И урок. Профессии типа «человек—знак» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И урок. Профессии типа «человек—знак»



I. БЕСЕДА

Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физичес­ких, химических, механических свойств предметов, а с дру­гой — представлять и воспринимать характеристики реаль­ных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, усид­чивость и хорошее внимание.

Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Ребятам предлагается проверить свое внимание с помо­щью специальной методики. Может использоваться обыч­ный бланк или детский вариант методики. Смысл задания не только диагностический, хотя результаты выполнения

задания нужно учитывать при консультировании. Невысо­кий по сравнению с другими результат может подтолкнуть ребят к работе по развитию внимания.

Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют уп­ражнения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражнения? Есть ли успехи?


И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО»

I. БЕСЕДА

Важнейшие требования, которые предъявляют профес­сии этого типа — наличие способностей, творческое вооб­ражение, образное мышление и, конечно, трудолюбие.

Как вы думаете, какой темперамент преобладает у людей искусства?

Почему среди поэтов, музыкантов и художников так мно­го меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствитель­ность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Упражнение «Интервью». Отработка навыков спонтанного поведения. Участникам предлагается попробовать себя в роли журналистов, задающих неожиданные, острые вопро­сы, и известных людей (артистов, художников), которым на эти вопросы приходится отвечать. Затем провести обсуж­дение. Что вы чувствовали, отвечая на вопросы? Как вели себя «журналисты»? Удалось ли им расположить к себе со­беседника? Как они обращались к «звездам»? Обратите вни­мание на позы, в которых находились участники интервью.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте психологический портрет человека творческой профессии — реального или вымышленного; отметьте осо­бенности его характера, мышления, темперамента, профес­сионально необходимые ему качества, постарайтесь сде­лать его «живым».


Й УРОК. ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

I. БЕСЕДА

Не так уж много на земле профессий, позволяющих об­ходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите пра­вильно, если обратите внимание на такие качества, как об­щительность, контактность.

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавли­вать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Какие качества, по-вашему, необходимы для работы с людьми?

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Игра «Контакт» — эффективное средство в приобрете­нии школьниками навыков культуры общения. Она направлена также на частичное определение ими своего соответ­ствия конкретным профессиям, так как участие в проблем­ных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Для активизации школьников перед началом игры можно провести небольшую разминку (см. игру Аукцион»). Разделив для удобства все профессии данного типа на несколько групп (педагогика, медицина, право, культура, сфера обслуживания), учитель просит детей поочередно называть все знакомые им профессии, относящиеся к определенной группе. Выигрыва­ет участник, последним назвавший профессию. После такой разминки ребята легко настраиваются на игровой лад.

Участники делятся на пары. Каждая пара получает листок с описанием ситуации, которую предстоит разыграть:

1. Воспитатель детского сада—мать (отец) ребенка. Ре­бенок провинился, воспитатель рассказывает об этом мате­ри. Она защищает малыша, не вникая в суть дела и считая, что ее ребенок просто не может быть не прав. Какова по­зиция воспитателя?

2. Врач—пациент. Молодой врач при посещения больно­го (пожилого человека) ставит диагноз и назначает лече­ние. Но пациент сам имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?

3. Следователь—свидетель. По ходу расследования пре­ступления следователь допрашивает свидетеля. Тот гово­рит неправду (придумайте сами, почему). Как убедить его дать правдивые показания?

4. Учитель—ученик. Ученик-эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения нового мате­риала. Он рассказывает любопытные, но неизвестные пе­дагогу факты и интересуется его мнением по этому поводу. Какова реакция учителя?

5. Парикмахер—клиент. Клиент заказывает стрижку, кото­рая ему явно не пойдет (придумайте, почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но клиент не согласен. Какую позицию займет парикмахер?

6. Гид-переводчик—иностранный бизнесмен. Гид-пере­водчик сопровождает иностранного бизнесмена из аэро­порта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что место в ней не забронировано. Уставший иностранец не понимает, почему ему не дают отдохнуть после утомительной дороги. Что в этой ситуации может предпринять гид?

