Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть вторая: Познание шиизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Шииты
Ошибочное мнение о шиизме
Когда заходит речь о какой-либо религиозной или философской группе, то в умах людей обязательно возникает множество вопросов. Когда возникла эта группа? Какие причины способствовали ее возникновению? Кто стоял у истоков возникновения этой группы? Если эта группа находится в меньшинстве, то почему она стоит отдельно от большинства? Лишь найдя верные ответы на подобные вопросы можно объективно судить о той или иной группе людей, принадлежащей к какому-либо религиозному течению. Не являются исключением из этого правила и многочисленные исламские течения. Размышляющий человек, ищущий истину, обязательно постарается получить ответы на эти вопросы от ашаритов, шиитов, салафитов и представителей других направлений мусульманской религии. Шииты неоднократно приводили доводы в пользу истинности своего учения, и при этом они неизменно опирались на аяты Священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) и рациональные аргументы. Некоторые из этих доводов будут приведены в дальнейших главах книги, которую вы сейчас держите в руках. Ряд исследователей и писателей, не обладающих достоверной информацией о шиизме, считают, что шиизм является неким ответвлением от основной группы мусульман. Они считают, что основополагающей группой в Исламе является суннитское направление, а шиитское направление появилось значительно позже и получило распространение в более поздние времена. В своих предположениях они не имеют общего мнения и выдвигают различные точки зрения по поводу причин возникновения шиизма. Одни утверждают, что основателем шиитского направления была политическая деятельность Абдуллы ибн Сабы – иудея, принявшего Ислам. Другие придерживаются мнения, что шиизм возник в эпоху правления Али ибн Аби Талиба, а точнее во время Верблюжьей битвы и битве при Сиффине. Третьи считают, что на возникновение шиизма повлияла древняя персидская культура, которая вызвала раскол в исламском обществе. Существованию этих и других точек зрения по поводу возникновения шиизма способствует одно ошибочное мнение, которому к сожалению подвержено значительное количество людей. Оно заключается в том, что многие думают: Если шииты находятся в меньшинстве, а сунниты в большинстве, то значит суннизм и является основой Ислама. А шиизм, по их мнению, является новообразовавшимся отростком. Поэтому эти люди и пытаются найти причины, способствовавшие образованию этого нового отростка. Именно по этой причине существует так много точек зрения по поводу возникновения шиизма. Но данное мнение, как уже было сказано, является ошибочным. Согласно коранической традиции, большинство и большее количество никогда не является доводом в пользу истинности чего-либо, а меньшинство и меньшее количество не служит критерием в определении чего-либо неистинного и неправильного. Многочисленные аяты Корана опровергают данное мнение. Во многих местах последнего откровения говорится, что за истиной следуют немногие, тогда как за ложью следует большинство. 1. «И большинство их следуют лишь за предположениями. Но предположения ни в чем не избавят от истины». [179] 2. «Но немногие из Моих рабов благодарны». [180] 3. «Однако большинство их невежды». [181] 4. «И если ты последуешь за большинством живущих на земле, они сведут тебя с пути Аллаха». [182] 5. «И большинство из них ненавидят истину». [183] 6. «Но большинство их не верует». [184] Таким образом, эти аяты Корана ясно указывают на то, что критерием в определении истины и заблуждения никогда не является большинство или меньшинство. Да, вполне возможно, что в заблуждении будет находиться меньшинство, но и нельзя отрицать возможность того, что в нем будет пребывать большинство. Если не принять данную очевидную истину и следовать логике тех, кто большинство считает всегда правым, то можно поставить под сомнение саму истинность исламской религии, ведь большинство жителей земли являются последователями христианского учения, а не Ислама. У повелителя правоверных Имама Али (да будет мир с ним) есть очень точное высказывание по этому поводу. Он сказал: «Истина не познается через познание людей. Познай саму истину, и ты познаешь ее последователей». [185]Поэтому размышляющему и ищущему истину человеку нужно познать саму сущность Ислама, беспристрастно изучить истинное исламское мировоззрение, рассмотреть все аспекты этого вероучения, и уже затем сделать для себя вывод, какое же из исламских течений является отражением подлинного Ислама. Шииты-имамиты убеждены в том, что шиизм это и есть истинный Ислам, проповедуемый всеми пророками прошлого, и с которым был ниспослан Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его род), на котором было завершено пророчество. Всевышний Аллах в многочисленных аятах Корана указал на божественную сущность имамата, а Пророк Ислама в течение всей своей благородной жизни напоминал об этом своим последователям. Таким образом, данное религиозное учение, которое впоследствии стали называть Исламом шиитского направления (или шиизмом), является плодом небесных откровений и трудом благороднейшего из божьих посланников. Именно по этой причине часть сподвижников, такие как Аммар Ясир, Абу Зарр Гаффари, Салман Фарси, Микдад Кинди, Микдад ибн Асвад, Хузайфа Йамани и другие во времена жизни самого Посланника Аллаха и после его смерти последовали за божественными откровениями, и стали называться последователями (шиитами) двенадцати безгрешных имамов из пророческого рода.
