Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.



Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

 

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

- Политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;

- Экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

- Оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда представление об искусстве стало соединятся с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX - началу XX вв. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости, организации в форме корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор – инженер-практик и менеджер, решавший проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

- научный подход к выполнению каждого элемента работы,

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего,

- кооперация с рабочими,

- разделение ответственности за результатами между менеджерами и рабочими.

Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывающих те или иные аспекты менеджмента.

Вклад в современную науку управления концепций различных школ и подходов

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые в современном менеджменте
1. Научное управление и Классическая или Административная школа
Научные принципы Рационализация выполнения работ Разделение труда в управлении Научный подход к менеджменту и принципам управления Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих
2. Школы Человеческих отношений и Поведенческих наук
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Исследование поведения людей в организациях Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
3. Количественный подход
Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники Использование количественных измерений при принятии решений Использование информационных систем управления и вычислительной техники
4. Системный и ситуационный подходы
Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации Принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов

На рубеже 50-60-х гг. в научных разработках по управлению организациями произошел качественный сдвиг, оказавший влияние на все последующие выводы и положения науки. Это было связано с использованием системного подхода к управлению предприятиями, которые стали рассматриваться как открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой. В центре ситуационного подхода – конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных переменных, рассмотрение которых позволяет решить возникшие проблемы.

С середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е гг. на первое место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают надежды на будущее.

Современная система взглядов на управление (ее называют управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего века.

Управленческая парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и практиков-управленцев и экономистов.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция». Ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям.

Старая и новая система взглядов на управление предприятием в Российской Федерации

Старая (дореформенный период) Новая (период перехода на рыночную экономику)
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом. 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования и социально-экономических процессов.
2. Моноцентрическая система хозяйствования. 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования.
3. Прямое государственное управление предприятиями. 3. Управление предприятиями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов.
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними. 4. Самоуправление организацией негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем.

 


Социальные аспекты

Характеристики реализации функций, составляющих социально-психологический аспект управления персоналом:

- в условиях традиционно-докапиталистической модели весьма велика роль морального стимулирования, оно играет не меньшую роль, чем стимулирование материальное. Однако моральное стимулирование имеет сугубо неформализованный характер. Используются позитивные средства морально стимулирования (устная похвала, похвала в присутствии других сотрудников), так и негативные (критика, публичная критика, угроза уволить). Увольнение как средство стимулирования при этом используется нечасто, поскольку это противоречит принципам патернализма, о которых говорилось выше;

- адаптация вновь принятых работников рассматривается как одна из важнейших функций управления персоналом;

- осуждаются любые конфликты в организации, в том числе и конструктивные. Господствует тезис о том, что возникающие проблемы можно решать и без конфликтов.

Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода, т.е. это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек, а:

1) приобретенный запас знаний, которые целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства;

2) использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника;

3) увеличение доходов способствует заинтересованности работника, что приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал.

ЧК – мера воплощения в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности, талант, образование, приобретенную квалификацию.

В процессе своего воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный, экономический и инновационный оборот. Следует различать функциональный кругооборот, общий оборот (индивидуального и совокупного) человеческого капитала.

Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявляется в трех главных видах:

1. Естественный оборот – обусловлен естественным выбытием и заменой работников при завершении их трудовой деятельности (при выходе на пенсию).

2. Экономический оборот – обусловлен заменой традиционно применяемой технологии, техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства, сопровождается подготовкой работников традиционно используемых профессий на средненормальном для данной отрасли уровне.

3. Инновационный оборот – обусловлен качественным обновлением технологии и техники, совершенствованием способов организации труда и производства и сопровождается переподготовкой работников, получением ими новых профессий, повышением их профессионально-квалифицированных характеристик, улучшением качества, ростом производительности их труда.

