Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Й урок. Способности и профессиональная пригодность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. БЕСЕДА Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Профпригод-ность — это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность в овладении профессией и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат прежде всего способности человека. Под этим термином понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в профессиональной деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений. В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, ведь мы не знаем, сколько труда потратил тот или иной человек. Итак, способности — это возможность достижения высокого уровня мастерства. Различают общие и специальные способности. Какие способности, по-вашему, можно считать общими? А специальными? Общие способности — это такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех видах деятельности. Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге деятельности. К ним относятся музыкальный слух, зрительная и слуховая память, способность к сопереживанию, особая чувствительность рук и многие другие. Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности. Высший уровень профессиональной пригодности подразумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании. В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой профессии способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замечательном свойстве человеческой психики — компенсации. Компенсация способностей — это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе. Й УРОК. ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Ребятам предлагается методика «Опросник профессиональной готовности» Л.И. Кабардовой, раздаются опросники, бланки и дается обычная инструкция. На выполнение методики требуется 20—25 минут. Учащимся следует напомнить, что нельзя обсуждать вопросы друг с другом и слишком долго думать — как правило, первая реакция самая верная. Можно также напомнить, что достоверность результатов зависит от объективности самооценки: важно адекватно оценить свои умения. Наибольшее количество баллов говорит о предпочтении карой-то профессии. Чем больше сумма, тем ярче выражена склонность к профессии. Результат меньше 20 баллов по всем пяти группам говорит о неготовности к выбору профессии. Этим ребятам необходима индивидуальная консультация. На какие пять групп делятся профессии по предметам труда? Попробуйте проанализировать вопросы и понять, какие типы профессий соответствуют каждому из пяти столбиков? Если ребята испытывают затруднения, учитель рассказывает, какой тип профессии соответствует каждой колонке, приводит примеры. Если определить сферу своей будущей деятельности по этому тесту учащиеся могут самостоятельно, то сказать конкретно, какого типа профессия ему подходит, может только учитель в ходе индивидуальной экспресс-консультации. Как правило, за урок удается каждому сказать, какая профессия ему подходит, если сам ученик готов к осознанному выбору профессии. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Соотнесите результаты тестирования со своим выбором (если он есть); запишите свои соображений по этому поводу. И УРОК. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОГРАММА I. БЕСЕДА Одним из важнейших источников информации о профессии являются профессиограммы. Профессиограмма — характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека. Все профессиограммы построены примерно по такой схеме: название профессии; вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный и т. д.); предмет труда и продукт труда; знания и умения, необходимые для выполнения работы; условия работы; медицинские противопоказания; требования к человеку; пути получения профессии. Учащиеся записывают схему профессиограммы.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Игра «Аукцион». Б начале игры школьники объединяются в две численно равные команды — «Оптимистов» и «Скептиков». Предварительно уточняется значение этих слов. Затем учитель называет несколько профессий разных типов (по типологии Е.А. Климова) и предлагает участникам команд с учетом своей роли назвать максимальное количество их позитивных или негативных характеристик. Для подготовки дается не более 10 мин. За это время участники могут посоветоваться друг с другом, навести необходимые справки в заранее подобранной литературе. При ответе им необходимо осветить следующее (составить профессиог-рамму): какое значение имеет данная профессия для общества? Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной — в ней используется? Назвать объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату. Охарактеризовать условия работы. Предполагает ли эта профессия интенсивное общение с людьми? Имеет ли она медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию? Где ее можно получить? Учитель может использовать доску или стенд для записи вопросов. Команды выступают по очереди. За каждую обоснованную характеристику получают 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Нередко при разборе профессии одна и та же характеристика рассматривается и как положительная, и как отрицательная. В этом случае побеждает команда, аргументы которой более весомы. Для того чтобы представление о профессии было более полным, учитель может задать наводящие вопросы или назвать недостающие характеристики. В заключение учитель обращается к играющим с вопросами: кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Кому в команде она больше подходит и почему? Что вас особенно привлекает в ней? Насколько корректно и продуктивно проходило обсуждение? Как вы оцениваете успешность работы в группе? III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте профессиограмму любой профессии; повторите пройденный материал и подготовьтесь к заключительному уроку.
Й УРОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Класс делится на группы по 5-6 человек. Составьте кроссворд «Как выбирать профессию», зашифровав 10—15 понятий, с которыми вы познакомились на уроках. Можно пользоваться записями и справочниками. На работу отводится 20 минут. Перед работой учитель напоминает правила ведения групповой дискуссии или пишет их на доске. Во время работы он наблюдает за ходом дискуссии. Неплохо бы записать ее на видеокамеру. Когда работа над составлением кроссвордов закончена, команды меняются ими, после чего отгадывают их. Затем учитель дает ребятам возможность самим оценить успешность выполнения работы. СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» Комментарий для ведущих Цель — актуализация процесса профессионального самоопределения, расширение границ восприятия самого себя и других людей, пробуждение потребности в самосовершенствовании. При грамотном использовании складывающихся в процессе тренинга ситуаций может произойти коррекция самооценки учащихся и выработка навыков социально приемлемого поведения. Как и любое игровое взаимодействие, тренинг исключает авторитарные методы ведения. Важнейшим качеством ведущего (учителя) является профессиональный такт по отношению к участникам. Его задача — направлять в русло сюжета, отслеживать реакции участников тренинга и подводить их к самостоятельному осмыслению возникших ситуаций. Поэтому целесообразнее проводить подобные тренинги вдвоем, заранее распределив свои роли. Принципы комплектования группы определяются ведущими. Оптимальное число — 9—12 человек. Тренинг проводится в течение трех дней по 3—4 часа в зависимости от состояния участников и условий проведения. Использование видеоаппаратуры увеличивает эффективность, но требует дополнительного времени на просмотр и обсуждение. Для тренинга характерна двуплановость, то есть сочетание условности игровой ситуации и реального поведения участников. При этом игровое поведение может совпасть с реальным решением проблемы. Динамическим стержнем является игровой конфликт, реализуемый через специально заданные роли, которые не должны быть травмирующими для участников и вызывать межличностные конфликты. Одним из элементов ведения тренинга является создание некоторой зоны неопределенности. Поэтому невозможно провести два одинаковых тренинга. Репетиция поведения — основная методика, состоящая из ролевого проигрывания ситуаций, создающих определенные сложности для участников. Эта игра включает в себя элементы личностного и сензитивного тренинга, телесной терапии, поэтому рекомендуется изучить эти виды тренингов. Кроме того, ведущие должны обладать педагогическим тактом и запасом знаний по психологии и физиологии подростка, быть готовыми к импровизации и руководствоваться принципом «не навреди». Й день Участники тренинга образуют круг в достаточно просторном помещении (актовый зал, просторный класс или другая комната). Ведущий обращается к участникам тренинга. Наша группа будет работать в течение трех дней и станет своеобразным театром, где каждый получит возможность сыграть какие-то роли и почувствовать, насколько они ему подходят. Материалом для ваших наблюдений станет собственное поведение, чувства и реакции. Несмотря