Факультативный курс для учащихся 9-х классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультативный курс для учащихся 9-х классов



Факультативный курс для учащихся 9-х классов


Кому и зачем нужна эта программа

Опыт преподавания в школе предметов, традиционно счи­тающихся «второстепенными» («Этика и психология семей­ной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профес­сии», «Основы психологических знаний»), и практика пси­хологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу кур­са «Я и моя профессия», который поможет ребятам:

• узнать особенности своего темперамента, мышления;

• определить свои интересы и склонности;

• соотнести их с конкретными профессиями;

• понять некоторые закономерности развития человечес­ких отношений.

Стремление к самопознанию у старшеклассников настоль­ко велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром.

Особые требования предъявляются к преподавателю. Толь­ко знания педагогики и психологии недостаточно. Специ­фика предмета такова, что здесь неприменимы традицион­ные для нашей школы отношения между учителем и учени­ком и формы преподавания, Например, полностью исклю­чаются авторитарные способы воздействия, система оце­нок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руко­водствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие уче­ников к своему учителю и уверенность в том, что откры­тость и откровенность не будет использована им во вред.

Структура курса

Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждо­му узнать свои интересы и склонности; особенности темпе­рамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть— «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профес­сий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностя­ми. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия са­мого себя и других людей.

Цели и задачи курса

• Актуализация процесса профессионального самоопре­деления учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональ­ной адаптации.

• Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формиро­вание адекватной самооценки; пробуждение потребности в самосовершенствовании.

Форма проведения

Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам пси­хологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на прак­тике эффективность различных моделей поведения, отра­ботать навыки принятия решения, бесконфликтного обще­ния и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неде­лю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесо­образно проводить во время каникул. В последней четвер­ти проведение занятий, как показала практика, неэффек­тивно.

Темы занятий 1-я часть

1. Что я знаю о своих возможностях?

2. Склонности и интересы в выборе профессии.

3. Понятие о темпераменте. Темперамент.

4. Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление?

5. Память. Виды памяти. Как улучшить память?

6. Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание?

7. Воображение. Как определить уровень развития свое­го воображения? Как развивать воображение?

8. Что такое характер

9. Коллаж «Мой психологический портрет».

 

2-я часть

10. Что я знаю о мире профессий? Классификация про­фессий.

11. Профессии типа «Человек—техника».

12. Профессии типа «Человек—природа».

13. Профессии типа «Человек—знак».

14. Профессии типа «Человек—искусство».

15. Профессии типа «Человек—человек».

16. Ошибки в выборе профессии.

17. Формула профессии.

18. Способности и профессиональная пригодность.

19. Опросник профессиональной готовности.

20. Что такое профессиограмма.

21. Психологический кроссворд.

3-я часть

Трехдневный тренинг «Необитаемый остров».


Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ о своих возможностях

I. БЕСЕДА

В жизни каждого человека наступает момент, когда при­ходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отлича­юсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти.

Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, назы­вается психология.

Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность - использовать эти знания в решении практических вопросов.

Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем го­ворить подробно, нужно иметь представление о своих ин­теллектуальных и психофизиологических возможностях, спе­циальных способностях, интересах и склонностях. Эти зна­ния необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало.

Формально каждому гражданину нашей страны предо­ставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается та­ким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за:

1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам (это касается в первую очередь так называемых престиж­ных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность).

Как вы думаете, какие это профессии?

Какие требования они предъявляют к человеку?

2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с доходами большей части населения (речь идет об обучении на коммерческой основе, то есть платном).

В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку дол­жны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих про­фессиях, неумение оценить собственные способности, ин­тересы, склонности и соотнести их с конкретной профес­сией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профес­сия» (научное название — «Психологические аспекты выбо­ра профессии»).

Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.

Область психологии, которая занимается «измерением» различных качеств человека, называется психодиагностикой. Эта наука требует строгого соблюдения определенных пра­вил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблю­дать конфиденциальность.

Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполня­ете предложенные задания.

Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчас­тливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необхо­димо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестиро­вание — дело добровольное.

Что касается самих тестов, то их применяют для опреде­ления способностей человека и прогнозирования его пове­дения очень давно. Один из первых психологических тес­тов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, пред­стояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наи­более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому про­пуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет тра­диционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора.

Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторон­них будет закрыт.

В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлага­ются для обсуждения.

Правила поведения на уроках

1. Не давать оценок.

2. Не перебивать.

3. Не сплетничать.

4. Не опаздывать.

Затем ученики заполняют анкету.

Анкета

Фамилия, имя.................

