Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Й урок. Память. Виды памяти. Как улучшить память.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. БЕСЕДА Как выявить особенности своей памяти? Память — способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент узнавать или воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения. Память людей имеет общие и индивидуальные различия. Например, когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия на уровне развития отдельных видов памяти. К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания: Сюда же относят память на чувства — эмоциональную память. Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи. Вы, наверное, замечали, что некоторые события запоминаются сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. К сожалению, так бывает нечасто. Обычно мы делаем усилие запомнить, а в нужный момент вспомнить — это произвольная память. Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то это механическая память. Если же человек, запоминая, старается понять содержание, то он руководствуется смысловой памятью. Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека. Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти и цель, ради которой ее следует улучшать, потому что от этого зависит характер упражнений. А. Слова. В течение 40 секунд учащиеся запоминают слова, написанные на плакате или на доске. Затем записывают то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер слова. Умножив число правильных ответов на 5, получите эффективность запоминания в %.
Б. Числа. За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. 1. 432. 573. 124. 335. 81 6. 72 7. 158. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73 Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя среднее арифметическое. 90—100% — отличная память, 71—90% — очень хорошая, 51—70% — хорошая, 31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать. Вы можете спросить: как тренировать память? Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память — это нередко слабое внимание. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу. Для тренировки зрительной памяти перед сном как можно ярче представьте сначала дневные впечатления, лица, предметы, а затем вспомните детали. Для тренировки слуховой памяти повторите сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик синхронист. Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день, — и через пару месяцев почувствуете первые результаты. После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа. Й УРОК. ВНИМАНИЕ. КАК ОЦЕНИТЬ ВНИМАНИЕ? КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ? I. БЕСЕДА Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Часто оно превращается у конкретного человека в очень важную способность — внимательность. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свойствам внимания. Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь с его планами, психологи говорят о непроизвольном внимании. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание. Сейчас мы сыграем в игру, которая развивает способность управлять вниманием. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Упражнение «Муха». На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 на 3). Воображаемая «муха» находится в центральной клетке игрового поля. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми учащимися. Игроки должны неотступно следить за передвижениями «мухи». Игра требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-то на мгновение отвлечься, и он тут же потеряет нить и выйдет из игры. Выигрывает тот, кто останется. Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания. Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнять хотя бы два дела. Желающие проверить внимание по очереди приглашаются к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания. А теперь определите примерный объем своего внимания, то есть какое количество объектов вы можете одновременно и отчетливо воспринимать. Учитель в течение секунды показывает плакат, на котором изображены геометрические фигуры — треугольник, квадрат, ромб и круг, в них Описаны соответственно цифры 1,7, 2, 9. Затем он просит ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждою из них. После этого следует проверка по схеме: а) сколько фигур запомнили правильно; б) сколько цифр воспроизвели правильно; в) сколько цифр правильно вписано в фигуры. Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Какое свойство внимания в вас выражено в большей степени? Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. Вот несколько советов, как это лучше сделать. • Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке. • Упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколькими объектами. • Тренируйтесь в переключении внимания. Эти тренировки должны идти по трем направлениям: быстро переключать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важные объекты за счет второстепенных; изменять порядок переключения (выработка «маршрута восприятия»). • Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не принципу «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы. • Постоянно тренируйте свою способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мышц связаны с вниманием. Чем более собран человек, тем он внимательнее. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня — одно за другим. Начинать следует с припоминания небольших отрезков времени, но во всех подробностях. 7-Й УРОК. ВООБРАЖЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?
I. БЕСЕДА Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Именно с его помощью человек находит выход в экстремальной ситуации, когда нет ни времени, ни достаточной информации для осмысления события. Сейчас много говорят о создании искусственного интеллекта, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосходстве над человеческим. Что вы думаете по этому поводу? На мой взгляд, единственная функция недоступная искусственному интеллекту, — это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить. Есть особая группа профессий, для овладения которыми необходимо иметь развитое воображение, как воссоздающее (создание образа, предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов). Какие профессии отличаются от всех остальных? Проанализировать, как развито воображение у вас, помогут следующие задания. Чем выше результаты, тем лучше развито воображение. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. В течение 5 минут дети должны придумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. 2. Учитель просит учащихся представить равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Затем он предлагает мысленно продолжить основание треугольника влево на 6 м, параллельно ему через вершину треугольнике провести влево такой же отрезок и соединить концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась? Оцените успешность выполнения вами этих заданий. В каком из них задействовано воссоздающее воображение, ав каком — творческое? Большинством людей память ценится выше воображения. Однако существуют специальные приемы запоминания, основанные на воображении. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20—25 слов: «сейф», «апельсин», «яйцо», «крокодил» и т. д. Вы создаете яркую воображаемую картину, связывающую второе слово с первым. Например, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается апельсин. Третье слово «привязывается» ко второму, например под кожурой апельсина вместо мякоти оказывается... яйцо. Из яйца вылупился крокодил. И так далее. Когда понадобится вспомнить всю последовательность, достаточно зацепиться за первое слово. Нетрудно заметить, что искусственные ассоциации, к оперативному созданию которых сводится мастерство запоминания, это не что иное, как яркость раскованность и творческая сила воображения. Высший уровень профессиональной пригодности подразумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании. В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой профессии способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замечательном свойстве человеческой психики — компенсации. Компенсация способностей — это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе. Упражнение «Бег ассоциаций». Учитель произносит два случайных слова. Ученик, сидящий на первой парте, вслух описывает образ, соединяющий первое слово со вторым. Затем он добавляет свое слово. Следующий игрок связывает третье слово со вторым и придумывает четвертое. Это упражнение предоставляет отличную возможность проверить воображение и потренироваться в практическом овладении приемами мнемотехники. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сделайте портрет своего настроения. Можете пользоваться карандашом, красками, вырезать картинки из журналов и наклеивать их на лист бумаги. Размер и качество работы значения не имеют. Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР I. БЕСЕДА У каждого человека есть все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие. Соединяясь вместе, они образуют характер. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках действия, проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Выделяются четыре группы черт характера: отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.); отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); отношение к вещам (аккуратность, бережливость и т. д.). Черты характера во многом определяют поведение человека — способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости оттого, какая из них преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность). Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя? Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их. Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Давайте попробуем составить словарь черт характера. Ребята по очереди называют черты характера, по 2—3 на каждую букву алфавита. «Свои» черты характера каждый записывает — в один столбик те, которые помогают в жизни, а в другой — те, которые мешают. Какой столбик оказался больше? Знаете, как формировать характер? Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших? У вас уже есть список привычек, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Какие вам известны примеры из жизни великих людей, которым удалось достичь вершин в своей деятельности благодаря силе воли? II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Я перечислю несколько упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома. 1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернитесь ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чувство времени и ответственности. Продолжительность прогулки может меняться. 2. «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до 35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на счет «3». 3. «Зарядка». Начинайте зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по 1 минуте, доведите ее до 17 мин. Упражнение будет освоено, если в течение 3—4 недель вы регулярно будет делать зарядку. Примечание. К следующему уроку ребята должны принести цветные карандаши или фломастеры, журналы с иллюстрациями, которые не жалко резать, ножницы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.01 с.) |