на то, что мы имеем определенный сценарий, ход тренинга невозможно предугадать. Любая группа уникальна, и поэтому опыт, приобретенный вами во время этого взаимодействия, неповторим. Моя задача — направлять действие в русло сюжета. Не ждите от меня ни оценок, ни комментариев. От вас же требуется только определенная игровая активность и выполнение несложных правил. «Здесь и теперь» — важно только то, что с нами происходит в круге; постарайтесь отвлечься от всего, что еще вчера вас сближало или разъединяло, и взгляните по-новому на себя и своих товарищей. «Умей слушать другого» — не перебивай, не оценивай, не комментируй. «Храни тайну» — не делай достоянием других то, что касается только присутствующих. Правила можно написать на плакате и закрепить на видном месте. Для начала я прошу каждого не просто представиться, а изобразить с помощью мимики и жестов какую-нибудь профессию. Остальные постараются ее отгадать. Упражнение рассчитано на 5-10 минут. Участники тренинга по очереди выполняют упражнение. Ученика, которому трудно сразу выполнить это задание, можно пропустить и вернуться к нему тогда, когда более уверенные в себе одноклассники закончат работу. Если всем ребятам трудно сделать это, ведущий показывает, как это делается. Цели тренинга могут быть достигнуты только в атмосфере доверия и непринужденности. Необходимо поощрять даже самые незначительные успехи, причем рекомендуется использовать как вербальные, так и невербальные способы поощрения (мимика и жесты). Критические замечания в адрес участников тренинга недопустимы.
(Затем проводится упражнение, подробное описание которого см. «Школьный психолог», №№ 13-14, 47, 1998.)
Й день Ведущего не должно смущать, если число участников тренинга уменьшится. «Потери» в два-три человека вполне естественны и не могут повлиять на ход тренинга. Более того, такой отсев необходим, так как в результате остаются самые заинтересованные участники. После того как учащиеся рассаживаются в круг, ведущий обращается к ним примерно с такими словами. Мы очень рады снова видеть вас. У вас было время обдумать вчерашние события и решить, стоит ли продолжать этот тренинг, нужен ли он вам. В таком составе мы поработаем еще два дня и придем к результату, который может стать неожиданным не только для вас, но и для нас. Мы должны предупредить, что не все открытия, возможно, будут для вас приятны. Но ведь лучше пережить неприятную ситуацию в игре, чем неожиданно столкнуться с ней в жизни. Не забывайте, что это всего лишь игра. Вчера вы получили возможность проявить себя в экстремальных ситуациях. Несмотря на то, что это была игра, каждый в какой-то мере испытал стресс, вызванный необходимостью принимать решение. Мы уже говорили о том, что каждый испытал в тот момент. Сегодня я предлагаю решить, кто, на ваш взгляд, лучше всех справился с ролью вожака? Кому хотелось подчиняться и почему? Кого бы вы хотели видеть в роли вожака? Подумайте над этим. Учитель делает на 2—3 минуты паузу, дающую возможность вспомнить впечатления вчерашнего дня. А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам. На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного. В первый раз выбора может не произойти, так как могут найтись стеснительные. В таком случае процедура повторяется. Как правило, выбирают не одного, а двух или трех человек. Конечно, такой серьезный вопрос, как выборы вождя, простым голосованием не решается. Чтобы не ошибиться, мы устроим кандидатам небольшой экзамен, а уж затем решим, кто больше подходит для этой роли. Предлагается найти выход из следующих ситуаций: 1. Вождь, беда! На лагерь напали дикие обезьяны! Что нам делать? 2. Вождь, случилось несчастье! Вот этот человек поддерживал огонь сегодня ночью и заснул. Теперь мы остались без огня! Что нам делать? 3. Вождь, опасность! Надвигается шторм! Наше жилище разнесет ветром, а нас самих смоет в океан! Что нам делать? 4. Вождь, почему такая несправедливость? Одни работают с утра до ночи, добывают пищу, строят жилище, а другие только загорают и едят бананы? 5. Вождь, у нас опять беда! Пропали два человека. Мы их не видели со вчерашнего вечера. Может быть, их унесло в океан или на них напали дикие звери? Что нам делать? 