Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методические подходы к изучению экономики региона.

Поиск

Экономика региона явл. объектом изучения регион. эк-ки.

Регион - крупн. территория страны с примерно однородн. прир. усл. и с опред. направл-тью разв-я производст.сил. Предметом РЭ изуч-е соц-экон.регион.размещ-я производит.сил РФ, разв-е ее отраслей эк-ки,прир-экон.,демограф., экологич. особ-ей регионов, также меж, внутри и м\унар. связей.

Методы:

1.Балансовый-составление отрасл.и регион. балансов, кот.позв-т выбрать оптим. соотв-е м\у отраслями рын. спец. и отр-ми доп-ми эк.-комплекс региона. Балансы необх. как основа д\заключ-я межрегион. Связей и экон. обсонов-я размещ-я п\п на данной тер-рии. С его пом. осущ-ся расчеты нормативов эл\эн, топлива, прод, итд.

2.Картографич.-иллюстр-ся,анализ-ся экон. показ. региона и выраб-ся стратегия региона (диаграмма, карты).

3.Метод математическо - экономического моделир. - строятся модели и просчитыв-ся необ. показатели.

4.Системный ан. - комплексно изуч-ся стр-ра хоз-ва внутр.взаимосвяз.субъектов,анал-ся прямые и обратные связи м\у субъектами.Вкл.в себя принцип этапн-ти.

5.М.программно-целевого прогноз-я. Виды региональн. программ: по ур. значимости (:межгос., гос., регион).; по территор.э-ти (республ., областн., автономн., краевые, городские); по функцион. орг-ции (инновац.,соц.-экон., инвестиц., экологич., организац.-хозяйств.); по масшт-ти (комплексные, моноцелевые); по содерж-ю решаемых проблем (эффект. использ-е экономич. потенциала, формир-е территор. - производст. компл., созд-е новых произв-в и раб.мест, сглажив-е порайонных различий); по хар-ру возн-я проблемы(планово-прогнозные, экстренные, ср.срочн., долгоср., коньюктурн.); по эф-ти финанс-я (дотируемые, самоокуп-ые), по отрасл. локализации (отрасл., подотрасл., межотрасл.); по хар-ру связей межгос., внутригос.); по ист-ку фин-ия (централизов., местные, смешан., иные).

6.Методы прогнозиров-я – составление прогнозных планов разв-я экон.потенциала региона не менее,чем на 15л. Осн.зад. РЭ явл. разраб-ка с пом.этих методов экон.стратегии и соц.развития региоов как в отд-ти,так и страны в целом.

Экономич.потенциал-сов.спос-ть отраслей эк-ки региона произв-ть пром.и с\х прод., осущ-ть капит. строит-во, перевозки грузов,оказ-ть у. нас-ю в опред. историч. момент.

Элем-ты экон.потенциала: Геополитич. (опред-ся географ. потенц. и факторами разв-я); природный (опред-ся наличием прир. рес.); производств. (опред-ся матер. - технич. базой тер-ии, овеществл. капитал в произв.и непроизв. сф.; демографич.; п.соц. сферы (опр-ся возм-ми функцион-ия здравоохр., ЖКХ, и тд; финансовый (фин.рес.и возм-ти региона); духовный (опр-ся историч. опытом разв-я ргиона, трад-ми общ-ва,к-ры, образовая); управленческий (опред-ся ур.и сост-ем кадров, организац. форм п\п, м.управл-я,технол-я управл-я);

Содержание региональной политики: освоение слаборазвитых тер-рий.юрек-ция депрессивных пром.р-ов;децентрализ-я агломераций и р-ов,конц-ция пром.произ-ва; образов-е новых пром.узлов за пределами гор.поселений и не связ. со старыми пром.центрами.

 

1.28. Налогообложение (основные термины и определения)

Налоги - обязат. сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установл. в законодательном пор-ке. Налоги явл.необ.звеном экон.отн. в общ-ве с момента возникновения государства. Изъятие гос-м в пользу общества опред. части стоимости внутреннего продукта в виде обязат.взноса составляет сущность налога.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сборщики налогов и (или) сборов

прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов.

Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законный представитель налогоплательщика:

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены иными федеральными законами.

Принципы налогообложения: 1. Установление налогов на основе закона – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.2.

2.Принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот, в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала.

3.Принцип понятности налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать.

4. Принцип экономической обоснованности налогов – налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.

5. Принцип эффективности налогообложения – максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога.

6. Принцип единства налоговой системы РФ – запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство РФ.

Функции налогов в условиях рыночной эк-ки. Функция - это проявление сущности налога в действии.

1) фискальная – обеспечивает доход бюджета, наполняет казну государства.

2) контрольная – призвана оценивать эффективность налогового механизма, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему.

3) стимулирующая – осуществляется ч/з систему льгот.

4) воспроизводственная – несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги в дор. фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Структура построения налог. системы: 1. федер. налоги; 2. республ.; 3. местные.

Налоговая система РФ – совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков на территории страны. Основы определены в НК РФ. Налоговая система в любом гос-ве основывается на

1) историческом опыте развития гос-ва,

2) особенностях полит. и соц.-эк. развития гос-ва.

