Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика исправления дефектов дикцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа над исправлением дефектов артикуляции складывается из нескольких этапов: /. Подготовительный этап. Цель этого этапа состоит в подготовке слухового и произносительного аппаратов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе проводятся упражнения по различению звуков на слух, а также отработка опорных звуков. Например, для звука [с] опорным по месту образования является звук [и], а по способу — звук [ф]. 2. Постановка звука. Цель этого этапа — отработка правильного звучания изолированного звука. Это достигается либо путем подражания (с помощью зрительного и слухового контроля), либо механически (с помощью шпателя или ложки), либо при комбинации первого и второго способов. 3. Автоматизация звука. На этом этапе осуществляется отработка правильного произношения звука в составе более крупных языковых единиц. Упражнения проводятся постепенно, начиная со слогов, затем в словах, предложениях, в рассказе. 4. Дифференциация звука. На этом этапе отрабатывается умение различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Упражнения проводятся также постепенно, начиная с изолированных звуков, кончая скороговорками и спонтанной речью. Степень отчетливости артикуляции — это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, степень отчетливости артикуляции у них может быть разной. Например, при отсутствии зубов человек «шамкает» и его речь часто малоразборчива. Но даже когда все зубы на месте, встречаются люди, про которых говорят, что у них «каша во рту», то есть слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая. Это объясняется тем, что люди, как правило, не обращают внимания на то, как они говорят, хотя уделяют много внимания своей внешности, фигуре, часто тратя много времени на физические упражнения, развивающие мышцы тела. Но мышцы артикуляторного аппарата также нуждаются в тренировке и укреплении, и недостаточно того, что мы говорим каждый день. Для развития мышц артикуляционных органов нужна постоянная и целенаправленная тренировка. Доказательством этого служит понятие «учительский голос». Все наверняка замечали, что у учителей, ведущих урок, голос звучит совершенно по-иному, чем в тех случаях, когда они разговаривают на бытовые темы. Этот факт объясняется тем, что на уроке учитель должен говорить отчетливо, чтобы все его понимали. Он напрягает мышцы произносительных органов, они получают необходимую нагрузку и постепенно становятся более сильными, тренированными. Учительская привычка отчетливо произносить слова часто остается на всю жизнь, и по тому, как человек говорит, порой можно догадаться, что он преподаватель. Более того, четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации. Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы научиться четко произносить слова. Для этого существуют специальные упражнения. Система упражнений для укрепления артикуляторных мышц применяется на практике прежде всего в театральных учебных заведениях при обучении студентов сценической речи. Процесс обучения достаточно трудоемкий и занимает много времени, при этом необходимо заниматься под руководством преподавателя. Самостоятельные занятия также возможны, они должны осуществляться методом самоконтроля, то есть необходимо записывать собственную речь на магнитофон и постоянно контролировать характер изменений. Существуют также методики развития артикуляции для детей школьного возраста. Они представляют собой упрощенный вариант театральных методик и могут быть использованы для самостоятельных занятий.
Методика тренировки артикуляторных мышц. Упражнения, развивающие мышцы артикуляторных органов, различны по своему характеру, но, независимо от этого, их надо начинать с артикуляционной гимнастики, которая «разогревает мышцы», подготавливая их к основным упражнениям. Артикуляционная гимнастика включает следующий комплекс упражнений: 1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. 2. Вытягивание губ вперед трубочкой. 3. Чередование положения губ: в улыбке — трубочкой. 4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы.в положении улыбки. 5. Высунуть широкий язык. 6. Высунуть узкий язык. 7. Чередование положений языка: широкий — узкий. 8. Подъем языка за верхние зубы. 9. Чередование движений языка: вверх — вниз. 10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним зубам. Каждое упражнение следует повторить 5—7 раз. Далее осуществляются специальные упражнения, развивающие мышцы различных артикуляторных органов. Эти упражнения можно разделить на три вида: 1) произношение слогов, 2) произношение скороговорок, 3) речь с «камушками» во рту.
