привычные нашему высокообразованному, экономико- технически ориентированному клиенту. Однако это замыслы для будущего. Потому что пока наши сервисы используют нечасто (см. рис. 2). Судя по полученным данным, наши апологеты сегодня – лишь один из десяти менеджеров, наша надежда – еще 7% тех, кто уже запланировал пользоваться психологическими сервисами в будущем. Можем ли мы из данных, согласно которым каждый второй респондент не привлекает организационных психологов никогда, сделать вывод, что систематическая психологическая поддержка бизнесу не нужна сейчас и не будет нужна в будущем? Если снова обратиться к полученным ответам, становится очевидным, что массовый запрос на профессиональные психологические знания и умения – неизбежная перспектива (рис. 3). На соотношении редкого опыта применения сервисов с высокой латентной потребностью изменений может возникать много ложных стереотипных суждений, защитных трансформаций (например, «психолог-провидец», «психолог-чудотворец», «психолог-шарлатан, необоснованно требующий личной информации»). Они будут нуждаться в «окультуривании» за счет пропаганды психологами «принципа реальности» в восприятии наших профессиональных знаний и возможностей. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что запрос не имеет индустриальной специфичности компаний (в опросе участвовали представители 17 разных индустрий) (рис. 4). * Интеллектоемкие сервисы (включая маркетинг, рекламу, краткосрочное обучение, консалтинг и пр.) ** Розничные продажи (включая сети продуктовые, непродуктовые, аптечные и общественного питания) Рис. 4. Индустриальное разнообразие бизнесов, в которых заняты участники опроса Опрос психологов Психологам, вовлеченным в оказание сервисов для организаций, были заданы 4 вопроса: 1. В решении проблем организации наиболее полезными оказались для вас следующие инструменты психологической диагностики, поддержки, изменения... (далее шел перечень инструментов с возможностью множественного выбора). Респонденты осуществили 610 вариантов выбора, или в среднем пришлось по 6 вариантов на каждого респондента. 2. В улучшении свойств каких инструментов психологи испытывают острую необходимость? (Перечень инструментов был идентичен тому, что и в предыдущем вопросе). Респонденты осуществили 385 вариантов выбора, или в среднем пришлось по 3,5 варианта на каждого. 3. В решении каких проблем организации вы, как практикующий психолог, добились успеха? Респонденты осуществили 780 вариантов выбора, или в среднем пришлось по 7 вариантов на каждого. 4. В решении каких проблем организации собственники и/или топ-менеджеры организации, в которой вы осуществляли психологическое сопровождение и поддержку, оценили бы вашу деятельность как успешную? Респонденты осуществили 654 варианта выбора, или в среднем пришлось по 6 вариантов на каждого. Прежде чем перейти к описанию результатов, хотелось бы обратить внимание на выявленную тенденцию к значительному снижению количества выборов при задаче вынести персональное суждение о необходимости модификации психологического инструментария в сравнении с задачей просто оценить его успешность. Что в этом проявилось – умственная леность, незнание внутреннего устройства своего профессионального инструментария, уход практиков от ответственности с делегированием оной материнской науке? На эти важные вопросы еще предстоит найти ответы. Рис. 5. Распределение оценок эффективности психологических инструментов в сопоставлении с суждениями психологов о том, какие из них необходимо усовершенствовать, %ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. №1 www.orgpsyjournal.hse.ru 49 Итак, какими инструментами провайдеры, по их мнению, достигают положительных результатов? Какие инструменты, по их опосредованной практикой оценке, нуждаются в усовершенствовании уже в ближайшем будущем? Распределение ответов проиллюстрировано на рис. 5.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.008 с.) |