Значение терминов шиит и шиизм
Кто такие шииты и что такое шиизм? – задаются вопросом многие люди. Некоторые из них совсем недавно узнали, что мусульмане, так же, как и последователи других небесных религий, поделены на различные идеологические течения. Среди них есть шииты, ашариты, салафиты, и все они обладают собственным мнением в разъяснении основных и второстепенных положений исламской религии, хотя необходимо заметить, что эти мнения имеют общую основу и не мешают мусульманам оставаться единой общиной. Мы убеждены, что первым шагом на пути познания какого-либо религиозного, идеологического или любого другого течения является ознакомление с его названием, то есть со значением имени, которым называются приверженцы данного течения. Поэтому в данной статье будет дан краткий анализ значений слов «шиит» и «шиизм».
Значение слова «шиит»
В лексическом (словарном) значении слово шиит[186] буквально означает последователь, сторонник, приверженец. Ибн Манзур пишет в «Лисан аль-араб», что слово шиит значит чей-либо последователь и помощник.[187] Рагиб Исфахани пишет: «Чей-либо шиит – это его приверженец и помощник».[188] Такого же мнения относительно лексического значения слова шиит придерживаются все знатоки арабского языка, толкователи Корана и составители словарей. Арабское слово «ши’а» используется в аятах Священного Корана именно в этом значении. В суре «Стоящие в ряд» Пророк Ибрагим назван шиитом Пророка Нуха (да будет мир с ними), так как исповедовал ту же религию, что и Нух: «Воистину, Ибрагим был его приверженцем». [189] В суре «Рассказ» шиитом Пророка Мусы (да будет мир с ним) назван один из жителей Египта, так как он разделял его веру и в вопросах религии следовал его мнению: «Войдя в город, он (Муса) встретил двух мужчин. Один был из его последователей, а второй был из его врагов. Тот, кто был из его последователей, попросил его помочь ему против того, кто был из его врагов». [190] В суре «Месяц» говорится о шиитах неверующих язычников, которых Аллах наказал в отместку за их грехи и нечестие: «Мы уже погубили приверженцев (ваших воззрений). Но есть ли поминающие?» [191] Интересно, что многие недоброжелатели шиитов, желая выставить их в неприглядном свете, приводят этот аят и говорят, что Аллах в Коране отозвался о шиитах в отрицательном значении. Но при этом они стараются не замечать того, что слово «ши’а» использовано здесь в лексическом значении, а не в общеупотребительном терминологическом. Лексическое значение слова шиит может быть применено (положительно или отрицательно) к любой группе людей, которая следует чему-либо. Поэтому в данном аяте не подразумеваются приверженцы и последователи двенадцати безгрешных имамов. Почему эти люди упорно не замечают аятов Корана, в которых слово «ши’а» использовано применительно к пророкам и их последователям? Обычно так поступают проповедники, выучившие арабский язык в салафитских религиозных заведениях и, вернувшись домой, делающих все возможное для того, чтобы передать свои идеи жителям своих стран. В общеупотребительной терминологии слово шиит применяют в отношении мусульманина, который считает, что духовное, правовое, политическое руководство исламской общиной после Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) принадлежит двенадцати имамам, первым из которых является Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ними). Шахристани пишет в своем известном труде: «Шиитами называются те, кто в вопросах веры следуют Али и считают, что его руководство обосновано шариатскими источниками».[192] Абуль-Хасан Ашари говорит: «Шиитов называют шиитами по той причине, что они являются последователями Али и предпочитают его остальным сподвижникам Пророка».[193] Фируз Абади пишет о шиитах: «Данным словом (ши’а) называются те, кто принял руководство Али и ахль аль-бейт. И это слово стало их особенным названием».[194]
Значение слова «шиизм»
После знакомства со значением слова шиит становится понятно, что в лексическом (словарном) значении слово шиизм[195] в буквальном смысле означает следование, приверженность. Об этом говорят известные арабские языковеды в своих трудах, таких как «Лисан аль-араб», «Тадж аль-арус», «Сихах аль-люга». В общеупотребительном терминологическом значении шиизмом называют исламское течение, считающее руководство двенадцати безгрешных имамов из пророческого рода божественным назначением, упомянутым в Священном Коране и в высказываниях Посланника Аллаха. Шиизм обязывает мусульман к следованию двенадцати имамам во всех областях исламской религии, включая вероучение, право, богослужение, политику и все остальные положения. Следование и приверженность учению двенадцати безгрешных имамов не значит, что в шиизме отсутствует следование Корану и сунне Пророка, как могут подумать некоторые. Нет, следование им означает постижение Корана и сунны Пророка посредством них и их учения. Если любому мусульманину задать вопрос о том, чему он следует, он обязательно ответит: «Я следую Корану и сунне». Но когда он отвечает подобным образом, то подразумевает, что постигает Коран и пророческую сунну посредством авторитетного для него человека. Например, в вопросах веры многие сунниты следуют Абуль-Хасану Ашари или Ибн Теймие, то есть являются приверженцами их понимания аятов Корана и высказываний Пророка, в которых идет речь о вере. В богослужении многие из них следуют Абу Ханифе или Ахмаду ибн Ханбалу, то есть их интерпретации исламского права. Точно также шииты следуют двенадцати имамам, но в отличие от суннитов шииты имеют четкие и неоспоримые указания Посланника Аллаха о необходимости следования двенадцати имамам. Достаточно упомянуть его слова: «Я оставляю среди вас Коран и ахль аль-бейт. Следуйте им и вы никогда не сойдете с истинного пути». [196] Поэтому шиизм является тем учением, которое проповедовал последний божий пророк, так как имамы из его рода являются хранителями религии, стражами истинной веры, толкователями священного писания, ключом к разрешению всех трудностей мусульман.
