Й урок. Способности и профессиональная пригодность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й урок. Способности и профессиональная пригодность



I. БЕСЕДА

Если требования, предъявляемые профессией к челове­ку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Профпригод-ность — это гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии характеризуют такие показате­ли, как успешность в овладении профессией и удовлетво­ренность человека своим трудом. В основе первого пока­зателя лежат прежде всего способности человека. Под этим термином понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в профессиональной деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих зна­ний и умений.

В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, ведь мы не знаем, сколько труда потратил тот или иной человек.

Итак, способности — это возможность достижения высо­кого уровня мастерства. Различают общие и специальные способности. Какие способности, по-вашему, можно счи­тать общими? А специальными?

Общие способности — это такие качества, как трудолю­бие, внимательность, сообразительность, целеустремлен­ность. Эти качества важны во всех видах деятельности.

Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге деятельности. К ним относятся музыкаль­ный слух, зрительная и слуховая память, способность к сопе­реживанию, особая чувствительность рук и многие другие.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обыч­но судят о его профессиональной пригодности. Высший уровень профессиональной пригодности подра­зумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании.

В том случае, если у человека нет необходимых для изби­раемой профессии способностей, он может пойти по одно­му из двух путей: либо отказаться от своего выбора и пере­ключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замеча­тельном свойстве человеческой психики — компенсации.

Компенсация способностей — это возмещение недоста­ющих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе.


Й УРОК. ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ребятам предлагается методика «Опросник профессио­нальной готовности» Л.И. Кабардовой, раздаются опросни­ки, бланки и дается обычная инструкция.

На выполнение методики требуется 20—25 минут. Уча­щимся следует напомнить, что нельзя обсуждать вопросы друг с другом и слишком долго думатькак правило, пер­вая реакция самая верная. Можно также напомнить, что до­стоверность результатов зависит от объективности самооцен­ки: важно адекватно оценить свои умения.

Наибольшее количество баллов говорит о предпочтении карой-то профессии. Чем больше сумма, тем ярче выражена склонность к профессии. Результат меньше 20 баллов по всем пяти группам говорит о неготовности к выбору профессии. Этим ребятам необходима индивидуальная консультация.

На какие пять групп делятся профессии по предметам тру­да? Попробуйте проанализировать вопросы и понять, какие типы профессий соответствуют каждому из пяти столбиков?

Если ребята испытывают затруднения, учитель рассказы­вает, какой тип профессии соответствует каждой колонке, приводит примеры.

Если определить сферу своей будущей деятельности по этому тесту учащиеся могут самостоятельно, то сказать кон­кретно, какого типа профессия ему подходит, может только учитель в ходе индивидуальной экспресс-консультации.

Как правило, за урок удается каждому сказать, какая про­фессия ему подходит, если сам ученик готов к осознанному выбору профессии.

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Соотнесите результаты тестирования со своим выбором (если он есть); запишите свои соображений по этому поводу.


И УРОК. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОГРАММА

I. БЕСЕДА

Одним из важнейших источников информации о профес­сии являются профессиограммы. Профессиограмма — ха­рактеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к лич­ным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схе­ме:

название профессии;

вид труда (ручной, механизированный, автоматизирован­ный, интеллектуальный и т. д.);

предмет труда и продукт труда;

знания и умения, необходимые для выполнения работы;

условия работы;

медицинские противопоказания;

требования к человеку;

пути получения профессии.

Учащиеся записывают схему профессиограммы.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Игра «Аукцион».

Б начале игры школьники объединяются в две численно равные команды — «Оптимистов» и «Скептиков». Предвари­тельно уточняется значение этих слов. Затем учитель назы­вает несколько профессий разных типов (по типологии Е.А. Климова) и предлагает участникам команд с учетом своей роли назвать максимальное количество их позитивных или негативных характеристик.

