Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Радж’ат (возвращение к жизни)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из религиозных убеждений, присущих исключительно последователям шиитского вероучения, является вера в возвращение некоторых умерших людей обратно к жизни. Данное убеждение в исламской терминологии обозначается словом «радж’ат»,[503] которое переводится с арабского языка как возвращение. Это произойдет не в судный день, а гораздо раньше уже в этом мире. После того, как Имам Махди (да будет мир с ним) начнет свое всемирное движение, Всевышний Аллах вернет к жизни отдельных людей. Повторное возвращение к жизни не коснется каждого человека. В число этих людей войдут только самые праведные верующие и самые отъявленные тираны. Первые, являющиеся олицетворением блага и истины, продолжат свое восхождение к духовному совершенству, а вторые, служа олицетворением зла, получат возмездие за свои ужасные преступления. Некоторые исследователи считают, что воскрешены будут лишь те тираны, которые не вкусили наказания и унижения в течение своей жизни. Шейх Муфид писал: «Всевышний Аллах вернет к жизни группу верующих из общины Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Это произойдет после их смерти и до наступления судного дня. Вера в возвращение является неотъемлемым положением учения пророческого рода, и Коран свидетельствует о ней». Сейид Муртаза говорил о вере шиитов в возвращение: «Шииты-имамиты убеждены, что во время пришествия двенадцатого имама Аллах вернет к жизни некоторых из его последователей, которые жили в прежние века. Вернув их к жизни, Аллах дарует им возможность увидеть имама и оказать ему помощь и содействие. Также Аллах вернет к жизни некоторых из его врагов, чтобы последние получили свое воздаяние уже в ближнем мире. Последователи имама испытают наслаждение от лицезрения того, как истина возьмет верх над ложью». Не следует путать два мусульманских термина – возвращение и воскрешение, ведь в первом случае речь идет о кратковременном возвращении к жизни в этом мире, а во втором случае подразумевается вечная жизнь в загробном мире. Также нужно заметить, что возвращение к жизни в исламской интерпретации не имеет ничего общего с реинкарнацией, в которую верят последователи ряда религий. Исламское возвращение это возврат души в то же самое тело, тогда как реинкарнация означает бесконечное переселение души из тела в тело. Повторное возвращение к жизни в этом мире не противоречит разуму, который свидетельствует, что Аллах всемогущ и для Него не составит труда оживить тех, кого Он пожелает. Ни один разумный человек не станет отрицать этого. Данный религиозный принцип согласовывается с аятами Корана и подтверждается многочисленными хадисами от имамов из пророческого рода. Шиитские ученые говорят, что в Священном Коране имеются две группы аятов, указывающих на возвращение к жизни в ближнем мире. В первой группе содержится повествование о том, что возвращение к жизни произойдет в будущем. Например, в 83-ем аяте суры «Муравьи» сказано: «В тот день Мы соберем из каждого народа группу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать». По свидетельству толкователей Корана в данном аяте речь идет о кратковременном возвращении к жизни неверующих грешников, которое произойдет до наступления судного дня. Если бы в аяте говорилось о воскрешении в судный день, то в нем не было бы сказано «Мы соберем из каждого народа группу», так как в судный день из могил встанут все люди без исключения, как говорится в 47-ом аяте суры «Пещера»: «Мы соберем их всех и никого не упустим». Вторая группа аятов указывает на то, что кратковременное возвращение к жизни уже случалось среди людей, живших в прежние эпохи, подтверждая этим, что подобное возвращение не является чем-то невозможным. В 259-ом аяте суры «Корова» рассказывается о Пророке Узейре, который проходил мимо разрушенного селения и спросил себя, каким образом Аллах воскресит его жителей? Аллах показал ему это на деле: «Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет». В 243-ем аяте этой же суры говорится о людях, которые, страшась участия в битве с врагами, бежали из своих жилищ и в наказание были умерщвлены Аллахом: «Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите!» Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны». В 55-ом и 56-ом аятах суры «Корова» повествуется об иудеях, убитых Аллахом и снова возвращенных к жизни: «Вот вы сказали: «О Myca! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто». Вас поразила молния, тогда как вы наблюдали за этим. Затем Мы воскресили вас после смерти, – быть может, вы будете благодарны». О возвращении к жизни говорили и безгрешные имамы. В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Клянусь Аллахом, дни и ночи не перестанут сменять друг друга, пока Аллах не вернет к жизни мертвых и не умертвит живых. Пока Он не вернет права лишенным их, не приведет к торжеству избранную Им религию и не установит ее на земле». В другом хадисе от этого же имама сказано: «Когда наступит время пришествия Имама Махди, в месяц Джумади ас-сани и в первые десять дней месяца Раджаб пройдет сильный дождь, подобного которому люди не видали. Посредством этого дождя Аллах взрастит в могилах кости и тела искренних верующих. Я словно вижу, как они идут и стряхивают землю со своих волос». [504] Однажды аббасидский халиф Мамун спросил у Имама Риды (да будет мир с ним): «Что ты думаешь о возвращении мертвых к жизни в этом мире?» Имам ответил: «Такое возвращение является истиной. Оно уже происходило в общинах прежних пророков, о чем повествует Коран. