Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Али наилучший среди сподвижниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы убеждены: Имам Али (да будет мир с ним) был среди сподвижников наилучшим во все отношениях, а после Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) стал духовным руководителем всех мусульман. Сам Пророк говорил мусульманам: «Наилучший мужчина среди вас – Али ибн Аби Талиб». [153] Однако так же как и Пророк он является рабом Аллаха. Поэтому запрещается превозносить его сверх меры, придавая ему качества, которых достоин лишь Всевышний Аллах. Поэтому те лица, которые убеждены в том, что он или кто-либо другой из рабов Аллаха обладает божественными атрибутами, не достойны считаться представителями мусульманской общины. Их убеждения не имеют ничего общего с учением последнего Пророка Аллаха и имамов из его рода. Шиитские ученые во все времена заявляли о несостоятельности подобных убеждений, и всегда отдалялись от людей, придерживающихся таких взглядов.
Сподвижники
Мы убеждены: Среди сподвижников и последователей Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) были поистине великие личности, искренние верующие, готовые отдать все ради торжества божественной религии. В Священном Коране и исламских хадисах имеется большое количество упоминаний их достоинств и добродетелей. Однако это не означает того, что абсолютно все сподвижники были праведными и справедливыми, а все их деяния без исключения безупречными. Так как во многих аятах Священного Корана (в аятах сур Покаяние, Свет, Лицемеры) говорится о нечестивых людях, которые внешне относились к сподвижникам Пророка, но на самом деле в их сердцах не было искренней веры, а аяты Корана обещают им наказание за их неблаговидные деяния. С другой стороны в числе сподвижников Пророка были лица, которые после его ухода в мир иной послужили причиной появления разногласий среди мусульман, вылившихся в кровавые битвы и смерть тысячи людей. Они расторгли свою присягу с наместником пророка и имамом своего времени. Можно ли полагать, что эти люди чисты и справедливы? Возьмем к примеру верблюжью битву и битву при Сиффине, в которых с обеих сторон принимали участие сподвижники Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Можно ли считать стоящими на истинном пути и тех и других? Можно ли сказать, что и те и другие старались воплотить в жизнь идеи Посланника Аллаха и поэтому воевали друг с другом? Конечно же это не так, и мы не принимаем подобного разъяснения причин этих битв. Мы уверены, что одна сторона была права и отстаивала интереса подлинного Ислама, а другая сторона последовала за своими страстями и желаниями. Также мы не принимаем слова тех, кто утверждает, что сподвижники в тех битвах действовали на основе своего собственного понимания происходящих событий, и одни из них были правы, а другие ошиблись. Они говорят, что сподвижники обладают высоким положением, и те из них, чье мнение было ошибочным, все равно любимы Аллахом и им причитается награда. Мы убеждены: Все люди, включая сподвижников Пророка Ислама, являются заложниками своих деяний и убеждений. Аят Корана «Воистину, самый почитаемый из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный и благочестивый» [154] относится также и к сподвижникам. Для того чтобы верно судить о них, необходимо рассмотреть их деяния, их цели и стремления. Лишь тогда мы сумеем определить, кто из них являлся благочестивым и праведным, а кто не был таковым. Тогда мы сможем сказать, что те из них, кто был искренен в своей вере при жизни Пророка Ислама, а после его ухода в мир иной остался верен завету с ним и завету со Священным Кораном, были настоящими последователями Пророка, и нужно оказывать им почести и уважение. А тех из них, кто во время жизни Пророка причинял ему страдания своими деяниями и словами, а после его смерти отвернулся от справедливости и совершил поступки, обернувшиеся злом для мусульман и всего Ислама, мы не чтим и не проявляем к ним уважения. «Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него». [155] Действительно, те, кто отвернулся от идей Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) при его жизни или после его смерти, по нашему убеждению не достойны почестей, похвалы и уважения. Но не следует забывать, что среди сподвижников Пророка были по настоящему благочестивые и набожные люди, все старания и желания которых были направлены к победе истины и истинной религии. Эти люди заслужили похвалу Всевышнего Аллаха и Его особое отношение к ним. Не только сподвижники, но и мусульмане следующих поколений, которые уже перешли в мир иной или еще не родились, заслуживают наилучшего отношения к ним, если они будут следовать по пути истинных последователей Пророка. «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали за ними в благе. И они также довольны Аллахом». [156] Это лишь краткое изложение шиитского вероучения о сподвижниках Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род).