Произношение слогов Упражнение 1. Взяв небольшое зеркало и глядя в него, попытайтесь произнести гласные звуки, строго соблюдая следующие правила. Помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными. Каждый звук следует повторять по нескольку раз. Звук [у] — рот сложен трубочкой. Воздух выдыхается в узкое кольцо губ. Звук [ы] — губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней, выдыхаемый воздух должен выходить в середину отверстия между зубами. Звук [и] — расстояние между зубами — кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами. Звук [о] — форма рта — кольцо, более широкое, чем при произнесении звука [у]. Воздух идет широкой теплой струей. Звук [э] — губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами — большой палец, гортань широко открыта. Выдох направлен в середину зубов. Звук [а] — гортань широко открыта, рот — большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Воздух при выдохе очень теплый . Упражнение 2. Произнесите гласные звуки в сочетании. При этом нужно следить за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (в области живота) и за точностью открытия рта и разжимания зубов на каждом выдохе. Упражнение нужно повторять много раз в течение нескольких занятий. С каждым днем упражнение надо делать все быстрее: У— У — Ы — Ы У — У — И—И У—У—О—О У—У— Э—Э У—У—А—А Упражнение 3. Произнесите следующие сочетания согласных с гласными (слоги). Слоги нужно произносить, четко выговаривая каждый звук. Упражнение выполняется многократно в течение ряда занятий: ПА — ПО — ПУ — ПЭ — ПЫ — ПИ БА — БО — БУ — БЭ — БЫ — БИ ДА — ДО — ДУ — ДЭ —ДЫ —ДИ ХА — ХО — ХУ — ХЭ — ХЫ — ХИ КА — КО— КУ — КЭ — КЫ — КИ ГА — ГО —ГУ — ГЭ — ГЫ — ГИ НА — НО — НУ — НЭ — НЫ — НИ МА — МО — МУ — МЭ — МЫ — МИ ФА — ФО — ФУ — ФЭ — ФЫ — ФИ ВА — ВО — ВУ — ВЭ — ВЫ — ВИ ЛА — ЛО — ЛУ — ЛЭ — ЛЫ — ЛИ РРА — PРO — РРУ — РРЭ — РРЫ — РРИ ЧА —ЧО —ЧУ —ЧЕ —ЧИ ЦА — ЦО — ЦУ — ЦЭ — ЦЫ СА — СО — СУ — СЭ — СЫ — СИ ША — ШО — ШУ — ШЭ — ШЫ ЩА — ЩО — ЩУ — ЩЕ — ЩИ ЗА — ЗО— ЗУ — ЗЭ — ЗЫ — ЗИ ЖА — ЖО — ЖУ — ЖЭ — ЖЫ Упражнение 4. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должна оставаться постоянной: ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЭ — ПТЫ — ПТИ БТА — БТО — БТУ — БТЭ — БТЫ — БТИ ХТА — КТО — ХТУ — ХТЭ — ХТЫ — ХТИ и т.д. со всеми согласными.
Упражнение 5. Произнесите сочетания трех одинаковых согласных с гласными. Нужно начинать с медленного темпа, а затем с каждым днем ускорять его, доведя до быстрого: ТТТА — ТТТО — ТТТУ — ТТТЭ — ТТТЫ — ТТТИ БББА — БББО — БББУ — БББЭ — БББЫ — БББИ ХХХА — ХХХО — ХХХУ — ХХХЭ — ХХХЫ — ХХХИ и т.д. со всеми согласными.
Произношение скороговорок Скороговорки (иногда в этом смысле говорят о чистоговорках) также укрепляют мышцы органов артикуляции и обеспечивают хорошую разборчивость даже при быстром темпе речи. Скороговорки произносятся сначала медленно, спокойно, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее — четыре раза и, наконец, в восемь раз быстрее — восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании (на выдохе после глубокого вдоха). Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчетливо. Приведем тексты некоторых популярных скороговорок. 1. На дворе — трава, на траве — дрова. 2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3) Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. 4) Карл у Клары украл кораллы,,а Клара у Карла украла кларнет. 5) Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпа- ковать. 6) Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои. 7) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног,Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!
