Ясность и доступность изложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ясность и доступность изложения



Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.. Примером нарушения ясности выражения и проявления двусмысленности является, например, предложение «В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют»,

Доступность (или доходчивость) изложения — это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Доходчивость предполагает ясность, но не все изложенное ясно бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов.

 

ЧИСТОТА РЕЧИ

Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать), диалектизмы и просторечные слова (чаво, здеся и т.д.), варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, — анонс, пролонгирование и т.п.), жаргонизмы (стибрили, умотать, лафа и т.п.), вульгаризмы (бранные слова).

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывает способ изложения, манера исполнения и т.п.).

 

РАЗНООБРАЗИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ

Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.

 

ЭСТЕТИЧНОСТЬ

Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы — эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными. Например, говорят «Ребенок испачкал пеленки», «У него расстройство желудка» и т.п

.

УМЕСТНОСТЬ

Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа поговорка «В доме повешенного не говорят о веревке».

 

 

Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием изменений социальной структуры. Поэтому овладение речевыми нормами представляет собой длительный процесс усвоения принципов использования языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важное в этом процессе — осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей коммуникации.

Овладение навыками основных видов речевой деятельности (чтения, слушания, письма, говорения) предполагает усвоение норм, обеспечивающих культуру речевой деятельности и способствующих повышению эффективности речевого общения.

 

Вопросы и задания

 

1. Расставьте ударения в следующих словах. Укажитe случаи, когда оба варианта произношения являются нормативными. Найдите слова, в которых произошло изменение норм постановки ударения. За справками обратитесь к словарям.

Красивее, кухонный, близка, удобнее, значимый, премированный, творог, начатый, прибыть, километр, весела, принятый, облегчить, индустрия, мусоропровод, досыта, определена, определим, договор, досуг, добела, щавель, звонит, ходатайство, насмерть, дала, завидно, диалог, каталог, алфавит, дефис, шофер.

Найдите стилистические ошибки в приводимых предложениях. Объясните, чем они вызваны. Какой критерий культуры речи нарушен в этих предложениях?

1) Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

2) Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

3) Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

4) Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

Найдите в предложениях иноязычные слова-варваризмы. Правильно ли они употреблены? Замените их подходящими по смыслу русскими словами.

1) Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа.

2) Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность Половцевых.

3) Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

4) Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

5) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

В приведенном отрывке найдите диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

— Я на конюшне или в воловне ночевать вам не обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры — подите верните быков!.. Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

— Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.

(М..А. Шолохов)

Найдите в предложениях просторечные слова, замените их подходящими по стилю синонимами.

1) К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан-исправник.

2) Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести.

3) Простакова всячески стращает Софью.

4) В брошюре содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с прибором.

5) Электричка до Пушкина отправлением 12 часов 10 минут отменяется.

6) Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку.

 

Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий кyльтypы речи нарушается в предложениях.

1) Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

2) В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

3) Ноздрев — большой любитель купить и менять свои вещи.

4) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

5) Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

6) Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений.

7) Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

 

Раздел

2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ

РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

 

Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. Есть еще, однако, малограмотные пожилые люди, которые могут читать только по слогам, и наоборот, есть люди, которые умеют читать с огромной скоростью. Выпускники школ, как правило, читают достаточно быстро, но часто малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. В то же время в процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий эффективности. Навыки чтения необходимо развивать любому человеку, поскольку это помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. Для этого следует вначале ознакомиться с сутью процесса чтения и овладеть основными приемами техники чтения.

 

Содержание процесса чтения

 

Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного. Рассмотрим содержание этих этапов более подробно.

 

На этапе зрительного восприятия важную роль играют следующие понятия.

Фиксация взгляда — остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного.

Движение глаз — передвижение взгляда с одного участка текста на другой.

Поле зрения — участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения человека составляет 1,5—2 слова (10—15 букв) за одну фиксацию.

На этапе осмысления (интерпретации) прочитанного происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях — одновременно. Здесь же зачастую осуществляется понимание подтекста, что особенно актуально при чтении публицистических произведений и художественной литературы.

 

Показатели уровня развития навыков чтения

 

Основными показателями уровня владения навыками чтения являются общий уровень чтения и скорость чтения.

Для оценки собственного уровня чтения предлагается выполнить следующий тест.

Тест

Как вы читаете

Ответьте на вопросы теста, оценивая свои ответы соответствующим числом баллов:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.014 с.)