Для подготовки дается не более 10 мин. За это время учас­тники могут посоветоваться друг с другом, навести необходи­мые справки в заранее подобранной литературе. При ответе им необходимо осветить следующее (составить профессиог-рамму): какое значение имеет данная профессия для обще­ства? Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной — в ней используется? Назвать объект труда, ко­нечный результат работы, примерную зарплату. Охарактери­зовать условия работы. Предполагает ли эта профессия ин­тенсивное общение с людьми? Имеет ли она медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать че­ловек, выбравший эту профессию? Где ее можно получить?

Учитель может использовать доску или стенд для записи вопросов. Команды выступают по очереди. За каждую обо­снованную характеристику получают 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Нередко при разборе профессии одна и та же характери­стика рассматривается и как положительная, и как отрица­тельная. В этом случае побеждает команда, аргументы ко­торой более весомы. Для того чтобы представление о про­фессии было более полным, учитель может задать наводя­щие вопросы или назвать недостающие характеристики.

В заключение учитель обращается к играющим с вопро­сами: кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Кому в команде она больше подходит и почему? Что вас особенно привлекает в ней? Насколько корректно и продуктивно про­ходило обсуждение? Как вы оцениваете успешность рабо­ты в группе?

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте профессиограмму любой профессии; повтори­те пройденный материал и подготовьтесь к заключительно­му уроку.

 

Й УРОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Класс делится на группы по 5-6 человек. Составьте кроссворд «Как выбирать профессию», зашиф­ровав 10—15 понятий, с которыми вы познакомились на уроках. Можно пользоваться записями и справочниками. На работу отводится 20 минут.

Перед работой учитель напоминает правила ведения груп­повой дискуссии или пишет их на доске.

Во время работы он наблюдает за ходом дискуссии. Не­плохо бы записать ее на видеокамеру. Когда работа над составлением кроссвордов закончена, команды меняются ими, после чего отгадывают их.

Затем учитель дает ребятам возможность самим оценить успешность выполнения работы.


СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Комментарий для ведущих

Цель — актуализация процесса профессионального само­определения, расширение границ восприятия самого себя и других людей, пробуждение потребности в самосовер­шенствовании.

При грамотном использовании складывающихся в процессе тренинга ситуаций может произойти коррекция самооцен­ки учащихся и выработка навыков социально приемлемого поведения.

Как и любое игровое взаимодействие, тренинг исключает авторитарные методы ведения. Важнейшим качеством ве­дущего (учителя) является профессиональный такт по отно­шению к участникам. Его задача — направлять в русло сю­жета, отслеживать реакции участников тренинга и подво­дить их к самостоятельному осмыслению возникших ситуа­ций. Поэтому целесообразнее проводить подобные тренинги вдвоем, заранее распределив свои роли.

Принципы комплектования группы определяются ведущи­ми. Оптимальное число — 9—12 человек. Тренинг прово­дится в течение трех дней по 3—4 часа в зависимости от состояния участников и условий проведения. Использова­ние видеоаппаратуры увеличивает эффективность, но тре­бует дополнительного времени на просмотр и обсуждение.

Для тренинга характерна двуплановость, то есть сочета­ние условности игровой ситуации и реального поведения участников. При этом игровое поведение может совпасть с реальным решением проблемы.

Динамическим стержнем является игровой конфликт, реа­лизуемый через специально заданные роли, которые не дол­жны быть травмирующими для участников и вызывать меж­личностные конфликты. Одним из элементов ведения тре­нинга является создание некоторой зоны неопределеннос­ти. Поэтому невозможно провести два одинаковых тренинга.

Репетиция поведения — основная методика, состоящая из ролевого проигрывания ситуаций, создающих опреде­ленные сложности для участников.

Эта игра включает в себя элементы личностного и сензитивного тренинга, телесной терапии, поэтому рекоменду­ется изучить эти виды тренингов. Кроме того, ведущие должны обладать педагогическим тактом и запасом знаний по психологии и физиологии подростка, быть готовыми к имп­ровизации и руководствоваться принципом «не навреди».

