Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факультативный курс для учащихся 9-х классов↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факультативный курс для учащихся 9-х классов Кому и зачем нужна эта программа Опыт преподавания в школе предметов, традиционно считающихся «второстепенными» («Этика и психология семейной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профессии», «Основы психологических знаний»), и практика психологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу курса «Я и моя профессия», который поможет ребятам: • узнать особенности своего темперамента, мышления; • определить свои интересы и склонности; • соотнести их с конкретными профессиями; • понять некоторые закономерности развития человеческих отношений. Стремление к самопознанию у старшеклассников настолько велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром. Особые требования предъявляются к преподавателю. Только знания педагогики и психологии недостаточно. Специфика предмета такова, что здесь неприменимы традиционные для нашей школы отношения между учителем и учеником и формы преподавания, Например, полностью исключаются авторитарные способы воздействия, система оценок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руководствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие учеников к своему учителю и уверенность в том, что открытость и откровенность не будет использована им во вред. Структура курса Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть— «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей. Цели и задачи курса • Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации. • Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формирование адекватной самооценки; пробуждение потребности в самосовершенствовании. Форма проведения Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неделю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесообразно проводить во время каникул. В последней четверти проведение занятий, как показала практика, неэффективно. Темы занятий 1-я часть 1. Что я знаю о своих возможностях? 2. Склонности и интересы в выборе профессии. 3. Понятие о темпераменте. Темперамент. 4. Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление? 5. Память. Виды памяти. Как улучшить память? 6. Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание? 7. Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? 8. Что такое характер 9. Коллаж «Мой психологический портрет».
2-я часть 10. Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий. 11. Профессии типа «Человек—техника». 12. Профессии типа «Человек—природа». 13. Профессии типа «Человек—знак». 14. Профессии типа «Человек—искусство». 15. Профессии типа «Человек—человек». 16. Ошибки в выборе профессии. 17. Формула профессии. 18. Способности и профессиональная пригодность. 19. Опросник профессиональной готовности. 20. Что такое профессиограмма. 21. Психологический кроссворд. 3-я часть Трехдневный тренинг «Необитаемый остров». Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ о своих возможностях I. БЕСЕДА В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отличаюсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти. Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, называется психология. Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность - использовать эти знания в решении практических вопросов. Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем говорить подробно, нужно иметь представление о своих интеллектуальных и психофизиологических возможностях, специальных способностях, интересах и склонностях. Эти знания необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало. Формально каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается таким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за: 1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам (это касается в первую очередь так называемых престижных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность). Как вы думаете, какие это профессии? Какие требования они предъявляют к человеку? 2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с доходами большей части населения (речь идет об обучении на коммерческой основе, то есть платном). В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку должны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профессия» (научное название — «Психологические аспекты выбора профессии»). Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе. Область психологии, которая занимается «измерением» различных качеств человека, называется психодиагностикой. Эта наука требует строгого соблюдения определенных правил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблюдать конфиденциальность. Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполняете предложенные задания. Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчастливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необходимо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестирование — дело добровольное. Что касается самих тестов, то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому пропуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет традиционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора. Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторонних будет закрыт. В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлагаются для обсуждения. Правила поведения на уроках 1. Не давать оценок. 2. Не перебивать. 3. Не сплетничать. 4. Не опаздывать. Затем ученики заполняют анкету. Анкета Фамилия, имя................. Я хочу быть................... Меня интересует............... Я опасаюсь................... Правила признаю.............. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом. I. БЕСЕДА Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое? Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности — «хочу делать».