Я хочу быть...................

Меня интересует...............

Я опасаюсь...................

Правила признаю..............

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом.


I. БЕСЕДА

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора про­фессии необходимо представлять себе те требования, ко­торые она предъявляет к человеку, а также знать свои ин­дивидуально-психологические особенности, чтобы соотне­сти их с этими требованиями.

Значение интересов в жизни человека велико: они по­буждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помо­гают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разно­сторонние или узкие, направленные только на один пред­мет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверх­ностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление за­ниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склон­ности — «хочу делать».

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИН­ТЕРЕСОВ»

Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью кото­рого они смогут выявить свои интересы и определить сте­пень их устойчивости.

Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 ми­нут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопро­сы. Обработка данных происходит на этом же уроке.

Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как?

Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?

Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склоннос­тями.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым.

2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скуч­ную работу? На нас действует установка — это скучно. Од­нако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть ста­рания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.

4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые пси­хологи на основании наблюдений утверждают, что для об­разования привычки нужно три недели. Единого мнения на этот счет нет.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются толь­ко в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнооб­разную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте общую характеристику своих интересов и склон­ностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях.


I. БЕСЕДА

Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это та­кое, как вы думаете?

Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком.

Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность.

По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает.

Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тща­тельно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства.

Для каких профессий предпочтительна повышенная по­требность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству?

Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто схо­дятся люди противоположных темпераментов? Подруги ста­ли продавцами и устроились на работу. Попробуйте пред­ставить, как сложится их карьера.

Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?

Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место.

Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следу­ет избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствитель­ности нервной системы. Необходимо отметить сильные сто­роны обоих типов.

Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзыв­чивому или к человеку невозмутимому, со стальными не­рвами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хлад­нокровия, готовности к оправданному риску? Какие требу­ют мягкости, способности сопереживать?

Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствитель­ностью нервной системы.

Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувстви­тельностью нервной системы, вы — холерик. Какими, вашему, характеристиками обладают холерики? Типичным холериком был полководец Суворов — энер­гичный, импульсивный, целеустремленный.

Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флег­матикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыг­рал темперамент полководцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, рас­кованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Последний в этой классификации — меланхолик. Это че­ловек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Сре­ди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему?

Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и художников очень много меланхоликов. Как вы думаете, почему?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите без всяких тестов, пользуясь методом наблю­дения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких; кто они — экстраверты или интроверты; попробуй­те определить, у кого из них более устойчивая нервная си­стема.


4-Й УРОК. МЫШЛЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕГО МЫШЛЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ?

I. БЕСЕДА

По мнению американского исследователя Коэна, «мы ни­когда даже близко не подходим к границам наших воз­можностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы рас­крепостить мышление, повысить его КПД, начать наконец использовать колоссальный кредит, отпущенный нам при­родой.

Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире каждому человеку предоставляет мышление.

Мыслительная деятельность людей имеет различные фор­мы: предметно-действенную, наглядно-образную или абст­рактную. Люди по-разному владеют мыслительными опера­циями — сравнением, анализом, синтезом, обобщением и др. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практи­ческих заданий. Для того чтобы определить тип своего мыш­ления, вам предстоит решить четыре задачи. Время реше­ния всех задач — 4 минуты.

Условия задач учитель может прочитать вслух, но лучше, если он раздаст бумажки с условием каждому ученику.

1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй.— 400, В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько стра­ниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова поверну­ла по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в го­род В. Сколько километров налетала ласточка?

3. На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке.

Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?...

Если вы правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю — логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю — практическое мышление.

Правильные ответы

1. Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго.

2. 240 км.

3. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду.

4. Вместо молотка использовать гирю.

Вас не должно смущать, если вы справились не со всеми заданиями. Это говорит только о том, что мышление нужно и можно совершенствовать. Вот несколько правил.

• Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, вни­мательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда не­чего больше сказать.

• Знания невозможно приобрести без мыслительных уси­лий, но и само мышление невозможно без знаний.

• Мышление начинается с вопроса. Все открытия сделаны благодаря вопросам «почему?», «как?». Учись ставить воп­росы и ищи ответы на них.

• Свойство замечать в, предмете или явлении признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необхо­димое свойство мышления.

• Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказа другому того, что не до конца понимаете сами.

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип своего мышления. Какие качества, на ваш взгляд, необходимо развивать? Намерены ли вы это делать, и если да, то каким образом? Постарайтесь составить «план мероприятий».


I. БЕСЕДА

Как выявить особенности своей памяти?