Й день

Участники тренинга образуют круг в достаточно простор­ном помещении (актовый зал, просторный класс или другая комната). Ведущий обращается к участникам тренинга.

Наша группа будет работать в течение трех дней и станет своеобразным театром, где каждый получит возможность сыграть какие-то роли и почувствовать, насколько они ему подходят. Материалом для ваших наблюдений станет соб­ственное поведение, чувства и реакции.

Несмотря на то, что мы имеем определенный сценарий, ход тренинга невозможно предугадать. Любая группа уни­кальна, и поэтому опыт, приобретенный вами во время это­го взаимодействия, неповторим.

Моя задача — направлять действие в русло сюжета. Не ждите от меня ни оценок, ни комментариев. От вас же тре­буется только определенная игровая активность и выполне­ние несложных правил.

«Здесь и теперь» — важно только то, что с нами происхо­дит в круге; постарайтесь отвлечься от всего, что еще вчера вас сближало или разъединяло, и взгляните по-новому на себя и своих товарищей.

«Умей слушать другого» — не перебивай, не оценивай, не комментируй.

«Храни тайну» — не делай достоянием других то, что ка­сается только присутствующих.

Правила можно написать на плакате и закрепить на вид­ном месте.

Для начала я прошу каждого не просто представиться, а изобразить с помощью мимики и жестов какую-нибудь про­фессию. Остальные постараются ее отгадать.

Упражнение рассчитано на 5-10 минут.

Участники тренинга по очереди выполняют упражнение. Ученика, которому трудно сразу выполнить это задание, можно пропустить и вернуться к нему тогда, когда более уверенные в себе одноклассники закончат работу. Если всем ребятам трудно сделать это, ведущий показывает, как это делается. Цели тренинга могут быть достигнуты только в атмосфере доверия и непринужденности. Необходимо по­ощрять даже самые незначительные успехи, причем реко­мендуется использовать как вербальные, так и невербаль­ные способы поощрения (мимика и жесты). Критические замечания в адрес участников тренинга недопустимы.

 

(Затем проводится упражнение, подробное описание ко­торого см. «Школьный психолог», №№ 13-14, 47, 1998.)

 

 

Й день

Ведущего не должно смущать, если число участников тре­нинга уменьшится. «Потери» в два-три человека вполне ес­тественны и не могут повлиять на ход тренинга. Более того, такой отсев необходим, так как в результате остаются са­мые заинтересованные участники.

После того как учащиеся рассаживаются в круг, ведущий обращается к ним примерно с такими словами.

Мы очень рады снова видеть вас. У вас было время обду­мать вчерашние события и решить, стоит ли продолжать этот тренинг, нужен ли он вам. В таком составе мы поработаем еще два дня и придем к результату, который может стать неожиданным не только для вас, но и для нас.

Мы должны предупредить, что не все открытия, возмож­но, будут для вас приятны. Но ведь лучше пережить непри­ятную ситуацию в игре, чем неожиданно столкнуться с ней в жизни. Не забывайте, что это всего лишь игра.

Вчера вы получили возможность проявить себя в экстре­мальных ситуациях. Несмотря на то, что это была игра, каж­дый в какой-то мере испытал стресс, вызванный необходи­мостью принимать решение. Мы уже говорили о том, что каждый испытал в тот момент. Сегодня я предлагаю решить, кто, на ваш взгляд, лучше всех справился с ролью вожака? Кому хотелось подчиняться и почему? Кого бы вы хотели видеть в роли вожака? Подумайте над этим.

Учитель делает на 2—3 минуты паузу, дающую возмож­ность вспомнить впечатления вчерашнего дня.

А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам.

На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного. В первый раз выбора может не произойти, так как могут найтись стеснительные. В таком случае процеду­ра повторяется. Как правило, выбирают не одного, а двух или трех человек.