6. Вождь, я пришел к тебе за справедливостью. Вот этот человек украл у меня кокос, который я с таким трудом достал. Накажи его! В зависимости от количества претендентов, им предлагается от одной до трех ситуаций. Задания могут быть записаны на листах и вручены кандидатам в вожди или представлены в виде сценок, разыгрываемых остальными участниками тренинга. Упражнение занимает от 20 до 30 минут. Если разыгрываются сценки, то целесообразно снять их на видеокамеру. Уже сейчас у вас, наверное, сложилось определенное мнение о характере каждого вождя, о стиле его руководства. Но прежде чем принять окончательное решение, мы посмотрим эти сценки в записи. Обратите внимание на особенности поведения каждого кандидата. Что вам нравится, а что вызывает раздражение, протест? Согласны ли вы с принятыми решениями, или можете предложить свой вариант? Как оценивают свое поведение сами вожди? Хотелось бы им теперь поступить иначе и почему? Кому после просмотра захотелось выставить свою кандидатуру и почему? А кому расхотелось? Как и в первый раз, на счет «три» вы покажете пальцем на того, кого хотели бы видеть своим вождем. Раз, два, три! Если и в этот раз будут выбраны два человека (или больше), то можно устроить между ними соревнование, в ходе которого определится достойнейший. На этот случай у ведущих в запасе должны быть упражнения или задания на сообразительность, находчивость, быстроту реакции. На грудь победителю прикалывается карточка с надписью «вождь», значок или другой опознавательный знак. Теперь, когда у нас есть вождь, на плечи которого можно переложить ответственность за порядок на острове, подумаем и о том, какую пользу может принести каждый из вас в этих условиях. Существует ряд действий, без которых нам не выжить на этом острове. Давайте решим, чем следует заняться в первую очередь. Ребята во главе с вождем должны попытаться самостоятельно обрисовать те проблемы, с которыми они могут столкнуться на острове. Если у них это вызывает затруднения, ведущий может деликатно помочь. Когда обсуждение закончено, ведущий вновь обращается к ребятам. Итак, вы обозначили круг первоочередных задач. Это строительство жилья, питание, оказание медицинской помощи, охота, наблюдение на воде и суше, защита от возможного нападения, создание благоприятного микроклимата в коллективе и другое. Возможно, кто-то не найдет себе занятия, которому мечтал посвятить свою жизнь. Но не забывайте, что ситуация у нас условная и исходить следует из того, что необходимо для вашего выживания. Шансы спастись увеличатся, если каждый будет делать то, что у него получается лучше, чем у других. Подумайте, в каком качестве вы могли бы сейчас принести максимальную пользу? Пауза 2—3 минуты, в течение которой участники тренинга должны осмыслить сложившуюся ситуацию. Вакансий меньше, чем претендентов. Это значит, что у нас, как в любом здоровом обществе, будет конкуренция. Работа достанется тому, кто успешней справится с предложенным заданием. Последнее слово остается за вождем. В нашем положении особое значение имеет роль наблюдателя. Его задача — вовремя заметить пролетающий самолет или проплывающий корабль и дать сигнал. Следовательно, человек, претендующий на эту роль, должен быть предельно собранным и терпеливым, обладать прекрасным зрением и вниманием. Тем, кто стремится занять эту должность, предлагается следующее задание. Все встают и начинают делать какие-то несложные упражнения. По команде ведущего вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а наблюдатели стараются запомнить всех. В течение минуты изучив позы и внешний вид участников, они закрывают глаза или выходят из комнаты. В это время вождь или ведущий вносит небольшие изменения в прическу или одежду кого-то из присутствующих. Задача наблюдателей — как можно быстрее найти это изменение. Победителю предлагается ответить, какими способами он будет подавать сигнал, если заметит самолет или корабль. Вождь решает, кто будет наблюдателем, и прикалывает на грудь победителю карточку с надписью «дозорный». А сейчас встаньте, пожалуйста, в круг. Попробуйте с помощью мимики и жестов изобразить какое-нибудь животное. Желательно, чтобы другие поняли, кого вы изображаете. Но не это главное. Главное, чтобы вы смогли воспроизвести в нужный момент не только свои движения, но и движения других. Итак, сейчас по очереди вы изображаете свое животное и стараетесь запомнить движения других. Затем один из вас по моей команде еще раз покажет свое упражнение, а вслед за ним скопирует кого-то из своих товарищей. Тот, кого только что скопировали, повторяет свое движение, а потом движение какого-нибудь другого участника. Упражнение проводится в достаточно высоком темпе. Тот, кто ошибся и не сумел быстро и правильно воспроизвести свое или чужое движение, выбывает из игры. Следующая вакансия для тех, у кого хорошая реакция и координация движений, кто не боится опасности и при этом