Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подогрев нефти и нефтепродуктов на нефтебазахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Назначение, способы подогрева и теплоносители Если светлые нефтепродукты (бензин, керосин) легко транспортируются по трубопроводам в любое время года и операции с ними не вызывают особых затруднений, то операции с темными нефтепродуктами (мазут, смазочное масло) вызывают значительные трудности. Объясняется это тем, что темные нефтепродукты при понижении температуры наружного воздуха становятся более вязкими и снижают подвижность; транспортирование их без подогрева становится невозможным. В связи с этим высоковязкие нефтепродукты подогревают для понижения вязкости до значений, при которых достигается их подвижность и экономичность работы перекачивающих насосов и трубопроводных коммуникаций. Подогрев осуществляется как при хранении, так и при транспортировке и приемо-раздаточных операциях, включая отстой, осветление и регенерацию масел. Для подогрева применяют различные теплоносители; водяной дар, горячую воду, горячие нефтепродукты и газы, а также электроэнергию. Наибольшее применение имеет водяной пар, обладающий высоким теплосодержанием и теплоотдачей, легко транспортируемый и в большинстве случаев не представляющий пожарной опасности. Обычно используют насыщенный пар давлением 0,3—0,4 МПа (3—4 кгс/см2), обеспечивающий нагрев нефтепродуктов до 80—100° С. Горячую воду применяют в тех случаях, когда её имеется в большом количестве, так как теплосодержание воды в 5—6 раз меньше теплосодержания насыщенного пара. Горячие газы имеют ограниченное применение, так как они отличаются малым теплосодержанием, низким коэффициентом теплоотдачи и малой объемной удельной теплоемкостью и поэтому требуются в больших количествах; используются лишь при разогреве нефтепродуктов в автоцистернах и в трубчатых подогревателях при наличии отработанных газов. Горячие масла в качестве теплоносителей также применяют редко, когда требуется разогреть тугоплавкие нефтепродукты теплоносителем с высокой температурой вспышки, для которых малоэффективен или невозможен разогрев горячей водой и паром. Электроэнергия — один из эффективных теплоносителей, однако при использовании электроподогревательных устройств необходимо соблюдать повышенные противопожарные требования. Существует несколько способов подогрева водяным паром: разогрев острым паром, трубчатыми подогревателями и циркуляционный подогрев. Подогрев острым (открытым) паром — это такой подогрев, когда насыщенный пар подается непосредственно в нефтепродукт, где он конденсируется, сообщая нефтепродукту необходимое тепло. Этот способ применяют главным образом для разогрева топочного мазута при сливе из железнодорожных цистерн. Недостаток данного способа — необходимость удаления в дальнейшем воды из обводненного нефтепродукта. Подогрев трубчатыми подогревателями заключается в передаче тепла от пара к нагреваемому нефтепродукту через стенки подогревателя, вследствие чего исключается непосредственный контакт теплоносителя с нефтепродуктом. Применяют этот способ во всех случаях, когда не допускается обводнение нефтепродуктов как при хранении в резервуарах, так и при транспорте в железнодорожных цистернах, нефтеналивных судах и т.д. Пар, поступая в трубчатый подогреватель, отдает тепло нефтепродукту через стенку подогревателя, а сконденсировавшийся пар — конденсат отводится через конденсатоотводчики (конденсационные горшки) наружу, благодаря чему исключается обводнение нефтепродукта. Циркуляционный подогрев основан на разогреве основной массы нефтепродукта тем же нефтепродуктом, но предварительно подогретым в теплообменниках. Горячая струя подаваемого насосом в резервуар предварительно разогретого нефтепродукта, попадая в основную массу застывшего нефтепродукта, перемешивается с ним и отдает ему тепло, нагревая до требуемой температуры, обеспечивающей его текучесть. Циркуляционный подогрев применяют в основном при обслуживании крупных резервуарных парков с устройством централизованной теплообменной установки, а также при разогреве и сливе нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Конструкции подогревателей По конструкции подогреватели в зависимости от назначения делятся на: подогреватели при сливе нефтепродуктов из транспортных емкостей, подогреватели при хранении в резервуарах и подогреватели трубопроводов. Рис. 36. Переносные подогреватели для разогрева нефтепродуктов: а — установка змеевика в железнодорожной цистерне; б — змеевик в сборе; 1 — центральный змеевик; 2 — боковые змеевики; 3 — трубы для подвода пара и отвода конденсата;