Память — способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нуж­ный момент узнавать или воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те глав­ные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быст­ротой запоминания информации, длительностью ее сохра­нения, точностью воспроизведения.

Память людей имеет общие и индивидуальные различия. Например, когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия на уровне развития отдельных видов памяти.

К образной памяти относятся зрительные, слуховые, дви­гательные воспоминания: Сюда же относят память на чув­ства — эмоциональную память.

Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.

Вы, наверное, замечали, что некоторые события запоми­наются сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. К сожалению, так бывает не­часто. Обычно мы делаем усилие запомнить, а в нужный момент вспомнить — это произвольная память.

Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократ­ном повторении, то это механическая память. Если же че­ловек, запоминая, старается понять содержание, то он ру­ководствуется смысловой памятью.

Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.

Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практиче­ской работы.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти и цель, ради которой ее следует улучшать, потому что от этого зависит характер упражнений.

А. Слова.

В течение 40 секунд учащиеся запоминают слова, напи­санные на плакате или на доске. Затем записывают то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно ука­зывается и порядковый номер слова. Умножив число пра­вильных ответов на 5, получите эффективность запомина­ния в %.

1. Украинец 2. Экономика 3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть 9. Глина 10. Словарь   11. Масло 12. Бумага 13. Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня  

Б. Числа.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковы­ми номерами.

1. 432. 573. 124. 335. 81 6. 72 7. 158. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73

Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя сред­нее арифметическое.

90—100% — отличная память,

71—90%очень хорошая,

51—70% — хорошая,

31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.

Вы можете спросить: как тренировать память? Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память — это нередко слабое внимание. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Поста­райтесь представить ситуацию, выявить новые детали, твор­чески осмыслить задачу.

Для тренировки зрительной памяти перед сном как мож­но ярче представьте сначала дневные впечатления, лица, предметы, а затем вспомните детали.

Для тренировки слуховой памяти повторите сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик синхронист. Учите наизусть стихи, пусть неболь­шие отрывки, но каждый день, — и через пару месяцев по­чувствуете первые результаты.

После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа.


I. БЕСЕДА

Внимание — это направленность нашего сознания на оп­ределенный объект. Часто оно превращается у конкретно­го человека в очень важную способность — внимательность.

Внимание характеризуется целым рядом свойств: устой­чивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, рас­пределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свой­ствам внимания. Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

В тех случаях, когда предмет насильно захватывает вни­мание человека, не считаясь с его планами, психологи го­ворят о непроизвольном внимании. Внимание, ставшее по­слушным слугой своего хозяина, — это произвольное вни­мание. Сейчас мы сыграем в игру, которая развивает спо­собность управлять вниманием.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Упражнение «Муха». На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 на 3). Воображаемая «муха» находит­ся в центральной клетке игрового поля. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «вле­во») «муха» перемещается соответственно команде на со­седнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми уча­щимися. Игроки должны неотступно следить за передви­жениями «мухи». Игра требует постоянной сосредоточен­ности: стоит кому-то на мгновение отвлечься, и он тут же потеряет нить и выйдет из игры. Выигрывает тот, кто оста­нется.

Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания.

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников спо­собностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуй­те одновременно выполнять хотя бы два дела.

Желающие проверить внимание по очереди приглашают­ся к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на дос­ке в обратном порядке. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания.

А теперь определите примерный объем своего внима­ния, то есть какое количество объектов вы можете одно­временно и отчетливо воспринимать.

Учитель в течение секунды показывает плакат, на кото­ром изображены геометрические фигуры — треугольник, квадрат, ромб и круг, в них Описаны соответственно цифры 1,7, 2, 9. Затем он просит ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждою из них. После этого следует проверка по схеме:

а) сколько фигур запомнили правильно;

б) сколько цифр воспроизвели правильно;

в) сколько цифр правильно вписано в фигуры.

Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Какое свойство внимания в вас выражено в боль­шей степени?

Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. Вот несколь­ко советов, как это лучше сделать.

• Приучайте себя работать в самых разнообразных усло­виях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

• Упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколь­кими объектами.

• Тренируйтесь в переключении внимания. Эти трениров­ки должны идти по трем направлениям: быстро переклю­чать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важ­ные объекты за счет второстепенных; изменять порядок переключения (выработка «маршрута восприятия»).

• Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не принципу «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, инте­ресные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы.

• Постоянно тренируйте свою способность к сосредото­чению, концентрации внимания. Поза, состояние мышц свя­заны с вниманием. Чем более собран человек, тем он вни­мательнее.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припом­нить все события минувшего дня — одно за другим. Начи­нать следует с припоминания небольших отрезков време­ни, но во всех подробностях.