Ответы на заданные в игре вопросы школьники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Игра заставляет самостоятель­но мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения. Задача учителя — помочь школьникам вжиться в роль, встать на место тех, кого они изображают. Иногда уча­щиеся боятся принимать неординарные решения потому; что незнакомы со своими правами и обязанностями. Они, например, могут не знать, что в случае сомнения при по­становке диагноза (ситуация 2) врач может собрать конси­лиум. Подсказка учителя, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации 6 они также теряются, поскольку в обязанности переводчика не входит улажива­ние бытовых проблем. Но гид может проявить инициативу: успокоить иностранца, попытаться найти организаторов по­ездки.

На заключительном этапе игры участникам предлагается проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение «специалистов», выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение. Итогом игры должен стать вывод о том, что при выборе профессии типа «человек—человек» нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, в любых условиях сохраняя выдержку, спокой­ствие и доброжелательность.

По завершении игры учитель записывает на доске прави­ла, которые ученики должны переписать в тетрадь.

1. Единственный способ добиться успеха в споре — укло­ниться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению другого.

3. Если не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

4. Дайте собеседнику возможность выговориться.

5. Честно попытайтесь взглянуть на проблему с точки зре­ния другого.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте «реестр» профессионально важных качеств для работы в сфере «человек—человек»; выделите те черты, которыми вы обладаете, и те, которых вам, на ваш взгляд, не хватает.


Й УРОК. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

I. БЕСЕДА

Что самое главное при выборе профессии? Чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила удовлетво­рение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.

Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отноше­ние к различным обстоятельствам выбора (к области дея­тельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированно­сти о существенных обстоятельствах этого выбора. Встре­чались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют?

Почему это произошло?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с помощью учителя сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеж­дения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии).

В отношении ряда профессий существуют предубежде­ния, которые заключаются в том, что некоторые виды дея­тельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или несколь­ких поколений. Так, профессия учителя, полвека считав­шаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация мед­ленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это про­изошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж», «пре­стижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за ком­панию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигает жестокое разоча­рование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем слу­чае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его карьеры?

Нередко интерес к профессии формируется под влияни­ем книг, кинофильмов, знакомства с интересным челове­ком, которому хочется подражать. Каковы профессии геро­ев популярных современных фильмов? Как вы к этим про­фессиям относитесь?

И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенно­сти своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интере­сы и склонности.


Й УРОК. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Усвоение материала происходит во время проведения игровой профориентационной методики, разработанной И. С. Пряжниковым.

Методика служит для оперативного определения наибо­лее подходящих для подростка профессий на основе выбо­ра соответствующих характеристик трудовой деятельности. Она проста и эффективна.

Цели труда

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить что-либо.

1.4. Изготавливать какие-то предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Творить, создавать новое.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9. Постоянно работать над собой, «быть в форме».

Предмет труда

2.1. Технические объекты.

2.2. Тексты, графики, числа.

2.3. Экономика и политика.

2.4. Искусство.

2.5. Наука.

2.6. Растения и микроорганизмы.

2.7. Животный мир.

2.8. Люди.

2.9. Детали и материалы.

Средства труда

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автомеханические.

3.4. Компьютеры.

3.5. Интеллект.

3.6. Выразительные движения, мимика.

3.7. Творческое мышление.

3.8. Возможности организма и органов чувств.

3.9. Голос, интонация.

Условия и организация труда

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды.

4.4. Самостоятельность.

4.5. Открытый воздух.

4.6. Экстремальные условия.

4.7. Особые условия.

4.8. Изысканные отношения.

4.9. Работа на дому.

После того как комплект карточек сделан (это не должно занимать больше 20 минут), учащимся предлагается из каж­дой группы карточек выбрать 2—3 наиболее привлекатель­ных. В результате выбора предпочитаемых целей, предме­та, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора. Если подросток еще не выбрал профессию, то по этим характе­ристикам можно ее определить.

После того как все учащиеся разложат перед собой кар­точки с отобранными признаками, можно попросить кого-нибудь прочитать вслух эти признаки, а остальным предла­гается угадать, какая профессия загадана.

Если останется время, можно предложить стать профконсультантом для соседа по парте и прокомментировать его выбор карточек.

На какую профессию вам удалось выйти в результате? Соответствует ли эта профессия вашему выбору, если он есть? Запишите полученные характеристики и профессию.

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Проконсультируйте» с помощью этой методики своих родителей и определите, как соотносится выбор указанных характеристик с их реальной профессией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.024 с.)