Подогреватели при сливе нефтепродуктов различаются по способу подогрева и типу транспортной емкости. Для подогрева нефтепродуктов в железнодорожных цистернах применяют следующие подогреватели. Подогреватели острым паром — по конструкции представляют собой перфорированные трубчатые штанги, помещенные в толщу жидкости, при этом пар поступает через отверстия в штангах. Используются только для разогрева мазута, допускающего частичное обводнение. Подогреватели глухим паром — подразделяются на переносные и стационарные. Переносные подогреватели помещают внутрь железнодорожной цистерны только на время разогрева, а по окончании их извлекают. Подогреватели (рис. 36), изготовленные из дюралюминиевых труб размером 38 х 2 мм, состоят из трех секций — центральной и двух боковых (изогнутых), помещаемых в железнодорожную цистерну поочередно. В зависимости от типа железнодорожных цистерн и сорта подогреваемого нефтепродукта применяют подогреватели поверхностью нагрева 4,5—23,2 м2 при давлении пара до 0,3 МПа (3 кгс/см2). Стационарные подогреватели находятся внутри железнодорожной цистерны постоянно. Подогреватель циркуляционного подогрева представляет собой теплообменную установку (УРС-2), близко расположенную от сливно-наливных устройств и предназначенную для подогрева нефтепродукта, подаваемого в виде горячей струи в железнодорожную цистерну (рис. 37). Горячая струя размывает и нагревает мазут, который забирается из цистерны. Благодаря перемешиванию происходит интенсивный разогрев основной массы нефтепродукта (мазута). Внутри цистерны устанавливают раскладывающееся гидромониторное устройство, осуществляющее возвратно-поступательное движение сопел вдоль нижней образующей цистерны для лучшего прогрева жидкости. Такую подогревательную установку применяют преимущественно для слива одиночных цистерн, так как при маршрутном сливе требуются теплообменники и насосное оборудование большой мощности.
Рис.37. Установка циркуляционного подогрева и герметизированного слива УРС-2: 1 — гидромониторное устройство УР-5; 2 — шарнирный трубопровод; 3 — кран-укосина с лебедкой; 4 — гибкий шланг; 5 — установка нижнего слива АСН-8Б; 6 —электродвигатель; 7 — винтовой насос МВН-10; 8 — продуктопровод от теплообменника к насосу; 9, 11 — вентили; 10 — теплообменник;
Разновидностью подогревателей этого типа является совмещенный погружной насос-пароподогреватель (рис. 38), включающий два трубчатых подогревателя со встроенными в них шнековыми насосами, электродвигатель и систему передачи тепловой и электрической энергии. Раскладка подогревателей по нижней образующей цистерны перед подогревом и поворот их в нерабочее положение перед уборкой из цистерны осуществляются системой тросов. После подачи пара в подогреватель, запускают шнековые насосы, которые, забирая жидкость из внутренней полости теплообменников, подают ее в направлении к сливному прибору и к торцам цистерны, чем обеспечивается интенсивная циркуляция (конвекция), ускоряющая процесс слива. Подогреватели «паровые рубашки» представляют собой неотъемлемую часть железнодорожных цистерн и являются наиболее эффективными, так как сокращают расход пара, исключают обводнение топлива и уменьшают его остаток в нижней части котла. Электроподогреватели представляют собой погружные электрогрелки в виде нагревателей сопротивления, смонтированных на изоляторах. Известно несколько типов электрогрелок, в том числе круглая и двойная раскладная. Двойная раскладная электрогрелка состоит из двух шарнирно-соединенных секций, которые раскрываются по мере разогрева нефтепродукта, увеличивая тем самым зону разогрева. Мощность электрогрелок составляет 50—70 кВт. Обычно применяют их для подогрева вязких нефтепродуктов (масел), имеющих высокую температуру вспышки и коксуемость. Для безопасного обслуживания аппаратуру и оборудование (распределительные щиты, котел цистерны, железнодорожные пути) надежно заземляют. Электроэнергия включается только после полного