Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И урок. Профессии типа «человек—знак»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. БЕСЕДА Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, усидчивость и хорошее внимание. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» Ребятам предлагается проверить свое внимание с помощью специальной методики. Может использоваться обычный бланк или детский вариант методики. Смысл задания не только диагностический, хотя результаты выполнения задания нужно учитывать при консультировании. Невысокий по сравнению с другими результат может подтолкнуть ребят к работе по развитию внимания. Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют упражнения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражнения? Есть ли успехи? И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО» I. БЕСЕДА Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа — наличие способностей, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие. Как вы думаете, какой темперамент преобладает у людей искусства? Почему среди поэтов, музыкантов и художников так много меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствительность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Упражнение «Интервью». Отработка навыков спонтанного поведения. Участникам предлагается попробовать себя в роли журналистов, задающих неожиданные, острые вопросы, и известных людей (артистов, художников), которым на эти вопросы приходится отвечать. Затем провести обсуждение. Что вы чувствовали, отвечая на вопросы? Как вели себя «журналисты»? Удалось ли им расположить к себе собеседника? Как они обращались к «звездам»? Обратите внимание на позы, в которых находились участники интервью. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте психологический портрет человека творческой профессии — реального или вымышленного; отметьте особенности его характера, мышления, темперамента, профессионально необходимые ему качества, постарайтесь сделать его «живым». Й УРОК. ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК» I. БЕСЕДА Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите правильно, если обратите внимание на такие качества, как общительность, контактность. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Какие качества, по-вашему, необходимы для работы с людьми? II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Игра «Контакт» — эффективное средство в приобретении школьниками навыков культуры общения. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности. Для активизации школьников перед началом игры можно провести небольшую разминку (см. игру Аукцион»). Разделив для удобства все профессии данного типа на несколько групп (педагогика, медицина, право, культура, сфера обслуживания), учитель просит детей поочередно называть все знакомые им профессии, относящиеся к определенной группе. Выигрывает участник, последним назвавший профессию. После такой разминки ребята легко настраиваются на игровой лад. Участники делятся на пары. Каждая пара получает листок с описанием ситуации, которую предстоит разыграть: 1. Воспитатель детского сада—мать (отец) ребенка. Ребенок провинился, воспитатель рассказывает об этом матери. Она защищает малыша, не вникая в суть дела и считая, что ее ребенок просто не может быть не прав. Какова позиция воспитателя? 2. Врач—пациент. Молодой врач при посещения больного (пожилого человека) ставит диагноз и назначает лечение. Но пациент сам имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач? 3. Следователь—свидетель. По ходу расследования преступления следователь допрашивает свидетеля. Тот говорит неправду (придумайте сами, почему). Как убедить его дать правдивые показания? 4. Учитель—ученик. Ученик-эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения нового материала. Он рассказывает любопытные, но неизвестные педагогу факты и интересуется его мнением по этому поводу. Какова реакция учителя? 5. Парикмахер—клиент. Клиент заказывает стрижку, которая ему явно не пойдет (придумайте, почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но клиент не согласен. Какую позицию займет парикмахер? 6. Гид-переводчик—иностранный бизнесмен. Гид-переводчик сопровождает иностранного бизнесмена из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что место в ней не забронировано. Уставший иностранец не понимает, почему ему не дают отдохнуть после утомительной дороги. Что в этой ситуации может предпринять гид? Ответы на заданные в игре вопросы школьники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Игра заставляет самостоятельно мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения. Задача учителя — помочь школьникам вжиться в роль, встать на место тех, кого они изображают. Иногда учащиеся боятся принимать неординарные решения потому; что незнакомы со своими правами и обязанностями. Они, например, могут не знать, что в случае сомнения при постановке диагноза (ситуация 2) врач может собрать консилиум. Подсказка учителя, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации 6 они также теряются, поскольку в обязанности переводчика не входит улаживание бытовых проблем. Но гид может проявить инициативу: успокоить иностранца, попытаться найти организаторов поездки. На заключительном этапе игры участникам предлагается проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение «специалистов», выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение. Итогом игры должен стать вывод о том, что при выборе профессии типа «человек—человек» нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, в любых условиях сохраняя выдержку, спокойствие и доброжелательность. По завершении игры учитель записывает на доске правила, которые ученики должны переписать в тетрадь. 1. Единственный способ добиться успеха в споре — уклониться от него. 2. Проявляйте уважение к мнению другого. 3. Если не правы, признайте это сразу и чистосердечно. 4. Дайте собеседнику возможность выговориться. 5. Честно попытайтесь взглянуть на проблему с точки зрения другого. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте «реестр» профессионально важных качеств для работы в сфере «человек—человек»; выделите те черты, которыми вы обладаете, и те, которых вам, на ваш взгляд, не хватает. Й УРОК. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ I. БЕСЕДА Что самое главное при выборе профессии? Чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо. Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют? Почему это произошло? Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с помощью учителя сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии). В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, полвека считавшаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация медленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж», «престижность»? Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его карьеры? Нередко интерес к профессии формируется под влиянием книг, кинофильмов, знакомства с интересным человеком, которому хочется подражать. Каковы профессии героев популярных современных фильмов? Как вы к этим профессиям относитесь? И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности. Й УРОК. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Усвоение материала происходит во время проведения игровой профориентационной методики, разработанной И. С. Пряжниковым. Методика служит для оперативного определения наиболее подходящих для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности. Она проста и эффективна. Цели труда 1.1. Оценивать, проверять. 1.2. Исследовать что-либо, делать открытия. 1.3. Перевозить что-либо. 1.4. Изготавливать какие-то предметы. 1.5. Учить, воспитывать, консультировать. 1.6. Творить, создавать новое. 1.7. Руководить людьми. 1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо. 1.9. Постоянно работать над собой, «быть в форме». Предмет труда 2.1. Технические объекты. 2.2. Тексты, графики, числа. 2.3. Экономика и политика. 2.4. Искусство. 2.5. Наука. 2.6. Растения и микроорганизмы. 2.7. Животный мир. 2.8. Люди. 2.9. Детали и материалы. Средства труда 3.1. Ручные. 3.2. Механические. 3.3. Автомеханические. 3.4. Компьютеры. 3.5. Интеллект. 3.6. Выразительные движения, мимика. 3.7. Творческое мышление. 3.8. Возможности организма и органов чувств. 3.9. Голос, интонация. Условия и организация труда 4.1. Бытовой микроклимат. 4.2. Помещения с большим числом людей. 4.3. Разъезды. 4.4. Самостоятельность. 4.5. Открытый воздух. 4.6. Экстремальные условия. 4.7. Особые условия. 4.8. Изысканные отношения. 4.9. Работа на дому. После того как комплект карточек сделан (это не должно занимать больше 20 минут), учащимся предлагается из каждой группы карточек выбрать 2—3 наиболее привлекательных. В результате выбора предпочитаемых целей, предмета, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора. Если подросток еще не выбрал профессию, то по этим характеристикам можно ее определить. После того как все учащиеся разложат перед собой карточки с отобранными признаками, можно попросить кого-нибудь прочитать вслух эти признаки, а остальным предлагается угадать, какая профессия загадана. Если останется время, можно предложить стать профконсультантом для соседа по парте и прокомментировать его выбор карточек. На какую профессию вам удалось выйти в результате? Соответствует ли эта профессия вашему выбору, если он есть? Запишите полученные характеристики и профессию. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Проконсультируйте» с помощью этой методики своих родителей и определите, как соотносится выбор указанных характеристик с их реальной профессией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.009 с.) |