Кому и зачем нужна эта программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кому и зачем нужна эта программа



Опыт преподавания в школе предметов, традиционно счи­тающихся «второстепенными» («Этика и психология семей­ной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профес­сии», «Основы психологических знаний»), и практика пси­хологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу кур­са «Я и моя профессия», который поможет ребятам:

• узнать особенности своего темперамента, мышления;

• определить свои интересы и склонности;

• соотнести их с конкретными профессиями;

• понять некоторые закономерности развития человечес­ких отношений.

Стремление к самопознанию у старшеклассников настоль­ко велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром.

Особые требования предъявляются к преподавателю. Толь­ко знания педагогики и психологии недостаточно. Специ­фика предмета такова, что здесь неприменимы традицион­ные для нашей школы отношения между учителем и учени­ком и формы преподавания, Например, полностью исклю­чаются авторитарные способы воздействия, система оце­нок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руко­водствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие уче­ников к своему учителю и уверенность в том, что откры­тость и откровенность не будет использована им во вред.

Структура курса

Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждо­му узнать свои интересы и склонности; особенности темпе­рамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть— «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профес­сий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностя­ми. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия са­мого себя и других людей.

Цели и задачи курса

• Актуализация процесса профессионального самоопре­деления учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональ­ной адаптации.

• Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формиро­вание адекватной самооценки; пробуждение потребности в самосовершенствовании.

Форма проведения

Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам пси­хологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на прак­тике эффективность различных моделей поведения, отра­ботать навыки принятия решения, бесконфликтного обще­ния и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неде­лю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесо­образно проводить во время каникул. В последней четвер­ти проведение занятий, как показала практика, неэффек­тивно.

Темы занятий 1-я часть

1. Что я знаю о своих возможностях?

2. Склонности и интересы в выборе профессии.

3. Понятие о темпераменте. Темперамент.

4. Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление?

5. Память. Виды памяти. Как улучшить память?

6. Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание?

7. Воображение. Как определить уровень развития свое­го воображения? Как развивать воображение?

8. Что такое характер

9. Коллаж «Мой психологический портрет».

 

2-я часть

10. Что я знаю о мире профессий? Классификация про­фессий.

11. Профессии типа «Человек—техника».

12. Профессии типа «Человек—природа».

13. Профессии типа «Человек—знак».

14. Профессии типа «Человек—искусство».

15. Профессии типа «Человек—человек».

16. Ошибки в выборе профессии.

17. Формула профессии.

18. Способности и профессиональная пригодность.

19. Опросник профессиональной готовности.

20. Что такое профессиограмма.

21. Психологический кроссворд.

3-я часть

Трехдневный тренинг «Необитаемый остров».


Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ о своих возможностях

I. БЕСЕДА

В жизни каждого человека наступает момент, когда при­ходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отлича­юсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти.

Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, назы­вается психология.

Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность - использовать эти знания в решении практических вопросов.

Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем го­ворить подробно, нужно иметь представление о своих ин­теллектуальных и психофизиологических возможностях, спе­циальных способностях, интересах и склонностях. Эти зна­ния необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало.

Формально каждому гражданину нашей страны предо­ставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается та­ким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за:

1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам (это касается в первую очередь так называемых престиж­ных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность).

Как вы думаете, какие это профессии?

Какие требования они предъявляют к человеку?

2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с доходами большей части населения (речь идет об обучении на коммерческой основе, то есть платном).

В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку дол­жны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих про­фессиях, неумение оценить собственные способности, ин­тересы, склонности и соотнести их с конкретной профес­сией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профес­сия» (научное название — «Психологические аспекты выбо­ра профессии»).

Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.

Область психологии, которая занимается «измерением» различных качеств человека, называется психодиагностикой. Эта наука требует строгого соблюдения определенных пра­вил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблю­дать конфиденциальность.

Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполня­ете предложенные задания.

Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчас­тливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необхо­димо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестиро­вание — дело добровольное.

Что касается самих тестов, то их применяют для опреде­ления способностей человека и прогнозирования его пове­дения очень давно. Один из первых психологических тес­тов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, пред­стояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наи­более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому про­пуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет тра­диционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора.

Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторон­них будет закрыт.

В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлага­ются для обсуждения.

Правила поведения на уроках

1. Не давать оценок.

2. Не перебивать.

3. Не сплетничать.

4. Не опаздывать.

Затем ученики заполняют анкету.

Анкета

Фамилия, имя.................

Я хочу быть...................

Меня интересует...............

Я опасаюсь...................

Правила признаю..............

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.019 с.)