В Российской Федера­ции” трехуровневая система налогооблож. прибыли, орг-ций и физ. лиц (сейчас НК).

1 уровень — это фед. налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общерос­сийским закон-вом, формируют основу доходной части фед. бюджета, поскольку это наиболее доходные ис­точники. За счет них поддерживается фин. стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. (НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, на приб организаций, на добычу полез ископаемых,сбор за животный мир и водные биологич ресурсы, водный налог, гос пошлина)

2 уровень - налоги субъектов в составе РФ (региональные налоги). Региональные налоги устанавливаются пред­ставительными органа-ми субъектов РФ, исходя из общероссийского закон-ва. Часть региональных налогов отно­сится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. (трансп нолог, на игорн бизнес, на имущество организаций).

3 уровень — местные налоги (земельный налог, на имущ ФЛ).

Налоги как интсрумент бюджетного регулирования: федерат.хар-р РФ, включ.89нац-гос.образ-й,существ.различия в соц-эк.развитии суб-ов объек-но требуют учета этих особенностей в фин-бюдж мех-ме.Расшир-е самост-ти и отв-ти суб-в РФ в соц-эк деят. сопровожд-ся укрепл-м фин.базы рег-ов, поэтому часть наолг.поступл., аккумулир.в федер.бюдж., путем бюдж.регул. перераспедел-ся м\у ниже стоящими бюдж.: регион. и местн.

 

Ф-ции налогов:

1.распеределительная - выражает сущность их как централизованного, фискального механизма распределит. отн. в общ-ве. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов гос-ва и необходимость для осуществления собств. функций (оборон., природоохр, и др.);

2.Регулирование - соцподфун.и стимулир., реализ.ч\з сист.льгот и преференций(предпочт-й). Законодательством предусмотрены виды льгот: необлаг-й мин-м объекта налогообложения, освобождение от уплаты налогов отд.л. или катег.плательщиков, понижение налоговой ставки. Преференции устанавливаются в виде скидок (отмены) тамож. пошлин на ввозимые в страну товары.

3.с распределительной функцией связана контрольная, сущ-ть кот. в количсетвенном отражении и соотв-ии налог.платежей и налог.поступл. В единстве эти ф-ции определяют фин-бюдж.отношения и налог.политику.

 

 

Налоговая система РФ

Налог (по НК) – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности хозяйственного ведения и оперативного управления денежных ср-в в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и/или муниципальных образований.

НКРФ устанавливает общие принципы налогообложения в РФ, в т.ч.

1) виды налогов и сборов, взимаемые в РФ

2) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

3) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых орга-нов;

4) ответственность за совершение налоговых правонарушений

5) методы налогового контроля и т.д.

Налоговая система РФ выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение само­стоятельности и ответственности 89 национально-государствен­ных и административно-территориальных образований России в решении соц.-эк. проблем сопровождается укреплением их фин. базы, осуществляемым перераспре­делением фед. налогов.

Налоговая система РФ – совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков на территории страны. Основы определены в НК РФ. Налоговая система в любом гос-ве основывается на

1) историческом опыте развития гос-ва,

2) особенностях полит. и соц.-эк. развития гос-ва.

В Российской Федера­ции” трехуровневая система налогооблож. прибыли, орг-ций и физ. лиц (сейчас НК).

1 уровень — это фед. налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общерос­сийским закон-вом, формируют основу доходной части фед. бюджета, поскольку это наиболее доходные ис­точники. За счет них поддерживается фин. стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. (НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, на приб организаций, на добычу полез ископаемых,сбор за животный мир и водные биологич ресурсы, водный налог, гос пошлина)

2 уровень - налоги субъектов в составе РФ (региональные налоги). Региональные налоги устанавливаются пред­ставительными органа-ми субъектов РФ, исходя из общероссийского закон-ва. Часть региональных налогов отно­сится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. (трансп нолог, на игорн бизнес, на имущество организаций).

3 уровень — местные налоги (земельный налог, на имущ ФЛ).

Принципы налоговой системы: 1. Установление налогов на основе закона – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.2.

2.Принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот, в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала.

3.Принцип понятности налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать.

4. Принцип экономической обоснованности налогов – налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.

5. Принцип эффективности налогообложения – максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога.

6. Принцип единства налоговой системы РФ – запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство РФ.

Функции налогов в условиях рыночной эк-ки. Функция - это проявление сущности налога в действии.

1) фискальная – обеспечивает доход бюджета, наполняет казну государства.

2) контрольная – призвана оценивать эффективность налогового механизма, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему.

3) стимулирующая – осуществляется ч/з систему льгот.

4) воспроизводственная – несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги в дор. фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Принципы налогообложения по Адаму Смиту:

1) определенность – требует, чтобы сумма (ставка), способ и время платежа были заранее известны налогоплательщику.

2) удобность – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который является удобным для плательщика.

3) экономия – заключается в сокращении издержек по взиманию налогов, в рационализации системы налогообложения.

4) справедливость – равномерность распределения налога соразмерно доходам (реализуется на уровне подоходного налога).

Структура построения налог. системы: 1. федер. налоги; 2. республ.; 3. местные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.01 с.)