погружения электрогрелки в жидкость. Слив производят после окончания подогрева, выключения электроэнергии и удаления грелки из цистерны, так как при включенной электрогрелке может воспламениться нефтепродукт. Подогреватели для нефтеналивных судов применяют в различных конструктивных схемах в зависимости от типа судна. Змеевиковые и секционные подогреватели с продольным или поперечным расположением греющих элементов применяют для танкеров, выгрузка которых происходит из каждого танка самостоятельно. Здесь в каждом танке имеется свой индивидуальный подогреватель (секционный или змеевиковый). Для судов, у которых все отсеки соединены и слив производят одновременно из всех танков (речные баржи), наиболее распространена прямоточная схема, позволяющая регулировать ветви подогревателя, которые проходят по ряду танков вдоль судна. На большинстве судов в качестве источника энергии (тепла) для подогрева нефтяных грузов используется водяной пар. Типичная схема змеевикового подогревателя показана на рис. 39. Для подвода к змеевикам пара и отвода его имеются две магистрали — паровая 2 и конденсатная 9. От обеих магистралей к каждой группе танков отходят отростки с клапанными коробками (распределительной 3 и сборной 6), к которым присоединены змеевики подогревателя 5. Свежий пар поступает в подогревательную систему из котла через редукционный клапан 1, а отработанный пар и конденсат через контрольный бак 11 поступают в питательную систему котла. Назначение контрольного бака — предотвращение попадания нефти или нефтепродукта в конденсат. Это тем более важно, что при повреждении труб подогревателя выпуск конденсата за борт может привести к загрязнению водоема нефтью или нефтепродуктами. Для той же цели предназначен и контрольный кран, который открывается при впуске пара в змеевик. Греющие элементы подогревателя обычно изготовляют из алюминиево-медных сплавов, обладающих хорошей теплопроводностью и коррозионной стойкостью. В некоторых случаях при разогреве нефтепродуктов в нефтеналивных судах применяют электрогрелки мощностью 90 кВт.
Рис. 38. Погружной совмещенный насос-пароподогреватель ПГМП-4: 1 — трубчатый подогреватель; 2 — шарнир; 3 — редуктор; 4 — шнековый насос; 5 — горизонтальный вал; 6 — вертикальный вал; 7 — паровые трубы; 8 — электродвигатель;
Подогреватели в резервуарах выполняются различных конструктивных форм — змеевиковые и секционные из трубчатых элементов. Для лучшего подогрева их размещают по всему поперечному сечению резервуара с равными промежутками между витками или секциями. Наибольшее применение имеют подогреватели, собираемые из отдельных унифицированных элементов секционного типа (рис. 40). Наряду с общим подогревом всего нефтепродукта (или нефти), который используется для предварительного подогрева и отстоя, применяют так называемый местный подогрев. Местные подогреватели располагают поблизости от приемо-раздаточных устройств; монтируют их также из типовых секций подогревательных элементов, которые заключаются обычно в экранированные коробки, внутрь которых вводится заборное устройство раздаточного трубопровода.
Рис. 39. Схема паровых подогревателей в танкере: 1 — редукционный клапан; 2 — паровая магистраль; 3 — распределительная коробка; 4 и 8 — клапаны; 5 — подогреватель; 6 — сборная коробка; 7 — контрольный кран; 9 — конденсатная магистраль; 10 — разобщительные клапаны; 11 — контрольный бак;
При циркуляционном методе подогрева нефтепродукт отбирается из нижней части резервуара и насосом прокачивается через внешний подогреватель-теплообменник. В этом случае внутри резервуара устанавливают кольцевой подающий трубопровод с насадками и местный подогреватель у заборной трубы. Теплообменники устанавливают индивидуально у каждого резервуара или в виде групп для обслуживания нескольких резервуаров. Подогреватели трубопроводов применяют при транспорте вязких нефтепродуктов во избежание их застывания в трубах вследствие больших тепловых потерь. Известно несколько видов подогревателей, однако основными являются паровые подогреватели и электрические. Паровые подогреватели выполняются в виде паровых спутников-паропроводов, прокладываемых вместе и параллельно с нагреваемым трубопроводом. Рис. 40. Компоновка секционных подогревателей в резервуаре объемом 5000 м3