В основе экономического и инновационного оборота человеческого капитала лежит смена и обновление технологий, типов и способов труда и производства, которые детерминированы достижениями современного НТП, новыми научными знаниями, новыми способами сбора, анализа, производства и накопления целесообразной информации. Поскольку смена способов труда происходит во время и в пространстве циклически, постольку воспроизводственное движение человеческого капитала осуществляется тоже циклически.

Функциональный кругооборот человеческого капитала осуществляется посредством жизнедеятельности его носителя – живой личности человека, производительные силы которого в процессе воспроизводственного движения принимают различные функционально-логические формы. Схема функционального кругооборота человеческого капитала представлена на рисунке. Те стадии функционального кругооборота человеческого капитала, которые рассматриваются нами как стадии жизнедеятельности человека, обозначены рамками с двойной линией. А те, которые представляют собой их денежные и иные оценки – одинарной линией. Всего существует семь последовательно сменяющих друг друга логических стадий функционального кругооборота человеческого капитала.

 

1. инвестирование в человека в виде конкретных видов вложений   2. накопление человеком необходимого творческого потенциала
денежное выражение инвестиционных затрат   денежная оценка накопленного творческого потенциала
     
8. новое инвестирование в человека. Принятие решения   3. использование накопленного потенциала. Процесс труда
денежное выражение новых инвестиционных затрат   измерение процесса труда в единицах затраченного времени
     
7. повышение мотиваций, заинтересованности в новых инвестициях в человека   4. рост производительности труда и производства
денежная и неденежная оценка повышения уровня мотивации в новых инвестициях   измерение в натуральном и денежном выражении
     
6. рост уровня потреблений, повышение качества жизни человека   5. рост заработка человека и получение других эффектов
оценка стоимости жизни и реального уровня потребления   определение величины и прироста денежных доходов

 

 


Стадии формирования группы


Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами.

Типы конфликтов: а) внутриличностный; б) межличностный; в) конфликт личность–группа; г) межгрупповой.

Причины конфликта: распределение ресурсов; различие целей в подразделениях; разные стоящие задачи; различные представления и ценности у работников; различия в манере поведения; разный жизненный опыт; плохие коммуникации.

Структурные методы разрешения конфликтов:через разъяснение требований к работе; с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов; установление общей цели для всех подразделений и организаций; через систему вознаграждений.

Межличностные стили разрешения конфликтов:уклонение от конфликта; сглаживание причин конфликта; принуждение одной из сторон; компромисс; решение проблемы.

Управлять– это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций.

Признаки формального управления является опора на формально действующие организационные положения:

- использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие),

- жесткий контроль исполнения,

- учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

- слабые и сильные стороны чел. натуры (уважение, авторитет, самолюбие, заинтересованность)

- система индивидуальных или коллективных ценностей

- лидерство

Функции неформального управления:

1) реализация общих материальных и социальных интересов.

2) защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.

3) получение и передача необходимой или интересной информации

4) облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;

5) сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;

6) удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании, уважении.

7) создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;

8) адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников.

Функции формального управления:

1) установление статусов, прав и обязанностей членов группы

2) жесткое определение и распределение ролей

3) обеспечение единства всех составных частей организации,

4) связь различных подразделений с ее общими целями

5) целесообразное общественное разделение труда

6) обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации

Различия между формальным и неформальным управлением:

· по структуре:

1. неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному – запланированное организацией

2. основная причина возникновения формальных отношений – эмоции, а неформальных – достижение цели

3. формальное управление отличается от неформального стабильностью

· по целям:

В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

· по источнику влияния

1. Неформальное управление исходит от отдельной личности. Формальное управление обусловлено положением организации

2. В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу вверх, а в формальных подчиняется иерархическим полномочиям и управляет сверху вниз

· по средствам контроля:

Различаются угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

· по коммуникациям

Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, плохо определенные и пресекающие постоянные каналы – в неформальном руководстве.

· В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение.

В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.