Конечно, такой серьезный вопрос, как выборы вождя, простым голосованием не решается. Чтобы не ошибиться, мы устроим кандидатам небольшой экзамен, а уж затем ре­шим, кто больше подходит для этой роли.

Предлагается найти выход из следующих ситуаций:

1. Вождь, беда! На лагерь напали дикие обезьяны! Что нам делать?

2. Вождь, случилось несчастье! Вот этот человек поддер­живал огонь сегодня ночью и заснул. Теперь мы остались без огня! Что нам делать?

3. Вождь, опасность! Надвигается шторм! Наше жилище разнесет ветром, а нас самих смоет в океан! Что нам делать?

4. Вождь, почему такая несправедливость? Одни работа­ют с утра до ночи, добывают пищу, строят жилище, а другие только загорают и едят бананы?

5. Вождь, у нас опять беда! Пропали два человека. Мы их не видели со вчерашнего вечера. Может быть, их унесло в океан или на них напали дикие звери? Что нам делать?

6. Вождь, я пришел к тебе за справедливостью. Вот этот человек украл у меня кокос, который я с таким трудом дос­тал. Накажи его!

В зависимости от количества претендентов, им предлага­ется от одной до трех ситуаций. Задания могут быть запи­саны на листах и вручены кандидатам в вожди или пред­ставлены в виде сценок, разыгрываемых остальными участ­никами тренинга. Упражнение занимает от 20 до 30 минут. Если разыгрываются сценки, то целесообразно снять их на видеокамеру.

Уже сейчас у вас, наверное, сложилось определенное мнение о характере каждого вождя, о стиле его руковод­ства. Но прежде чем принять окончательное решение, мы посмотрим эти сценки в записи. Обратите внимание на осо­бенности поведения каждого кандидата. Что вам нравится, а что вызывает раздражение, протест? Согласны ли вы с принятыми решениями, или можете предложить свой вари­ант? Как оценивают свое поведение сами вожди? Хотелось бы им теперь поступить иначе и почему? Кому после про­смотра захотелось выставить свою кандидатуру и почему? А кому расхотелось?

Как и в первый раз, на счет «три» вы покажете пальцем на того, кого хотели бы видеть своим вождем. Раз, два, три!

Если и в этот раз будут выбраны два человека (или боль­ше), то можно устроить между ними соревнование, в ходе которого определится достойнейший. На этот случай у ве­дущих в запасе должны быть упражнения или задания на сообразительность, находчивость, быстроту реакции. На грудь победителю прикалывается карточка с надписью «вождь», значок или другой опознавательный знак.

Теперь, когда у нас есть вождь, на плечи которого можно переложить ответственность за порядок на острове, поду­маем и о том, какую пользу может принести каждый из вас в этих условиях. Существует ряд действий, без которых нам не выжить на этом острове. Давайте решим, чем следует заняться в первую очередь.

Ребята во главе с вождем должны попытаться самостоя­тельно обрисовать те проблемы, с которыми они могут столкнуться на острове. Если у них это вызывает затруднения, ведущий может деликатно помочь. Когда обсуждение за­кончено, ведущий вновь обращается к ребятам.

Итак, вы обозначили круг первоочередных задач. Это стро­ительство жилья, питание, оказание медицинской помощи, охота, наблюдение на воде и суше, защита от возможного нападения, создание благоприятного микроклимата в кол­лективе и другое. Возможно, кто-то не найдет себе заня­тия, которому мечтал посвятить свою жизнь. Но не забывай­те, что ситуация у нас условная и исходить следует из того, что необходимо для вашего выживания. Шансы спастись увеличатся, если каждый будет делать то, что у него получа­ется лучше, чем у других. Подумайте, в каком качестве вы могли бы сейчас принести максимальную пользу?

Пауза 2—3 минуты, в течение которой участники тренинга должны осмыслить сложившуюся ситуацию.

Вакансий меньше, чем претендентов. Это значит, что у нас, как в любом здоровом обществе, будет конкуренция. Работа достанется тому, кто успешней справится с предло­женным заданием. Последнее слово остается за вождем.