осторожен — для охотников. Кандидаты в охотники рассказывают о повадках тех самых животных, которых только что изображали. Если ответ достаточно полон (это решает вождь), охотник имеет право на «выстрел»: на вытянутые ладони охотника «зверь» кладет свои лапы и по команде вождя или ведущего должен успеть их отдернуть. Задача охотника — успеть нанести удар. Вождь определяет победителя и вручает ему карточку с надписью «охотник». Следующий конкурс можно совместить с чаепитием, так как к этому времени ребята могут проголодаться. В этом случае надо заранее позаботиться о продуктах. Будущие повара готовят угощение из имеющихся продуктов, сервируют стол и рекламируют свое мастерство. Если условия не позволяют этого сделать, используется другой вариант. В этом конкурсе принимают участие будущие повара. Я им раздам карточки с названиями тропических фруктов, животных, водорослей и моллюсков, употребляемых в пищу. Из этого набора продуктов они должны приготовить обед, который понравился бы всем. Свой выбор нужно обосновать. Можно сделать обед, одинаковый для всех, а можно учесть индивидуальные вкусы. При подведении итогов будет учитываться мнение каждого, но окончательное решение примет вождь, который и наградит счастливчика карточкой с надписью «повар». «Приготовление обеда» занимает 5—10 минут в зависимости от условий проведения конкурса и от количества участников. Сегодняшний день подходит к концу. Каждый из вас имел возможность побывать в необычайной ситуации, увидеть что-то новое в себе или в своих товарищах. Кому-то уже удалось найти применение своим способностям, кому-то еще предстоит это сделать. Сейчас мы сядем у костра и помолчим, глядя на пламя. Вы «прокрутите» перед мысленным взором события, которые произошли сегодня, вспомните, что вы испытывали, сравните с вашими сиюминутными ощущениями. В центре круга на подставке устанавливается свеча. Ее пламя должно находиться на уровне глаз. Желательно, чтобы в помещении был полумрак. Участники тренинга удобно располагаются, закрывают глаза и расслабляются. По команде «начали» все открывают глаза и начинают пристально, но расслабленно созерцать пламя свечи. Время работы —1—5 минут. Заключительная часть второго дня тренинга является особо значимой для продвижения группы и требует от ведущих умения почувствовать состояние группы в целом и каждого участника в частности, найти нужные слова, которые невозможно заготовить заранее. Й день Сегодня — наша последняя встреча на острове, ставшем на какое-то время нашим общим домом. Несмотря на то что все вы находитесь в одинаковых условиях, вы по-разному можете воспринимать происходящее. Это показала и наша вчерашняя беседа у импровизированного костра. Все мы находимся в искусственной ситуации, которая требует от каждого мобилизации всех его умений и качеств. Для кого-то вынужденное общение становится пыткой, а кто-то ухитряется найти в нем не только полезные, но и приятные моменты. Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, возникающее между двумя людьми, когда они перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Далее следует упражнение-миниатюра, с помощью которого решается задача перехода от отчуждения к контакту. Двое игроков распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора» — за минуту вывести партнера из анабиоза, оживить его. «Реаниматор» не имеет права прикасаться к «замороженному». Он располагает только словом, мимикой и жестами. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие признаки жизни. Когда все желающие проверят себя в ролях «замороженного» и «реаниматора», можно подвести итог. Теперь, когда все «разморожены», мы можем двигаться дальше в нашем тренинге. На сегодняшний день только четыре человека определили свое место в группе: вождь, наблюдатель, охотник и повар. Для нормальной жизнедеятельности нам необходимы строитель, врач, портной. В задачи строителя входит разработка проектов жизненно необходимых строений и общее руководство строительством. Следовательно, человек, претендующий на эту должность, должен обладать не только талантом конструктора, архитектора, но и быть хорошим организатором. Сейчас кандидаты на эти должности наберут себе бригаду. «Комплектование» бригад занимает 3-5 минут. Теперь, когда бригады укомплектованы, конструкторы получают одинаковые наборы строительных материалов, из которых и предстоит воздвигнуть спроектированные ими сооружения. Мы ограничиваем команды только во времени — 5 минут. Остальное — стиль руководства бригадой, методы и приемы строительства, выбор объекта — зависит от