Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й урок. Память. Виды памяти. Как улучшить память.

Поиск

I. БЕСЕДА

Как выявить особенности своей памяти?

Память — способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нуж­ный момент узнавать или воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те глав­ные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быст­ротой запоминания информации, длительностью ее сохра­нения, точностью воспроизведения.

Память людей имеет общие и индивидуальные различия. Например, когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия на уровне развития отдельных видов памяти.

К образной памяти относятся зрительные, слуховые, дви­гательные воспоминания: Сюда же относят память на чув­ства — эмоциональную память.

Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.

Вы, наверное, замечали, что некоторые события запоми­наются сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. К сожалению, так бывает не­часто. Обычно мы делаем усилие запомнить, а в нужный момент вспомнить — это произвольная память.

Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократ­ном повторении, то это механическая память. Если же че­ловек, запоминая, старается понять содержание, то он ру­ководствуется смысловой памятью.

Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.

Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практиче­ской работы.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти и цель, ради которой ее следует улучшать, потому что от этого зависит характер упражнений.

А. Слова.

В течение 40 секунд учащиеся запоминают слова, напи­санные на плакате или на доске. Затем записывают то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно ука­зывается и порядковый номер слова. Умножив число пра­вильных ответов на 5, получите эффективность запомина­ния в %.

1. Украинец 2. Экономика 3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть 9. Глина 10. Словарь   11. Масло 12. Бумага 13. Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня  

Б. Числа.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковы­ми номерами.

1. 432. 573. 124. 335. 81 6. 72 7. 158. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73

Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя сред­нее арифметическое.

90—100% — отличная память,

71—90%очень хорошая,

51—70% — хорошая,

31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.

Вы можете спросить: как тренировать память? Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память — это нередко слабое внимание. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Поста­райтесь представить ситуацию, выявить новые детали, твор­чески осмыслить задачу.

Для тренировки зрительной памяти перед сном как мож­но ярче представьте сначала дневные впечатления, лица, предметы, а затем вспомните детали.

Для тренировки слуховой памяти повторите сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик синхронист. Учите наизусть стихи, пусть неболь­шие отрывки, но каждый день, — и через пару месяцев по­чувствуете первые результаты.

После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа.


Й УРОК. ВНИМАНИЕ. КАК ОЦЕНИТЬ ВНИМАНИЕ? КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ?

I. БЕСЕДА

Внимание — это направленность нашего сознания на оп­ределенный объект. Часто оно превращается у конкретно­го человека в очень важную способность — внимательность.

Внимание характеризуется целым рядом свойств: устой­чивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, рас­пределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свой­ствам внимания. Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

В тех случаях, когда предмет насильно захватывает вни­мание человека, не считаясь с его планами, психологи го­ворят о непроизвольном внимании. Внимание, ставшее по­слушным слугой своего хозяина, — это произвольное вни­мание. Сейчас мы сыграем в игру, которая развивает спо­собность управлять вниманием.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Упражнение «Муха». На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 на 3). Воображаемая «муха» находит­ся в центральной клетке игрового поля. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «вле­во») «муха» перемещается соответственно команде на со­седнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми уча­щимися. Игроки должны неотступно следить за передви­жениями «мухи». Игра требует постоянной сосредоточен­ности: стоит кому-то на мгновение отвлечься, и он тут же потеряет нить и выйдет из игры. Выигрывает тот, кто оста­нется.

Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания.

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников спо­собностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуй­те одновременно выполнять хотя бы два дела.

Желающие проверить внимание по очереди приглашают­ся к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на дос­ке в обратном порядке. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания.

А теперь определите примерный объем своего внима­ния, то есть какое количество объектов вы можете одно­временно и отчетливо воспринимать.

Учитель в течение секунды показывает плакат, на кото­ром изображены геометрические фигуры — треугольник, квадрат, ромб и круг, в них Описаны соответственно цифры 1,7, 2, 9. Затем он просит ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждою из них. После этого следует проверка по схеме:

а) сколько фигур запомнили правильно;

б) сколько цифр воспроизвели правильно;

в) сколько цифр правильно вписано в фигуры.

Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Какое свойство внимания в вас выражено в боль­шей степени?

Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. Вот несколь­ко советов, как это лучше сделать.

• Приучайте себя работать в самых разнообразных усло­виях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

• Упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколь­кими объектами.

• Тренируйтесь в переключении внимания. Эти трениров­ки должны идти по трем направлениям: быстро переклю­чать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важ­ные объекты за счет второстепенных; изменять порядок переключения (выработка «маршрута восприятия»).

• Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не принципу «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, инте­ресные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы.

• Постоянно тренируйте свою способность к сосредото­чению, концентрации внимания. Поза, состояние мышц свя­заны с вниманием. Чем более собран человек, тем он вни­мательнее.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припом­нить все события минувшего дня — одно за другим. Начи­нать следует с припоминания небольших отрезков време­ни, но во всех подробностях.