Речь с «камушками» во рту Это упражнение является одним из самым популярных и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки) и пытаться говорить так, как будто во рту ничег.о нет. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подавиться! Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи. Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов и т.п. У каждого человека есть характерная манера выговаривать слова, формализовать которую довольно трудно, гораздо легче воспроизвести (или спародировать). Доказательством этого служат многочисленные пародии на известных политических деятелей (например, характерное произношение слова «что» как [штаа] и т.п.). Эта манера не уникальна, так как близкие люди, долго живущие вместе, говорят похоже. Точно так же дети часто перенимают манеру разговора своих родителей. Иногда это особенно заметно у маленьких детей, про которых говорят: «Он (она) говорит, как взрослый». Представляется, что манера выговаривать слова связана не только и не столько с характером артикуляции, а определяется главным образом специфической ритмической структурой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями интонации. Выпадение звуков слова искажает его смысл, затрудняет устное общение и взаимопонимание. В качестве примера можно привести фразу: «Матрите, башка пишла!», что в переводе означает «Смотрите, бабушка пришла!». Манера произносить слова тесно связана с понятием стиля произношения, о котором уже говорилось в первом разделе. Нормативная, стандартная манера соотносится с полным или нейтральным стилем, а все индивидуальные особенности произношения присущи именно разговорному стилю. Например, слово «человек» некоторые произносят как [чьлавек], а некоторые — всегда как [чек]. Манера произношения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации. Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике*. 1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания. Это звуки неполного образования, часто менее интенсивные, чем языковые. Иногда они незаметны, а иногда очень заметны и вызывают раздражение у слушающих. Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делового общения, поскольку наблюдаются социальные проявления нарочитого эканья по отношению к «низшим» социальным слоям. 2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это, иногда в личных местоимениях. 3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц. 4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке. 5. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс. 6. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Назализация оценивается как вульгарная черта в речи. 7. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать. Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, — профессиональных дикторов и актеров. Существуют лингафонные курсы русского языка для иностранных учащихся, которые также содержат образцы нормативной русской речи. Всем, кто хочет улучшить свою манеру произношения, можно порекомендовать заниматься самостоятельно по этим курсам.
Голос Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Высота звука (или высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100—250 Гц, у женщин в среднем 200—400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет 2 октавы. Сила звука — интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие. Громкость — это субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе (то есть имеют одинаковую интенсивность), то высокий звук воспринимается как более громкий. Поэтому женщине с высоким голосом часто приходится слышать замечания, что она кричит или повышает голос. Тембр — важная характеристика голоса. Объективно (то есть с точки зрения акустических показателей) тембр — это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Тембр изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д. Умение владеть голосом — важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации), сила, полетность, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относят неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание. Специалисты по сценической речи (которые главным образом и занимаются развитием голоса) считают, что хороший природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон, заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить тембр. Система упражнений для развития голоса включает: 1) упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь; 2) упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полетности. Важно найти натуральную высоту тона голоса, которая обычно находится в среднем регистре человека и на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуществляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.
Интонация Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза». Человек, говорящий на родном языке, легко различает самые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Вообще публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется прежде всего в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Школьники, пытаясь придать выразительность своему чтению вслух, читают часто с завываниями, слишком громко или слишком быстро. Между тем, по словам известного языковеда С.И. Бернштейна, «диктор должен быть тем мастером звучащего слова, который при, помощи чтения создает впечатление свободной устной речи»*. Для того чтобы овладеть всей полнотой интонации языка, необходимо, во-первых, знать некоторые теоретические сведения и, во-вторых, выполнять специальные упражнения. Прежде всего необходимо усвоить, что интонация — это комплексное средство языка, которое включает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу. Мелодика — это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания. Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, то есть том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например: — Вы пойдете в театр? — Да, в театр. — Вы пойдете в театр? — Да, пойдем. — Вы пойдете в театр?— Да, мы. Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность высказываний всех коммуникативных типов обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно характеризуются более высоким уровнем суммарной интенсивности, то есть более громки, чем малозначимые части предложения. Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоят в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словами, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Здесь можно привести известную фразу «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости оттого, где делается пауза. Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Общее количество мелодических типов не ограничивается перечисленными. Например, восклицательные предложения могут быть произнесены с различными эмоциональными оттенками. Умение рационально использовать перечисленные компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки составляет одно из необходимых условий ораторского мастерства и служит предпосылкой выразительности устной речи. Для совершенствования навыков интонационного оформления речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста. Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная транскрипция, то есть запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем: 1. Разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая пауза — одной чертой, длинная — двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т.д. 2. Подчеркните те слова, на которые должно падать логическое ударение. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение. 3. Отметьте движение тона (то есть мелодику) в тех словах, которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности отмечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса — стрелкой вверх. 4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки. 5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения. Для совершенствования навыков владения интонацией предлагаются специальные упражнения, направленные на расширение диапазона голоса и вырабатывающие умение услышать и понять разницу в интонировании при чтении текста профессиональным диктором и непрофессионалом.