Факторы, от которых зависит сочетание формального и неформального управления:

1) качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);

2) личность менеджера: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;

3) социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;

4) психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;

5) тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;

6) интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;

7) динамика развития коллектива, фирмы, организации

В понимании формального и неформального управления могут проявляться различные тенденции изменения их сочетания.

И еще один фактор управления – искусство управления. Искусство управления представляет собой соединение, и не просто соединение, а определенного вида комбинацию способностей, человеческих качеств, опыта и профессионализма менеджера.

Понятие эффективностьподразумевает сопоставление затрат и результатов. Повысить эффективность значит с меньшими затратами получить лучшие результаты.

под компетенцией следует понимать совокупность следующих факторов: знания - результаты образования личности; навыки - результаты опыта работы и обучения; способы общения - умение общаться с людьми и работать в группе,

Управление компетенцией должно происходить:

1) на уровне фирмы,

2) на уровне личности.

Методы амортизации

1.пропорциональный (равномерный). Списание стоимости ОС равными долями в течение всего срока службы Нам = 1 /Тн *100%, Тн – нормативный срок службы ОС, устанавливаемый государством.

«+» простота вычисления

«- » возможность недоамортизации в связи с недостаточным учетом морального износа

2. ускоренный метод (метод å чисел) рассчитывается срок службы ОС в условных годах, как сумма натуральных чисел от ед. до N где N –срок службы в годах

«+» метод позволяет в первые годы списать большую часть стоимости оборудования на себестоимость широко используется в отраслях с высокими темпами морального старения.

«-» сложность при калькулировании продукции

3.метод убывающей стоимости – предполагается, что норма амортизации по годам остается неизменной, но базой берут остаточную стоимость ОС, т.е. переменную величину.

«+» позволяет в первые сроки службы списать на себестоимость до 2/3 стоимости ОС

«-» амортизационные отчисления не возмещают стоимость ОС, т.к. процесс амортизации теоретически может вести до бесконечности, возникают «недоамортизированные хвосты»

в целях ликвидации этого недостатка комбинируют метод убывающей стоимости (в 1 срок службы), с равномерным методом начисления амортизации (во 2 срок службы)

Оборотные средства

ОбС – это совокупность ОбПФ и фондов обращения.

ОбПФ – обеспечивают непрерывность процесса производства продукции. Является предметами труда, которые полностью потребляются в одном производственном цикле и за этот цикл полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Состав оборотных производственных фондов:

-производственные запасы (запасы сырья и материалов, покупных п/ф, топливо, тары, запчасти, МБП сроком службы менее года) хранятся на складах материально-технического обслуживания, в цехах.

-необходимые запасы (заготовки, детали, узлы, сб.единицы) на разных стадиях обработки, сборки, т.е. изделия находящиеся на раб. местах в процессе изготовления.

-РБП – расходы на подготовку и усвоение новой продукции и подлежащие списанию на себестоимость в будущем с момента начала ее производства.

В бух.учете в совокупности элементы 1,2,3 – производственные запасы

Фонды обращения: - обеспечивают процесс сбыта прибыли (реализации) и функционируют в сфере обращения, к ним относят:

- готовая продукция на складах подлежащая реализации

- Продукция отгруженная, но не оплаченная (дебиторская задолженность)

- Свободные денежные средства на расчетном счете и в кассе предприятия

Краткосрочные фин. вложения и краткосрочные ценные бумаги

Показатели использования ОбС: характеризует 3 основных показателя

Коэффициент оборачиваемости– кол-во кругооборотов совершаемых ОбС за отчетный период (год, квартал).

Коб = РПгод(кв)/ОБСср.год(кв); ОБСср.год – опр-ся как среднеарифметическая величина по данным бух. учета на первое число каждого месяца.

ОБСср.год = РПгод(кв)/Коб

Потребность в ОбС прямо пропорциональна объему реализации продукции и обратно пропорциональна коэффициенту оборачиваемости.