7-Й УРОК. ВООБРАЖЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?

 

I. БЕСЕДА

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Вооб­ражение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.

Именно с его помощью человек находит выход в экстре­мальной ситуации, когда нет ни времени, ни достаточной информации для осмысления события.

Сейчас много говорят о создании искусственного интеллек­та, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосход­стве над человеческим. Что вы думаете по этому поводу?

На мой взгляд, единственная функция недоступная ис­кусственному интеллекту, — это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить. Есть особая группа профессий, для овла­дения которыми необходимо иметь развитое воображение, как воссоздающее (создание образа, предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов). Какие профессии отличаются от всех остальных?

Проанализировать, как развито воображение у вас, помо­гут следующие задания. Чем выше результаты, тем лучше развито воображение.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. В течение 5 минут дети должны придумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенно­го карандаша.

2. Учитель просит учащихся представить равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Затем он предлагает мысленно продолжить основание треугольника влево на 6 м, параллельно ему через вершину треугольнике провести влево такой же отрезок и соединить концы парал­лельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Оцените успешность выполнения вами этих заданий. В каком из них задействовано воссоздающее воображение, ав каком — творческое?

Большинством людей память ценится выше воображения. Однако существуют специальные приемы запоминания, ос­нованные на воображении. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20—25 слов: «сейф», «апельсин», «яйцо», «крокодил» и т. д. Вы создаете яркую воображае­мую картину, связывающую второе слово с первым. Напри­мер, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается апель­син. Третье слово «привязывается» ко второму, например под кожурой апельсина вместо мякоти оказывается... яйцо. Из яйца вылупился крокодил. И так далее. Когда понадо­бится вспомнить всю последовательность, достаточно заце­питься за первое слово. Нетрудно заметить, что искусст­венные ассоциации, к оперативному созданию которых сво­дится мастерство запоминания, это не что иное, как яркость раскованность и творческая сила воображения.

Высший уровень профессиональной пригодности подра­зумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании.

В том случае, если у человека нет необходимых для изби­раемой профессии способностей, он может пойти по одно­му из двух путей: либо отказаться от своего выбора и пере­ключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замеча­тельном свойстве человеческой психики — компенсации.

Компенсация способностей — это возмещение недоста­ющих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе.

Упражнение «Бег ассоциаций». Учитель произносит два случайных слова. Ученик, сидящий на первой парте, вслух описывает образ, соединяющий первое слово со вторым. Затем он добавляет свое слово. Следующий игрок связыва­ет третье слово со вторым и придумывает четвертое.

Это упражнение предоставляет отличную возможность проверить воображение и потренироваться в практическом овладении приемами мнемотехники.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделайте портрет своего настроения. Можете пользоваться карандашом, красками, вырезать картинки из журналов и наклеивать их на лист бумаги. Размер и качество работы значения не имеют.


Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

I. БЕСЕДА

У каждого человека есть все те психологические каче­ства, о которых мы говорили, и еще многие другие. Соеди­няясь вместе, они образуют характер. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в по­ступках действия, проявления индивидуальных свойств че­ловека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Выделяются четыре группы черт ха­рактера: отношение к другим людям (общительность, замк­нутость, равнодушие, чуткость и др.); отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); отношение к вещам (аккурат­ность, бережливость и т. д.).

Черты характера во многом определяют поведение чело­века — способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости оттого, какая из них преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Гово­ря об интеллектуальных чертах, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдатель­ность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отноше­ние к явлениям действительности (возбудимость, рассудоч­ность и т. д.), а также преобладающие настроения. Воле­вые черты характера определяют умение и готовность че­ловека сознательно регулировать свою деятельность, свя­занную с преодолением трудностей (решительность, целе­устремленность).

Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя?

Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их.

Насчитывается более тысячи наименований черт характе­ра. Давайте попробуем составить словарь черт характера.

Ребята по очереди называют черты характера, по 2—3 на каждую букву алфавита. «Свои» черты характера каждый записывает — в один столбик те, которые помогают в жиз­ни, а в другой — те, которые мешают. Какой столбик ока­зался больше?

Знаете, как формировать характер? Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привыч­ки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Что­бы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируют­ся куда легче хороших?

У вас уже есть список привычек, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Какие вам известны примеры из жизни великих людей, которым удалось достичь вершин в своей деятельности благодаря силе воли?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Я перечислю несколько упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома.

1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернитесь ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чув­ство времени и ответственности. Продолжительность про­гулки может меняться.

2. «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до 35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на счет «3».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.134 с.)