В нашем положении особое значение имеет роль наблю­дателя. Его задача — вовремя заметить пролетающий само­лет или проплывающий корабль и дать сигнал. Следовательно, человек, претендующий на эту роль, должен быть предель­но собранным и терпеливым, обладать прекрасным зрени­ем и вниманием.

Тем, кто стремится занять эту должность, предлагается следующее задание. Все встают и начинают делать какие-то несложные упражнения. По команде ведущего вся груп­па неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а наблюдатели стараются запомнить всех. В течение минуты изучив позы и внешний вид участников, они закры­вают глаза или выходят из комнаты. В это время вождь или ведущий вносит небольшие изменения в прическу или одеж­ду кого-то из присутствующих. Задача наблюдателей — как можно быстрее найти это изменение. Победителю предла­гается ответить, какими способами он будет подавать сиг­нал, если заметит самолет или корабль. Вождь решает, кто будет наблюдателем, и прикалывает на грудь победителю карточку с надписью «дозорный».

А сейчас встаньте, пожалуйста, в круг. Попробуйте с по­мощью мимики и жестов изобразить какое-нибудь живот­ное. Желательно, чтобы другие поняли, кого вы изображае­те. Но не это главное. Главное, чтобы вы смогли воспроиз­вести в нужный момент не только свои движения, но и дви­жения других. Итак, сейчас по очереди вы изображаете свое животное и стараетесь запомнить движения других. Затем один из вас по моей команде еще раз покажет свое упраж­нение, а вслед за ним скопирует кого-то из своих товари­щей. Тот, кого только что скопировали, повторяет свое дви­жение, а потом движение какого-нибудь другого участни­ка. Упражнение проводится в достаточно высоком темпе. Тот, кто ошибся и не сумел быстро и правильно воспроиз­вести свое или чужое движение, выбывает из игры.

Следующая вакансия для тех, у кого хорошая реакция и координация движений, кто не боится опасности и при этом осторожен — для охотников. Кандидаты в охотники расска­зывают о повадках тех самых животных, которых только что изображали. Если ответ достаточно полон (это решает вождь), охотник имеет право на «выстрел»: на вытянутые ладони охотника «зверь» кладет свои лапы и по команде вождя или ведущего должен успеть их отдернуть. Задача охотника — успеть нанести удар. Вождь определяет победителя и вру­чает ему карточку с надписью «охотник».

Следующий конкурс можно совместить с чаепитием, так как к этому времени ребята могут проголодаться. В этом случае надо заранее позаботиться о продуктах. Будущие повара готовят угощение из имеющихся продуктов, серви­руют стол и рекламируют свое мастерство. Если условия не позволяют этого сделать, используется другой вариант.

В этом конкурсе принимают участие будущие повара. Я им раздам карточки с названиями тропических фруктов, животных, водорослей и моллюсков, употребляемых в пищу. Из этого набора продуктов они должны приготовить обед, который понравился бы всем. Свой выбор нужно обосно­вать. Можно сделать обед, одинаковый для всех, а можно учесть индивидуальные вкусы. При подведении итогов бу­дет учитываться мнение каждого, но окончательное реше­ние примет вождь, который и наградит счастливчика кар­точкой с надписью «повар».

«Приготовление обеда» занимает 5—10 минут в зависи­мости от условий проведения конкурса и от количества уча­стников.

Сегодняшний день подходит к концу. Каждый из вас имел возможность побывать в необычайной ситуации, увидеть что-то новое в себе или в своих товарищах. Кому-то уже уда­лось найти применение своим способностям, кому-то еще предстоит это сделать.

Сейчас мы сядем у костра и помолчим, глядя на пламя. Вы «прокрутите» перед мысленным взором события, которые произошли сегодня, вспомните, что вы испытывали, срав­ните с вашими сиюминутными ощущениями.