конструктора. Вождь, как и ведущие, будет внимательно наблюдать за ходом строительства, так как ему предстоит определить победителя и в этом конкурсе. При выявлении победителя следует обратить внимание на такие моменты: оценка проекта с точки зрения практичности и надежности в данных условиях; качество работы; слаженность действий строителей; аргументация конструктора при защите своего проекта. Чем отличался стиль работы победившей команды? А стиль руководства победившего конструктора? В обсуждении принимают участие все, но последнее слово остается за вождем. После принятия решения ведущий может поинтересоваться: все ли согласны с решением вождя? Если нет, то почему? Ведущий не должен бояться стихийно возникшей дискуссии, поскольку она дает богатый материал для наблюдения и импровизации. Поскольку на самом деле в строительстве будут принимать участие все без исключения, мы поиграем в игру, которая называется «Кирпич». Расположите руки на небольшом расстоянии друг от друга ладонями внутрь и почувствуйте пространство между ладонями. Сближайте и отделяйте руки до тех пор, пока не возникнут необычные ощущения. Это может быть пульсация в ладонях или уплотнение пространства, изменение температуры, покалывание. Границы силового поля становятся все более определенными, и в конце концов многие начинают чувствовать, что удерживают между ладонями невидимый «кирпич». После этого главный конструктор осторожно передает свой «кирпич» соседу слева и так далее. Конструктор задает темп, передавая «кирпичи» по кругу до тех пор, пока движения всех не станут автоматическими. Выполнение упражнения занимает 5—8 минут. Здесь очень важно уловить момент, когда его следует закончить: когда уже стало получаться, но еще не надоело. После завершения упражнения все садятся в круг, и ведущий обращается к ребятам с вопросами. Расскажите о своих ощущениях. Что чувствуют ваши руки? Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? В какой момент вы уловили ритм движения? Что было приятней — брать кирпич или отдавать? Момент отслеживания собственных ощущений очень важен, поэтому необходимо дать возможность каждому высказаться, пусть даже кому-то сделать это будет не просто. Следует поощрять интересные, необычные высказывания. Особое внимание ведущие должны уделить тем, кому в силу своих личностных особенностей трудно включиться в разговор, сформулировать свою мысль или выразить свои ощущения. Следующее упражнение проводится без всякой подготовки, так как рассчитано на эффект внезапности. Случилось несчастье — нашего вождя ужалила кобра. Что делать? Если в течение минуты не будет оказана помощь, он погибнет. Кто спасет человека? Это конкурс самый короткий и самый непредсказуемый. Кто из участников тренинга проявил готовность помочь другому? Насколько профессиональны были его действия? Что заставило его взять инициативу в свои руки? Был ли он уверен в себе, спасая человека? Что чувствовал пациент? Страх или надежду? Готов ли этот человек взять на себя такую миссию — лечить людей? Могут ли остальные доверить ему свое здоровье? Окончательное решение принимается вождем и зависит от ответов на поставленные вопросы. Человеку, спасшему вождя, на грудь прикалывается карточка с надписью «врач». Ведущего не должно смущать, если такого человека не найдется. Все ситуации предугадать невозможно, поэтому ведущий должен обладать искусством импровизации. Последняя вакансия на нашем острове условно называется портной. Этот человек должен обладать безукоризненным вкусом. Его задача — не только одевать путешественников в соответствии с погодными условиями и их стилем, но и вносить в их жизнь красоту и гармонию, эстетизировать действительность. Кандидаты на эту должность должны совмещать в себе задатки дизайнера и модельера с практическими навыками, позволяющими реализовать замыслы. Суть конкурса: из предложенных материалов изготовить практичную и красивую одежду для обитателей острова и рассказать о ней. На выполнение задания отводится 5 минут. Оцениваются удобство, простота изготовления в реальных условиях и красота. Победителю конкурса присваивается звание модельера. А сейчас, когда все вакансии заняты, хотелось бы обратиться к «безработным». Попробуйте вместе осмыслить свое положение в этой ситуации. Все вы, наверное, воспринимаете его по-разному. Кто-то, условно назовем его «сачок», очень доволен своим положением, а другой, может быть, расстроен и нуждается в утешении. Несмотря на то, что у нас игровая ситуация, проблема, на которую мы вышли, вполне реальна. Кому-то в этой игре