Интонационные упражнения Упражнение 1. Подберите любые восемь строк из стихотворения и прочтите их, повышая тон на каждой строке. Пользуйтесь повышением тона расчетливо, чтобы его «хватило» на все строки стихотворения. Определите, если есть возможность, с помощью музыкального инструмента средний тон своего голоса и начинайте читать на два-три тона ниже него. Выполняйте задание до тех пор, пока не научитесь автоматически соразмерно повышать звуковой регистр. Упражнение 2. Для выбранного восьмистишия нарисуйте схему изменения регистра строк, в которой следует переходить от строки к строке не постепенно, а большими интервалами — через несколько регистров, например:
Читайте в соответствии со схемой. Если трудно опустить голос «на дно», помогите рукой: опуская руку, расслабьте область глотки. Упражнение 3. Запишите на магнитофонную ленту текст «Последних известий», передаваемых по радио в исполнении профессионального диктора. Запишите их текст на бумагу и дайте прочитать кому-нибудь из друзей. Прослушайте обе записи и сопоставьте их с точки зрения расстановки пауз, логических ударений и мелодики. Опишите замеченные вами различия двух чтений.
Орфоэпические нормы русского языка Орфоэпические нормы — это правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Каждому режет слух, когда он слышит «пОртфель» или «магАзин», и у него сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек. В русском языке существует довольно много случаев, когда даже вполне хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации. Поэтому необходимо познакомиться с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении и стараться преодолевать их в собственной речи: 1. Произношение на месте буквы Э в начале слова в безударном положении звука И вместо нормативного звука Э: икран вместо экран, инергия вместо энергия. 2. Произношение после твердых шипящих на месте буквы А звука А вместо нормативного Ы: лошадей, к сожалению и т.п. 3. Смягчение согласного перед буквой Е в заимствованных словах типа пюре, детектив (надо произносить пюрэ, дэтэктиф) и произношение твердого согласного в словах типа бассейн, крем (надо бас'ейн, кр'ем). 4. Произношение звука Ч буквенного сочетания ЧН в отдельных частотных словах: скучно, нарочно, конечно (нужно произносить звук Ш). 5. Произношение существительных мужского рода, оканчивающихся на -ИЗМ, с мягким согласным перед следующим твердым (нужно — 3 твердый): социализьм, капитализьм и т.п. 6. Ошибки ударения в следующих частотных словах (приводится правильный вариант): квартАл, граждАнство, экспЕрт, каталОг, мусоропровОд, ходАтайство, тамОжня, договОр, дого-вОры, тОрты, пОхороны, ракУшка, свЁкла, звонИт, заключИт, баловАть, балУет, премировАть, кУхонный, глад Ильный, оптО-вый, красИвее. Более подробно познакомиться с нормами русского литературного произношения можно в книге Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение». Для практического использования можно также порекомендовать книгу И.Б. Голуб и Д..Э. Розенталя «Секреты хорошей речи».
Исполнение речи Исполнение речи — это непосредственное произнесение ее перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту. Тренировка в произнесении речи вслух является необходимой при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального произнесения: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т.п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и жестами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.012 с.) |