Персонал как источник труда на предприятии:

Производительность труда:- это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, измеряемая количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции, или количеством продукции производимой в единицу рабочего времени (час, день, месяц, год).

Повышение производительности труда - объективный экономический закон развития человеческого общества. В процессе труда живой труд использует результаты прошлого, овеществленного труда (предметы и средства труда) для производства новых продуктов. Рост производительных сил означает экономию не только живого, но и овеществленного труда.

Различают следующие методы измерения производительности труда:

1. натуральный и его разновидности на основе условно-натуральных измерителей продукции;

2. трудовой и его разновидности на основе нормированного и фактически отработанного времени;

3. стоимостный и его разновидности на основе показателей объема продукции (валовой и товарной) и объема (чистой, условной чистой, нормативно чистой продукции, нормативной стоимости обработки, нормативной заработной платы

Натуральный метод измерения производительности труда наиболее распространен для оценки производительности труда на рабочих местах и в бригадах. Он может применяться также и в тех отраслях промышленности, где производиться однородные по своему составу и потребительским свойствам изделия. Натуральный метод измерения производительности труда шире, чем в других отраслях, применяется в электроэнергетике, горнорудной, топливно-добывающей отраслях промышленности, в металлургии, цементной, сахарной и других отраслях. Сущность метода натурального измерения производительности труда состоит в том, что количество выработанной продукции в натуральном выражении, измеренное в физических единицах меры, длины, массы и т.д., выражают в затратах времени на ее изготовление. Чаще всего эти затраты представляются в отработанных человеко-часах, человеко-днях. Такой расчет позволяет определить величину уровня производительности труда - выпуск конкретных потребительских стоимостей (в натуральном выражении) в единицу времени. Это единственный из всех имеющихся методов измерения производительности труда, т.е. выработку (W) в физических единицах в течение определенного времени.

 

 


1.11. Финансовые ресурсы предприятия:
это ден.дох.и поступл.,нах-ся в распоряж-и субъекта хозяйств-я и предназн.д/выполн-я фин.обяз-в,осущ-ю затрат по расшир. воспр-ву и экон.стимулир-ю раб-х. Форм-е фин.рес. осущ-ся за счет собств.и приравн-ых к ним ср-в, мобил-ции рес.на фин.р.и поступл-я ден.ср-в от фин.-банк.сист. в порядке перераспредел-я. Первонач.фомиров-е фин.рес.происх-т в момент учрежд-я п\п,когда образся уставный фонд.Его ист-ми в зав-ти от организ-прав.форм хозяйст-ия выст-т:акц.кап.,паевые взносы членов кооп-в, отрасл.фин.рес.(при сохр-и отрасл.стр-р),долгоср.кредит,бюдж.ср-ва. Вел-а уст.фонда показ-т размер тех ден.ср. –осн.и обор.,кот.инвестированы в проц.пр-ва.Фин.рес. форм-ся гл.обр.за сч.Пр(от осн. и др. видов деят.) и амортиз-х отчисл.Также-паевые и иные взносы членов труд.кол-ва.Ф.р.,образуемые за сч.собств.и приравн-х ср-в мобилизуемые на финр.и поступ-ие в пор-ке перераспр-я :доходы, продажа собств.акций, облигаций и других видов ценных бумаг, Кред.инв-ци и,Страх.возмещ.по кред.рискам, ф.р.от концернов, ас-ций, отраслевых структур, ф.р, формируемые на паевых началах,див-ды и % по ц.б. др. эмитентов,Бюдж.субсидии. Др. виды рес:Пр.от осн.деят-ти,Пр.по выполн-м научно-исследоват.работам и др.целевые дох.,Пр. от фин.оп. Ор-ция на иниц-ву и предприимч-ть, полн.матер.отв-ть обусловили 2важн.изм-я в обл.фин.взаимосвязей п/п с др. струк-ми:во-1,разв-е страх.оп.,и во-2, сущ-ое сокращение сферы безвозмездно получ-х ассигнований. В этой связи при переходе на рын.основы хозяйств-я в составе ф.р.,формир-х в пор-ке перераспр-я,все больш.роль будут играть выплаты страх.возмещ.,поступ-щие от страх. комп,и все меньш.-бюдж.и отрасл.фин. ист-ки. П/п м.получать ф.р:от асс-ций и концернов,в кот.они входят; от вышестоящих орг-ий- при сохр-ии отрасл.стр-р;от органов гос.управл.-в виде бюдж.субсидий на строго огранич.перечень затрат.Использ-е ф.р. осущ-ся п/п по мн.направл. главн.явл-ся:

