Упражнения, развивающие навыки чтения по дифференциальному алгоритму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения, развивающие навыки чтения по дифференциальному алгоритму



Упражнение 1. Среди приведенных ниже словосочетаний найдите следующие их виды:

1) тавтологические сочетания, в которых одно из слов является лишним;

2) словосочетания, которые не являются тавтологическими, но одно из слов можно отбросить во избежание избыточности;

3) словосочетания, в которых нельзя отбросить ни одного слова.

Первое боевое крещение, свой автограф, передовой авангард, значительно улучшить, максимально использовать, скрытые резервы, современные требования, выпускаемая продукция, большие усилия, дальнейшее развитие, в данный момент времени, впервые знакомиться, отступить назад, первый дебют, новое возрождение, в марте месяце, необычный феномен, будущая перспектива, тысяча человек народу, опять возобновить, умножить во много раз, путеводная нить, проводить в последний путь, камень преткновения, железная дорога, закадычный друг, восходящая звезда, потупить голову, впасть в отчаяние, чинить препятствия, плыть по течению, главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища.

 

Упражнение 2. Упростите предложения, отбросив избыточные слова.

1. Налицо незаконное растаскивание государственного имущества.

2. Перед своей смертью он долго болел.

3. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.

4. Существующие расценки завышены.

5.Надо подать соответствующее заявление о предоставлении ему жилпло-

щади.

5. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации.

 

Упражнение 3. Прочитайте текст за 10 секунд, ни разу не возвращаясь к уже прочитанным словам.

Текст

Японская фирма «Котото» выпускает пластмассовые гвозди, которые не намагничиваются, не ржавеют и легко распиливаются. Обычный цвет таких гвоздей молочно-белый, но с помощью специальных красителей им можно придавать практически любой цвет. Гвозди из пластмассы хорошо входят в дерево мягких и хвойных пород и даже в дубовые доски. Забивать пластмассовые гвозди обычным молотком нельзя, для этого используются специальные пневмомолотки.

(Московская правда. — 1987. — 27 мая)

Закройте текст листом бумаги. Запишите запомнившиеся вам слова. Сверьте результат. Выделите те запомнившиеся слова, без прочтения которых невозможно было бы усвоить содержание текста. Какие ключевые слова вам не запомнились? Проанализируйте, почему.

 

Упражнение 4. Подчеркните ключевые слова в следующих предложениях.

1. Любой текст — это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

6. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Упражнение 5. Упростите предложения, отбросив избыточные слова и переформулировав их своими словами.

1. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.

2. Исследователи, изучающие закономерности, развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.

3. Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

4. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

5. Если подлинная рассеянность — это результат сильной пе-реключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

 

Способы фиксации прочитанной информации

Один из видов чтения — углубленное — предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. В-третьих, чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

 

Конспект — краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, то есть его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

6. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же

тетради перечень содержащихся конспектов.

 

СОСТАВЛЕНИЕ АННОТАЦИИ

 

Аннотация (от латинского слова annotatio — заметка) — краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — ответ на вопрос, о чем говорится в статье, то есть дать общее представление о статье.

Структура аннотации

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.

Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

— «— дается анализ (характеристика, описание);

— «— приводятся результаты;

— «— излагается теория (история, методика, проблема);

— «— исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т.д.

4. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области...;

— «— представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Образцы аннотации содержатся практически в любой книге на втором листе. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

Образец аннотации

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

 

СОСТАВЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

 

Реферат (от латинского слова referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует два вида рефератов: реферат-резюме и реферат-обзор. Реферат-резюме (его еще иногда называют рефератом-конспектом) составляется по одному источнику. Реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме. Составление реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, который посвящен развитию навыков чтения, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма (о чем будет говориться в главе 2.3). В данной части мы рассматриваем только реферат-резюме.

 

Структура реферата-резюме

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция.

Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... (трех разделов и т.п.).

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что...;

В первой главе освещается.... Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...;

Вторая глава посвящена (содержит).... По мнению автора,...;

В третьей главе...;

В заключении указывается (отмечается), что..., и т.п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п.

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области...;

— «— представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие реферата-резюме от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат-резюме содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат-резюме приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата-резюме заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

Образец реферата-резюме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.024 с.)