В центре круга на подставке устанавливается свеча. Ее пламя должно находиться на уровне глаз. Желательно, чтобы в поме­щении был полумрак. Участники тренинга удобно располага­ются, закрывают глаза и расслабляются. По команде «начали» все открывают глаза и начинают пристально, но расслабленно созерцать пламя свечи. Время работы —1—5 минут.

Заключительная часть второго дня тренинга является осо­бо значимой для продвижения группы и требует от веду­щих умения почувствовать состояние группы в целом и каж­дого участника в частности, найти нужные слова, которые невозможно заготовить заранее.

Й день

Сегодня — наша последняя встреча на острове, ставшем на какое-то время нашим общим домом. Несмотря на то что все вы находитесь в одинаковых условиях, вы по-разному може­те воспринимать происходящее. Это показала и наша вче­рашняя беседа у импровизированного костра. Все мы нахо­димся в искусственной ситуации, которая требует от каждо­го мобилизации всех его умений и качеств. Для кого-то вы­нужденное общение становится пыткой, а кто-то ухитряется найти в нем не только полезные, но и приятные моменты.

Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, возни­кающее между двумя людьми, когда они перестают чувство­вать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противо­положное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание.

Далее следует упражнение-миниатюра, с помощью кото­рого решается задача перехода от отчуждения к контакту.

Двое игроков распределяют между собой роли «заморо­женного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в ана­биоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора» — за минуту вывести партнера из анабиоза, оживить его. «Реаниматор» не имеет права при­касаться к «замороженному». Он располагает только сло­вом, мимикой и жестами.

Признаками успешной работы «реаниматора» можно счи­тать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие признаки жизни. Когда все желающие про­верят себя в ролях «замороженного» и «реаниматора», мож­но подвести итог.

Теперь, когда все «разморожены», мы можем двигаться дальше в нашем тренинге. На сегодняшний день только че­тыре человека определили свое место в группе: вождь, на­блюдатель, охотник и повар. Для нормальной жизнедеятель­ности нам необходимы строитель, врач, портной.

В задачи строителя входит разработка проектов жизнен­но необходимых строений и общее руководство строитель­ством. Следовательно, человек, претендующий на эту дол­жность, должен обладать не только талантом конструктора, архитектора, но и быть хорошим организатором. Сейчас кандидаты на эти должности наберут себе бригаду.

«Комплектование» бригад занимает 3-5 минут.

Теперь, когда бригады укомплектованы, конструкторы получают одинаковые наборы строительных материалов, из которых и предстоит воздвигнуть спроектированные ими сооружения. Мы ограничиваем команды только во времени — 5 минут. Остальное — стиль руководства бригадой, мето­ды и приемы строительства, выбор объекта — зависит от конструктора.

Вождь, как и ведущие, будет внимательно наблюдать за ходом строительства, так как ему предстоит определить победителя и в этом конкурсе.

При выявлении победителя следует обратить внимание на такие моменты: оценка проекта с точки зрения практич­ности и надежности в данных условиях; качество работы; слаженность действий строителей; аргументация конструк­тора при защите своего проекта. Чем отличался стиль рабо­ты победившей команды? А стиль руководства победивше­го конструктора?

В обсуждении принимают участие все, но последнее сло­во остается за вождем. После принятия решения ведущий может поинтересоваться: все ли согласны с решением вож­дя? Если нет, то почему?

Ведущий не должен бояться стихийно возникшей дискус­сии, поскольку она дает богатый материал для наблюдения и импровизации.

Поскольку на самом деле в строительстве будут прини­мать участие все без исключения, мы поиграем в игру, ко­торая называется «Кирпич». Расположите руки на неболь­шом расстоянии друг от друга ладонями внутрь и почув­ствуйте пространство между ладонями. Сближайте и отде­ляйте руки до тех пор, пока не возникнут необычные ощу­щения. Это может быть пульсация в ладонях или уплотне­ние пространства, изменение температуры, покалывание.