Спасенная община
Самой большой бедой, с которой сталкивается любая религия, является разделение ее последователей на различные течения и направления. Происходит это по той причине, что каждого человека или каждую группу людей отличают присущие только им особенности, и они постигают учение религии, опираясь на эти особенности. Прибавьте сюда также такие отрицательные моральные качества как враждебность, зависть, невежество, стремление к власти, славе и богатству, и вы познаете причины, из-за которых последователи одной и той же религии имеют разногласия в понимании ее основных и второстепенных принципов. Поэтому иудеи разделились на хасидов, саддукеев, а христиане на католиков, православных, протестантов и так далее. К сожалению, эта беда не обошла стороной и исламскую религию. Мусульмане, имевшие в эпоху Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) единые взгляды, сегодня разделились на множество толков, каждый из которых пытается убедить других в верности своего пути. Посланник Аллаха предвидел подобное разделение мусульман и предупреждал их о том, что им придется столкнуться с этой трудностью. Факт остается фактом. Сегодня мы являемся свидетелями разобщенности мусульман в вопросах веры, фикха, трактовке священных текстов. Но истинный путь всегда один, никогда не было такого, чтобы в мироздании существовало несколько противоречащих друг другу верных путей. Поэтому из большого количества исламских течений последователи лишь одного из них находятся на истинном пути, а остальные, осознавая или нет, пребывают в неведении этого пути. Каждый мусульманин обязан познать истину, каждый мусульманин, вооружившись здравомыслием, терпением и помощью Аллаха, должен исследовать эту тему и найти правильный путь. Каждый последователь Ислама обязан отыскать спасенную общину и примкнуть к ней, ведь от этого зависит его вечная жизнь в загробном мире. Огромное число исламских ученых привели в своих трудах хадис от Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), который предупреждал: «Иудеи разделились на 71 направление, христиане на 72. Моя община разделится на 73 направления и лишь одно из них спасется и войдет в рай, остальные 72 попадут в огонь». Этот хадис приведен и в суннитской литературе, и в шиитской. Из суннитских ученых, которые включили данный хадис в свои труды, можно назвать Абу Дауда, Ахмада ибн Ханбала, Хакима Нишабури, Ибн Маджу, Тирмизи, Джалалуддина Суюти, а также множество других известных имен. В большинстве суннитских книг в тексте данного хадиса отсутствует указание на то, кто же является спасенной общиной (об этом сказано только в двух вариациях этого хадиса, которые будут рассмотрены в конце главы). В хадисе сказано лишь о том, что одна группа мусульман будет спасена и введена в рай, а все остальные будут лишены этого. Вследствие этого автор тафсира «Аль-манар» пишет: «Каждое течение и направление, которое имеет убежденность в пророческой миссии Посланника Аллаха, относит себя к спасенной общине». Последователи шиитского учения всегда говорили и говорят, что смысл одних достоверных хадисов можно постичь при помощи других достоверных