Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кому и зачем нужна эта программаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Опыт преподавания в школе предметов, традиционно считающихся «второстепенными» («Этика и психология семейной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профессии», «Основы психологических знаний»), и практика психологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу курса «Я и моя профессия», который поможет ребятам: • узнать особенности своего темперамента, мышления; • определить свои интересы и склонности; • соотнести их с конкретными профессиями; • понять некоторые закономерности развития человеческих отношений. Стремление к самопознанию у старшеклассников настолько велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром. Особые требования предъявляются к преподавателю. Только знания педагогики и психологии недостаточно. Специфика предмета такова, что здесь неприменимы традиционные для нашей школы отношения между учителем и учеником и формы преподавания, Например, полностью исключаются авторитарные способы воздействия, система оценок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руководствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие учеников к своему учителю и уверенность в том, что открытость и откровенность не будет использована им во вред. Структура курса Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть— «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей. Цели и задачи курса • Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации. • Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формирование адекватной самооценки; пробуждение потребности в самосовершенствовании. Форма проведения Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неделю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесообразно проводить во время каникул. В последней четверти проведение занятий, как показала практика, неэффективно. Темы занятий 1-я часть 1. Что я знаю о своих возможностях? 2. Склонности и интересы в выборе профессии. 3. Понятие о темпераменте. Темперамент. 4. Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление? 5. Память. Виды памяти. Как улучшить память? 6. Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание? 7. Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? 8. Что такое характер 9. Коллаж «Мой психологический портрет».
2-я часть 10. Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий. 11. Профессии типа «Человек—техника». 12. Профессии типа «Человек—природа». 13. Профессии типа «Человек—знак». 14. Профессии типа «Человек—искусство». 15. Профессии типа «Человек—человек». 16. Ошибки в выборе профессии. 17. Формула профессии. 18. Способности и профессиональная пригодность. 19. Опросник профессиональной готовности. 20. Что такое профессиограмма. 21. Психологический кроссворд. 3-я часть Трехдневный тренинг «Необитаемый остров». Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ о своих возможностях I. БЕСЕДА В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отличаюсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти. Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, называется психология. Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность - использовать эти знания в решении практических вопросов. Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем говорить подробно, нужно иметь представление о своих интеллектуальных и психофизиологических возможностях, специальных способностях, интересах и склонностях. Эти знания необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало. Формально каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается таким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за: 1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам (это касается в первую очередь так называемых престижных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность). Как вы думаете, какие это профессии? Какие требования они предъявляют к человеку? 2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с доходами большей части населения (речь идет об обучении на коммерческой основе, то есть платном). В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку должны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профессия» (научное название — «Психологические аспекты выбора профессии»). Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе. Область психологии, которая занимается «измерением» различных качеств человека, называется психодиагностикой. Эта наука требует строгого соблюдения определенных правил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблюдать конфиденциальность. Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполняете предложенные задания. Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчастливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необходимо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестирование — дело добровольное. Что касается самих тестов, то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому пропуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет традиционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора. Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторонних будет закрыт. В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлагаются для обсуждения. Правила поведения на уроках 1. Не давать оценок. 2. Не перебивать. 3. Не сплетничать. 4. Не опаздывать. Затем ученики заполняют анкету. Анкета Фамилия, имя................. Я хочу быть................... Меня интересует............... Я опасаюсь................... Правила признаю.............. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.011 с.) |