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Все, что случалось с прежними общинами, случится и с моей общиной». [505] Почему Аллах оживит умерших людей в этом мире? Почему Он даст им вторую жизнь? Причин этому может быть множество. Ознакомление с рядом хадисов, а также размышления в этой области позволяют нам сделать следующие выводы. 1. Благочестивые и праведные верующие искренне стремятся достичь духовного совершенства, высочайших степеней веры и близости к Аллаху. Всю свою жизнь они проводят в деяниях, способствующих достижению этой великой цели. Но иногда смерть становится для них преградой и они не успевают сделать многое из того, что всем сердцем хотели сделать ради Аллаха и торжества истины. Поэтому Мудрый и Милостивый Аллах вернет их к жизни, дабы они продолжили свое восхождение к совершенству. Многие верующие всю свою жизнь провели в ожидании прихода Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие). Каждое мгновение они были готовы ответить на его призыв и влиться в ряды его бесстрашных помощников. Но отпущенные им годы пролетели, их души покинули тела, которые теперь лежат в могилах. Имам Садик говорил о благочестивых праведниках: «Каждый искренний верующий, который был убит, вернется в этот мир, чтобы прожить жизнь и умереть естественной смертью. И каждый искренний верующий, который умер естественной смертью, вернется в этот мир, чтобы пасть мученической смертью». [506] 2. Множество праведников были несправедливо убиты нечестивцами, многих из них лишили прав и отняли причитающееся им. Божественная мудрость допускает, что они и их угнетатели будут воскрешены к повторной жизни, дабы первые восстановили свои права, а последние получили возмездие за свои преступления уже в этом мире. На эту причину указывает один из хадисов от Имама Казима (да будет мир с ним).
Нововведения
Нововведения[507] в исламской религии противопоставляются сунне – религиозной традиции, то есть всем исламским и шариатским положениям, которые находят подтверждение в Священном Коране, а также в высказываниях и действиях Посланника Аллаха и безгрешных имамов из его рода. На протяжении веков мусульманскими учеными были даны различные объяснения тому, что такое нововведение, и эти объяснения вкратце сводятся к следующему. Нововведением является некое положение, которое пытаются внести в религию, придав ему статус обязательного или желательного деяния, при этом данное положение не упомянуто в основных исламских источниках и противоречит им. Нововведением также является действие, направленное на изъятие из религии некоего положения, истинность которого обосновывается в Священном Коране или сунне. В Коране содержится угроза в адрес тех, кто пытался или пытается внести в религию нечто новое, ибо этим они искажают первозданное учение божьих посланников: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» [508] В известном пророческом хадисе, порицающем попытки внести в религию нечто новое или изъять из нее что-либо несомненное, сказано: «Каждое нововведение есть заблуждение, а каждое заблуждение ведет в огонь». Следует еще раз подчеркнуть, что нововведениями считаются только те положения, которым пытаются придать статус обязательных или желательных религиозных деяний. Если же в какую-либо эпоху мусульмане начнут совершать некое деяние, которое не будет объявляться обязательным или желательным, и при этом не будет противоречить религиозной традиции и здравому смыслу, то данное деяние не станет считаться нововведением. Например, не является нововведением празднование дня рождения Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), безгрешных имамов (да будет мир с ними) и других достойных людей, ибо никто не утверждает, что подобные торжества являются неотъемлемой частью религии. Если мусульмане торжественно отмечают эти даты, устраивая праздники и различные мероприятия, то делают они это для проявления уважения, почитания и признательности, а также для установления духовной связи с предводителями исламской общины. Также не являются нововведениями не противоречащие исламской религии обычаи и традиции различных народов, которые не пытаются выдать их за несомненные религиозные положения. Не являются нововведениями вновь сложившиеся в обществе традиции и церемонии, которые ранее не практиковались, но которые не претендуют называться неизменными основами Ислама. К ним относятся национальные и государственные торжества, проведения различных демонстраций и митингов, празднование различных событий и чествования национальных героев. Поэтому, все, что разрешено религией, не противоречит принципу Ислама о нововведениях. И люди спокойно могут совершать эти деяния, создавая новые обычаи и традиции. Но не нужно забывать, что распространение противоречащих Исламу обычаев и традиций является недостойным деянием и грехом. Необходимо сторониться их и по мере сил бороться с ними.