хадисов, точно так же, как одни аяты Священного Корана толкуются посредством других аятов. Если после прочтения какого-либо хадиса остается неясность, то эту неясность можно устранить другими хадисами, в которых необходимая тема рассматривается более подробно. Именно этим способом необходимо постигать смысл слов Пророка о спасенной общине. Когда шииты утверждают, что в данном пророческом хадисе подразумеваются они, то они подкрепляют свои утверждения неопровержимыми доводами из суннитских источников: 1. Хадис «Две драгоценности». Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «О люди! Я оставляю среди вас две драгоценности, следование которым никогда не сведет вас с истинного пути – Коран и мой род (ахль аль-бейт)». [197] Достоверность данного хадиса не подлежит сомнению, а количество авторитетных суннитских ученых, упомянувших его в своих трудах, не подлежит счету. Сопоставив хадис о двух драгоценностях с хадисом о спасенной общине, для любого разумного человека станет очевидным, что спасенной общиной являются последователи Корана и ахль аль-бейт. К ахль аль-бейт, о которых говорил Пророк, относятся двенадцать безгрешных имамов из его рода. 2. Хадис «Ковчег». Посланник Аллаха говорил: «Мой род (ахль аль-бейт) среди моей общины подобен ковчегу Ноя. Кто вступит на него – спасется, а кто отвернется от него – погибнет». [198] Это еще один из достоверных и имеющих широкую известность хадисов, в которых указывается на то, что в мире загробном спасение принадлежит последователям ахль аль-бейт. 3. Хадис «Защита». Посланник Аллаха говорил: «Звезды являются для обитателей земли (путешествующих по морю) защитой от потопления, а мой род (ахль аль-бейт) является для моей общины защитой от разногласий. Если кто-то из арабов выступит против моего рода и станет причиной возникновения раздора, то он окажется в партии Иблиса». [199] В соответствии с этими пророческими словами следование ахль аль-бейт гарантирует защиту от разногласий и заблуждений. 4. Хадис «Двенадцать руководителей». Посланник Аллаха говорил: «У этой общины будут двенадцать руководителей. Все они из курайшитов». [200] В различных версиях этого хадиса сказано, что исламская религия будет оставаться прочной, пока общину будут возглавлять двенадцать халифов, что не настанет судный день, пока не пройдет правление двенадцати руководителей. Число руководителей, о которых сказано в данном хадисе, совпадает лишь с числом безгрешных имамов из пророческого рода, которым во всех вопросах следуют шииты. Дополнив данным хадисом хадис о спасенной общине, становится ясно, кто относится к спасенной общине. 5. Хадис «Али и его последователи». Когда Всевышний Аллах ниспослал 7-ой аят суры «Ясное знамение»: «Воистину, те, которые уверовали и совершали благие деяния, они наилучшие создания», Посланник Аллаха обратился к Али: «О Али, в данном аяте говорится о тебе и твоих последователях».[201] Этот хадис приведен в огромном количестве суннитских толкований Корана и сборников хадисов. К наилучшим созданиям, которые преуспеют в судный день, Пророк отнес последователей (шиитов) Али. Они то и являются спасенной общиной.