Границы силового поля становятся все более определен­ными, и в конце концов многие начинают чувствовать, что удерживают между ладонями невидимый «кирпич».

После этого главный конструктор осторожно передает свой «кирпич» соседу слева и так далее. Конструктор задает темп, передавая «кирпичи» по кругу до тех пор, пока движения всех не станут автоматическими.

Выполнение упражнения занимает 5—8 минут. Здесь очень важно уловить момент, когда его следует закончить: когда уже стало получаться, но еще не надоело. После заверше­ния упражнения все садятся в круг, и ведущий обращается к ребятам с вопросами.

Расскажите о своих ощущениях. Что чувствуют ваши руки? Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? В какой мо­мент вы уловили ритм движения? Что было приятней — брать кирпич или отдавать?

Момент отслеживания собственных ощущений очень ва­жен, поэтому необходимо дать возможность каждому выска­заться, пусть даже кому-то сделать это будет не просто. Следует поощрять интересные, необычные высказывания. Осо­бое внимание ведущие должны уделить тем, кому в силу сво­их личностных особенностей трудно включиться в разговор, сформулировать свою мысль или выразить свои ощущения.

Следующее упражнение проводится без всякой подго­товки, так как рассчитано на эффект внезапности.

Случилось несчастье — нашего вождя ужалила кобра. Что делать? Если в течение минуты не будет оказана помощь, он погибнет. Кто спасет человека?

Это конкурс самый короткий и самый непредсказуемый. Кто из участников тренинга проявил готовность помочь дру­гому? Насколько профессиональны были его действия? Что заставило его взять инициативу в свои руки? Был ли он уве­рен в себе, спасая человека? Что чувствовал пациент? Страх или надежду? Готов ли этот человек взять на себя такую миссию — лечить людей? Могут ли остальные доверить ему свое здоровье? Окончательное решение принимается вож­дем и зависит от ответов на поставленные вопросы.

Человеку, спасшему вождя, на грудь прикалывается кар­точка с надписью «врач».

Ведущего не должно смущать, если такого человека не найдется. Все ситуации предугадать невозможно, поэтому ведущий должен обладать искусством импровизации.

Последняя вакансия на нашем острове условно называет­ся портной. Этот человек должен обладать безукоризнен­ным вкусом. Его задача — не только одевать путешествен­ников в соответствии с погодными условиями и их стилем, но и вносить в их жизнь красоту и гармонию, эстетизиро­вать действительность. Кандидаты на эту должность должны совмещать в себе задатки дизайнера и модельера с практи­ческими навыками, позволяющими реализовать замыслы.

Суть конкурса: из предложенных материалов изготовить практичную и красивую одежду для обитателей острова и рассказать о ней. На выполнение задания отводится 5 ми­нут. Оцениваются удобство, простота изготовления в ре­альных условиях и красота. Победителю конкурса присваи­вается звание модельера.

А сейчас, когда все вакансии заняты, хотелось бы обра­титься к «безработным». Попробуйте вместе осмыслить свое положение в этой ситуации. Все вы, наверное, воспринима­ете его по-разному. Кто-то, условно назовем его «сачок», очень доволен своим положением, а другой, может быть, расстроен и нуждается в утешении. Несмотря на то, что у нас игровая ситуация, проблема, на которую мы вышли, вполне реальна. Кому-то в этой игре повезло, и он занял свою нишу. Но где гарантия, что так же удачно все сложится и в реальной жизни? В ходе тренинга вы столкнулись с тем, что не всегда ваши предложения оказываются востребованы. Возможно, обществу просто не нужно то, что вы можете предложить. За вами всегда остается право выбора. Человек имеет не только право на труд, но и право на безработицу. Но если он сдела­ет этот выбор, он уже не сможет ничего требовать от обще­ства, потому что сам ничего не может предложить взамен на рынке труда. А если ему есть что предложить, возникает еще одна проблема — конкуренция, то есть опасность, что на ва­шем пути встанет человек, который может делать то же, что и вы, но более профессионально.

