Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совмещение молитв в традициях Пророка ИсламаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В авторитетных сборниках обоих исламских направлений собрано большое количество хадисов, указывающих на то, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) вместе со своими сподвижниками совмещал выполнение молитв. 1. Бухари, Муслим и Абу Дауд приводят слова Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род), будучи в Медине и не будучи путником, выполнял молитвы в восемь и семь ракатов – совмещая полуденную с послеполуденной, а вечернюю с ночной». [550] 2. Муслим и Тирмизи приводят слова Ибн Аббаса, сказавшего: «Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной, будучи в Медине. При этом у него не было каких-либо опасений, и при этом не шел дождь». У Ибн Аббаса спросили: «Почему Пророк поступал подобным образом?» Он ответил: «Чтобы его община не испытывала трудностей». [551] 3. Ахмад ибн Ханбал передает слова Абдуллы ибн Шакика: «Ибн Аббас сказал: «Я свидетельствую, что Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной». Его слова вызвали во мне сомнения. Я спросил об этом Абу Хурайру и он подтвердил его слова». [552] 4. Муттаки Хинди и Абдур-Раззак передают от Абдуллы ибн Умара: «Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю молитву с ночной. При этом он не находился в пути». Некий человек спросил ибн Умара: «Почему Пророк делал это?» Он ответил: «Чтобы его община не испытывала затруднений». [553] 5. Шейх Садук приводит слова Имама Садика (да будет мир с ним), который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) совмещал выполнение полуденной молитвы с послеполуденной, произнося при этом один азан и две икамы. И он совмещал выполнение вечерней молитвы с ночной, произнося при этом один азан и две икамы. При этом он не был в пути». [554] Здесь была приведена лишь малая часть хадисов, в которых идет речь о совмещении молитв. Во всех этих хадисах говорится о дозволенности выполнения послеполуденной молитвы сразу же после полуденной, а ночной молитвы сразу же после вечерней, что подтверждает правоту шиитов в данном вопросе.
Попытки истолкования хадиса
Некоторыми суннитскими учеными были предприняты попытки дать объяснение вышеприведенным хадисам, в которых говорится о совмещенном выполнении молитв Пророком Ислама. Одни говорили о недостоверности этих хадисов. Другие утверждали, что Посланник Аллаха совмещал молитвы только во время внешней угрозы или погодных катаклизмов. Третьи заявляли, что Посланник Аллаха дожидался конца времени выполнения одной молитвы, выполнял ее, а затем выполнял следующую молитву в самом начале времени ее выполнения. Шиитские ученые отвечали первым из суннитских ученых, что все этих хадисы присутствуют в самых авторитетных суннитских сборниках, которые были собраны такими учеными как Бухари, Муслим, Тирмизи и другими. Поэтому утверждение о недостоверности этих хадисов противоречит суннитской традиции, гласящей, что все хадисы, собранные в сборниках Бухари и Муслима, достоверны и не подлежат сомнению. Вторым они говорили, что в текстах многих хадисов прямо сказано, что когда Посланник Аллаха совмещал молитвы, он не испытывал каких-либо опасений и при этом не было никаких погодных катаклизмов. Ибн Аббас говорил об этом: «Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной, будучи в Медине. При этом у него не было каких-либо опасений, и при этом не шел дождь». Третьим они отвечали, что Посланник Аллаха дозволил мусульманам совмещать молитвы для того, чтобы они не испытывали затруднений. Об этом также прямо сказано в тексте хадиса. А если выполнять молитвы так, как говорите вы, то есть дожидаться конца времени выполнения одной молитвы, выполнять ее, а затем приступать к выполнению следующей молитвы, то этим мусульмане своими же руками создадут себе еще большие трудности. Уж лучше тогда выполнять молитвы по отдельности, так будет намного легче.
Расположение рук в молитве
Мнение шиитов и некоторых суннитов относительно расположения рук в молитве разделилось. Предметом разделения мнений является вопрос: Можно ли во время выполнения молитвы класть правую руку на левую на груди или животе? Шиитские ученые запрещают делать это. Большая часть суннитских ученых говорят о желательности данного действия. Необходимо отметить, что представители всех исламских правовых школ едины во мнении, что класть правую руку на левую в молитве не является обязательным (ваджиб) действием. Но их мнения разошлись в следующем: 1. Одни считают это очень желательным (мустахаб) действием и говорят, что при выполнении обязательных и желательных молитв мусульманину желательно расположить правую руку на левой. Данного мнения придерживаются ученые ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов. 2. Другие дозволяют делать это в желательных молитвах, но считают, что в обязательных молитвах данное действие нежелательно (макрух). Данное мнение является распространенным среди маликитских ученых. 3. Третьи считают, что во время выполнения молитвы руки должны быть опущены. А класть правую руку на левую запрещено (харам). Данное мнение принадлежит шиитским ученым.