Сунниты о спасенной общине
В двух версиях хадиса о спасенной общине, имеющихся в суннитской литературе, содержится указание на то, кто является спасенной общиной. Вооружившись этими двумя хадисами, сунниты утверждают, что спасение в судный день принадлежит им. Прежде чем мы приведем эти хадисы, считаем необходимым упомянуть два важных момента. Во-первых, хадисы о спасенной общине в большом количестве имеются в трудах шиитских ученых, и во многих их версиях прямым текстом говорится о том, что речь в них идет о шиитах. Во-вторых, сами сунниты разделены на множество идеологических и правовых течений. Ашариты, салафиты, матуридиты, мутазилиты и другие относят себя к суннитам, но в то же время считают истинным лишь свое учение. Кто же из них подразумевается в двух следующих хадисах? 1. Ибн Маджа приводит слова Пророка: «Моя община разделится на 73 направления, одно из которых спасется, а 72 окажутся в огне». Его спросили: «Кто они?» Пророк ответил: «Джамаат». [202] Не говоря о том, что цепочка передатчиков данного хадиса не выдерживает никакой критики, ответ «джамаат», что переводится как община и коллектив, не проясняет ничего. Данный хадис не облегчает понимание смысла хадиса, а заменяет вопрос «кто относится к спасенной общине?» на другой вопрос «кто относится к джамаату?» Некоторые исследователи предполагают, что задавший вопрос «кто они?», имел в виду 72 заблудших направления, а не одно спасшееся. 2. Тирмизи приводит слова Пророка: «Моя община разделится на 73 направления, одно из которых спасется, а 72 окажутся в огне. Спасшимся будет тот, кто стоит на том же, на чем стою я и мои сподвижники». [203] Подобные хадисы являются документальными свидетельствами того, как недоброжелатели шиитов выдумывали, искажали и уничтожали хадисы. Данный хадис не может быть достоверным по той причине, что первые разногласия в исламской общине начались именно среди сподвижников. Ведь именно среди них после ухода Пророка в мир иной появились расхождения во мнениях и деяниях. Именно раздоры среди сподвижников вызвали разделение исламской общины на течения и направления. Достаточно полистать страницы истории, на которых запечатлено несогласие многих сподвижников с действиями Усмана ибн Аффана, что привело к его убийству. История никогда не забудет деяний Тальхи, Зубейра, Аиши, Муавии, которые пошли войной на Али. Мусульмане всегда будет помнить нечестивого Язида, который убил Хусейна, разорил Медину и разрушил Священную Каабу, пытаясь избавиться от Абдуллы ибн Зубейра – своего конкурента за власть. Разногласий среди сподвижников было великое множество. Каким же образом сегодняшние сунниты могут быть дружной монолитной общиной, если они утверждают о своем следовании сподвижникам, разногласия среди которых доходили до кровопролитных битв?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.204 (0.013 с.) |