Важным источником финансирования воспроизводства основных средств является : прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее использования, величина прибыли, направленная на финансирование инвестиций, определяются организацией самостоятельно, распределяется на цели накопления и потребления.

ФР – это совокупность собств. денежных доходов и поступлений извне находящихся в расположении предпр. и предназначенных для выполнения фин. обязательств, фин-ия текущих затрат, а также затрат связанных с расширением производства.ФР бывают: собственные; заемные (внешние); внешние и внутренние.

В составе внутренних источников есть прибыль, амортизация, а в составе внешних источников используют дополнительную эмиссию цен.б., в качестве заемных ден.ср. может быть бюджетное ассигнование (на возвратной и безвозвратной основе).

ФР находятся в постоянном движении и в денежной форме прибывают только в виде остатков ден.ср. на расчетных счетах в банках или кассе п/п.

Принципы организации финансов п/п.

принцип самоокупаемости и самофинансирования (должны быть собственные и заемные средства).

самоуправления и хоз. самостоятельности.

материальной ответственности (любое п/п ответственно материально).

Заинтересованность в результатах деятельности. (любое п/п стремится к мах прибыли кроме коммерческих фирм, благотворит. фондов).

осуществления контроля за ФХДП (п/п контролируют гос и негос службы).

принцип обеспечения резервов. Привлеченные источники формирования финансовых ресурсов включают денежные средства, полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридических и физических лиц. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит. Реальная возможность использовать заемные средства - это расширение практики финансового лизинга. Кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных средств - оборудования. Средства иностранных инвесторов - в основном используются путем создания на территории России предприятий с иностранными инвестициями, обьемы привлекаемых иностранных инвестиций невелики. Их сдерживают нестабильность политической и экономической ситуации, отсутствие соответствующих гарантий, высокий банковский процент. Средства федерального бюджета используются государством для решения стратегических социально-экономических задач, структурной перестройки экономики. Они могут быть использованы как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств, аккумулированных в Бюджете развития, осуществляется в случае, если обьекты включены в утвержденный перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Одна из форм воспроизводства основных средств -это капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износ основных средств. Финансирование капитального ремонта осуществляется на основе плана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции.

Принципы организации финансов предприятий.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах :

Принцип хозяйственной самостоятельности : хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли.

Принцип сбалансированности: реализация этого принципа- одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субьекта. К собственным источникам финансирования относятся : амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд.

Принцип материальной заинтересованности: объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности- извлечение прибыли.

Принцип материальной ответственности: он означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством.

Принцип обеспечения финансовыми резервами: этот принцип диктуется условиями предпринимательской деятельности ,сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя. Который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того ,в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производственных сил и производственных отношений в обществе.