Хадисы о расположении рук
В суннитских сборниках имеется несколько хадисов, которые и послужили причиной того, что часть суннитских факихов посчитала расположение правой руки на левой во время выполнения молитвы желательным действием. Однако цепь передатчиков многих из этих хадисов по свидетельству самих же суннитов не является полностью надежной. А предмет спора в этих хадисах освещен поверхностно, что оставляет место для многочисленных сомнений. А порой предписание о расположении рук вовсе не восходит к самому Пророку. К примеру, в известном сборнике хадисов, собранном Бухари, есть глава под названием «Расположение правой руки на левой», в которой упоминается всего один хадис: «Абу Хазим передает слова Сахля ибн Саада: «Людям было приказано, чтобы во время молитвы они клали правую кисть на левую руку». Сам Абу Хазим говорил: «Я не знаю этого, кроме того, что это приписывается Пророку».[555] Если предписание о расположении рук исходило от самого Пророка, то почему в этом хадисе говорится «людям было приказано», а не говорится «Пророк приказал»? Уже одно это подтверждает версию шиитских исследователей, которые справедливо считают, что предписание о расположении рук является нововведением, возникшим уже после смерти Посланника Аллаха. Некоторые правители полагали, что подобное расположение рук в молитве указывает на смиренность и покорность. Поэтому они и приказывали людям во время выполнения молитвы класть правую руку на левую. Эту версию подкрепляют и слова Абу Хазима, передавшего этот хадис, который сказал: «Я не знаю этого, кроме того, что это приписывается Пророку». Молитва является важнейшим исламским богослужением, которое должно совершаться пять раз в день. Сподвижники Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) на протяжении более двух десятков лет наблюдали за тем, как он выполняет молитву. И если он действительно клал правую руку на левую, то огромное количество сподвижников сказало бы об этом, и у мусульман последующих поколений не возникало бы каких-либо сомнений. Однако в достоверных хадисах, в которых сподвижники описывали молитву Пророка Ислама, не упоминается о необходимости расположения правой руки на левой на груди или животе. В авторитетных суннитских книгах есть множество хадисов от Аиши, Абу Хурайры и других сподвижников, в которых они подробно обрисовали молитву Пророка. Они подробно описали все обязательные и желательные действия, которые он совершал во время выполнения молитвы, включая то, как он поднимал руки до ушей при произношении фразы «Аллаху акбар», куда он ставил руки во время произношения ташаххуда. Но никто из них не упомянул, что при стоянии Пророк клал свою правую руку на левую. Если бы данное действие было желательным, то Посланник Аллаха непременно указал бы на это. Маликитский ученый Ибн Рушд Куртуби пишет: «В наших книгах есть абсолютно достоверные хадисы, которые до мелочей описывают молитву Посланника Аллаха. Но в них ничего не сказано о том, что он располагал правую руку на левую. Поэтому группа факихов убеждена, что необходимо принимать те хадисы, в которых нет этого добавления, то есть расположения правой руки на левой, ибо этих хадисов намного больше».[556] По этой причине шиитские исследователи говорят, что в данном вопросе маликитский мазхаб ближе к действительности, ибо одним из источников мазхаба Малика ибн Анаса являлись деяния жителей Медины. А жители Медины тех времен, следуя сподвижникам, молились, опустив руки. Обратившись к высказываниям безгрешных имамов из пророческого рода, которые являются драгоценностью, подобной Корану, можно узнать, что они не дозволяли располагать одну руку на другой на животе или груди. Они считали подобное действие действием огнепоклонников перед своими правителями. Мухаммад ибн Муслим спросил Имама Садика (да будет мир с ним): «Должен ли выполняющий молитву человек класть правую руку на левую?» Имам ответил: «Не нужно делать этого». [557] И действительно, стоять смиренно перед Аллахом с опущенными вниз руками и есть то покорное состояние, которое требуется от человека во время его служения Всевышнему Аллаху. Имам Бакир (да будет мир с ним) говорил одному из мусульман: «Опускай во время молитвы руки и не клади их одна на другую, ибо это одно из деяний огнепоклонников». [558] Имам Бакир почерпнул свои знания у Имама Саджада, а тот у Имама Хусейна. Имам Хусейн вместе с Имамом Хасаном передавали людям то, что передавал им Имам Али от Посланника Аллаха. Поэтому все, что говорили Имам Бакир и остальные имамы, восходит непосредственно к самому Пророку Ислама. И если бы традицией Пророка было расположение правой руки на левой, то безгрешные имамы непременно напоминали бы об этом мусульманам.
