Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фасилитация как одна из технологий организационного развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вслед за Б. Бункер и Б. Албан [Bunker et. al., 2004], Г. Буше и Р. Маршаком [Bushe, Marshak, 2009] мы рассматриваем фасилитацию больших групп как технологию организационного развития и изменений. Организационное развитие (ОР) – это совокупность определенных теоретических концепций и практических приемов, позволяющих планировать развитие и изменения в организациях и других социальных системах. Оно является междисциплинарной областью и опирается на знания таких наук, как психология, социальная психология, социология, антропология, политология и др. Задачами ОР являются объяснение того, как индивиды, группы, организации, сообщества и даже общества меняются, а также инициирование, поддержка, облегчение изменений. Организационные консультанты, носители соответствующих знаний и технологий, не являются людьми, управляющими изменениями. Они являются лишь третьей стороной, агентами процесса изменений [Marshak, 2006]. В настоящее время не существует единого, общепринятого определения организационного развития. Например, Т. Каммингс и К. Уорли [Cummings, Worley, 2009] приводят 5 различных определений. По мнению Ричарда Бекхарда, ОР – это планируемые, основанные на знаниях наук о поведении человека интервенции в организационные процессы. Они охватывают всю организацию, управляются сверху, повышают организационную эффективность. М. Бир (Michael Beer) рассматривает ОР как охватывающий всю систему процесс сбора данных, диагностирования, планирования действий, интервенции и оценки, направлен 1 Отдельного обсуждения заслуживают социально-психологические механизмы функционирования большой группы, без понимания которых невозможно осуществлять процесс фасилитации. Их описанию мы планируем посвятить следующую статью.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2 www.orgpsyjournal.hse.ru 55 ный на: 1) достижение конгруэнтности между организационными структурой, процессами, стратегией, людьми и культурой; 2) выработку новых креативных организационных решений; 3) развитие способности организации к самообновлению. Это достигается за счет сотрудничества членов организации с агентом изменений, использующим теории, исследования и технологии социальных наук. У. Бурк (Warner Burke) и Д. Брэдфорд (David Bradford) рассматривают ОР как процесс планирования изменений, направленный на совершенствование организационной эффективности через достижение конгруэнтности таких ключевых измерений организации, как внешняя среда, миссия, стратегия, лидерство, культура, структура, системы вознаграждения, рабочие политики и процедуры. В основе процесса лежат гуманистические ценности, применение знаний социальных наук и системный подход [Cummings, Worley, 2009]. Т. Каммингc и К. Уорли [Cummings, Worley, 2009] приводят обобщающее определение, которым мы воспользуемся в качестве рабочего. Итак, ОР – это применение знаний социальных наук, которое связано с планированием развития, совершенствования стратегий, структур и процессов, охватывающих всю систему, ведет к повышению эффективности организации. Организация становится эффективной, когда: • все ее подразделения и отдельные сотрудники действуют исходя из четко поставленных целей, в соответствии с разработанными планами для достижения этих целей; • форма следует за функцией (проблема, задача или проект определяют, как будут организованы человеческие ресурсы); • решения принимаются людьми, обладающими информацией, независимо от того, где они располагаются в системе иерархии организации; • система вознаграждения в компании предусматривает стимулирование управленцев не только за получение прибыли, но и за рост и развитие своих подчиненных, создание креативных и жизнеспособных рабочих групп; • горизонтальные и вертикальные коммуникации в организации эффективны: сотрудники открыты и общаются лицом к лицу, обмениваются всей имеющей отношение к делу информацией, включая чувства; • между отдельными индивидами и группами существует минимум взаимодействий, ориентированных на выигрыш/проигрыш; • на всех уровнях конфликтные ситуации в организации успешно разрешаются с помощью методов принятия решений; • в организации отсутствуют межличностные столкновения, энергия тратится на обсуждение идей; • организация рассматривает себя как открытую систему, все части которой взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой; • ценности организации разделяются всеми ее членами и поддерживаются стратегией управления; • превращается в обучающуюся компанию. В компании выстраивается механизм обратной связи, позволяющий ее сотрудникам и группам учиться на собственном опыте [Beckhard, 2006, p. 5]. ОР отличается от других подходов к организационным изменениям (управленческое консультирование, инновации, управление проектами, операционное управление) по нескольким параметрам. По мнению Т. Каммингса и К. Уорли [Cummings, Worley, 2009], в то время как другие подходы сосредоточены на более узких аспектах совершенствования, например, на отдельных продуктах или процессах, ОР сфокусировано на изменениях во всей внутренней системе организации, включая стратегию, структуру и процессы. Е.