Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осипов С. Прионы — невидимые убийцы//Аргументы и факты. — 1996. — № 8.

Поиск

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие — болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед •вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе — «Лекарство от СПИДа» — автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что, по прогнозам немецких ученых, лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос: что дальше, какие неизвестные пока вирусы могут появиться к этому времени?

Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен сравнительно недавно обнаруженному виду болезнетворных инфекций — прионам. Прионы — это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро — за 6—8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют и другие неизлечимые заболевания — синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5—2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека — вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды — нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что людям с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно.

В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий в инвалидной коляске, в окружении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях.

Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

 

Реферат-резюме должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, заключенной в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимает необходимость обращения к статье-источнику.

 

Методика составления аннотации и реферата-резюме с использованием дифференциального алгоритма чтения

Как уже отмечалось, цель реферата-резюме — извлечение и сохранение полезной, новой информации о прочитанном. Такая информация заключена обычно в ключевых словах текста. Поэтому с этой целью можно использовать дифференциальный алгоритм чтения, облегчающий работу с текстом. Возьмем в качестве примера следующий текст.

Чтение

Несмотря на то что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяетрешать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение —означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно во внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения — изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами, и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей: определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т.п.

Для составления аннотации или реферата необходимо:

1. Выделить в каждом абзаце ключевые слова.

В приведенном тексте ключевые слова подчеркнуты.

2. Определить тему текста.

Тема — это то основное, о чем говорится в тексте. Тема данного текста

развитие навыков чтения

3. Составить план текста по абзацам с опорой на ключевые

слова.

При составлении аннотации план должен быть в виде назывных предложений, а для составления реферата-резюме — в виде двусоставных предложений:

План текста для составления аннотации План текста для составления реферата-резюме
1.Важность совершенствования навыков чтения.     2.Виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания.     3.Задания, развивающие навыки чтения. 1.Чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков про- дуктивной речевой деятельности.   2.Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания.     3.Навыки чтения можно развить, выполняя определённые задания.

 

Полученные в результате пункты плана представляют собой те проблемы, которые рассматриваются в тексте. Напомним, что проблема —- это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте. Совокупность проблем, затронутых в тексте, составляет его проблематику.

Таким образом, мы определили проблематику текста.

4. Составить текст аннотации по схеме, перечислив в ее основной части все пункты составленного плана (то есть его проблематику).

Образец аннотации

Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.

 

5. Составить текст реферата-резюме по схеме, использовав в его основной части все пункты составленного плана. При этом каждый пункт должен быть конкретизирован с опорой на ключевые слова. В приводимом ниже образце реферата-резюме конкретизирующие части выделены курсивом.

Образец реферата-резюме

Статья посвящена развитию навыков чтения. Автор доказывает, что чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности. Он утверждает, что, хотя чтение направлено на восприятие речевого сообщения, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Автор отмечает, что вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания прочитанного. Он выделяет три основных вида чтения: изучающее, ознакомительное и просмотровое. По мнению автора, навыки чтения можно развить, выполняя определенные задания. В число таких заданий входят следующие: выделение смысловых частей текста и замена их эквивалентами; пересказ или письменное изложение содержания прочитанного; прогнозирование содержания; определение функционального стиля текста; составление вопросов по тексту и т.п.

Вопросы к тексту «Медальон... от комаров»

 

Название статьи.

Автор статьи.

3. Выходные данные (название газеты, дата).

4. Какой проблеме посвящена статья?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.008 с.)