Ведущий должен вызвать ребят на откровенный разговор о проблеме безработицы. Независимо от хода дискуссии, она будет полезна для понимания проблемы и невольно заставит задуматься о своем будущем.

Кажется, наши испытания подходят к концу. Мы так ув­леклись дискуссией, что не сразу заметили вертолет. Это спасение!

Пока он не приземлился, у нас есть возможность сделать фотографию на память.

Возможные варианты: вождь выстраивает всех в соответствии с их социальным статусом или каждый находит свое место.

Когда построение закончено, ведущий может задать воп­рос: кому хотелось бы встать на другое место? Что ему не нравится?

Как мы говорили ранее, весь ход тренинга может быть отснят на видеопленку. По окончании каждого упражнения можно ее посмотреть и обсудить, что получилось. Во время просмотра материала фиксируется активность или пассив­ность участников тренинга, их состояние, эмоциональная вовлеченность. Можно вернуться к началу тренинга и по­смотреть еще раз обсуждение выбора предметов.

Как изменились роли участников, их поведение? Расска­жите, пожалуйста, о своих ощущениях. Произошла ли ка­кая-нибудь перемена в вас за эти три дня? А в ваших това­рищах? Изменились ли ваши отношения друг к другу и если да, то как? Удалось ли вам узнать что-то новое о себе или о других людях? Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии, как и почему? Не жалеете ли вы, что приняли участие в этом тренинге?

С вертолетом возникла проблема. Такой большой груз он не сможет поднять. Какие будут предложения?

Подобный поворот может быть неожиданным для ребят, которые настроились на завершение работы. Как говорил Штирлиц, запоминается сказанное в начале и в конце. Ре­бятам предлагается оставить на острове то, что мешает им. Это может быть неуверенность, обидчивость, тщеславие. Возможно, о существовании каких-то качеств ребята узна­ли в ходе тренинга. Может быть, тренинг подтвердил их собственные представления о себе. Или опроверг.

Я прошу каждого из вас вспомнить, какие важные именно для вас события произошли в эти три дня. Какие открытия вы сделали? От каких качеств или привычек вы бы хотели избавиться? Чем больше ненужного мы оставим на острове, тем легче нам будет подниматься.

Каждый из ребят записывает на листке бумаги свои вред­ные привычки, черты характера, от которых хотел бы изба­виться. Листки бумаги сжигаются в центре круга или рвутся на мелкие клочки.

Приведенные вопросы являются приблизительными и слу­жат для активизации высказываний учащихся. Чем меньше будет говорить сам ведущий, тем лучше. Активность и рас­кованность ребят можно считать признаками удачно прове­денного тренинга.

В заключение ведущий обращается к участникам тренинга.

Я благодарю всех вас за то, что все три дня мы были вме­сте. Надеемся, что за эти три дня вы стали немного мудрее, внимательнее к себе и к другим. Возможно, кто-то из вас задумается над вещами, до этого казавшимися бесспорны­ми. Кто-то, наоборот, нашел ответ на мучивший его вопрос. В любом случае вы поднялись на новую ступень в трудном и всегда болезненном процессе самопознания. Главное, что­бы вы не останавливались на этом пути. Мы желаем вам сме­лости и терпения. До свидания!

Дети, которые будут ждать от этого тренинга чуда, то есть мгновенного решения профориентационных или личных проблем, возможно, будут разочарованы. Подобная форма работы с подростками — всего лишь фрагмент сложной и кропотливой работы профконсультанта, поэтому в тех шко­лах, где еще не сложилась система профориентационной работы, проведение подобных тренингов может превратить­ся в разновидность внеклассного времяпрепровождения. Но даже в этом случае участники тренинга рано или поздно почувствуют определенный положительный эффект, если человек, взявшийся за его проведение, будет руководство­ваться принципом «не навреди».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.83.121 (0.089 с.)