М. Панина [Панина, 2006], сравнивая ОР с традиционными формами управленческого кон сультирования и управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), также подчеркивает их существенные различия. ОР отличается от традиционного консалтинга тем, что последний фокусируется на процессах, происходящих в организации, а не на содержании работы, в случае ОР клиент активно вовлекается в процесс изменений, а не просто следует рекомендациям консультанта, а изменения рассматриваются как постоянный непрерывный процесс. И если управление человеческими ресурсами сконцентрировано вокруг персонального роста индивидов в организационной системе, то главная задача ОР – развить структуры, системы и процессы внутри организации, которые способствовали бы повышению ее эффективности. Теории и практики ОР связаны с личностными и социальными аспектами системы (концепции лидерства, групповой динамики, организация выполняемой работы, стратегия, структура организации, межнациональные отношения). В то время как другие подходы (управленческое консультирование, технологические инновации, операционное управление) сфокусированы на экономических, финансовых и технологических аспектах организации. ОР предполагает разработку, внедрение и усиление изменений посредством введения новых способов действия, например, посредством самоорганизующихся и самоуправляемых команд. Резюмируя, можно сказать, что ОР ориентировано на повышение организационной эффективности по трем основным направлениям: 1. Организация становится адаптивной – способной самостоятельно решать проблемы, фокусируя внимание на ресурсах и достижении целей. ОР дает возможность участникам получить необходимые знания и навыки для организации действий, непосредственно вовлекая их в процесс изменений. 2. Организация достигает высоких финансовых и технических результатов, включая рост продаж и прибыли, качество продуктов и услуг и высокую продуктивность. 3. Организация имеет удовлетворенных клиентов, партнеров, поставщиков, а также вовлеченный, удовлетворенный и обученный персонал. Г. Буше и Р. Маршак [Bushe, Marshak, 2009] выделяют 2 основных направления в рамках современного ОР – диагностическое и диалогическое. Некоторые различия между направлениями представлены в табл. 1. К диагностическому направлению можно отнести все классические подвиды ОР [Cummings, Worley, 2009]: • развитие тренинговых групп: Т-тренинг или группы сенситивности; • исследование действием (action research), в основе которого лежат постулаты Дж. Кольера и К. Левина о том, что попыткам изменить систему должны предшествовать ее эмпирические исследования и т.д. [Cooke, 1998]; • нормативный подход, предполагающий, что существует один наилучший способ, которым может быть построена, и наилучший путь, которым может следовать организация (партисипативное управление Лайкерта и управленческая решетка Блейка и Моутон); • продуктивность и качество рабочей жизни. Этот подход исследует, как взаимо- связаны техническая и человеческая стороны организации. К этой ветви относятся такие техноструктурные интервенции, как дизайн, расширение работы Алдерфера, методы социотехнических систем Триста, метод обогащения работ Форда и др. [Fagenson et. al., 1990, P. 286].ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2 www.orgpsyjournal.hse.ru 57 Таблица 1. Диагностическое и диалогическое направления в ОР [приводится по: Bushe, Marshak, 2009, p. 357]
В качестве технологий, относящихся к направлению диалогического ОР, Буше и Маршак называют следующие методы фасилитации больших групп: «Позитивные перемены» (Appreciative Inquiry)2, «Конференция «Поиск» (Search Conferences), «Поиск будущего» (Future Search), «Технология открытого пространства» (Open Space Technology), 2 Дословный перевод означает одобрительный, благожелательный вопрос, исследование. Среди отечественных практиков для названия модифицированного метода Appreciative Inquiry Summit больше прижился вольный перевод, отражающий смысл практики: «Парадигма позитивных перемен».ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2 www.orgpsyjournal.hse.ru 58 «Технология участия» (Technology of Participation), «Мировое кафе» (World Café). Данные методы, а также некоторые другие будут более подробно рассмотрены ниже, а пока дадим определение фасилитации, выделим ее уровни и рассмотрим основные критерии, которые позволяют говорить о различных моделях фасилитации.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.01 с.) |