Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Й урок. Склонности и интересы в выборе профессииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. БЕСЕДА Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое? Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности — «хочу делать».
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости. Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 минут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопросы. Обработка данных происходит на этом же уроке. Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел? Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями. 1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым. 2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? На нас действует установка — это скучно. Однако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах. 3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и выполнить работу более тщательно, чем всегда. 4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Единого мнения на этот счет нет. 5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях. Й УРОК. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ I. БЕСЕДА Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это такое, как вы думаете? Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком. Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность. По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает. Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тщательно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства. Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству? Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера. Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему? Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место. Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов. Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзывчивому или к человеку невозмутимому, со стальными нервами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, готовности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, способности сопереживать? Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствительностью нервной системы. Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувствительностью нервной системы, вы — холерик. Какими, вашему, характеристиками обладают холерики? Типичным холериком был полководец Суворов — энергичный, импульсивный, целеустремленный. Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории? Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов. Последний в этой классификации — меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему? Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и художников очень много меланхоликов. Как вы думаете, почему? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Определите без всяких тестов, пользуясь методом наблюдения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких; кто они — экстраверты или интроверты; попробуйте определить, у кого из них более устойчивая нервная система. 4-Й УРОК. МЫШЛЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕГО МЫШЛЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? I. БЕСЕДА По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление, повысить его КПД, начать наконец использовать колоссальный кредит, отпущенный нам природой. Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире каждому человеку предоставляет мышление. Мыслительная деятельность людей имеет различные формы: предметно-действенную, наглядно-образную или абстрактную. Люди по-разному владеют мыслительными операциями — сравнением, анализом, синтезом, обобщением и др. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практических заданий. Для того чтобы определить тип своего мышления, вам предстоит решить четыре задачи. Время решения всех задач — 4 минуты. Условия задач учитель может прочитать вслух, но лучше, если он раздаст бумажки с условием каждому ученику. 1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй.— 400, В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь? 2. От города А до города В 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка? 3. На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника? 4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?... Если вы правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю — логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю — практическое мышление. Правильные ответы 1. Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго. 2. 240 км. 3. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду. 4. Вместо молотка использовать гирю. Вас не должно смущать, если вы справились не со всеми заданиями. Это говорит только о том, что мышление нужно и можно совершенствовать. Вот несколько правил. • Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. • Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний. • Мышление начинается с вопроса. Все открытия сделаны благодаря вопросам «почему?», «как?». Учись ставить вопросы и ищи ответы на них. • Свойство замечать в, предмете или явлении признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления. • Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказа другому того, что не до конца понимаете сами. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Определите тип своего мышления. Какие качества, на ваш взгляд, необходимо развивать? Намерены ли вы это делать, и если да, то каким образом? Постарайтесь составить «план мероприятий».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.007 с.) |