Земной поклон на землю Земной поклон бесспорно является одним из самых ярких проявлений повиновения и покорности Всевышнему Аллаху. Земной поклон – одно из обязательных действий ритуальной молитвы, выполнение которой отличает искреннего мусульманина от всех остальных людей. Поэтому верующие люди каждый день совершают данное действие, чтобы этим путем показать свою покорность Творцу, который в свою очередь дарует им бесконечные блага и милости. В хадисах сказано, что земной поклон является самым близким состоянием раба к своему Господу. Все без исключения мусульмане убеждены в том, что в каждом ракате ритуальной молитвы необходимо совершить два земных поклона. И эти поклоны необходимо совершать Всевышнему Аллаху – Творцу небес и земли. Но их мнения расходятся относительно того, на что нужно совершать земной поклон, то есть куда нужно прикладывать лоб во время поклона. Шииты убеждены, что при земном поклоне лоб необходимо прикладывать на землю, глину, камень или на то, что произрастает из земли, например, дерево, растения, при условии, что произрастаемое не будет использоваться в качестве пищи или одежды человека. В то время как сунниты считают, что, помимо всего упомянутого выше, земной поклон можно также совершать на ковер, одежду и им подобные предметы. В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази «Разъяснение шариатских положений» сказано: «Во время совершения земного поклона лоб необходимо приложить к земле, глине или к чему-либо, что произрастает из земли (например, дерево и лист дерева). Однако запрещается совершать земной поклон на предметы, которые являются пищей и одеждой, даже если они произрастают из земли. Также запрещается совершать земной поклон на металлы, например, на золото или серебро. Но не запрещается совершать земной поклон на камни, например, на мрамор, белый и черный камень, и даже на агат». Алламе Хилли – величайший шиитский факих 8-ого века по лунной хиджре – писал: «Все шиитские ученые запрещают совершать земной поклон на что-либо, что не относится к земле и не произрастает из нее, например, на кожу и шерсть. Но все суннитские ученые дозволяют делать это».[559] В многочисленных хадисах от безгрешных имамов из пророческого рода содержатся указания, гласящие, на что можно и на что нельзя совершать земной поклон. Однажды Хишам ибн Хакам спросил Имама Садика (да будет мир с ним): «На что дозволено совершать земной поклон, а на что запрещено?» Имам ответил: «Земной поклон дозволено совершать только на землю и на то, что относится к земле и выходит из нее, при условии, что это не будет являться пищей и одеждой». Хишам сказал: «Да буду я жертвой за тебя. В чем причина этого предписания?» Имам ответил: «Земной поклон – это проявление покорности и смиренности перед Всевышним Аллахом. Не пристало совершать земной поклон на что-либо, что является пищей и одеждой, ибо обитатели мира являются рабами того, что они едят и одевают. Совершающий земной поклон совершает его Аллаху, поэтому ему не следует прикладывать свой лоб к чему-либо, рабами чего являются обитатели мира и что обольстило их». [560] В хадисе, включенном в суннитские и шиитские сборники, запечатлены слова Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), сказавшего: «Земля была сделана для меня местом совершения земного поклона и очистителем». [561] Из данного высказывания Пророка Ислама следует, что Всевышний Аллах сделал для него и его последователей чистую землю местом, на которое совершается земной поклон, и предметом, которым совершается таяммум. Внимательное исследование суннитских и шиитских сборников хадисов, а также изучение истории Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) свидетельствует, что в течение длительного времени Пророк и остальные мусульмане совершали земной поклон только на землю, глину или камни. Они терпели горячий жар земли в знойную погоду, сырость глины во влажную погоду, а также стойко переносили шероховатость и неровность камней. В этот период никто из них не совершал земной поклон ни на пальмовые листья, ни на травяной коврик, не говоря уже об одежде. Пол мечети в Медине тогда был земляной, усыпанный мелкими камушками. Максимум, что они могли сделать в жаркую погоду, это взять горсть мелких камней в руку, остудить их, чтобы затем приложить на них свой лоб во время совершения земного поклона. Джабир ибн Абдулла Ансари говорил: «Я выполнял полуденную