Источники финансирования: 1) Внутренние (собственные средства; собственный капитал); 2) Внешние (заемные средства, привлеченные средства; заемный капитал). Заемный капитал: 1 – ссуды банка; 2 – заемные средства; 3 – средства от продажи облигаций и др. ц/б; 4 – кредиторская задолженность. Собственный капитал: 1 – капитал, предоставленный собственниками (УК); 2 – резервы накопленные п/п (добавочный капитал; резервный капитал; накопленная прибыль); 3 – прочие взносы ЮЛ и ФЛ (целевое финансирование; благотворительные взносы). Принципы использования финансовых ресурсов:1)Первоочередное направление средств на выполнение фин. обязательств перед бюджетом; 2) Направление части средств на расширение и обновление производственного потенциала п/п; 3) Направление части средств на образование резервных и страховых фондов; 4) Направление части средств на стимулирование работы трудовых коллективов.Соотношение м/у фондом накопления и потребления 60 % и 40 % соответственно является оптимальным. Фонд потребления создается за счет отчислений от прибыли и направляется на выплату единовременных поощрений, мат. помощи, оплаты дополнительных отпусков и т.д. Он делится на: Фонд материального поощрения и Фонд социального развития. Фонд накопления формируется за счет отчислений от прибыли, безвозмездно полученных средств, средств бюджета, централизованного фонда вышестоящих организаций, добровольных объединений, амортизации и направляется: на приобретение и строительство Осн. Фондов, финансирование НИОКР, подготовка и переподготовка кадров. Резервный фонд создается так как в рыночной экономике п/п является субъектами рисковой деятельности.

 

1.12. Доходы и Расходы п\п: С вступл-м в д-вие Полож-я по бух.уч."Дох. орг-ции" ПБУ 9/99 все Д и Р п\п в зав-ти от хар-ра,усл-я получ-я и направл-й деят-ти подраз-ся на:
1)Д и Р от обычн.видов деят.;2) операц.Д и Р; 3) внереализ.Д и Р,а также чрезвыч.Д и Р. Такая класс-ция прим-ся исключит-но д/составл-я бухг.отч. и соотв-т стр-ре Отчета о Пр и убытках. Д и Р от осн.вид.деят.:выручка от продажи прод., т.(вып-я работ,оказ-я у.) и расходы,связ.с изгот-м этих прод.,т.и их продажей,а также Р, осущ-е кот. связано с выполн-м работ,оказ-м у..
К Д и Рот осн.видов деятельности в перв.оч. отн-ся ДиР п/п,кот. связаны с той деят-ю, кот. явл. целью созд-я п/п.
В соовии с треб-ми ДиР п/п,связ. с уч-ем в уст.кап. др. орг-ций м.учитыв-ся как в составе ДиР от осн. видов деятельности, так и в составе операц-х ДиР,в зав-ти от того,явл-ся ли они предм-м деят-ти п/п.Д/целей бухг.уч. п/п самост-но делает выбор по отраж-ю этих доходов,исходя из хар-ра своей деят-ти,вида Д и усл-й их получ-я. На практике при реш-и вопроса о порядке признания в бухг.отч.Д в части осн.видов деят-ти и операц. След-т учит-ть не только хар-р хозяйств. оп-ции,в связи с осущ-ем кот.призн-ся Д,но и их размер (треб-е существ-ти).Так,еслиД за отч.период сост-т 5 и более% от общ.суммы Дп/п или удовл-т др.призн-м сущ-ти,то они д/б отражены как Д от осн.видов деят-ти.
Если объекты,находящ-ся на балансе п/п обслуж-т только раб-в этого п/п,то оказ-е у. (у. дет.садов,ясель,стол-х,ЖКХ)не м. рассм-ся как вид деят-ти п/п,т.к.цель их оказ-я не связана с получ-м Пр;ДиР д.отраж-ся в составе операц-х.
Операц.ДиР:1)поступл-я и Р,связ.с предоставл-м за плату во врем.польз-е -активов п/п, - прав, возник-х из патентов на изобр-я,пром.образцы и др.видов интеллект.собств-ти,а также поступл-я, связ.с уч-м в уст.кап. др. орг-ий. Эти поступл-я отн. к опер.Д,если они не явл. предм-м деят. п/п; 2)поступл-я и Р от продажи осн.ср-в и иных активов,отличных от ден.ср-в(кроме иностр.валюты),продукц.,т.;3)поступл-я и Р, получ-ые в рез-те совм.деят.(по договору прост.товарищ-ва);4)%,получ. за предоставл-е в п



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.011 с.)