7-Й УРОК. ВООБРАЖЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?

 

I. БЕСЕДА

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Вооб­ражение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.

Именно с его помощью человек находит выход в экстре­мальной ситуации, когда нет ни времени, ни достаточной информации для осмысления события.

Сейчас много говорят о создании искусственного интеллек­та, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосход­стве над человеческим. Что вы думаете по этому поводу?

На мой взгляд, единственная функция недоступная ис­кусственному интеллекту, — это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить. Есть особая группа профессий, для овла­дения которыми необходимо иметь развитое воображение, как воссоздающее (создание образа, предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов). Какие профессии отличаются от всех остальных?

Проанализировать, как развито воображение у вас, помо­гут следующие задания. Чем выше результаты, тем лучше развито воображение.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. В течение 5 минут дети должны придумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенно­го карандаша.

2. Учитель просит учащихся представить равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Затем он предлагает мысленно продолжить основание треугольника влево на 6 м, параллельно ему через вершину треугольнике провести влево такой же отрезок и соединить концы парал­лельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Оцените успешность выполнения вами этих заданий. В каком из них задействовано воссоздающее воображение, ав каком — творческое?

Большинством людей память ценится выше воображения. Однако существуют специальные приемы запоминания, ос­нованные на воображении. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20—25 слов: «сейф», «апельсин», «яйцо», «крокодил» и т. д. Вы создаете яркую воображае­мую картину, связывающую второе слово с первым. Напри­мер, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается апель­син. Третье слово «привязывается» ко второму, например под кожурой апельсина вместо мякоти оказывается... яйцо. Из яйца вылупился крокодил. И так далее. Когда понадо­бится вспомнить всю последовательность, достаточно заце­питься за первое слово. Нетрудно заметить, что искусст­венные ассоциации, к оперативному созданию которых сво­дится мастерство запоминания, это не что иное, как яркость раскованность и творческая сила воображения.

Высший уровень профессиональной пригодности подра­зумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании.

В том случае, если у человека нет необходимых для изби­раемой профессии способностей, он может пойти по одно­му из двух путей: либо отказаться от своего выбора и пере­ключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замеча­тельном свойстве человеческой психики — компенсации.

Компенсация способностей — это возмещение недоста­ющих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе.

Упражнение «Бег ассоциаций». Учитель произносит два случайных слова. Ученик, сидящий на первой парте, вслух описывает образ, соединяющий первое слово со вторым. Затем он добавляет свое слово. Следующий игрок связыва­ет третье слово со вторым и придумывает четвертое.

Это упражнение предоставляет отличную возможность проверить воображение и потренироваться в практическом овладении приемами мнемотехники.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделайте портрет своего настроения. Можете пользоваться карандашом, красками, вырезать картинки из журналов и наклеивать их на лист бумаги. Размер и качество работы значения не имеют.


Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

I. БЕСЕДА

У каждого человека есть все те психологические каче­ства, о которых мы говорили, и еще многие другие. Соеди­няясь вместе, они образуют характер. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в по­ступках действия, проявления индивидуальных свойств че­ловека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Выделяются четыре группы черт ха­рактера: отношение к другим людям (общительность, замк­нутость, равнодушие, чуткость и др.); отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); отношение к вещам (аккурат­ность, бережливость и т. д.).

Черты характера во многом определяют поведение чело­века — способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости оттого, какая из них преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Гово­ря об интеллектуальных чертах, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдатель­ность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отноше­ние к явлениям действительности (возбудимость, рассудоч­ность и т. д.), а также преобладающие настроения. Воле­вые черты характера определяют умение и готовность че­ловека сознательно регулировать свою деятельность, свя­занную с преодолением трудностей (решительность, целе­устремленность).

Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя?

Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их.

Насчитывается более тысячи наименований черт характе­ра. Давайте попробуем составить словарь черт характера.

Ребята по очереди называют черты характера, по 2—3 на каждую букву алфавита. «Свои» черты характера каждый записывает — в один столбик те, которые помогают в жиз­ни, а в другой — те, которые мешают. Какой столбик ока­зался больше?

Знаете, как формировать характер? Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привыч­ки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Что­бы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируют­ся куда легче хороших?

У вас уже есть список привычек, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Какие вам известны примеры из жизни великих людей, которым удалось достичь вершин в своей деятельности благодаря силе воли?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Я перечислю несколько упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома.

1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернитесь ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чув­ство времени и ответственности. Продолжительность про­гулки может меняться.

2. «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до 35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на счет «3».

3. «Зарядка». Начинайте зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по 1 минуте, доведите ее до 17 мин. Упраж­нение будет освоено, если в течение 3—4 недель вы регу­лярно будет делать зарядку.

Примечание. К следующему уроку ребята должны принести цветные карандаши или фломастеры, журналы с иллюстрациями, которые не жалко резать, ножницы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.01 с.)