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости. Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 минут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопросы. Обработка данных происходит на этом же уроке. Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел? Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями. 1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым. 2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? На нас действует установка — это скучно. Однако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах. 3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и выполнить работу более тщательно, чем всегда. 4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Единого мнения на этот счет нет. 5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях. I. БЕСЕДА Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это такое, как вы думаете? Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком. Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность. По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает. Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тщательно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства. Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству? Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера. Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему? Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место. Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов. Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзывчивому или к человеку невозмутимому, со стальными нервами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, готовности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, способности сопереживать? Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствительностью нервной системы. Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувствительностью нервной системы, вы — холерик. Какими, вашему, характеристиками обладают холерики? Типичным холериком был полководец Суворов — энергичный, импульсивный, целеустремленный. Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории? Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов. Последний в этой классификации — меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему? Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и художников очень много меланхоликов. Как вы думаете, почему? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Определите без всяких тестов, пользуясь методом наблюдения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких; кто они — экстраверты или интроверты; попробуйте определить, у кого из них более устойчивая нервная система. 4-Й УРОК. МЫШЛЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕГО МЫШЛЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? I. БЕСЕДА По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление, повысить его КПД, начать наконец использовать колоссальный кредит, отпущенный нам природой. Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире каждому человеку предоставляет мышление. Мыслительная деятельность людей имеет различные формы: предметно-действенную, наглядно-образную или абстрактную. Люди по-разному владеют мыслительными операциями — сравнением, анализом, синтезом, обобщением и др. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практических заданий. Для того чтобы определить тип своего мышления, вам предстоит решить четыре задачи. Время решения всех задач — 4 минуты. Условия задач учитель может прочитать вслух, но лучше, если он раздаст бумажки с условием каждому ученику. 1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй.— 400, В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь? 2. От города А до города В 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка? 3. На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника? 4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?... Если вы правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю — логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю — практическое мышление. Правильные ответы 1. Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго. 2. 240 км. 3. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду. 4. Вместо молотка использовать гирю. Вас не должно смущать, если вы справились не со всеми заданиями. Это говорит только о том, что мышление нужно и можно совершенствовать. Вот несколько правил. • Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. • Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний. • Мышление начинается с вопроса. Все открытия сделаны благодаря вопросам «почему?», «как?». Учись ставить вопросы и ищи ответы на них. • Свойство замечать в, предмете или явлении признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления. • Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказа другому того, что не до конца понимаете сами. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Определите тип своего мышления. Какие качества, на ваш взгляд, необходимо развивать? Намерены ли вы это делать, и если да, то каким образом? Постарайтесь составить «план мероприятий». I. БЕСЕДА Как выявить особенности своей памяти? Память — способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент узнавать или воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения. Память людей имеет общие и индивидуальные различия. Например, когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия на уровне развития отдельных видов памяти. К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания: Сюда же относят память на чувства — эмоциональную память. Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи. Вы, наверное, замечали, что некоторые события запоминаются сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. К сожалению, так бывает нечасто. Обычно мы делаем усилие запомнить, а в нужный момент вспомнить — это произвольная память. Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то это механическая память. Если же человек, запоминая, старается понять содержание, то он руководствуется смысловой памятью. Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека. Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти и цель, ради которой ее следует улучшать, потому что от этого зависит характер упражнений. А. Слова. В течение 40 секунд учащиеся запоминают слова, написанные на плакате или на доске. Затем записывают то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер слова. Умножив число правильных ответов на 5, получите эффективность запоминания в %.
Б. Числа. За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. 1. 432. 573. 124. 335. 81 6. 72 7. 158. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73 Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя среднее арифметическое. 90—100% — отличная память, 71—90% — очень хорошая, 51—70% — хорошая, 31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать. Вы можете спросить: как тренировать память? Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память — это нередко слабое внимание. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу. Для тренировки зрительной памяти перед сном как можно ярче представьте сначала дневные впечатления, лица, предметы, а затем вспомните детали. Для тренировки слуховой памяти повторите сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик синхронист. Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день, — и через пару месяцев почувствуете первые результаты. После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа. I. БЕСЕДА Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Часто оно превращается у конкретного человека в очень важную способность — внимательность. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свойствам внимания. Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь с его планами, психологи говорят о непроизвольном внимании. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание. Сейчас мы сыграем в игру, которая развивает способность управлять вниманием. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Упражнение «Муха». На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 на 3). Воображаемая «муха» находится в центральной клетке игрового поля. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми учащимися. Игроки должны неотступно следить за передвижениями «мухи». Игра требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-то на мгновение отвлечься, и он тут же потеряет нить и выйдет из игры. Выигрывает тот, кто останется. Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания. Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнять хотя бы два дела. Желающие проверить внимание по очереди приглашаются к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания. А теперь определите примерный объем своего внимания, то есть какое количество объектов вы можете одновременно и отчетливо воспринимать. Учитель в течение секунды показывает плакат, на котором изображены геометрические фигуры — треугольник, квадрат, ромб и круг, в них Описаны соответственно цифры 1,7, 2, 9. Затем он просит ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждою из них. После этого следует проверка по схеме: а) сколько фигур запомнили правильно; б) сколько цифр воспроизвели правильно; в) сколько цифр правильно вписано в фигуры. Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Какое свойство внимания в вас выражено в большей степени? Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. Вот несколько советов, как это лучше сделать. • Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке. • Упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколькими объектами. • Тренируйтесь в переключении внимания. Эти тренировки должны идти по трем направлениям: быстро переключать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важные объекты за счет второстепенных; изменять порядок переключения (выработка «маршрута восприятия»). • Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не принципу «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы. • Постоянно тренируйте свою способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мышц связаны с вниманием. Чем более собран человек, тем он внимательнее. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня — одно за другим. Начинать следует с припоминания небольших отрезков времени, но во всех подробностях. 7-Й УРОК. ВООБРАЖЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?