Применяют два способа прокладки паровых спутников — внутренний и наружный. При внутреннем обогреве спутник прокладывается внутри нефтепровода. Этот способ отличается сложностью монтажа и поэтому находит ограниченное применение. При наружном обогреве спутники прокладываются параллельно с нагреваемым трубопроводом, и заключаются в общую с ним тепловую изоляцию или прокладываются в канале. В зависимости от диаметра трубопровода, характеристики перекачиваемого нефтепродукта и температуры теплоносителя применяют схему обогрева трубопровода с одним (рис. 41) или двумя спутниками, заключенными в общую теплоизоляцию. Монтаж изоляции трубопроводов со спутниками выполняют с применением формованных изделий (пенопластиков), мастик или минераловатных скорлуп с покрытием штукатуркой или металлическими кожухами. В качестве электрических подогревателей применяют гибкие нагревательные элементы (ГНЭ), представляющие собой узкую эластичную ленту, состоящую из медных и нихромовых проволок, оплетенных стеклонитью. Для придания влагостойкости ленту покрывают кремне органической резиной, которая служит также защитной электроизоляционной оболочкой. В таком виде ленту наматывают на нагреваемый трубопровод и покрывают снаружи слоем тепловой изоляции. Гибкие нагревательные элементы, которые можно собирать длиной до 200 м, обеспечивают нагрев мощностью 30—300 Вт на 1м длины. Изменяя шаг намотки ленты, можно менять интенсивность нагрева. На рис. 42, а, б показана схема гибкой электронагревательной ленты конструкции СКВ «Транснефтьавтоматика». Для быстрого подключения к сети нагревательная лента снабжена штепсельным разъемом. Известны также и другие способы электроподогрева, например, при помощи электрокабелей, прокладываемых внутри трубопровода или привариваемых снаружи. Иногда трубопроводы обогреваются специальными инфракрасными излучателями. Однако этот способ можно применять только для трубопроводов небольшой протяженности, так как мощность излучателей не превышает 1,5 —2 кВт. При расчете подогревателей определяют поверхность теплообмена, расход теплоносителя и конструктивные размеры подогревателей. Для этого необходимо знать начальную и конечную температуру подогрева нефтепродукта (или нефти). Когда неизвестна начальная температура подогреваемого нефтепродукта в резервуаре, т. е. температура остывания, ее определяют специальным расчетом в зависимости от температуры окружающей среды, продолжительности хранения, температуры первоначального залитого продукта и др. Рис. 41. Теплоизоляция нефтепродуктопровода со спутником: 1 — нефтепродуктопровод; 2 — минераловатные скорлупы; 3 — бандаж из полосовой стали; 4 — плетеная сетка; 5 — подкладка под спутник; 6 — крепление прокладки из проволоки; 7 — паровой спутник;
Рис. 42.Гибкая электронагревательная лента:
а — схема; б — присоединение ленты к арматуре; 1 — штепсельный разъем; 2 — заливка; 3 — герметизирующее покрытие; 4 — тканевая основа; 5 — подогревательные провода; 6 — токонесущие провода; 7 — концевая заглушка;
Конечная температура подогрева должна соответствовать оптимальной температуре, т. е. такой температуре, когда при минимальном расходе тепла, а следовательно, и затрат, обеспечивается необходимая операция по сливу и наливу нефтепродукта. При этом имеется в виду обеспечение нормальных условий всасывания; перекачки по трубопроводам или самотечной выдачи в транспортные емкости в установленное время. В некоторых случаях за оптимальную температуру подогрева при наливе транспортных емкостей принимается такая температура, при которой слив нефтепродукта в пункте назначения возможен без подогрева. Оптимальную температуру выбирают на основании технико-экономических расчетов в зависимости от конкретных условий перекачки и опыта эксплуатации. Например, рекомендуемую температуру подогрева мазута в резервуарах перед перекачкой принимают в зависимости от марки мазута: 50—60° С — для мазута марок 12 и 20; 70—75° С — для мазута марок 40 и 60 и 80—85° С — для мазута марок 80 и 100. В любом случае оптимальная температура нефти и нефтепродуктов должна находиться между температурой застывания и температурой вспышки (по соображениям пожарной безопасности) и отвечать условиям наименьшего расхода энергии на подогрев и перекачку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.133 (0.011 с.) |