молитву вместе с Посланником Аллаха. Из-за сильной жары я взял в ладонь горсть мелких камней, затем переложил их в другую ладонь, чтобы они немного остыли. Потом я положил их перед собой на землю, чтобы совершить земной поклон». [562] Об этом же говорили и другие сподвижники, например в хадисе от Анаса ибн Малика сказано: «В жаркую погоду мы были с Посланником Аллаха. Один из нас взял в руки горсть мелких камней, а когда они немного остыли, он положил их перед собой и совершил на них земной поклон». [563] Хаббаб говорил: «Мы пожаловались Посланнику Аллаха на то, что из-за сильной жары нам тяжело располагать на земле лоб и ладони. Однако он не обратил никакого внимания на наши жалобы». [564] В комментариях к данному хадису суннитский ученый Ибн Асир писал: «Они пожаловались Посланнику Аллаха на жар земли, но он не разрешил им совершать земной поклон на края своих одежд».[565] Айад ибн Абдулла передает: «Посланник Аллаха увидел мужчину, который совершал земной поклон на край своей чалмы. Он жестом указал ему на то, чтобы тот приподнял свою чалму и приложил лоб к земле». [566] В хадисе от Умм Саламы говорится: «Посланник Аллаха заметил юношу по имени Афлях, который во время совершения земного поклона дул на землю. Он сказал ему: «Афлях, приложи лоб к земле». [567] От Абу Ваила передается: «Я видел Посланника Аллаха, совершающего земной поклон на землю, а его лоб и нос в это время были расположены на земле». [568] В хадисе от Абу Хамида Саиди сказано: «Когда Посланник Аллаха совершал земной поклон, он прикладывал лоб и нос на землю». [569] Эти и множество других хадисов указывают, что в тот период мусульмане должны были совершать земные поклоны только на земле и на том, что относится к земле, то есть на глине, камнях, песке. Посланник Аллаха тогда не дозволял им совершать земные поклоны на чем-либо ином, ибо он не мог сделать этого без повеления своего Господа. Спустя некоторое время Всевышний Аллах облегчил мусульманам их обязанность и разрешил им совершать земной поклон на траве и листьях. После этого мусульмане уже могли в жаркую и влажную погоду совершать свои молитвы на пальмовых листьях, травяных ковриках и на всем, что произрастает из земли. Огромное количество сподвижников засвидетельствовало, что после данного предписания Посланник Аллаха иногда совершал свои молитвы и земные поклоны на пальмовом коврике. Ибн Аббас говорил: «Посланник Аллаха совершал свои земные поклоны на пальмовом коврике». [570] В хадисе, переданном Аишей, сказано: «Посланник Аллаха совершал свои молитвы на пальмовом коврике». [571] Исхак ибн Фудайл задал Имаму Садику вопрос о совершении земного поклона на травяном коврике. Имам ответил ему: «Это не запрещено. Но совершение земного поклона на землю лучше для меня. Посланник Аллаха любил прикладывать лоб к земле, и я также люблю то, что любил Посланник Аллаха». [572] Таким образом, предписания о том, на что должны совершаться земные поклоны, были ниспосланы в два этапа. На первом этапе мусульмане были обязаны прикладывать лоб только на землю, глину, камни. На втором этапе им было дозволено прикладывать лоб на то, что произрастает из земли, при условии, что это не будет являться пищей и одеждой. Это и есть пророческая традиция, которой неукоснительно придерживаются шииты всех поколений.
Поклоняются ли шииты камням
Клеветой в адрес шиитов является утверждение о том, что они якобы поклоняются камням. Данная клевета исходит из уст недалеких людей, которые не проводят различия между тем, кому совершается земной поклон, и тем, на что совершается земной поклон. Обвинять в язычестве единобожников, поклоняющихся Всевышнему Аллаху и совершающих Ему свои земные поклоны, является одним из величайших грехов. Сунниты совершают земные поклоны на ковер, шииты же, следуя традиции Посланника Аллаха и безгрешных имамов, о которой было сказано ранее, совершают земные поклоны на землю. В наше время полы всех мечетей устланы коврами. Это удобно, тепло и красиво. Но шииты убеждены в том, что прикладывать лоб на ковер во время земного поклона не дозволенно. Поэтому они имеют при себе кусок спрессованной глины, который называется мухр, и при посещении мечети ставят его перед собой и во время выполнения молитвы прикладывают на него свой лоб. В этом действии нет никаких проявлений язычества и никакого запрещенного нововведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.013 с.) |