Знания имамов Мы убеждены: Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в многочисленных и достоверных хадисах предписал нам всегда держаться Священного Корана и имамов из его рода, чтобы мы никогда не сходили с истинного пути. Поэтому мы считаем имамов из его рода безгрешными и неподверженными ошибкам, их слова и деяния являются доводом для нас. Таким образом, традиции и пример безгрешных имамов являются для нас одним из источников исламского вероучения, подобно Корану и традициям Пророка Ислама. Сами имамы (да будет мир с ними) всегда говорили, что то, что они говорят, они слышали от предыдущих имамов, а те от Посланника Аллаха. Поэтому все их речи на самом деле являются речами Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Всевышний Аллах даровал имамам знания Посланника Аллаха и всех предыдущих пророков. Однажды Имам Бакир (да будет мир с ним) сказал одному из своих последователей: «Если бы мы (то есть имамы) говорили вам что-либо от себя, основываясь на собственных желаниях, то мы непременно погибли бы. Однако мы говорим вам речи, которые дошли до нас от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род)». [157] В другом хадисе говорится, однажды некий человек задал вопрос Имаму Садику (да будет мир с ним), на который имам дал ответ. После этого тот человек вступил с имамом в диспут для того чтобы он изменил свое мнение. Имам (да будет мир с ним) сказал ему: «Оставь эти разговоры, ибо то, чем я ответил тебе, является ответом Посланника Аллаха и не имеет почвы для дальнейших сомнений и споров». [158] Также хочется обратить внимание читателей на следующий важный момент. В распоряжении шиитов имеются признанные сборники хадисов, авторами которых являются величайшие ученые, такие как Аль-кафи, Тахзиб аль-ахкам, Бихар аль-анвар и многие другие. Однако их признанность нашими учеными не означает того, что каждый хадис в этих сборниках является абсолютно достоверным, и что мы принимаем за истину любое предание, имеющееся в данных трудах. Нет, это не так. Существует отлаженная система проверки достоверности того или иного хадиса, проверки справедливости и порядочности передатчиков этих хадисов. Мы принимаем лишь те предания, которые соответствуют условиям науки хадисоведения, передатчики которых являются людьми благочестивыми и справедливыми. Смысл этих хадисов не должен противоречить Священному Корану и здравому смыслу. Таким образом, если какой-либо хадис не соответствует сказанному выше, то мы не опираемся на него ни в вероучении, ни в шариатском праве, ни в чем-либо другом. Поэтому, все, кто желает ознакомиться с вероучением какого-либо исламского течения, в том числе с шиитским вероучением, должны полагаться лишь на те хадисы, которые считаются достоверными самими последователями этого вероучения. Нельзя доверять хадисам или книгам, не представляющим ценности для них, в ином случае у человека обязательно сложится неверное представление о последователях того или иного вероучения. В любом случае хадисы от безгрешных имамов имеют для нас огромное значение, такое же, как аяты Корана и хадисы от Пророка Ислама, но лишь в том случае, если эти предания будут достоверными и отвечать всем необходимым требованиям и условиям.
Глава 6. Различные темы
В предыдущих главах было изложено шиитское вероучение в основных религиозных положениях. В этой главе речь пойдет о некоторых положениях, которые также отличают наше вероучение от вероучения последователей других исламских школ.
Разум человека
Мы убеждены: Человеческий разум различает, что есть хорошо, а что есть плохо, он постигает положительные и отрицательные стороны различных явлений и событий. Данная способность человеческого разума это величайший дар Всевышнего Аллаха. Поэтому, даже до ниспослания небесных религий человек постигал своим умом благо одних и скверность других деяний и явлений. Он понимал, что справедливость и благодеяния это хорошо, а гнет и мерзкие поступки это плохо. Для человека было ясно, что обладание такими нравственными качествами как правдивость, смелость, щедрость, доброта возвышает тех, кто владеет ими. А лживость, трусость, скупость, недоброжелательность и злоба наоборот унижают их обладателей в глазах окружающих. Но человеческий разум, как и все остальное сотворенное, ограничен и потому неспособен осознать истинность ряда явлений. Несовершенные человеческие познания не в состоянии постичь их положительные и отрицательные стороны. По этой причине Всемогущий Творец отправил к людям пророков с небесными писаниями, чтобы те донесли до них божественную религию, подтверждающую все то, что говорит разум, и раскрывающую для людей истины, которые они не способны познать самостоятельно. Если мы станем отрицать способность разума к осознанию некоторых истин, и будем утверждать, что мы не можем понять благо и зло тех или иных явлений и деяний без свидетельства небесных посланников и писаний, то несомненно познание Творца, единобожие, миссия пророков и ниспослание небесных книг потеряют свое значение для человечества. Потому что существование Всевышнего Аллаха и истинность призыва пророков можно обосновать только посредством разума и умственных аргументов! Опираться на небесные книги и высказывания пророков возможно лишь в том случае, если до этого наш разум приведет доказательства существованию Творца и тому, что Он направил к нам пророков. Доказать это, опираясь лишь на небесные книги и высказывания пророков, невозможно!
Божественная справедливость Мы убеждены: Наш разум говорит нам, что Всевышний и Всеблагой Аллах обладает всеми атрибутами совершенства, поэтому Он справедлив, так как несправедливость есть несовершенство. Невозможно, чтобы от Него исходила несправедливость, и что Он будет угнетать кого-либо. Нельзя представить, что Он просто так накажет благочестивого человека или без причины вознаградит тирана. Невозможно, чтобы Всевышний Аллах не выполнил Своих обещаний или нарушил Свои слова. И уж тем более не может быть, чтобы Он поручил пророческую миссию подлому и грешному человеку, постоянно совершающему ошибки, и дозволил ему являть людям чудеса. Божественная справедливость требует, чтобы люди, сотворенные Им для достижения совершенства и счастья, не были оставлены без наставника и достойного руководителя, который поможет им достичь этой цели. Все перечисленное выше невозможно приписать Творцу, так как Он справедлив и не позволит Себе совершение этих недостойных поступков.
Свобода выбора
Мы убеждены: Всевышний Аллах сотворил человека свободным. Человек свободен в совершении своих действий, ему дарован выбор, и все его деяния основаны на его собственной воле. Если мы не примем эту очевидную истину, и будем придерживаться мнения, что у человека нет выбора и что он вынужден совершать те или иные действия, то в этом случае мы получим отсутствие справедливости. Получится, что наказание грешников и тиранов это несправедливость, ибо они были вынуждены вершить свои мерзкие дела. А награда для добродетельных и благочестивых не представляет никакой ценности, так как благие деяния они совершали не по собственной воле. Все это не сочетается с учением о божественной справедливости, в которую верят шииты. Принцип свободы выбора и то, что разум человека способен различать благо и зло многих явлений и деяний, являются одной из основ исламской религии. Об этом говорится также в аятах Священного Корана и хадисах от Пророка и безгрешных имамов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.012 с.) |