повезло, и он занял свою нишу. Но где гарантия, что так же удачно все сложится и в реальной жизни? В ходе тренинга вы столкнулись с тем, что не всегда ваши предложения оказываются востребованы. Возможно, обществу просто не нужно то, что вы можете предложить. За вами всегда остается право выбора. Человек имеет не только право на труд, но и право на безработицу. Но если он сделает этот выбор, он уже не сможет ничего требовать от общества, потому что сам ничего не может предложить взамен на рынке труда. А если ему есть что предложить, возникает еще одна проблема — конкуренция, то есть опасность, что на вашем пути встанет человек, который может делать то же, что и вы, но более профессионально. Ведущий должен вызвать ребят на откровенный разговор о проблеме безработицы. Независимо от хода дискуссии, она будет полезна для понимания проблемы и невольно заставит задуматься о своем будущем. Кажется, наши испытания подходят к концу. Мы так увлеклись дискуссией, что не сразу заметили вертолет. Это спасение! Пока он не приземлился, у нас есть возможность сделать фотографию на память. Возможные варианты: вождь выстраивает всех в соответствии с их социальным статусом или каждый находит свое место. Когда построение закончено, ведущий может задать вопрос: кому хотелось бы встать на другое место? Что ему не нравится? Как мы говорили ранее, весь ход тренинга может быть отснят на видеопленку. По окончании каждого упражнения можно ее посмотреть и обсудить, что получилось. Во время просмотра материала фиксируется активность или пассивность участников тренинга, их состояние, эмоциональная вовлеченность. Можно вернуться к началу тренинга и посмотреть еще раз обсуждение выбора предметов. Как изменились роли участников, их поведение? Расскажите, пожалуйста, о своих ощущениях. Произошла ли какая-нибудь перемена в вас за эти три дня? А в ваших товарищах? Изменились ли ваши отношения друг к другу и если да, то как? Удалось ли вам узнать что-то новое о себе или о других людях? Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии, как и почему? Не жалеете ли вы, что приняли участие в этом тренинге? С вертолетом возникла проблема. Такой большой груз он не сможет поднять. Какие будут предложения? Подобный поворот может быть неожиданным для ребят, которые настроились на завершение работы. Как говорил Штирлиц, запоминается сказанное в начале и в конце. Ребятам предлагается оставить на острове то, что мешает им. Это может быть неуверенность, обидчивость, тщеславие. Возможно, о существовании каких-то качеств ребята узнали в ходе тренинга. Может быть, тренинг подтвердил их собственные представления о себе. Или опроверг. Я прошу каждого из вас вспомнить, какие важные именно для вас события произошли в эти три дня. Какие открытия вы сделали? От каких качеств или привычек вы бы хотели избавиться? Чем больше ненужного мы оставим на острове, тем легче нам будет подниматься. Каждый из ребят записывает на листке бумаги свои вредные привычки, черты характера, от которых хотел бы избавиться. Листки бумаги сжигаются в центре круга или рвутся на мелкие клочки. Приведенные вопросы являются приблизительными и служат для активизации высказываний учащихся. Чем меньше будет говорить сам ведущий, тем лучше. Активность и раскованность ребят можно считать признаками удачно проведенного тренинга. В заключение ведущий обращается к участникам тренинга. Я благодарю всех вас за то, что все три дня мы были вместе. Надеемся, что за эти три дня вы стали немного мудрее, внимательнее к себе и к другим. Возможно, кто-то из вас задумается над вещами, до этого казавшимися бесспорными. Кто-то, наоборот, нашел ответ на мучивший его вопрос. В любом случае вы поднялись на новую ступень в трудном и всегда болезненном процессе самопознания. Главное, чтобы вы не останавливались на этом пути. Мы желаем вам смелости и терпения. До свидания! Дети, которые будут ждать от этого тренинга чуда, то есть мгновенного решения профориентационных или личных проблем, возможно, будут разочарованы. Подобная форма работы с подростками — всего лишь фрагмент сложной и кропотливой работы профконсультанта, поэтому в тех школах, где еще не сложилась система профориентационной работы, проведение подобных тренингов может превратиться в разновидность внеклассного времяпрепровождения. Но даже в этом случае участники тренинга рано или поздно почувствуют определенный положительный эффект, если человек, взявшийся за его проведение, будет руководствоваться принципом «не навреди».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.014 с.) |