Мнение салафитов К сожалению, представители салафитского течения в Исламе относят к нововведениям огромное количество деяний, отравляя этим жизнь остальным мусульманам. Эти деяния они считают запрещенными нововведениями по той причине, что они не практиковались в эпоху сподвижников Посланника Аллаха и следующего поколения мусульман. Например, Ибн Теймия находил празднование дня рождения Посланника Аллаха нововведением, противоречащим Исламу. А считал он так лишь потому, что первые поколения мусульман не отмечали этого праздника. Он писал по этому поводу: «Если празднование дня рождения Пророка действительно было благим и одобрительным деянием, то сподвижники более нас были достойны отмечать этот праздник. Ведь они видели Пророка Ислама, общались с ним и больше нас испытывали к нему любовь и привязанность. Поэтому, если бы этот праздник соответствовал исламской религии, то сподвижники непременно торжественно проводили бы его. Но они не делали этого». По поводу целования Священного Корана, которое является признаком уважения к нему со стороны мусульман, салафиты говорят: «Относительно подобного действия с Кораном мы не имеем достоверных свидетельств, указывающих на то, что сподвижники делали это». В ответ необходимо сказать, что критерием в определении нововведений не являются поступки сподвижников и следующего за ними поколения мусульман. Критерием в определении истинных положений религии и нововведений является обращение к двум драгоценностям, о чем множество раз говорил Посланник Аллаха. Две драгоценности являются неопровержимым критерием независимо от того, какой смысл будет вложен в них. Часть мусульман считает, что двумя драгоценностями являются Священный Коран и двенадцать безгрешных имамов из рода последнего Пророка (ахль аль-бейт). Другая часть мусульман на основании хадиса, который привел Малик в своей книге «Муватта», полагает, что под двумя драгоценностями подразумеваются Коран и сунна. Поэтому нововведениями являются лишь те деяния, которые противоречат тому, о чем говорят две драгоценности, а не поступки сподвижников. Сподвижники и следующее за ними поколение мусульман так же, как и мы, были обязаны следовать двум драгоценностям. Их согласие или несогласие ни в коем случае не является критерием в определении истины и лжи, тем более если принять во внимание неопровержимый факт того, что не все они были благочестивыми и справедливыми людьми. Среди них были и богобоязненные и нечестивые, и справедливые и угнетатели.
Истоки нововведений Появление в обществе нововведений и их дальнейшее распространение имеет несколько причин, однако наиважнейшей из них является следование человека своим страстям. Внимательное изучение жизни лжепророков, которые в разные времена лживо утверждали о своей непосредственной связи с Аллахом, заявляя о себе как о Его посланниках, показывает, что следование страстям, желание прославиться и добиться власти сыграло огромную роль в появлении в них подобных мыслей. Человек, который стоит у истоков возникновения нововведений, не является притязающим на непосредственную связь с Аллахом, но у него есть много общего с тем человеком, который лживо заявляет о своем пророчестве. И в том и в другом случае человеком движет следование страстям и желание прославиться, разбогатеть, получить власть. Во многих исламских хадисах указывается на данную причину появления нововведений. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «О люди. Истоки появления смуты заключены в страстях, которым начинают следовать, и в нововведениях, которым начинают повиноваться. Эти нововведения противоречат Корану, однако некоторые люди начинают защищать тех, кто ввел эти нововведения». [509] Желание прославиться и разбогатеть в той или иной мере присутствует в каждом из людей. Если не контролировать это желание и если оно полностью захватит человека, то он начнет притязать на высокое положение, которого на самом деле не достоин. Возможно, что появление различных исламских течений в первые века после смерти Пророка Ислама связано именно с этим желанием. Такое желание возникло в сердцах некоторых людей, они не сумели обуздать его, а сегодня спустя много веков после их смерти их последователи продолжают возвеличивать их и защищать совершенные ими деяния. Ибн Аби аль-Хадид в своем комментарии к «Нахдж аль-балага» передает, что Имам Али взглянул на тела убитых в бою хариджитов и сказал: «Горе вам. Те, кто обманул вас, нанесли вам огромный ущерб». Присутствующие спросили его: «Кто же их обманул?» Имам ответил: «Их обманул сатана, который сбивает с истинного пути, и их обманули подверженные страстям собственные души, завладев их желаниями. Они приукрасили им грехи, пообещали им непременную победу, но завели их в огонь ада». [510] Также в качестве причин появления нововведений в религии можно упомянуть желание быть лучше остальных, неуемные упрямство и фанатизм, а также слепое и бездумное подчинение тому, кто не является непорочным и безгрешным. Безгрешными являются лишь пророки и имамы, которых Всевышний Аллах очистил от всех грехов, ошибок и промахов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.008 с.) |