I. БЕСЕДА Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Именно с его помощью человек находит выход в экстремальной ситуации, когда нет ни времени, ни достаточной информации для осмысления события. Сейчас много говорят о создании искусственного интеллекта, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосходстве над человеческим. Что вы думаете по этому поводу? На мой взгляд, единственная функция недоступная искусственному интеллекту, — это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить. Есть особая группа профессий, для овладения которыми необходимо иметь развитое воображение, как воссоздающее (создание образа, предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов). Какие профессии отличаются от всех остальных? Проанализировать, как развито воображение у вас, помогут следующие задания. Чем выше результаты, тем лучше развито воображение. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. В течение 5 минут дети должны придумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. 2. Учитель просит учащихся представить равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Затем он предлагает мысленно продолжить основание треугольника влево на 6 м, параллельно ему через вершину треугольнике провести влево такой же отрезок и соединить концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась? Оцените успешность выполнения вами этих заданий. В каком из них задействовано воссоздающее воображение, ав каком — творческое? Большинством людей память ценится выше воображения. Однако существуют специальные приемы запоминания, основанные на воображении. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20—25 слов: «сейф», «апельсин», «яйцо», «крокодил» и т. д. Вы создаете яркую воображаемую картину, связывающую второе слово с первым. Например, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается апельсин. Третье слово «привязывается» ко второму, например под кожурой апельсина вместо мякоти оказывается... яйцо. Из яйца вылупился крокодил. И так далее. Когда понадобится вспомнить всю последовательность, достаточно зацепиться за первое слово. Нетрудно заметить, что искусственные ассоциации, к оперативному созданию которых сводится мастерство запоминания, это не что иное, как яркость раскованность и творческая сила воображения. Высший уровень профессиональной пригодности подразумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании. В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой профессии способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замечательном свойстве человеческой психики — компенсации. Компенсация способностей — это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе. Упражнение «Бег ассоциаций». Учитель произносит два случайных слова. Ученик, сидящий на первой парте, вслух описывает образ, соединяющий первое слово со вторым. Затем он добавляет свое слово. Следующий игрок связывает третье слово со вторым и придумывает четвертое. Это упражнение предоставляет отличную возможность проверить воображение и потренироваться в практическом овладении приемами мнемотехники. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сделайте портрет своего настроения. Можете пользоваться карандашом, красками, вырезать картинки из журналов и наклеивать их на лист бумаги. Размер и качество работы значения не имеют. Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР I. БЕСЕДА У каждого человека есть все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие. Соединяясь вместе, они образуют характер. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках действия, проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Выделяются четыре группы черт характера: отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.); отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); отношение к вещам (аккуратность, бережливость и т. д.). Черты характера во многом определяют поведение человека — способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости оттого, какая из них преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность). Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя? Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их. Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Давайте попробуем составить словарь черт характера. Ребята по очереди называют черты характера, по 2—3 на каждую букву алфавита. «Свои» черты характера каждый записывает — в один столбик те, которые помогают в жизни, а в другой — те, которые мешают. Какой столбик оказался больше? Знаете, как формировать характер? Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших? У вас уже есть список привычек, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Какие вам известны примеры из жизни великих людей, которым удалось достичь вершин в своей деятельности благодаря силе воли? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Я перечислю несколько упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома. 1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернитесь ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чувство времени и ответственности. Продолжительность прогулки может меняться. 2. «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до 35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на счет «3». 3. «Зарядка». Начинайте зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по 1 минуте, доведите ее до 17 мин. Упражнение будет освоено, если в течение 3—4 недель вы регулярно буде
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.014 с.) |